Управление

Исчезнувшие народы

Из сотен стран древнего мира до наших дней сохранилось только четыре — Китай, Индия, Персия (Иран), Греция и еще одна (Израиль), исчезнув в древности, буквально возродилась из пепла в 1948 году. Нечто подобное происходило не только со странами, но и с населявшими их народами. Википедия перечисляет сотни исчезнувших народов, среди них 27 — в Азии, 23 — в Передней Азии, 17 — в Малой Азии, 51 — в Европе, 69 исчезнувших тюркских народов, 20 — в категории «иллирийцы», 77 — в категории «кельты», 28 — в категории «галлы», 28 — в категории «иберийцы», 59 — в категории «тюрки», 23 — в категории «Исчезнувшие народы Америки»;, 32 — в категории — «Исчезнувшие народы Кавказа» и т. д., и т.п.

Все эти народы были либо полностью истреблены, как кроманьонцы истребили неандертальцев или европейцы инков и ацтеков, либо ассимилированы, либо разделились на несколько дочерних народов, либо просто никто не знает, что с ними стало. Народы, сошедшие с исторической арены, часто не оставляли по себе мемуаров, письменных памятников, даже документов. Часто единственным свидетельством их жизни становились археологические данные — черепки и прах.

Только с территории бывшей Российской империи исчезли десятки народов: меря, мещера, моторы, мурома, мещера, весь, голядь, камасинцы, керкеты, меланхлены, угры, чухонцы, вепсы, кревинги, чудь заволочская, полищуки или тутэйшы, эвремейсы, булгары, хазары, печенеги, половцы, скифы, сарматы, саянские самодийцы, тептяри, тубинцы, туралинцы, аринцы, дючеры, камасинцы, кереки, керкеты, коты, маторцы, меланхлены...

В статье «Страна исчезающих народов» (https://tsn.ua/ru/analitika/strana-ischezayuschih-narodov-544835.html) с горечью читаем о том, сколько народов уже исчезли с этнографической карты России и еще больше (около 50) — находится на грани исчезновения, то есть сохранились в количестве десятков или сотен человек (https://an-babushkin.livejournal.com/184627.html). Я уж не говорю о десятках исчезнувших с карты тюркских и кавказских народностей…

Увы, подобная картина относится и к миру в целом: урарты, древние египьяне, вандалы, гунны, лангобарлы, венеды, этруски, далматы, валлийцы, галлы, бритты, иберы, галаты, фракийцы, идумеи, гиксосы, хетты, лидийцы, ликийцы, набатейцы, филистимляне, арамеи, амореи, инки, ацтеки, ольмеки, сотни и сотни других…

Исчезновение с лица земли народов, некоторые возникли тысячу и более лет назад является не только культурной и исторической, не также политической и нравственной трагедией. С исчезновением народов и их языков человечество необратимо утрачивают часть своей культуры, а цивилизация становится беднее. Необратимый характер этих процессов приводит к тому, что исчезает целый пласт цивилизации со своим мышлением, восприятием мира, представлениями о человеческом развитии и месте человека в мире. Подсчитано, что практически каждые 2 недели в мире исчезают по 1 языку. По данным ЮНЕСКО, около 40 % языков народов мира находятся под угрозой уничтожения.

Наши очень любят попрекать европейцев работорговлей или американцев — избиениями коренных народов Америки. Но они опускают очи долу как только заходит речь о кровавой резне русских русскими в Новгороде и Пскове, татар и чечен в Казани и на Кавказе, в безжалостном подавлении польских восстаний, в переселении-переполовинивании десяти народов России «сталинскими палачами», о сожжении гебистами стариков, женщин и детей в горных чеченских селах, о спаивании северных народов, о реках крови, пролитых при создании ныне рухнувшей империи…

Вообще одна из главных причин исчезновения народов — построение гигантских империй, войны, этнические конфликты. Скажем, та же Российская

Империя захватывала огромные земля, дабы утешить свое самолюбие и "величие", а российским царям нужны были новые поданные – послушные и готовые стать «единой семьей». На самом же деле они должны были стать, вопреки их желанию, будущими россиянами: официальная российская историография основательно подчищена для любопытствующих, в учебниках вы не найдете информацию, например, о 150-летней русско-чукотской войне или многолетнем сопротивлении завоевателям народов Южной Сибири — хакасов, тувинцев, бурятов.

Все эти народы, решившие с помощью оружия отстоять свое право быть свободными, как будто понимали, что ждет их в будущем — что вначале их объявят «русскими», потом насильно окрестят, а большевики споят и добьют — лишат возможности жить так, как жили много веков их предки: им запретили охотиться и ловить рыбу, заниматься традиционными промыслами. Оторванные от своих корней, склоняемые империей к православию, большевиками к атеизму, коренные народы Сибири и Дальнего Востока смогли сохранить лишь немногое, в частности, шаманизм, сейчас воспринимаемый как экзотика и опасность для власти. А исчезнувшие и исчезающие народы превратились в мертвые или пока еще живые экспонаты музея преступлений Российской империи.

Перечисление исчезнувших народов — занятие уже бесполезное, но попробуйте представить, что еще 100-200 лет назад на территории империи жили перечисленные выше десятки народов и племен. Все они были покорены, чтоб стать «русскими», выполняя пожелания российских царей по упрочению Государства Российского и формированию «великого русского народа», которого не было, но очень хотелось, чтобы он был. С каждым завоеванием очередной территории, которое изысканно назвали «собиранием земель русских», разрасталось население, оставшееся в живых после многолетнего сопротивления. Московское царство, в 17 веке состоявшее всего из 4 миллионов человек населения, через пару веков превратилось в империю с населением более 100 миллионов человек, по большей части подвергшихся насильственной ассимиляции.

Объективности ради стоит все-таки различать политику Российской империи и большевиков, хотя какая из них более чудовищная — трудно сказать. Империя захватывала территории, превращая население в «русских православных», советская власть добивала народы всевозможными запретами, превращая их в «советский народ» — без веры, без истории, без языка и без культуры. Весь советский народ жил по правилам, придуманным в Москве, и эти правила лишали народы традиционного образа жизни, превращая бывших охотников и рыболовов, пастухов и собирателей в колхозное крестьянство. Когда пасти оленей или овец, решали уже не установленные тысячелетним опытом традиции предков, а чиновник в Москве, который, скорее всего, никогда ни стойбищ, ни пастбищ не видел. Советский народ должен был исполнять приказы по удоям и стрижке овец, из его памяти стиралось все — обряды и традиции, песни и сказания предков. Советские этнографы старательно собирали материал для своих диссертаций и книг, как будто понимали, что скоро всё это исчезнет.

В статье «Кризис российского будущего» Олег Панфилов пишет, что

самое страшное — наблюдать исчезновение народов сейчас, уже на территории современной России. Видеть спиваемое население в поселках шорцев на юге Кемеровской области или ханты, манси и эскимосов, которые перебрались в города и забыли свои традиции. Уже практически никто и не знает о каюрах, камчадалах, мало кто говорит о том, что на земле ханты и манси добывается 60 процентов российской нефти, а сами народы стали изгоями на собственной земле. Ханты составляют всего 1,2 процента населения Ханты-Мансийского автономного округа, манси еще меньше — 0,7 процента. По статистике, даже украинцев в округе в несколько раз больше, а русские составляют подавляющее большинство — почти 70 % населения. Когда-то традиционное оленеводство стало экзотикой, от многих многочисленных племен осталось чуть более десятка тысяч человек. Сейчас в школах округа на родном языке учатся около двух тысяч детей народа манси и чуть более трех тысяч народа ханты.

Образованные при советской власти на завоеванных землях за Уральским хребтом национальные территории — республики или округа — только в названиях содержат этнонимы, упоминание коренных народов. На деле же коренные народы там в подавляющем меньшинстве. В Чукотском автономном округе собственно чукчи составляют только около 25 процентов населения, еще меньше, на грани исчезновения, осталось представителей других коренных народов — эскимосов, эвенов и чуванцев. Такое соотношение было создано не только благодаря ассимиляции за годы большевизма, но и длительной, около 150 лет, русско-чукотской войны — с 1641 по 1776 годы. История сохраняет события того времени, жестокость и настойчивость оккупантов. Капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий отличался несоразмерной жестокостью, когда в 1731 году он во главе отряда в более чем 400 человек предпринял карательную операцию против чукчей: «И 9 маия дошед до первой сидячих около того моря чюкоч юрты, в коей бывших чюкоч побили… Усмотрели от того места в недальнем разстоянии… сидячих одна юрта и бывших в ней чюкоч побили… И дошед до их чюкоцкого острожку… и в том остроге было юрт до осьми, кои разорили и сожгли».

Русско-чукотская война закончилась захватом земель, но не покорением народа, восстаний опасались до конца 19 века. Военные хвастали, что убили более 10 тысяч чукчей, но и оставшиеся в живых медленно погибали не только от того, что каратели истребили много оленей. Вместе с русскими к чукчам через коряков, чуванцев и юкагиров пришли заразные болезни, например, сифилис: сифилис называется по-чукотски «чуванская болезнь», «русская болезнь». Вместе с русскими пришел и алкоголизм, добивавший оставшиеся народы. У народов Крайнего Севера и Сибири нет фермента алкогольдегидрогеназа, который расщепляет алкоголь, а привезенная русскими «огненная вода» медленно убивала людей. В Австралии, США и Канаде существуют ограничения на продажу алкоголя в местах компактного расселения коренных народов — именно по этой причине. В России об этом никто не думал.

Каюры, коряки, вогулы, манси, нганасаны, ненцы, нивхи, селькупы, кеты, тофалары, ительмены, долганы, удегеи, ненцы и эскимосы — это народы, численность которых исчисляется от нескольких сотен до нескольких тысяч. Самый многочисленный народ — манси, их около 30 тысяч человек. Благодаря нефти в их земле миллиардером стал не один десяток человек, но не сами манси. На грани исчезновения малые народы в других концах России — водь в Ленинградской области, арчинцы в Дагестане. Трудно представить, что станет с этими народами через 30 или 50 лет — скорее всего, они исчезнут и станут строчками в списке тех, кто существует только в этнографических справочниках. Нет надежды, что нынешняя российская власть будет предпринимать усилия для их спасения.

19.10.20 07:59
63

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!