Читать онлайн
"Магнум попуск"
Пятничным утром Аристарх Герасимов оказался в знакомом дворе недалеко от Сенной площади. В конце марта на городских улицах сухо, но пыльно. И пыль эта осела на дышащих кроссовках с дырками, поэтому ему пришлось использовать вакуумный очиститель обуви на улице. Управившись с кроссовками, парень приложил белую прямоугольную карточку к небольшому считывателю над ручкой неприметной двери. Прибор загорелся зелёным и издал одобряющее пиканье. В узком коридоре ждал второй рубеж «защиты», который открывался по старинке, личным ключом.
Над второй дверью висела неоновая вывеска: «Агентство “Магнум попуск”». Название придумал начальник и по совместительству основатель этой компании. В слове «попуск» скрывалась фраза «пуск п. о.» — программного обеспечения. Как настоящий любитель языковых каламбуров, Аристарх ни разу не посчитал наименование странным. Необычно! Чего только стоят эти вездесущие бизнес-центры «Сенатор» или парикмахерские «Клеопатра»?
Аристарх шагнул в просторное светлое помещение. Год назад, при первом посещении агентства, все эти светодиодные ленты, висячие кольцевые лампы, мебель пастельных тонов без острых углов и полупрозрачные стулья поразили его. Но он давно привык к обстановке и относился к оформлению, как к данности. Надо сказать, Герасимов шёл на работу с удовольствием: в «Магнум попуске» царила довольно свободная атмосфера, а переработок почти не было.
Вошедшему помахал безбородый брюнет в чёрной толстовке с драконом из одной популярной игры. Лежал он на диване посреди комнаты, держа в руках кружку. Звали его Семён Добромирцев.
— О, я сегодня раньше тебя пришлёпал. Здоровки!
— Всё бывает впервые. Привет, Сеня! — улыбнулся Герасимов. — Да пешком решил сегодня до метро. Погода-то неплохая.
— Слушай, а у тебя есть «Цитрик»? — парень в толстовке резко схватился за лоб.
Аристарх молча вытащил из кармана джинсовых штанов серебристую упаковку с восемью круглыми таблетками и подошёл с ней к дивану.
— Вспышка действует? — спросил он, глядя, как коллега жадно глотает воду из кружки во время запивания лекарства.
— Не! — ответил Добромирцев и поставил пустую кружку на пол. — Я ж был на свадьбе у подруги. Хорошо, хоть вообще встал утром.
— У подруги? Она марийка и занимается художественным литьём? Да? — напряг память Аристарх. — Ты что-то выкладывал, но я не смотрел ещё, сразу говорю.
Герасимов вчера вечером хотел отвлечься в соцсетях от тревожных мыслей перед предстоящим пробным запуском, но не нашёл там ничего интересного и убрал телефон, предварительно поставив на утро три будильника подряд. А потом сел за бумажную книгу.
— Ты посмотри потом обязательно! — Семён сменил положение тела. — Да, она самая. Жених — казах. Норм че-к* Тоже виар-квесты делает. Успели с ним пообщаться. А ещё там всё, как в старом анекдоте было — если хочешь, чтоб гости пришли на казахскую свадьбу в пять, скажи, что она в три.
— Ну что за стереотипы опять? — послышался задорный женский голос.
Парни обернулись и перевели взгляд на невысокую блондинку с овальным лицом.
— О, Глаша, здравствуй! — отреагировал на её появление Аристарх. Он отметил, как на ней хорошо смотрятся клетчатая красно-чёрная рубашка и синие джинсы.
— Привет, Аристарх Аристархович Аристархов, — произнесла единственная девушка в троице, нарочно изменив отчество и фамилию коллеги.
Эта её шутка была внутренним мемом «Магнум попуска». Начальник компании — Николаев Николай Николаевич. И Глаша решила раздавать коллегам новые отчества и фамилии по сему образу и подобию.
Все трое вскоре подошли к застеклённой белоснежной капсуле в дальнем углу помещения. Стена за капсулой была облеплена мониторами и аккуратным скоплением перевязанных хомутами шнуров.
— Не боишься, Аря? Может, мне уступишь? — шутливо толкнул в плечо соседа Семён.
Аристарх покрутил в руке взятый по пути мячик для настольного тенниса и с серьёзным видом ответил:
— Ещё чего! Ты из нас третий, жди очереди. Я-то готов как никогда.
Аря! Его бесило подобное сокращение. Как и вечная легкомысленность Сени.
— Готов? А кто мне ныл про вспышку три дня назад? — задиристо ухмыльнулся Добромирцев. — Кто изначально не хотел участвовать в нашей авантюре?
Добромирцев посмотрел на Глашу в поисках поддержки, но та пожала плечами.
Герасимова и правда пугали заметки учёных о том, что текущая вспышка двойной звезды Э́та Ки́ля** не только может вывести из строя почти всю электронику, но и способна уничтожить защитный слой земли и всю биомассу. Вероятность мизерная, но ненулевая. Шутка ли — миллиарды землян могут исчезнуть. Далёкая звезда сотрёт единственную цивилизацию в Солнечной системе.
От мыслей об этом у него закололо в шее — обычное дело, когда он начинал нервничать.
— Слушай, Семён Семёнович Семёнов, — недовольно заговорила Вознесенская. — Чего ты пристал к Аисту?!
Аист? Ещё одно дурацкое сокращение. Но простить его Глаше было легко.
— Так! — взял себя в руки Аристарх. — Ещё раз повторю: я готов пойти на обман ради нас всех. Быстро занырну, вы всё ещё раз проверите. Потом сотрёте логи. А когда Н.Н. приедет, мы проведём первый запуск подготовленными. И нас не уволят!
— Да я просто проверял Арю на стресс резистенс, — запоздало вклинился Добромирцев. — Закончим — с меня шава. Нашему герою можно две.
Герасимов кивнул и со всей живостью произнёс:
— Представьте, мы скоро станем настоящими попаданцами!
— Ну, почти настоящими, — добавил он.
Технология всё же не предполагала вселения в чужое тело. А это неотъемлемая часть попаданчества, с детства знакомого работникам «Попуска» по произведениям массовой культуры.
— Скоро — только ты. Мы с Глашей, дай Ктулху, ими станем через месяц или позже, — с некоторой грустью подметил Семён. — Но я уже хочу худи со своим порядковым номером.
В мире насчитывалось примерно две сотни «ныряльщиков». В России — ровно двадцать шесть душ.
— Кажется, я не зря читал о перемещениях в былые эпохи у Ланцова! — с воодушевлением вспоминал Герасимов запах страниц домашней библиотеки, которую начали собирать ещё его дедушка и бабушка.
— Ланцов? Впервые слышу, — с небольшим надрывом выпалил Добромирцев. — Этих писателей было, как нерезаных собак. Да и сам жанр этот унылый. Слава Ктулху, его давно уже забыли.
Герасимов не мог представить, что когда-нибудь ему придётся защищать чтиво о перемещениях в иные миры. Но такой момент настал.
— Сень, а разве дело в жанре? Ты ещё про аниме скажи... Главное — художественная ценность. Ну нельзя всех авторов попаданчества под одну гребёнку! В теории, книга любого жанра может быть интересной. — Аристарх остановился, перевёл дух, а затем продолжил, будто оправдываясь: — И вообще, я такое почитывал давно, в старших классах.
Затем он осмотрелся и швырнул мячик в прозрачный мусорный контейнер для пластика. Детектор урны загорелся зелёным. На стекло, бумагу контейнер бы отреагировал недовольным жужжанием.
— А ты что в школе читала, Глаша? — неожиданно задал Семён вопрос девушке, которая и не думала лезть в глупый спор.
— Я? Оруэлла, «1984». Актуально же было.
— Оруэлл — тот ещё жук. Сам работал на государство. Стало быть, знал, о чём пишет, — заумничал Аристарх.
В душах он подумал, что следует чаще разговаривать с Глашей. Какой-то первобытный инстинкт иногда застилал его разум пеленой и заставлял участвовать в конкурентной борьбе против своей воли. В такие моменты парень приводил себя в чувство: он ведь не в стае шимпанзе, и внимание конкретной самки ему необязательно привлекать. Глаша — не последняя девушка на земле.
— Вчера начал свежак, «Божественную шутку». Урвал в бумаге. Переосмысление Уоллеса и Данте. Дикий ультрамодернизм. Пока не понимаю, нравится или нет, — продолжил тему чтения Аристарх и тут же осёкся: — Извините, много болтаю, нервы.
Коллеги понимающе посмотрели не него.
— Время! Хочу сегодня пораньше уйти! — Глаша спешно удалилась в рабочую зону и заняла стул перед экраном, на котором прыгали столбики разных цветов.
— Я тоже! — поддержал Добромирцев, уходя за девушкой.
Герасимов немедля поспешил к приборам. Вознесенская запустила диагностику нажатием на сенсорную панель — столбики сменились кругами загрузки.
— Кстати, в одном древнем аниме, китайском, герои попадали в прошлое через фотографии. Почему-то вспомнилось, — сказала она.
— В японском же! — поправил Сеня. Ему вообще ни о чём не говорил этот избитый сюжет, но он жаждал поддержать разговор.
— Балда, оно правда китайское, — вмешался Аристарх. Если не путаю, вроде «Агенты чего-то там»*** называлось.
— Душнила! — протянул Семён, а затем указал на капсулу: — Мне вот наша машина напоминает прибор из «Ассасина».
— Кого? — не поняла отсылки Глаша.
— Игра такая на ко́мпы. Брат любил. Но девушки особо не играли в такое, — закатывая рукава, изрёк Добромирцев.
— Ну что за сексизм? Да и в «какое»? Мне, кстати, нравились второй «Элден Ринг» и «Демон Соулс 5». Я тебе могу доказать...
Герасимова увлекли собственные мысли, и он прослушал большую часть диалога. В ближайшие минуты ему предстоит приоткрыть настоящий портал в прошлое и воочию увидеть быт Петербурга второй половины восемнадцатого века. Ещё лет десять назад о таких технологиях люди могли только мечтать. Спасибо китайским инженерам!
— …что значит где? С любовницей в Замбии. Я ж тебе писала, Сень! — громко возмущалась девушка.
— Или с любовником, — гнусаво проговорил Сеня, стараясь перевести всё в шутку. — Тоже хочу туда слетать. Мне вот на свадьбе все уши прожужжали с этой Замбией: «Бали и Сейшелы — прошлый век. Обязательно на Бурдж-Лукасу по... »
— Сень, за кнопки! — внезапно для самого себя выдал Герасимов командирским тоном. Его коллега смиренно занял место у панели управления.
Аристарх же подошёл к контейнеру на столе, вытащил универсальное средство связи, плоский прозрачный прямоугольник. Оно могло создать помехи. Перед тем, как выключить и положить его, он успел мельком увидеть всплывшую новость с подзаголовком «Возможны проблемы со спутниками».
«Ныряльщик» лёг на кушетку внутри капсулы, влез в жилет с датчиками, прикрепил ко лбу липучки и достал памятку с логотипом производителя из кармашка.
— На начальном этапе возникает сопутствующий шум, не превышающий допустимое значение в... Во избежание …не касайтесь. Ввиду возможных негативных последствий... , — тараторил вслух Аристарх, зачитывая памятку из канцелярита, как нерадивый выпускник семинарии на своём первом богослужении.
— Двухминутная готовность, — вскричал Добромирцев, поднявшись со стула, чтобы закрыть капсулу. На одной ладони его сидел манипулятор, замена проводных и беспроводных мышек.
Над Аристархом зажглись ряды маленьких лампочек. Он натянул на глаза специальные виар-очки. Огромная машина загудела, как разгоняющийся спортивный автомобиль. Усилившийся звук оборудования не нравился Герасимову. Да, конструкторы не смогли избавиться от гудения, атрибута старой фантастики с громоздкими механизмами викторианской эпохи.
— Кстати, женщинам в прошлом тяжело жилось. Как их патриархат угнетал — жуть! — дежурно произнесла Глаша, не отрывая глаз от показаний на экране.
Семён закатил глаза:
— Тебя послушать, он и сейчас угнетает.
Жилет на груди Герасимова завибрировал, напомнив хватку массажного кресла в торговых центрах. Через минуту он вдохнул распылённый внутри капсулы состав и медленно закрыл глаза. Темнота. По ощущениям, его тело резко потянуло тросом в бездну. Мозгу казалось, что руки не слушаются и начинают показывать пантомиму.
— Показатели в норме. Вот с питанием что-то не то, — заволновалась Глаша.
— Так, у меня некоторые сектора пикуют, — постарался сохранять спокойствие в голосе Сеня, — Не пойму, в чём проблема. Для сбоя причин нет.
— Отменяй!
***
Находясь в состоянии мутной слепоты, Аристарх уловил монотонный гул многочисленных автомобилей. Пробка?
"Я определённо не в екатерининской эпохе! Неужели, не получилось? Меня вынесли на воздух?" — размышлял он.
Вскоре вернулись некоторые ощущения и контроль над телом. Парень понял, что находится в сидячем положении. Под собой ему удалось нащупать две толстые досочки. Скамейка? Похоже. Но сзади ещё стенка из пластика.
Подоспело и зрение. Герасимов осознал — он сидит на незнакомой остановке. Судя по всему, в Петербурге. Ясная погода. Не зимний день, но и не летний. Впереди часть дорожного полотна снята, а дорожные перегородки и конусы закрывают проезд. По открытой полосе движется медленный поток машин. Обзор загораживает стройка с кранами.
Вся это картина отличалась от привычной. Собственно говоря, мозг уже понял, что это не та реальность, из которой совершался прыжок. Но Аристарх отказывался верить. Он списал все странности на побочные эффекты "ныряния".
На голубом небе висела луна, а рядом с ней самолёт диагональю оставил пушистую линию.
— Полнолуние? Но оно было неделю назад! — вслух удивился попаданец.
Герасимов повертел головой — реклама аптеки демонстрировала невероятно низкие цены.
"Подождите, — заговорила в нём тревога, когда ему на глаза попались мелкие буквы снизу. — Акция действительна до… Бумажный старый плакат. Хорошо сохранился. И как его не заменили? Ну не мог же он столько лет висеть!"
Две девочки, на вид из младших классов, но без рюкзаков, шли мимо, со смешками обсуждая что-то:
— ... говорит, ему Леон****! выпал из ящика! Прикинь?
— Да ну? Ты сама видела?
— Извините, не подскажете, какое сегодня число? — обратился к ним обеспокоенный Аристарх. Он тут же осознал, как глупо звучит его вопрос. К сожалению, его средство связи осталось в контейнере.
— Так, я забыла что-то. Каникулы же, — ответила одна из подружек и посмотрела на экран телефона, прикрывая его от лучей.
Прошло секунд десять.
— Ты что, клуша? — засмеялась другая девочка, пристально следя за процессом. — У тебя же всё на главном экране. Вот: двадцать восьмое. Двадцать — двадцать один.
— Это время такое? Рановато для белых ночей, — отреагировал на это Герасимов, совершенно не задумываясь над полученной информацией. — Благодарю!
"Да, двадцать восьмое марта, пятница. Всё правильно", — мысленно радовался парень.
— Да какое время?! — ещё сильнее расхохоталась школьница. — Сейчас 17:23.
— Воскресенье, — тихо добавила «клуша», прочитав по слогам день недели под цифрами.
"Ну ты и тугодум! Тебя их куртки, смартфоны не смутили? Остальное не смутило?" — злобно прошептал Аристарху голос в голове. Голос, который он не слышал очень давно.
—————
1) Че-к — сокращение от «человек».
2) Эта Киля — двойная звезда-гипергигант в созвездии Киля. «Эта» в названии — древнегреческая буква, а «Киль» — часть легендарного корабля Арго.
3) «Агенты времени» — китайское аниме 2021 года с элементами драмы. По сюжету, фотоателье «Время», в котором работают два парня и девушка, занимается проникновением в прошлое через фотографии. Удивительно, что Глаша и Аристарх смотрели его.
4) Леон — персонаж мобильной игры «Бравл Старс», обожаемой школьниками 2019–2022 годов.
.