Выберите полку

Читать онлайн
"Привет из прошлого"

Автор: Виктор Влизко
***

Весна в этом году выдалась не то чтобы ранняя, но не совсем обычная из-за температурного режима. Побив пару рекордов столетней давности и порадовав красноярцев теплом и солнечной лаской, погода опустилась в район нулевой отметки и начала совершать вокруг неё кульбиты, опускаясь по ночам до минус трёх-пяти градусов и поднимаясь днём до того же значения, но уже со знаком плюс. В отсутствие атмосферных осадков, улицы быстро освобождались от снега. И лишь большие сугробы, вовремя не вывезенные коммунальными службами, медленно восполняли наличие влаги, оседая и испуская весенние ручейки, которые, застывая по ночам, доставляли немало неудобств пешеходам, особенно тем, кто спешил в утренние часы на работу.

Вот и Ивана Петровича такая погода не радовала. Каждое утро он вынужден был бороздить взглядом тротуары по дороге в офис, держа равновесие на скользких участках и старательно обходя коварные ямки, скрытые тонкой корочкой льда. А вечером, возвращаясь домой, приходилось беречь туфли от излишней сырости: лужи вальяжно растекались во всю ширину прохожей части, радостно подмигивая солнечными зайчиками. Ветер поднимал с земли редкую пыль и бросал в лицо, затрудняя дыхание. От всего этого воздух напоминал Ивану Петровичу запах плесени и заставлял его - и без того сурового человека, ещё больше хмуриться. К тому же весной и осенью, именно когда температура плясала возле нулевой отметки, у Ивана Петровича наблюдались скачки давления. От этого бросало то в жар, то в холод, что не способствовало рабочему настроению. И почему родившись в этот слякотный период, он не любил это время года?

День рождения… Коллеги недвусмысленно намекали на банкет. И руководило ими далеко не желание поздравить юбиляра! Любили коллеги шумно погулять. А вот Иван Петрович к гулянкам относился более чем сдержанно. И присутствовал на них лишь по необходимости. И жена была ему под стать. В семейном кругу уже давно не справляли именины. И за стол садились всего раз в году, в новогоднюю ночь. Да и то, прослушав поздравительную речь президента и разбавив бой курантов мелодичным звоном бокалов с шампанским, сразу ложились спать.

Конечно же, Иван Петрович устроит застолье. Как-никак круглая дата – пятьдесят пять лет! Лучше бы шестьдесят. В отличие от коллег по работе, Иван Петрович был не против уйти на заслуженный отдых. Его не пугала маленькая пенсия. А всё потому, что они с женой предусмотрительно готовились к этим чёрным дням. А как ещё назвать пенсию, если денежный эквивалент её заставлял переходить на другой, очень уж скромный жизненный уровень?

Примерно с такими мыслями и возвращался юбиляр в тот памятный день с работы. Впрочем, памятным он стал уже после событий, которые ещё предстоит описать. А пока ничем примечательным не отличался. Разве что давление давало о себе знать. Затылок взмок под кепкой, рубашка прилипла к телу.

Иван Петрович с лёгкой завистью смотрел на молодёжь, которая смело экспериментировала с одеждой. О головных уборах вообще говорить не приходилось! Попробовал было и сам снять кепку. Но ветер в купе с мокрыми волосами так охладили голову, что пришлось кепку вернуть на место.

Проходя мимо автобусной остановки, задумался: а не подъехать ли на автобусе и дело с концом! Но многолетняя привычка пересилила. Сколько лет упорно маршировал на работу и с работы, укрепляя сердечную мышцу! По любой погоде! Шут с ним с автобусом. Стоит один раз отступить и…

Иван Петрович не успел развить мысль дальше, потому как его взгляд неожиданно упёрся в пронзительные глаза незнакомки, которая, преградив дорогу, беззастенчиво рассматривала его в упор. Даже растерялся от такого откровенного внимания и поспешно отвёл глаза.

- Вижу, что узнал!

Эта фраза заставила вновь взглянуть на женщину. Миловидное личико обрамлял лёгкий шёлковый платок светло-голубого цвета, очень гармонирующий с голубым полупальто и белыми полусапожками. Но навряд ли Иван Петрович в тот момент отметил все нюансы наряда незнакомки. Он видел только её глаза, из которых изливалась непонятная горечь, прерываемая гневными вспышками. Неужели раньше видел эти вспышки? Но когда?! Память, не смотря на усиленную работу, не могла предложить ни одного варианта.

- Как давно я искала этой встречи! – голос женщины непонятным образом давил на сознание.

Иван Петрович стоял, ничего не предпринимая, но смутно догадываясь, что ничего хорошего эта встреча не предвещает.

- Заматерел! Что молчишь? Или скажешь, что ты не Иван Макаров?

Женщина сделала шаг вперёд. Теперь Иван Петрович не только съежился под её убийственным взглядом, но и почувствовал дыхание, сродни расплавленному металлу.

- Иван… Макаров… - ответил запинаясь, словно признался в тяжком преступлении.

И тут же ощутил тяжесть ладони на своей щеке. На громкую пощёчину обернулись все! Казалось, воздух застыл, заморозив на мгновение все звуки.

- За что?! – непроизвольно отпрянул.

- За мою загубленную молодость, за дочь, которая выросла без отца! Подлец!

Ещё одну попытку физического оскорбления Иван Петрович пресёк, перехватив агрессивную руку.

- Пусти! – гневно воскликнула женщина, напрасно пытаясь освободиться и грозно махая второй рукой, держащей белую сумочку.

Вокруг столпились зеваки с интересом наблюдая, как солидный мужчина ссорится с женщиной.

- Ты бабу бы отпустил, а то ей, наверное, больно! – подал голос один из наблюдателей с явными признаками похмелья на лице.

- Где ты бабу видишь? – незнакомка неожиданно окрысилась на заступника. – Да отпусти ты! Я больше тебя не трону!

И Иван Петрович отпустил. Напрасно. На этот раз женщина действовала стремительнее. Правда, вторая пощёчина не показалась уже столь болезненной. Вокруг раздался одобрительный гул и улюлюканье. Иван Петрович сгорал от стыда. Его, начальника оперативного отдела строительной фирмы, хлестала по лицу неизвестная дама на глазах у многочисленных прохожих!

- Да кто ты такая! – в сердцах воскликнул он и, не подобрав более мягкого выражения, добавил. – Мымра!

- Дурачком прикидываешься? – женщина осуждающе покачала головой, но агрессию убавила. – Ты всегда пытался уйти от ответственности!

- Так! Что тут происходит?

Сквозь толпу протиснулся полицейский в чине старшего лейтенанта. Внутри Ивана Петровича ёкнуло. Какой позор на его почти седую голову! Мало того, что столкнулся с этой истеричкой, так ещё и сам факт станет достоянием общественности! А на работе есть кому злорадствовать!

- Я ударила этого подлеца! – смело заявила женщина.

- А на каком основании? – нисколько не удивился страж порядка.

- Он бросил меня беременную! – лицо женщины раскраснелось, глаза безумствовали.

Толпа разразилась смехом.

- Не поздно ли, девонька, рожать собралась? – ехидно спросила маленькая старушенция, стоящая в первых рядах.

Против такого обвинения Иван Петрович промолчать не мог.

- Да я эту… первый раз в жизни вижу!

Всегда с трепетом относился к женщинам. Оттого и женился на исходе тридцати лет. Друзья называли рыцарем и частенько выразительно крутили пальцем у виска, когда он равнодушно проходил мимо явных призывов к адюльтеру со стороны незамужних сотрудниц фирмы. И не только незамужних! Даже лёгкого флирта не позволял! А чтобы довести дело до беременности и бросить! Да он и в постели до жены ни с кем не был!

И вдруг молния прошила память. А ведь был! И изумлённо посмотрел на обвинительницу. Неужели она?! Смутный образ начал приобретать чёткие очертания, стирая «грим» времени. Сомнения отпали. Эмма! Именно с ней единственный раз изменил своей будущей жене! Если бездеятельное соседство в одной постели можно назвать изменой. Да и разве изменил?! Он и с женой тогда знаком не был!

- Пройдёмте в машину! – полицейский жестом указал направление.

Толпа разочарованием проводила странную парочку, отпуская вслед непристойные шуточки. Ивану Петровичу пришлось протиснуться на заднее сидение полицейской машины и оказаться в непосредственной близости с Эммой. Страж порядка уселся впереди рядом с молодым водителем, который с любопытством взирал на задержанных.

- Проедем в отделение или на месте разберёмся? – строго спросил старший лейтенант.

Иван Петрович промолчал. Напряжение внезапно схлынуло. Мысли, словно споткнувшись, замерли, пытаясь сохранить равновесие. Навалилась апатия. Видимо, Эмма испытывала нечто подобное. Её взгляд потух и устремился в сторону, за пределы автомобиля.

- Женщина, только что вы были более разговорчивы! - заметил полицейский. – Мы едем в отделение?

- Мне всё равно, - устало выдохнула Эмма.

- Каковы ваши претензии к этому господину?

Ивану Петровичу послышалась насмешка в голосе старшего лейтенанта, и он взорвался:

- А почему вы не спрашиваете о моих претензиях?! Столько позора я не испытывал никогда!

- Некому было выступить в защиту справедливости! – ожила Эмма.

- Какой справедливости?! – Иван Петрович включил начальственные нотки. – Мы встретились всего один раз! И ничего между нами не было!

- Узнал! – воскликнула Эмма. – Надо же! Один раз! Какой невинный… баран!

- Дамочка, а вот оскорблять не надо! - нараспев произнёс старший лейтенант. – Разговор записывается и может быть использован для предъявления обвинения.

- А как мне реагировать?! Он утверждает, что я забеременела от ветра! – язвительно усмехнулась Эмма.

- Да, дела, - тяжко вздохнул полицейский. – Я думал, что только по молодости такие страсти бывают. А оказывается…

- По молодости и было! - перебил Иван Петрович. – В восемьдесят четвёртом году!

- Даже год запомнил! – злобно, но в то же время с некоторым удивлением прокомментировала Эмма.

- Как не запомнить, - буркнул Иван Петрович. – Мой день рождения! Двадцать пять лет.

- Дела давно минувших дней, - констатировал старший лейтенант. – Тогда получается, что вас женщина надо привлекать к ответственности за применение физического насилия.

- Даже так? – усмехнулась Эмма.

- Закон есть закон! - хихикнул водитель, который явно потешался в душе над происходящим.

- Я думаю, что вам надо отпустить нас! - уверенно заявил Иван Петрович. – Не стоит далее раздувать недоразумение.

- Он называет это недоразумением! – театрально всплеснула руками Эмма. – А с дочерью своей не хочешь познакомиться? И с зятем, и с двумя внуками? Ты будешь поражён невероятным сходством!

- Перестань! – Иван Петрович поморщился. – Я тебя тогда пальцем не тронул. Хотя мог!

А ведь, и в самом деле, мог! Память услужливо нарисовала эпизод тридцатилетней давности. Эмма пришла на его день рождения с друзьями. Даже подразумевалось, что пришла познакомиться с ним по просьбе всё тех же друзей. И они потянулись друг к другу. Возможно, всё бы и закончилось постелью, но Серёга, который и привёл Эмму, видя робость друга, подлил в сухое вино водки, чтобы девушка стала сговорчивей. Вместо этого она стала невменяемой и вырубилась. Иван сам отнёс её в спальню. И даже раздел. Ничто не могло помешать воспользоваться бессознательным положением девушки. Но именно её беспомощность и остановила. Не смог он без согласия, без нежности. С трепетом ждал её пробуждения. И не дождался. Уснул и не услышал, как она встала и ушла, громко хлопнув дверью. От этого хлопка и проснулся. И больше они не встречались.

- Пальцем он не тронул! - как-то тоскливо протянула Эмма. – Чем же ты меня целый месяц трогал? А как узнал о последствиях, так сразу уехал из города! Даже друзьям нового адреса не сообщил! И у родителей ни разу не появился.

- Никуда я не уезжал! – возразил Иван Петрович. – Я родился, вырос, женился и всю жизнь работал в Красноярске!

- Может, вы попутали друг друга? - высказал предположение старший лейтенант. – Знаете, сколько роковых совпадений иногда бывает. Тем более тридцать лет прошло.

- Да он у меня перед глазами всё это время был! – выкрикнула Эмма. – Дочь – его точная копия! И внук старший его гены унаследовал!

- Да, дела! – старший лейтенант, по-видимому, не знал, что предпринять.

- А давайте проедем ко мне? – Эмма выпрямилась и подалась вперёд. – Тут всего-то две остановки! И ты заодно посмотришь на своё творение!

- Я не против! – Иван Петрович, к которому была адресована последняя фраза, готов был на всё, лишь бы прекратить это абсурдное действие. К тому же начала побаливать голова, явный признак того, что давление поползло вверх.

- Говорите адрес!

Старший лейтенант решил таким образом избавиться от задержанных, а заодно и удовлетворить своё любопытство.

Машина резво преодолела расстояние до дома Эммы, остановившись во дворе стандартной «хрущёвки». И тут приключилась первая странность. Эмма с удивлением воззрилась на детскую площадку.

- Здравствуйте, тётя Эмма! – поприветствовал пробегающий мимо мальчик.

- Здравствуй, Вовочка! А кто качели переставил?

Но мальчик умчался, не ответив на вопрос. По расписанному чёрной краской подъезду поднялись на третий этаж. Эмма сунула ключ в замочную скважину, но замок не поддался. Женщина удивлённо пожала плечами и нажала на кнопку звонка.

- Иду! – донеслось из глубины квартиры.

Через минуту дверь распахнулась. Немая сцена продолжалась до тех пор, пока Эмма наконец не смогла выдавить из себя:

- Вы кто?!

- А вы?! – эхом откликнулась хозяйка.

Обе в изумлении смотрели друг на друга. Но ещё больше были удивлены Иван Петрович с полицейским. Перед ними стояли две женщины, похожие как две капли воды! Хозяйка, по-видимому, принимала ванну. Оранжевый халат облегал всё ещё сохраняющую стройность фигуру, на голове чалмой громоздилось голубое полотенце.

- Я – Эмма! Эмма Николаевна, - пролепетала Эмма.

- Это я – Эмма Николаевна! - хозяйка отступила вглубь квартиры, прижимаясь спиной к стене.

Эмма, словно под гипнозом, сделала шаг вперёд и, едва переступив порог, растаяла! Теперь перед хозяйкой стояли только двое мужчин.

- Что за чертовщина! - Иван Петрович испытал шок.

- Вы здесь давно проживаете? – неожиданно бодро поинтересовался старший лейтенант.

- С детства, - дрогнувшим голосом прошептала растерянная Эмма Николаевна. – А что это было?

- Ничего особенного! – кажется, полицейский был единственным, кто владел ситуацией. – Вам знаком этот человек?

Хозяйка посмотрела на Ивана Петровича, поморщила лоб.

- Нет. Первый раз вижу.

- Всё ясно! Извините за беспокойство! - старший лейтенант зачем-то отдал честь хозяйке, приложив ладонь к форменной фуражке. – Пойдёмте, Иван Петрович! Больше нам здесь делать нечего.

И Иван Петрович безропотно последовал за полицейским. В голове царил туман, движения больше напоминали действия механического робота. Уже на улице вздохнул полной грудью и вопросительно уставился на стража порядка.

- Не верил никогда в эти штучки, - доверительно сказал тот и вытер платком лоб. – И надо же столкнулся, как говорится, лоб в лоб! Кому сказать, не поверят! Да и говорить никому не буду!

- А мне в виде исключения? – попросил Иван Петрович.

- Только вам! - согласился старший лейтенант. – Дело в том, что гражданочка, которая на вас напала, не из нашего мира. Она проживает в другом измерении! Каким-то образом переместилась сюда, и сама этого не заметила! И надо же было вам встретиться на её пути! А вот хозяйка квартиры, в которой мы только что побывали, и есть та самая Эмма, с которой вы встречались тридцать лет назад. И судя по её поведению, у неё с вами ничего интимного не было. Как вы и говорили.

- А если бы та Эмма не встретила меня? Что бы тогда произошло?

- Ничего. Она так же бы исчезла на пороге этой квартиры, напугав хозяйку. Возможно, дверной проём и является порталом в параллельный мир. А помните, как наша Эмма Николаевна удивилась, увидев какие-то изменения на детской площадке? И ключ её к замку не подошёл. Значит, в параллельных мирах присутствуют разные версии развития событий. В этом мире вы тридцать лет назад по отношению к девушке проявили благородство. А там, ваш двойник, извините, оказался негодяем, не устоял против соблазна. И далее смалодушничал… Интересно, как ведёт себя мой двойник? Я ведь тоже по жизни не всегда поступал… э-э… по справедливости.

Старший лейтенант, словно спохватившись, поправил фуражку.

- Вас подкинуть до дома?

- Да я, практически, уже дома, - отказался Иван Петрович. – Надо же: жил с Эммой почти по соседству, а ни разу не встретился!

- Бывает. Я сам в родном подъезде не всех жильцов знаю. Вот такие дела, - и усевшись в машину, скомандовал водителю. – Поехали!

Иван Петрович медленно побрёл домой. Окружающие перестали быть для него серой массой. Он внимательно вглядывался в лица прохожих, стараясь уловить знакомые черты в незнакомых на первый взгляд людях. Вдруг среди них бродят призраки прошлого, случайно шагнувшие в чужой, параллельный мир? Вот этот мужчина напоминает Гену Попова. Того самого, который утонул двадцать лет назад. Если убрать морщины и разгладить брови… Очень похож! Что если в другом измерении он продолжает здравствовать? Сумел выплыть во время того рокового купания? А сейчас пошёл за хлебом и незаметно для себя перешагнул границу миров? Иван Петрович внутренне содрогнулся. Незнакомец ответил ему внимательным взглядом. Если поздоровается, то точно он!

- Здравствуйте! - приветствие словно раскаты грома ударило по ушам. - Мы с вами знакомы?

- Почему вы решили, что мы знакомы? – замялся Иван Петрович.

- Очень уж вы пронзительно меня разглядываете! – улыбнулся незнакомец.

- Показалось… Извините! – и Иван Петрович торопливо зашагал прочь.

Скорее домой! Выпить таблетку от давления, заодно сердечное что-нибудь и забыть всё как кошмарный сон! И горько усмехнулся про себя: «Разве забудешь?» Что же коммунальные службы небесные, или как их там называют, так плохо работают! Раскрыли двери-порталы! Это же непорядок, когда туда-сюда люди перемещаются! Мало ли что двойники могут натворить в соседнем измерении! Ещё не хватало за чужие грехи расплачиваться! Своих хватает! А каких своих? И попытался припомнить, когда кого обидел, с кем поступил несправедливо. Не так уж и много подобных эпизодов! Но ведь были! А что если встреча с Эммой не случайна? И организованна высшими силами для того, чтобы вызвать раскаяние душевное? Переосмыслить жизнь прожитую? И перед кем, спрашивается, каяться? Перед собой?

И Иван Петрович решил в ближайшее воскресение сходить в церковь. Жена-то туда давно тропинку протоптала. Вот и он сходит. Постоит в сторонке, посмотрит, послушает. И попросит прощения у всех, кого в жизни обидел…

Март 2014г.

.
Информация и главы
Обложка книги Привет из прошлого

Привет из прошлого

Виктор Влизко
Глав: 1 - Статус: закончена
Оглавление
Настройки читалки
Размер шрифта
Боковой отступ
Межстрочный отступ
Межбуквенный отступ
Межабзацевый отступ
Положение текста
Лево
По ширине
Право
Красная строка
Нет
Да
Цветовая схема
Выбор шрифта
Times New Roman
Arial
Calibri
Courier
Georgia
Roboto
Tahoma
Verdana
Lora
PT Sans
PT Serif
Open Sans
Montserrat
Выберите полку