Выберите полку

Читать онлайн
"ГЛАЗ ДЬЯВОЛА"

Автор: Мореас Фрост
Часть 1. Откровения "Усталого" Моряка

Мореас Фрост

«ГЛАЗ» ДЬЯВОЛА

Тяжко дался минувший рейс Главному Герою.

Да только ли ему? Всему экипажу да и самому

пароходу, само собой. Ведь они друг с другом

однозначно плотно повязаны. Но пока можно

лишь очень приблизительно догадываться, что

же там такого конкретного происходило в том

диковинном рейсе... А в сей урочный час наш

Герой, находясь в спокойной и ненавязчивой

обстановке припортового ресторана, отчаянно

пытается привести свои мысли и тело в более

приемлемую форму, в норму, после некоторых

последствий здесь же произошедшей вчерашней

загульной встряски на волне психологической

разрядки по следам воспоминаний про ушедший

в историю смертельно опасный рейс

Часть 1. Откровения «Усталого» Моряка

Конец октября 77-го. Теплоход «Юрий Савинов» вошёл в бухту Золотой Рог, прибыв из американского Портленда, самого ближнего материкового порта США, что на границе с Канадой, по самые закрома забитый стратегически важным и востребованным для страны грузом - зерновой пшеницей, после своих невероятных злоключений в северо-западной части Тихого океана. Пришёл изрядно побитым и основательно потерзанным. Но гордым и непобедимым. А, между прочим, День рождения у него этим месяцем как раз. Ровно год, как сошёл со стапелей Гданьска (Польша). И так не по делу безобразно тряхонуло бедолагу накануне под Алеутами! Значит, жизнь долгой предвидится и светлой. И его, и наша...

В стольном граде Владивостоке нынче непривычно тихо, безветренно. Классический для Приморья бархатный сезон давно позади. И погода холодная, сырая, промозглая. Оттого, как обычно в эту пору года, совсем не уютно. Ещё и мерзкий дождик нет-нет да косячит. А совсем недавно, в наше отсутствие, говорят, тут, надо ж тебе, тайфун залётный, хоть и лишь краешком пера зацепив, пробежался, ну, и чуток по-проказничал! А много-то для холмистого города и не надо. Тут и небольших, но стойких осадков, не говоря уже о сумасшедших ливнях, вполне хватает, чтобы со всех близлежащих сопок нанесло дурной воды в немыслимо кошмарном объёме. И, как результат, кое-какие улицы без асфальта остаются – смывает его к чертям собачьим, да и инфраструктура города страдает изрядно. Но вроде как всё позади, всеми пережито, упряталось, окунувшись в прошлое. И жизнь, само собой, наладилась, струится, продолжается, что отрадно констатировать…

…Сейчас тут, не в пример вчерашнему отгулявшему вечеру, спокойно. В это время в зале практически нет посетителей. Ещё только-только официально заведение отворилось, и, пожалуй, целый час здесь особого шума не предвидится. И, слава Богу! Так тишины хочется… Передохну, расслаблюсь, душой отойду… Обеденный перерыв для советских тружеников из близлежащих контор и учреждений, разумеется, из тех их представителей, кто более солидного достатка, наступит лишь с 13.00. Сюда они стекаются на каждодневные комплексные обеды из стандартных четырёх блюд. Какой-нибудь необременительный салатик, далее, понятно, «первое» на выбор из двух-трёх вариантов, плюс традиционное, как правило, с картофелем «второе», ну, и, естественно, под занавес компот или там сок какой... В общем-то, по сути, тот же обыденный столовский набор блюд, разве что приготовленный с «большей любовью» и из более качественных и свежих продуктов. Ну, и, разумеется, сервис нельзя сбрасывать со счёта – блистательную белизну скатерти на столе с приборами, подачу еды из рук услужливой обходительной официантки. Надо сказать, не ахти какими дешёвыми получаются обеды эти для граждан – в пределах трёх, а то и больше рубликов против максимум полутора в системе общепитовских столовок. Разительно... И это если «на сухую» сидеть. Конечно, «на сухую», а как ещё? Ведь работа «простых тружеников» ждёт далее как-никак ответственная. Это по выходным разве что, когда-никогда вечерком, можно себе позволить вольность некую, загульный выход. Тут уж и «буги-вуги» всякие можно будет от души по-разводить... А в средине рабочего дня и посреди трудовой недели... какие уж тут послабления могут быть?.. Хотя вот... некоторые – и не без оных... Это – уже высшее управленческое звено. Могут себе позволить и «накатить» слегка средь бела дня. А кто вправе им запретить?.. Кому их контролировать или, чего хуже, запрещать? Тем более, приходят, как правило, не в гордом одиночестве, а с дамами своими представительными на пару, любовницами по совместительству. Дамочки ихние тоже вот - интересная прослойка советских граждан. Вроде непосредственно и при благах как бы находятся... Да только могут их разве что лишь слегка пощупать, временно ощутить. Ну и, понятно, отведать таким вот тривиально обыденным способом. Забавно бывает за ними понаблюдать со стороны. Иногда весьма занимательное зрелище! Ну, да бог с ними, это будет ещё не скоро, когда они здесь обозначатся…

Да, после визита в приёмный радиоцентр пароходства (замечательно, что он не где-то на краю земли, а в самом здании управления нашей родной судоходной «конторы», а это в центре города, на крутом взгорье улицы 25 лет Октября) я, наконец, получил полноценную возможность основательно подправить, «подлечить» свой болЕсный многострадальный организм, изрядно пострадавший накануне. И вот в одиночестве сижу за столиком в отлично известном населению не только города, но и всему Дальнему Востоку знаменитом ресторане на втором этаже здания морского вокзала под незамысловатым названием «Волна», затерявшись в немереных просторах его большущего зала. Кое-кто склонен называть его большим «сараем», предпочитая посещать более уютные места. А мне-то что? Пускай себе, да пусть хоть и пещерой называют… Мне, например, тут всегда нравилось днём забегать, потрапезничать. Да и вечерами порой не брезговал. А совсем с недавних пор так вообще столпотворение тут форменное, народ прямо ломится сюда. Впервые в этих краях экзотика появилась - вечернее варьете. Девки молодые задницами вовсю крутят, ноги задирая выше головы. Говорят, из Европы приехали, из Ленинграда вроде как - этакая невидаль для ещё не избалованного фривольными зрелищами легкого жанра населения города и его гостей.

Компании нынче у меня не получилось. Но это и хорошо даже… После вчерашнего дичайшего сабантуя в этих же хоромах (а зачем уж слишком далеко ходить?) судовой наш народ либо всё ещё не в можах очухаться после ураганной ночной гулянки, с удовольствием отсыпается, а кое-кто, из бедолажных, уже с больной головой вынужденно на очередную стояночную вахту на пароходе заступил. Ну, а те «счастливчики», что величаются местными семейными – само собой, совсем в иных настроениях сейчас пребывают - под заботливым крылом участливых жён почивают в своих уютных домашних гнёздах. Что нам о них думать? Им-то, отпущенным восвояси с парохода на некоторое время стоянки несравненно легче – за них родимые и ненаглядные думают, ухаживают - в кои-то веки кормилец, слава Богу, домой воротился, да к тому же, что особо ценно, как и всегда, не с пустыми руками, а при очередной порции деньжат как-никак… Да ещё, красавец, и продуктов дефицитных и разносолов всяких из закромов родной судовой артелки* приволок целую сумку! Поневоле зауважаешь и заухаживаешь, даже если и не очень чтобы очень хотелось бы… Но тут уж кому как в жизни повезло, оно ведь у всех по-разному... если не тем боком выползает…

Я мог бы, конечно, и не сидеть тут, а, как и кое-кто, всё ещё в тёплой постельке на пароходе нежиться. Хотя не известно, что лучше... Но служебное положение обязывает на ногах быть. «Мастер» (капитан судна) спозаранку разбуркал, срочную РДО (радиограмма) вручил. Значит, хочешь не хочешь, а поднимать своё тело надо. Ведь ещё и оформить депешу необходимо, соответственно, грамотно, по всем правилам, да на пишущей машинке отстучать, опять же заверив у него и поставив судовую печать, чтобы доставить на береговой радиоцентр. Вот ведь условности какие!.. И это - находясь в самом базовом порту, непосредственно под боком у генерального пароходского начальства!.. Но идиотский регламент бюрократический, гад, того требует!.. Всё с места, т.е. с самого борта судна документально и официально должно исходить и подтверждаться. Угораздило же его делами заниматься с раннего утра!.. Но, увы, это - главная обязанность моя на стоянке, никуда не денешься… Начальник мой ещё со вчерашнего вечера домой сорвался, к жене, детям. Всё теперь на моих плечах. Конечно, в любом случае службу править надо, и поход на радиоцентр мне подсвечивал однозначно так или иначе – тоже вид повинности - при стоянке в порту забирать оттуда корреспонденцию, и, желательно, конечно, поутру, никто не отменял. Ну, а кто будет пинать меня, если я сделаю это чуток попозже?.. Пароход стоит себе у причала, выгружается потихоньку. Вон, составы железнодорожные подогнали, рядами стоят, выстроившись… Аж целых четыре. По 60 штук вагонов каждый… Во, прорвищу какую зерна припёрли от ненавистных капиталистов! Стандартными железнодорожными составами измеряется. Шутка ли сказать, 13150 тонн притарабанить в порт! Не шаланда какая-то, а добрячий пароходище!.. И главное – молниеносно так к причалу поставили... Чувствуется, оголодала совсем наша обросшая всяческими дефицитами страна родная! А тут очередную порцию пшенички ей в аккурат подбросили. Подсобили малость народу… Ох, видать, здорово тоскует по хлебушку Родина наша!..

В общем, суток пять беззаботной гулянки на берегу нам обеспечено. Ну, это так, относительно беззаботной. Кое-кому, не в пример моей свободе действий, стояночные вахты нести приходится, хоть пароход и привязан к причалу. Но, возможно, и дольше простоим. Сие по большей степени будет от погоды зависеть. А вот далее пока ничего не известно. Когда, что, куда?.. Пребываем в ожидании своей ближайшей судьбы… Вот отчего нашему мастеру и не спится, и голова его, в отличие от остального экипажа, болит совсем по другой причине. Более прозаической. Как бы любимое руководство не засандалило родимый пароход в какую-нибудь клоачную дырищу. Кому ж охота в отстойном каботаже изгаляться, в то время как другие - экзотические заморские земли с доллАрами в кармане потаптывают?!...

…А пока что вот сижу у широченного окна, выходящего прямёхонько на центральный пассажирский причал. Состояние моё активно желает много чего лучшего. Наружу поглядываю от нечего делать.

И вид отсюда, прямо скажу, очень даже прилично представительный, с оттенком приятного - стоит прямо за окном белоснежный красавец – пассажирское судно «Мария Ульянова», пришвартованное прямо здесь, у подножия самого здания вокзала. Кажется, протяни руку - и коснёшься изящной трубы этого лайнера. Ну, точно тебе - из породы солидных «рысаков». Почему «рысак»? А из-за своей показательной добротной стремительности обводов корпуса и скоростных качеств так их кличут. Этой серии судов или, как принято говорить в моряцкой среде, «систер-шип», в пароходстве с пяток. Кстати, очень даже нескучно гуляют по морским просторам. В основном на заграничных линиях круизных нежатся, в том числе и престижных. Вот кому каботаж никакими судьбами не грозит... Хотя… что говорить, и у них ненужные прострелы порой фрагментарно случаются. К примеру, к рыбакам в океане сменные экипажи привозят, да и на Курильские острова рабочую силу забрасывать иногда приходится…

Ну, в общем, всё это так, мысли попутные посещают промежду делом. Пока официантка шныряет за моим заказом. Но что-то уж больно долго шныряет… Или мне так кажется с нетерпёжу?..

Ох, и тяжеленько после вчерашнего сабантуя!.. Сурово нагульбенились... Ну совсем никчемно сложно соображается. Скорее бы водочки накатить, граммов сто пятьдесят хотя бы, для начала дня. Прояснение в мозги вернуть, точнее, на своё место их поставить… Да и с желудка многострадального провокационную неустойку снять однозначно, короче, запустить в активную фазу режим работы всего организма…

…Короче, как подошли ко внешнему рейду Владика ближе к вечеру, так после оформления всех пограничных и таможенных формальностей, как уже говорил, моментально к причалу поставили. И хорошо, агент не сплоховал - сходу, без заминок, заказанную на подходе зарплату подсуетил… Так по её получении всех сразу одномоментно и посдувало с борта судна. И местных, семейных, и иногородних. Я-то как раз из числа последних, и тоже, разумеется, не исключение. А что тут куковать? Давно это железо вокруг осточертело! Естественно, куда «мылиться» тем, у кого дом - за тридевять земель? Ясное дело - куда, в ближайшее злачное место, что поближе - сюда, в кабак «Волна» прибило всех, кто свободен, в едином порыве… Где «кислорода» больше, т.е. мест посадочных для нашего брата-моряка, чтобы сразу без проблем на входе. Ну, и «оторвались», само собой, по всем статьям, стремительно и безудержно. И ведь неспроста! Была на то основательно веская дополнительная причина! Под-набрали как-никак под завязку сногсшибательного стресса на переходе к дому… Не приведи Господи!.. Как подумаю, так и вздрогну!.. А ведь нервная система не железная!.. Такой глубины жесточайшего страха и безнадёжно тупого чувства обречённости ещё не приходилось испытывать за эти чуть более полутора лет, что я тут в бассейне дальневосточном бултыхаться начал. Да что Я – без году неделя в морях?!... Вон наши самые сивые деды-морячилы признавались, что чуть не обсеренились напрочь и конкретно в рейсе этом!.. А уж по-обмочились – точняком! Причём все, весь экипаж поголовно!

Ну, наконец-то, дождался! Вот и графинчик драгоценный, а вот Вам, Вячеслав Павлович, и салатик из папоротничка местного дальневосточного, да отдельно ещё один – из желанных благородных - из тела кальмара, наструганного полуколечками, майонезиком смачным приправленный!.. У-у-у – божественная пища! Приятно приобщился я к таковой на берегу. Да, это по-настоящему вкусно и, что немаловажно, питательно, и желудку вольготно, не накладно после перепою. Одна лишь польза белковая! Эта - как раз из разряда той еды, по которой обычно скучать приходится на пароходе, находясь в рейсах. Но для начала необходимо вот этим бульончиком куриным с плавающим в нём яичком варёным, пополам разрезанным, зарядиться на слипшийся желудок – фирменное блюдо тутошнее, «волновское» - уже проверено жизнью – по-другому, по-нашему, моряцкому, называется «хорошей морской практикой».

- Спасибо, родная! – это я к официантке обратился, вот только что расставила передо мной всё это, казалось бы, ненавязчивое великолепие, столь необходимое и полезное сейчас моему страждущему организму.

Можно было бы спокойно к своей незамысловатой благодарности добавить и слово «мать» перед «родная» - далеко не девочка-трясогузка, сороковник ей уж, поди, точно минул – мне-то только 22 стукануло, кстати, всего-то пару недель назад, почти что одновременно с пароходом родным. Официантки - вообще профессия интернациональная. И возраста они не имеют. Потому воспринимают всё легко и без обид. Особенно, если нашего брата доводится обслуживать, сословие моряцкое. Ну, а глаз на нас, скитальцев морей, у них намётан будь здоров! Знают, мы - народ благодарный, отзывчивый. К тому же не привередливый.

- На здоровье, родимый! – взаимообразно получаю такое же в ответ. – И приятного аппетита! – понятливо уходит, оставляя меня в полном одиночестве, за что я ей тоже премного благодарен в душе.

В общем, вполне по-разумелись. Я даже ничего не ответил, зато жадно схватился за пиалу и приник к спасительному бульону. Отжав прямо из чаши несколько глотков, поставил на место, тут же без промедления плеснув в рюмочку водки из графина.

Горячий в нужную меру бульончик, растекаясь своими ласковыми волнами, уже успел прислониться живительным бальзамом к стенкам страждущего желудка, нежным бархатным покровом обволакивая его со всех сторон. Вот когда начинаешь реально ощущать истинно натуральный кайф и неподдельное блаженство! Внутри, будто по чьему-то велению или по взмаху волшебной палочки, незамедлительно начинает что-то конкретно разворачиваться, благодарно раскрываясь. И сразу одновременно приходит осознание, что твой организм теперь во всеоружии готов наконец-то от души принять спасительную дозу столь жизненно необходимой в данное время порции горячительного. Даже, изнывая, настоятельно просит… Вот когда всеми клетками организма чувствуешь, как приходит оно, крайне ярко выраженное истинное и своевременное желание именно под-накатить водочки!..

Ну, а после первой рюмашки уже торопиться некуда. Прагматично и скрупулёзно, но уже чинно и культурно, ложечкой, докушивается оставшийся бульончик, съедается по ходу и яичко, а потом следует остальная салатиковая трапеза под размеренную подачу ещё пары стопочек оставшегося «элексира бодрости».

И вот она, благодать, свершилась! Какая прелесть! Будто заново народился! И как чУдна и прекрасна жизнь, ребята! Лёгкость в организме неописуемая, мысли начинают укладываться размеренно и упорядоченно чётко, ощутимо, прямо на глазах наблюдается полный подъём жизненного настроения, и вот уже реальность бытия начинает восприниматься без каких-либо особых потуг, как надо, объёмно и многогранно, со всей присущей ей палитрой красок!.. В общем, член общества вновь готов в полной мере к покорению новых высот и новым трудовым свершениям и будущим испытаниям на прочность! Вот всегда бы так, чёрт возьми!..

Ну, а далее, уже окончательно расслабившись и удобно развалившись в кресле, предвосхищая полёт в близкую нирвану по-настоящему, с необъятным удовлетворением выкуривается первая фирменная сигаретка «Кэмел». За ней тут же неотрывно следует и вторая – гадство, понапихали буржуины в табак селитры, скорострельно быстро, прямо на глазах, мерзавочные, тлеют…

Уходить не хочется вовсе, пригрелся классно и душевно. Прошу у официантки принести ещё и чашку кофе. Заодно и рассчитываюсь с ней – всего-то около семи рубликов за всё про всё!.. Совсем мелочи жизни! Копейки!.. Но вручаю официантке, и без всяких сожалений, цельный червонец и, разумеется, без сдачи. Мелочиться в нашей среде - признак дурного тона. Зато как ожил и необыкновенно взбодрился!.. Ага, нет, пожалуй, не то слово, расслабился не по делу!..

Потому как вот тут-то, казалось бы, на столь благородном импульсе, видимо, на фоне благодатного отходняка организма, и начали мерзавочно скользко выползать из меня наружу совсем свежими умопомрачительными воспоминаниями все недавно перенесённые и засевшие внутри страхи и ужасы минувшего рейса со всей своей неотвратимой жестокостью незабываемых муторошных картин…

------------

*Артелка - провизионный склад на судне, он же своего рода магазин продуктов

для членов экипажа.

Продолжение в части 2…….

.
Информация и главы
Обложка книги ГЛАЗ ДЬЯВОЛА

ГЛАЗ ДЬЯВОЛА

Мореас Фрост
Глав: 12 - Статус: закончена
Настройки читалки
Размер шрифта
Боковой отступ
Межстрочный отступ
Межбуквенный отступ
Межабзацевый отступ
Положение текста
Лево
По ширине
Право
Красная строка
Нет
Да
Цветовая схема
Выбор шрифта
Times New Roman
Arial
Calibri
Courier
Georgia
Roboto
Tahoma
Verdana
Lora
PT Sans
PT Serif
Open Sans
Montserrat
Выберите полку