К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
rdquo;В сетях стало душно от переизбытка писателей и поэтовrdquo;, - замечает Марат Куприянов в rdquo;Дневникеrdquo; на своей личной странице. Не он один так чувствует среду, он своеобразно вторит В.Войновичу - rdquo;Обилие поэтов - признак дикости народаrdquo; (роман rdquo;Монументальная пропагандаrdquo;). Он задаётся вопросом: rdquo;Зачем я то здесь пишу? Что сам себе доказать пытаюсь? Или выпил немного больше, чем следует? ...Послать куда подальше этот заповедник лести, обмана и тщеславия? Где почти всё не настоящее, и слова и чувства.rdquo; Сам же отвечает на свой вопрос: rdquo;Это болото, убивающее почти каждого. Блажь... Она виновница, я знаю. А вдруг... Вдруг, в этой стране есть непуганый уголок, где не выживает глупость? Где виртуальная реальность обретает человеческие черты и страсти. Светлые ли, тёмные, какая разница - не лубочные...rdquo; И делает вывод: rdquo;Верьте хулящим - они правду говорят.rdquo; В rdquo;Интернет-хулиганочкеrdquo; он развивает мысль дневниковой записи: rdquo;Интернет - пространство общения. Скажу прямо: не сторонник rdquo;сюси-пусиrdquo; ахов в духе Эллочки-людоедки, кои сплошь и кряду присутствуют на страницах поэтических салонов. Не знаю, как кого, но меня раздражает явный перебор хвалебных эпитетов там. Бывает, умышленно делаю явный ляп в стихе и смотрю, сколько он проживет. А вот от кого схлопочу за это rdquo;зуботычинуrdquo; - тот и вызывает интерес.rdquo;
Я попробую сказать правду. Нет, не хулить и не бить по зубам, а поделиться наблюдениями, тем хорошим и не очень, что заметил. Мой выбор стихов для обзора случаен и мал, но, думается, и его достаточно, чтоб обозначить пристрастия, манеру и поле зрения автора. И конечно же уровень мастерства, насколько доступно моему пониманию, в соответствии с моим личным восприятием поэзии.
Странная вещь, дневник - вроде бы дело сугубо личное, но rdquo;Дневникrdquo; любого автора на rdquo;Планете Писателяrdquo; доступен всем. Может быть, поэтому мало кто им пользуется. М.Куприянов записал: rdquo;...моё правило: смотреть в глаза... Если что, покажите, где тут скала для неправильных? Я не в обиде буду... И плевать, если не будут читать. С колокольни, если не поймут. Важно, что сказал...rdquo; Да, поэт нуждается в самовыражении, даже и в молчаливом, но не менее важно быть услышанным. Оценка сказанного не столь важна, но без читателя поэт мёртв. Как будто действительно rdquo;с колокольниrdquo; или rdquo;со скалыrdquo;.
Мысли такого рода естественны для М.Куприянова - его любимые, так называемые rdquo;крестьянскиеrdquo; поэты Н.М.Рубцов и Н.А.Клюев были убиты, а С.А.Есенин покончил с собой. Он считает их своими учителями и следует их традиции, разделяя их мироощущение и миропонимание. Он сочетает любовь без сусального умиления к деревне, к природе и народную напевность рубцовской строки с жуткой, беспощадной правдивостью и насыщенностью клюевской. Он любит петь свои стихи, приспосабливая их к требованиям и особенностям песенных текстов в отдельных rdquo;песенныхrdquo; вариантах. Как и его учителя, он чувствует себя насквозь русским, его взору представляется постепенная потеря rdquo;русскостиrdquo; российскими городами; его душа находит отдохновение в деревне. И болит в деревне в то же время. А то ведь сейчас какие россияне в больших городах - образок на шею рядом с крестиком нательным, да и в церковь по случаю, рядом с батюшкой норовят, чтоб все видели усердие. Предложи такому в деревню - выругается и не перекрестится, потому что русский он снаружи только, а внутри у него - ни крестика, ни образка, ни храма божия, ни молитвы, ни веры православной. Для него деревня - загородная дача, да чтоб деревенских поблизости не было, ведь разворуют, сломают, а то и подожгут - всё на пропой, да спъяну. Атеисты от православия, притворяющиеся верующими - что может быть более лицемерным, более отвратительным? Только отцы церкви, способствующие всеобщему лицемерию.
Куприянов не лицемерит, не демонстрирует внешние признаки своей rdquo;православностиrdquo;, но почитайте его стихи - они пронизаны самосознанием русского человека.
rdquo;Когда-нибудь меня забудутrdquo; (из цикла стихов rdquo;Мужицкоеrdquo;).
www.wplanet.ru/index.php?show=textamp;id=3048
Этим программным стихотворением открывается цикл. Коротко и только о главном - кто я? Кто вокруг меня? Что для меня поэзия? Этими вопросами задаются все поэты - от просто хороших до гениальных. По-настоящему имеет значение не то, что думают другие, а самооценка - традиция русской поэзии, заложенная отцами-основателями В.К.Тредиаковским и М.В.Ломоносовым, утверждённая А.С.Пушкиным (rdquo;Ты сам свой высший судrdquo;) и продолженная до наших дней. М.Куприянов ощущает себя частью своего народа, rdquo;мужикомrdquo;, а потом уже поэтом. Он с горечью говорит о rdquo;...нашей, вечной русской грязиrdquo;. Он с усмешкой недоверия отзывается о царствии небесном: rdquo;покои Божьей халабудыrdquo;. В отличие от М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, А.С.Пушкина и В.Я.Брюсова, которые были уверены в вечной памяти о себе и сочли за лучшее сказать об этом словами Горация, он знает, что его забудут. И если даже есть реинкарнация, он возродится тем, кем был - русским мужиком, хотя и хочется, чтобы rdquo;Живой осталась крошечка, / Хоть капелька меня...rdquo; (из стихотворения rdquo;Нет Бога. Солнце обручем...rdquo;, которое входит в другой цикл - rdquo;Под сто с прицепом...rdquo;).
Я не ставлю себе задачу разобрать весь цикл. Упомяну только любопытное наблюдение автора: rdquo;Звучит в ушах, отголоском шага, /Чужого стиха строка.rdquo; Знакомо каждому - привяжется строка, и никуда от неё не деться. В особенности, на ходу - приноравливается к ритму шага, как строевая песня. Меня однажды доконала rdquo;Мари полюбила Хуана, полюбила - и всёrdquo;. Господи, ну ничего же особенного, а прилипла, как жвачка к подошве - никак не отдерёшь.
И не пройти мимо бабьего лета, спроецированного на милый сердцу автора сельский пейзаж. rdquo;Бабье лето спелым квасом / по ржаному полюrdquo;.
rdquo;Старый домrdquo;.
www.wplanet.ru/index.php?show=textamp;id=3100
Рассматривается автором как rdquo;Дополнение в цикл. Одноэтажная страна.rdquo;., который освещён в обзоре rdquo;На взгляд С. Прокатова. #13rdquo;. Приведу цитату из обзора.
rdquo;rdquo; Одноэтажная страна / На картах мира не видна...rdquo; Смотря какая страна и на каких картах. rdquo;Одноэтажная Америкаrdquo; - основа нации, её здоровое ядро. Она, как и городская часть страны, пользуется всеми благами цивилизации и, как везде, страдает от них же. Другое дело сельская Россия - rdquo; Забыта, пропита, распята. / А за кружочками столиц - / Ни духа русского, ни лицrdquo;. Как везде, большие города в части духа и лиц почти одинаковы, только старая архитектура разная - гордое свидетельство былых национальных различий. Потому и тянет остро чувствующего, что он - русский, в деревню, где rdquo;...петухи наперебой / Кричат рассветную побудкуrdquo; Но он остаётся там, где есть - это недосказанность, читаемая между строк.rdquo;
Насквозь русский поэт Н.Рубцов, которого М.Куприянов любит и считает одним из своих учителей, и чью поэтическую манеру частично использует, в своей rdquo;Прощальной песнеrdquo; уходил из деревни в сомнении: rdquo;Может быть, я смогу возвратиться, / Может быть, никогда не смогуrdquo;; Куприянов в деревню возвращается, вдыхая хлебный дух печного дыма - оба говорят об одном и том же, о горечи расставания. Возвратившись в старый дом, лирический герой не чувствует себя своим в деревне - старушка на улице не признала, а дом, rdquo;...ветхая избушка / Отвечала взглядом мне, грустным и пустым.rdquo; А дальше - поэзия возвращения насыщена ярким образом запустения, ощущением расставания:
rdquo;Зарыдали, голося, петли на калитке,
Да с отцовской хрипотцой скрипнуло крыльцо,
Дверь вздохнула, колыхнув паутин накидки,
Гулким эхом кряжистых, вековых венцов.rdquo;
Несколько смущает rdquo;И открыли облака полог голубойrdquo;: облака и есть полог, они открыли что-то, спрятанное за пологом. Немного сомнительно и само применение слова rdquo;пологrdquo;, ведь это - занавеска, нечто висящее вертикально, а не простирающееся горизонтально, как облака.
Глубоко печальный лирический стиль выгодно отличается от некоторой грубоватости рубцовской лирики. Ученик превзошёл учителя, по крайней мере, в этом стихотворении. Автор кокетничает, говоря в предисловии к стихотворению: rdquo;Написал только что, потому пока - отдельно, для обсуждения.rdquo;
rdquo;Скоро веснаrdquo; (цикл стихов).
www.wplanet.ru/index.php?show=textamp;id=2976
М.Куприянов пишет циклами, он мыслит циклами. Цикл коротких стихов много лучше, чем пространное одиночное стихотворение или поэма, позволяет понять поэта, почувствовать разные оттенки одной темы, не уставая от длительного чтения. В этом смысле он сродни венку сонетов, но свободен от униформы - автор волен варьировать ритмической и строфической структурой, другими инструментами стихосложения. Цикл обладает ещё одним, на мой взгляд существенным, свойством: случающееся не очень выразительное стихотворение расценивается не как неудача автора, а как слабый элемент добротного целого.
Вступительное стихотворение цикла rdquo;Скоро веснаrdquo; после rdquo;Старого домаrdquo; воспринимается как проходное. Меланхоличное наблюдение, выраженное без обычной для Куприянова яркой образности, без чувства вовлечённости, разве что последняя строка rdquo;Как без людского тепла я продрог...rdquo; и rdquo;Март, отзвони по ушедшим капельюrdquo;. rdquo;И обнадёжь, что не мой нынче срок...rdquo; - ритмически выпадает из общего песенного строя, трудно произносимо, да и предоставляет возможность другого прочтения: rdquo;немой нынче срокrdquo;. Ну и rdquo;старый забытый погостrdquo; не так уж забыт, если там rdquo;новые двериrdquo;. И совершенно чуждое общей стилистике стиха словосочетание rdquo;божья братваrdquo;.
Но следующие за вступительным стихи цикла ярко демонстрируют многослойную тревожную лиричность, одновременное ощущение счастья и печали - картинки, оправленные разными рамками и наполненные переменным по яркости светом. rdquo;Двое среди зимыrdquo;, и оба предчувствуют расставание, и оба его не хотят. Они ещё вместе, но разъединяющий холод уже в них. rdquo;Двое - в виньетке льда...rdquo; А может быть, под rdquo;лёгкое виноrdquo; и rdquo;глазёнки виноградаrdquo;, под rdquo;жар флиртаrdquo; и rdquo;светлый блюзrdquo; возвратится rdquo;Позабытый сон весенний, / Тот, которым я живуrdquo;? Пусть только на одну ночь, пусть короткий, но желанный обман, а там опять горькая правда - зима бывших весенними отношений.
Несколько наблюдений по ходу. Давайте будем избегать рифмы rdquo;любовь-вновь-кровьrdquo; - ещё во времена Пушкина над ней посмеивались как над банальной (в общем значении слова) банальной (в терминологическом смысле) рифмой. Она и 170 лет спустя в ходу и вызывает усмешку графомана: ага, и мастер не безгрешен - изобретательности маловато. В особенности рядом со вкусными созвучиями rdquo;завтра-залпомrdquo; и rdquo;полночь-полныйrdquo;. Строки rdquo;Где разлуки жерновами / Не смолола жизнь любовь...rdquo; допускают противоположные толкования: rdquo;жизнь в жерновах любвиrdquo; и rdquo;любовь в жерновах жизниrdquo;
Жизнь медленно, но лечит - rdquo;Мне пропишет из минут / Капельницу времяrdquo;. Зима разделила мир на одну единственную и всех остальных. Но если случится чудо, возвратится весна, rdquo;...я тобой / Снова заболею...rdquo; Надеждой началось - rdquo;Скоро веснаrdquo; - надеждой закончилось. Вот о чём этот короткий цикл - не терять надежды. А вы думали, ещё об одной ушедшей любви?
rdquo;Бедаrdquo;.
www.wplanet.ru/index.php?show=textamp;id=3362
Если бы я писал эссе о сходстве и различиях поэзии и песенных текстов, то лучшей иллюстрации не нашёл бы.
Лирический герой видит себя в деревне - сначала пурга разметала снега ПО ПОЛЮ, потом капель со СТРЕХИ, т.е., с крыши сельской избы. Куприянов любит деревню, она присутствует явно или неявно во многих стихотворениях.
rdquo;Облака закрыли свет, / И на небе больше нет / Солнышка.rdquo; - нарочито упрощённая смысловая тавтология, бессодержательная в поэзии, но эффективно действующая в песне, причём, не примитивным повторением слов, а перефразировкой значения первоначальной строки. rdquo;Так зачем жить одному...rdquo; - многоточие предполагает определённую интонацию, а строка прямо требует вопросительную. Вот если бы что-нибудь вроде rdquo;жить не стоит одному...rdquo;, что-нибудь с утвердительным акцентом, тогда и следующие строки rdquo;Мысль бредовую смахну / С горлышка.rdquo; тесно к ней привязываются. Необыкновенно ёмкие строки, несущие обильную информацию, что характерно для высокой поэзии, но не очень соответствует принципу простоты песенной строки. rdquo;Страх, испарины налет - / Инеем.rdquo; - при чтении вслух и глазами делается пауза, разделяющая страх и испарину, в песне само собой получится rdquo;страх испарины, налёт инеемrdquo;, с ложным смыслом пар слов до запятой и после. rdquo;Ты чуть-чуть...rdquo; - ничего не спасает от rdquo;тычу чутьrdquo;. rdquo;Напророчила пурга, /...С неба грянули в набатrdquo; - никогда не приходилось слышать гром во время снегопада. В песне сойдёт, строки между этими двумя раздвинут их, в поэзии - нет, глаза видят их вместе. rdquo;На лазурном алтаре / Ворковала на заре / Горлицаrdquo; - сначала я не мог понять этот образ, rdquo;на лазурном алтареrdquo; Но вспомнил: rdquo;Неба российского светлый лазурный алтарьrdquo; (С.Данилов). Ну да, облака раздвинуты, открылось лазурное небо. Но rdquo;лазурный алтарьrdquo; - образ оставленной родины у поэта-эмигранта, а у Куприянова - ассоциация с чистым небом после снегопада. Сложная шарада, которую мало кто сможет разгадать. Умышленное использование бедных рифм приближает стиль к народному, что в пользу песни, но не очень приветствуется в хорошей поэзии.
А теперь мой пунктик. Читающие обзоры знают - я пользуюсь всяким случаем, чтоб показать сходство мыслей и образов двух пишущих, не знающих друг друга, на противоположных концах Земли, в разное время.
Строки М.Куприянова:
rdquo;Петр раздвинул облака -
Заходи, погрей бока,
Висельник.
Врешь, курчавый, до звонка,
Мне пожизненно срока
Писаны.rdquo;
(Кстати, здесь бы впору и закончить стихотворение. Но не песню - ударные завершающие строки, повторяющие начало, усиливают эффект сдержанной надрывности).
Мои (почти 5 лет тому назад):
Не представляю, чем святые заняты?
Я искренно покаялся в грехах,
моих остротах и моих стихах,
мне в рай уже пора, но двери заперты.
Стоит привратник, строгий вид и палица,
молчит сурово, аж мороз по коже,
но я надежды не теряю всё же -
а вдруг он передумает и сжалится.
Оценит и поймёт мой труд стоический,
ночей бессонных тени под глазами,
обманется седыми волосами
и вслушается в лепет поэтический.
И обратит вниманье на беду мою,
смахнёт слезу, прочувственно моргая,
и широко раскроет двери рая,
и пригласит войти.
А я подумаю.
rdquo;Здравствуй, мама...rdquo;
www.wplanet.ru/index.php?show=textamp;id=3202
rdquo;Мама, я не плачу, / Это дождь идет.rdquo; - нет, это плач, дождь слёз, безнадёжная тоска, от которой ничего не спасает. Большой, серьёзный, состоятельный - горю наплевать, горе сразу делает маленьким, беспомощным, бедным. rdquo;Я спешил к тебе живой, / Вышло - поминать, вот.rdquo; Некоторая нечёткость мешает восприятию в качестве стихотворения, а не песенного текста, хотя спутать невозможно - типично песенный текст. rdquo;Я спешил к тебе живойrdquo; - я живой или ты живая? Определённости придало бы что-нибудь вроде rdquo;я к живой тебе спешилrdquo; или rdquo;я спешил к тебе, к живойrdquo;. Щемящее rdquo;У меня нет мамы...rdquo; вызывает слёзы слушателя, но исполнителю плакать не по чину - вот вам и правда искусства. А читатель, в данном случае я, печалится, не теряя требовательной бдительности. rdquo;сороков-кучи тойrdquo; - рифма бедная терминологически, нищая, если простым языком. Естественнее вообще без рифмы, как в припеве.
Публикуя песенные тексты, автор указывает исполнителей той или иной песни, а кто пишет музыку?
rdquo;Игра банальными словамиrdquo; (цикл стихов).
www.wplanet.ru/index.php?show=textamp;id=2938
М.Куприянову удаётся использовать созданные другими образы, избежав вторичности - коварной опасности, поджидающей сочинителя на этой тропе.
rdquo;Снег ложился на ресницы / Мягким пухом Синей птицы, / А потом слезою талой
Грустно капал со щеки... rdquo; Кто только ни писал о снеге на ресницах! Радуюсь, когда вижу затасканный образ в совершенно новой интерпретации, свежей, оригинальной, неожиданной. Всё зависит от индивидуальности, от оригинальности мышления, от дара видеть в необычном свете, как чёрного дрозда - синим. Пух Синей птицы, несуществующей rdquo;птицы счастья завтрашнего дняrdquo;, появившись, сразу же исчезает. (Крылатая строка из противоречивого песенного текста Н.Добронравова, использовавшего напрямую яркий образ М. Метерлинка; только читая глазами, не слыша бодрой мелодии А. Пахмутовой, которая своим талантом спасала не один текст, видишь рифмованный набор лозунгов, ничего общего с поэзией не имеющий). Мягкий пух счастья - обман, счастья не удержать - как только Синяя птица попадает в клетку, она становится обычной чёрной, снегом на лице, каплями, как слезами, покидающими щёки, причём rdquo;слезою талойrdquo;. Очень точный, последовательный в своём развитии образ. В отличие от Добронравова втор не скрывает первоисточника, отчего образ становится ярче и понятней. rdquo;Сердцу в теле места мало, / Тесно птицей в клетке битьсяrdquo; - развёртывание образа продолжается в духе Метерлинка, но в куприяновском стиле. И далее - переход ещё к одному широкоизвестному образу, претенциозному Икару - сердце, окрылённое надеждой на счастье, рвётся rdquo;...взлететь... да больно падатьrdquo;, rdquo;Воском под ноги крошить.rdquo; (Обратите внимание на rdquo;крошитьrdquo; - воск, которым скреплены крылья, плавится, каплями стекает с них; капли твердеют во время падения и падают на землю, под ноги, твёрдыми крошками. Хорошо продуманный образ).
Строки льются естественным слогом, нарушенным единственной инверсией rdquo;Мощи схоронив душиrdquo;, чужеродной заплаткой на ткани этого стихотворения. И морализаторская кода rdquo;Счастья миг безумно малый, / Прикоснёшься - и не стало...rdquo; не вписывается в эмоциональную структуру, лучше вообще без последних двух строк.
Второе стихотворение этого маленького цикла стилистически продолжает первое. Классический образ, женщины, созданной из мужского ребра - rdquo;Не ребро, а душу вынул и слепил...rdquo; - используется своеобразно, но на этот раз не так ярко; ощущения новизны нет. И даже оригинальная привязка rdquo;синим дымомrdquo; к rdquo;Синей птицеrdquo; не выделяется на фоне обычности ситуации. rdquo;Как на минуту, навсегда /
Перешагну порогrdquo;, по сути, повторяет, но явно проигрывает более эмоциональному rdquo;Оттолкну ступень порогаrdquo;, прозвучавшему тремя строками раньше.
Если этот цикл и потянет перечитать, то только первое стихотворение из трёх.
rdquo;Ты спросила, я - ответил...rdquo;
www.wplanet.ru/index.php?show=textamp;id=3674
Стихотворению предпослано авторское примечание: rdquo;Этот, то ли стих, то ли песенку, писал года три. Мудрил со схемой рифмовки, самой рифмой и т.п. и т.д... Переделывал, добавлял строфы, снова выкидывал... Что будет завтра - не знаю, пока - вот такой вариант...rdquo; - довольно странное проявление отношения автора к читателю. Работа не закончена? Зачем же её показывать? Жанр не определился? Думай дальше, хоть три года, хоть сколько. Рифмы не сложились? Продолжай изобретать, не втягивай читателя в муки творчества, не его это дело, а только твоё. Читатель потребляет НЕ ПОЛУФАБРИКАТ, а КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ. А не выходит новая песня - оставь в рукописи, потомки-литературоведы разберутся, выгребая старые компьютерные файлы из recycle bin. В.В.Маяковский, которого автор относит к своим любимым поэтам доэлектронного времени, разъяснил потомкам ситуацию: rdquo;В курганах книг, похоронивших стих, / железки строк случайно обнаруживая, / вы с уважением ощупывайте их...rdquo; А современников заготовки не интересуют, некоторых чувствительных могут даже обидеть: за кого ты нас держишь?
По сути. Бедная рифма rdquo;прощай-отвечалrdquo; сменяется формальной бедной рифмой rdquo;сплетен-вечерrdquo; - совпадение ударных гласных в данном случае не создаёт созвучия. А затем и вообще не рифмующаяся пара rdquo;рябью-ладноrdquo;. Это не просто недоработка, это поэтическая неряшливость, которой не место даже в черновике. А если уж такое случилось, нужно скрыть до следующей уборки; ещё лучше - порвать и выбросить, как принято у ответственных поэтов.
rdquo;И какой-то незнакомый
Голос мне сказал:. Прощай..
В пустоте холодных комнат
Я ей эхом отвечал.rdquo;
Кому rdquo;ейrdquo; - голосу? Той, которая rdquo;ты спросилаrdquo; десятью строчками раньше? Необходимо согласование. rdquo;Намотает время нить, / Ей заштопаю все дырыrdquo; - ЕЮ, нитью-временем заштопаю. Опять неряшливо, а ведь какие выразительные строки пропали: rdquo;Страсти наши улеглись / Слоем пыли на каминеrdquo;, rdquo;Вдоль по улице весна, / Шла по лужам легкой рябью.rdquo; И задумка - ключ от любви, выпавший в прореху во взаимоотношениях, которую время, возможно, заштопает во избежание дальнейших потерь - не реализовалась в поэтическое произведение.
Мастеру не приличествует компроментировать себя недоделками, даже если он сам о них предупреждает. Но за песенный текст сойдёт - чего только сейчас не поют. Не сомневайся.
rdquo;Стишинки. Состояние созерцанияrdquo; (цикл стихов).
www.wplanet.ru/index.php?show=textamp;id=3627
И снова автор оправдывается перед читателем прежде, чем тот приступает к чтению: rdquo;В общем-то, это бред. Разве что рифмованный. Не связанный ни событиями, ни темой.rdquo; Но на этот раз, как мы увидим, наслаждаясь чтением, оправдания ни к чему.
Стихи - rdquo;Лишь отражение ненастийrdquo; (замечу в скобках, что слово rdquo;ненастьеrdquo; не инеет множественного числа, но подобную вольность позволяют себе многие). rdquo;А если что-то там придумал, / То потому, что был один.rdquo; Да, поэзия - язык душевной боли. Благополучие не говорит стихами. Мы слышим, мы чувствуем душу, вывернутую наизнанку, одинокую, страдающую. rdquo;Стонет сердце буйное, / Не было б больнейrdquo; Куда ни поедет лирический герой, всё равно оказывается на той же rdquo;тропинке роснойrdquo; - не проминуть её, не избежать. Досада, самоуничижение. rdquo;Кто ты? - Раз...гильдяй-бездельник, / Шелуха... поэт... ништо...rdquo; Разбега нет, сразу со старта - в скорость. Мощное вступление в тему немедленно приковывает внимание:
rdquo;Мы - не умираем. Просто, доходим до края,
За которым любимых нет...
Бог выключает свет.
И эту дыру называют раем?
Бред...rdquo;
Так энергично и так выразительно мало кто пишет о самой сути жизни - любви.
Образ, не реализованный в предыдущем стихотворении - rdquo;от квартиры ключrdquo;, доставшийся другому - не забылся, возник снова, а rdquo;Небо разрывалось / На лохмотья туч.rdquo;
Я не включил в обзор авторский манифест М.Куприянова rdquo;Интернет-хулиганочка... (Осторожно! Ненормативная лексика)rdquo;. www.wplanet.ru/index.php?show=textamp;id=3079.
Думаю, он заслуживает отдельной статьи или развёрнутой рецензии. Здесь ограничусь короткой репликой относительно матовой разновидности великого и могучего русского языка, которой пользуется почти весь русский народ, в отличие от глянцевой разновидности, на которой написана почти вся русская художественная литература.
Одно из правил портала гласит: rdquo;2.2. Не допускается использование ненормативной лексики в публикуемых материалах, на форумах и в любой другой открытой переписке (рецензии, гостевые книги и т.д.)rdquo;. Вместе с тем, в моих статьях о Пушкине (rdquo;Март 1824 г. в Одессеrdquo; и rdquo;Пушкинский сонетrdquo;) матерные выражения (rdquo;русский титулrdquo;, как называл их Пушкин) писем поэта и стихотворения rdquo;Телега жизниrdquo; приведены в их полном виде, без стыдливых точек вместо букв. Администрацию rdquo;Планеты Писателяrdquo; невозможно упрекнуть в ханжестве или чистоплюйстве. Но это - непосредственное цитирование великого поэта. Что касается нас, грешных, то необходим определённый стандарт, очерчивающий границы ненормативной лексики. Таким стандартом может быть ставший популярным rdquo;Большой толковый словарь русского языкаrdquo; под редакцией С.А.Кузнецова - издание РАН. Я пользуюсь публикацией 2002 г. (С 1998 г. словарь переиздавался через год, последний раз в 2006 г.) В rdquo;Предисловииrdquo; сказано: rdquo;В словарь включены также слова и значения, которые по разным причинам не были представлены в толковых словарях ранее. ...слова, остававшиеся до недавнего времени на границе отдалённой периферии литературного языка (сниженная, жаргонная и бранная лексика).rdquo; Грубого мата в словаре нет, а rdquo;блядствоrdquo;, rdquo;блядунrdquo;, rdquo;блядьrdquo; есть. Любопытно, что стыдливого, маскировочного rdquo;бляrdquo;, заменённого Куприяновым на суррогатное rdquo;мляrdquo;, нет. Зато это слово есть в rdquo;Большом словаре русского жаргонаrdquo;, причём, не в матерном значении, а в совершенно неожиданном... (не хочу лишать читателя удовольствия - посмотрите сами).
В обмене мнениями по поводу rdquo;Интернет-хулиганочкиrdquo; М.Куприянов отметил, что в число долгожителей порталов не входит: rdquo;Откуда-то уходил сам, откуда-то удаляли с разными формулировками.rdquo; Будем надеяться, что общий доброжелательный климат rdquo;Планеты Писателяrdquo; подойдёт поэту, а конкретно-критическое отношение ряда авторов к работам коллег и желание администрации собрать лучших сетевых сочинителей встретит его одобрение - желание покинуть портал у него не возникнет. И он не даст повода для решительных действий администрации.
В глубинах советских времён получил распространение сомнительный термин rdquo;поэт-песенникrdquo; - чтоб возвысить песню, которая rdquo;строить и жить помогаетrdquo;, а заодно и поэзию принизить, неизжитый отголосок дворянско-интеллигентской, rdquo;не нашейrdquo; культуры. Словари разъясняют этот термин так: rdquo;автор текстов песенrdquo;; поэзии в этом толковании нет. Не случайно строку В.Лебедева-Кумача rdquo;нам песня жить и любить помогаетrdquo; партийная цензура заменила на общеизвестную. Я бы сказал так, как оно есть - отдельно rdquo;поэтrdquo; и отдельно rdquo;песенникrdquo;, расширив понятие от исполнителя песен до их сочинителя. Почитайте тексты rdquo;легендарного поэта-песенника И.Резникаrdquo; (так его называют в сети), голые, вне связи с музыкой и исполнителем, и вам станет понятно, о чём я говорю.
Кто М.Куприянов? Песенник среди поэтов и поэт среди песенников. Он не смотрит со стороны, он не созерцатель, не наблюдатель, не летописец. Он бывает неряшлив в своей строке, но всегда искренен и открыт. Он рассказывает о себе, о том, что проникло в него и стало им самим, о мире внутри себя, сформированном из внешнего материала под воздействием характера, совести, веры и бесконечной, пожирающей любви к своей женщине, к своему дому, к своему народу. Так графит превращается в алмаз, когда к нему прилагают огромное давление и высочайшую температуру. А потом - обыденное занятие мастера - огранка, шлифовка, полировка, обрамление - и твёрдый, редкий алмаз оборачивается сверкающим каждой гранью бриллиантом. Мы берём в руки драгоценный камень, любуемся им, не зная, а часто и не желая узнать, сколько души и труда в него вложено - без сна, в полном пренебрежении другими составляющими короткого процесса, который мы называем неуклюжим и трудно произносимым словом rdquo;жизньrdquo;.
Семен Прокатов
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!