Управление

Кавказ против Кавказа

При слове Кавказ перед глазами встает горный хребет, монолит надежный и нерушимый. Внешность обманчива – в жизни все обстоит по-иному. При желании в Кавказских горах нетрудно отыскать тот провал, через который изнутри хребта можно увидеть общее для всех небо.

Кавказ – слово мужского рода, но это не джигит, а много джигитов; они порой даже друг на друга смотрят вопросительно. Кавказ – это столпотворенье не кавказцев (их мало по сравнению с густонаселенными регионами мира), а языков (их тьма-тьмущая здесь – ни один регион мира не может составить в этом отношении конкуренцию). Из индоевропейских языков на Кавказе не только русский, но и армянский, и осетинский. Тюркские языки представлены азербайджанским, карачаево – балкарским и кумыкским, картвельские – грузинским, западнокавказские – абхазским, кабардинским, абазинским и адыгейским. Восточнокавказские языки иногда называют нахско-дагестанскими, хотя это не совсем точно: понятие «восточнокавказские языки» шире, но в любом случае этот букет оказывается самым пестрым: в него входят языки лезгино-даргинские, лакский, чеченский, ингушский и аварский. Далеко не полный перечень, но всё-таки он дает представление о множестве разных народов, издавна живших на небольшой территории по соседству друг с другом. Разница между ними поражает воображение: не только языки отличаются, как небо и земля, но также и традиции, унаследованные от предков, когда соседние аулы порой молились разным богам.

Есть ли у этой пестроты какой-то стержень, хребет, позволивший выжить кавказцам в не идиллических условиях? Беспристрастный ответ прост: русский язык, как язык межнационального общения, помогал налаживать добрососедские отношения, помогал жить, сглаживая противоречия. С уменьшением роли объединяющего начала, как правило, усиливается межнациональная рознь, которая может привести к ситуации, гораздо более сложной, чем та, которую наблюдаем ныне в Киргизии: горский котел языков и народностей может закипеть, а костер под ним – обжечь, прежде всего, носителей этих языков. Тем более что в него непременно станут подбрасывать сушняк из-за рубежа.

Если же искусственно не принижать значение русского языка, то он по-прежнему будет выполнять функцию, возложенную на него историей. Кавказ выступает против Кавказа лишь тогда, когда зрение его застилает туман сепаратизма, имеющего под собой зыбкую почву, поскольку невозможно без ущерба отделить один аул от другого, как сердце от находящегося рядом легкого.

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАВРИЛЕНКО

20.06.10 11:16
131

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

17.08.12 08:23

По существу согласна.)))это
языковой котёл.

Сердечно благодарю за отклик и понимание.)))