Выберите полку

Читать онлайн
"Трудный выбор"

Автор: Виктор Влизко
***

Пора определяться. Молодость пролетит - не заметишь! Вон Сережка вокруг Лерки уже полгода крутится, и Ванька вчера Ленкин портфель таскал. Одним словом: настаёт момент истины! Никита тяжко вздохнул. Непростое это дело. Особенно когда две кандидатуры. Кого же осчастливить? И чем родители думали, когда дочкам имена выбирали? Увлеклись стариной. Ну что такое: Глаша! Впрочем, Маша ничуть не лучше. Хотя, её хоть Пушкин через Дубровского облагородил. А вот Глафира чего-то не встречается на просторах русской литературы среди графьёв и прочей интеллигенции. Только в крепостных.

Итак: Никита и Глафира! Официально очень. Да к тому же явно доминирует Глафира. Никита теряется в миноре. А если: Никита и Глаша! Так и хочется добавить – «Параша». Никита и Глашка! Н-да, вульгарщина какая-то. В этом плане перевес на стороне Машки. Никита и Маша! Мягко и как бы дополняет, подталкивает снизу. И это правильно: мужчина должен быть выше. Да и с Машкой контакт налажен. Сколько ей комплиментов наговорил! А как иначе: с учёбой не лады, а Машка – отличница! Глашка же не лучше его на учебном фронте. Сама норовит списать. Вот здесь надо разобраться. Любовь – не семечки! А если в Машке видится выгода, а не любовная страсть? Да и приврать Машка любит. Сам слышал, как говорила подругам, что якобы он, Никита, влюблён в неё по уши. Возомнила! Нет, конечно, влюблён. Но по колено, не более. Наверное, всё-таки надо выбирать Глашку, несмотря на имя. Тут никакого интереса, а притягивает. Всё решено: Глафира, ты мне мила! Теперь надо придумать, как ей сообщить о привалившем счастье. Можно с помпой: встать и на весь класс. Даже если и не захочет, то сразу не откажет. Он, например, не смог бы при всех. Хотя Глашка - девчонка непредсказуемая. Хорошо, если мягко скажет «нет». А если грубо говоря? Словарный нецензурный запас у неё богатый! И язык несдержанный. Нет, чувства демонстративно лучше не обнажать. Да и шутников в классе много. Испортят торжественный момент. Написать пламенную записку? Компромитирующе. Согласится или нет, неизвестно, а записка у неё останется. Будет потом всем девчонкам показывать, имидж себе строить. Лучше по сотику. Без подписи. Пусть потом доказывает, от кого. Стоп, а как же Машка? Как бы не затосковала. Неразделённая любовь и прочее. А то что влюблена – сто процентов! Может, не по уши, но до пояса точно! Списывать даёт. И улыбается загадочно. Вот пройдёт он за руку с Глафирой, и как бы не взыграла ревность. Могут возникнуть нежелательные осложнения. Вдруг начнёт бороться за любовь? Хорошо если с Глашкой! А если ему по шее? Рука у неё тяжёлая: два года тхэквондо занималась. Ударит, мало не покажется. Да и как сдачи давать? Любимая как-никак. Хоть и по колено. Или тоже по пояс?

Никита с тоской посмотрел в окно. И почему в тридцатиградусную жару приходится париться в душном классе? Неужели непонятно, что знания в такой раскалённой атмосфере не впитываются! А без знаний зачем нужен весь, так называемый, школьный процесс…

И классная как заводная! Ходит и ходит между рядами. Или таким образом сама с дремотой послеобеденной борется? Тогда ей легче. Движение прогоняет сон. А как быть учащимся, которые сидят и тают прямо-таки в тропическом климате!

Никита вновь тяжко вздохнул. Забыться бы в минутном сне. Но Александра Дмитриевна не даёт расслабиться. Марширует, как на плацу! И взгляд пронзительный! А речь монотонная, будто специально голосом усыпляет. О чём, кстати, вещает? Что-то о природе. Взяла бы да вывела класс на озеро! Всего-то в километре от школы! И рассказывала бы там о пестиках и тычинках! Как говорится, не отходя от кассы. А ещё лучше от воды. И берег там густой травкой покрытый, и водичка, освежающая…

И кто знал, что в конце мая такая благодать снизойдёт на землю! Прошлый год и весна, и лето больше прохладой и сыростью запомнились.

Никита выпрямил голову, упёршуюся было подбородком в грудь, и встретил учительницу слегка мутным взглядом. Смотрите, Александра Дмитриевна: никто и не помышляет о сне! В его лице само внимание и сосредоточенность! Хоть бы не спросила, о чём речь. Не спросила! Теперь, когда спина педагога удаляется, можно немного слепить веки. Нет. Лучше потерпеть. Сколько там до конца урока? Почему перемены проносятся болидами из «Формулы-1», а уроки ползут неспешно, будто едут на пони, да ещё задом наперёд?..

Надо отвлечься, подумать о чём-нибудь бодрящем. Кстати, на перемене Борька подходил, просил не провожать Настю поле уроков. Типа влюбился без памяти, и теперь сам её будет провожать. А он, Никита, якобы мешается под ногами. Отвлекающий фактор! И кто кого отвлекает? Да Настя сама с ним постоянно из школы в попутчицы напрашивается! В попутном, так сказать, направлении. А ему от этого ни тепло, ни холодно. Нет у него возвышенных чувств к Насте. И что Борька в ней разглядел? А Серёжка в Лерке? В прошлый раз играть в футбол на поляну не пришёл. В ответ на расспросы глаза закатил и шёпотом, будто великую тайну поведал: мол, с Леркой на скамеечке засиделся, дело до поцелуев дошло. А они без него пацанам с соседней улицы проиграли! Неужели поцелуи стоили такой жертвы? Нет, он не против любви! Но так страдать в тринадцать лет! Муки любовные где-то там впереди…

А вдруг это он такой тормозной? Может, любовь только для него пустой звук? Не нагрянула она нечаянно, как в песне? И все его рассуждения обычные симпатии? Ведь и в прошлом году отдыхал взглядом на девчонках. И не только на Машке с Глашкой, но и на Наташке. А теперь с Наташки Володька, этот гений очкастый, глаз не сводит. И она там чего-то в ответ хихикает. Получается, почти все его одноклассники приударили за девчонками! Любовь не любовь, а заинтересованность налицо! И только он один прозябает на последней парте в гордом одиночестве. Впрочем, уже не первый год. Но именно сейчас одиночество становится неуместным. Не изгой же он! Неужели не способен разжечь в груди огонь страсти?! Хотя бы искусственный, чтобы другие не подумали, что он отстаёт от них в развитии. Вот возьмёт и признается в любви! И неважно кому! Главное показать, что он не из другого теста. А там пусть смеются. Если посмеют. Никита усмехнулся и повёл плечами.

- А что это так Новикова рассмешило? – раздался голос Александры Дмитриевны.

Надо же: потерял контроль! Никита встал и даже попытался откашляться, чтобы потянуть время. И с облегчением вздохнул, когда наступившую тишину разорвал школьный звонок. Как нельзя вовремя!

- Повезло тебе, Новиков!

- Да что вы, Александра Дмитриевна! – с максимальной искренностью воскликнул в ответ, изображая разочарование на лице. – Наоборот: пятёрка ускользнула!

Вот так и приходится разыгрывать из себя клоуна. Образ, созданный ещё в первых классах. А всё потому, что в те уже далёкие времена кто только не поднимал руку на хиленького мальчика. А он шутил в ответ. Смело, дерзко. И всё чаще обидчики смеялись, а не награждали подзатыльниками. А дома до изнеможения поднимал гантели, подаренные дядей. И вот теперь, пусть и не такой высокий, как некоторые ровесники, но самый широкоплечий в классе. И не боится нападок даже старшеклассников. А язык по-прежнему несдержанный. А может, с таким языком и жить веселее? Вон как Машка рассмеялась и сразу на ухо Светке что-то зашептала. Болтушка. Недостаток это или достоинство? А ведь неплохо будет, если она на весь класс растрезвонит о его чувствах! И не надо будет при всех спектакль разыгрывать. Глашка же в этом плане скрытная. Возьмёт и промолчит. И никто не узнает, что он уже перешагнул границу между детством и юностью. Решено: его избранницей станет Машка! А Глашку он будет любить тайно. Как сосед дядя Митя. Живёт с женой, а ходит частенько к тёте Тамаре с соседней улицы. И все об этом знают, кроме его жены.

-----------------------------------------------------------------------

Не откладывая дело в долгий ящик, Никита поймал одноклассницу в раздевалке.

- Тебе чего? – удивлённо взмыли вверх Машкины брови.

- Поговорить бы надо, - многозначительно произнёс.

- О чём?

- О любви, - и тяжко вздохнул.

- Почему тогда так грубо хватаешь? – сразу приосанилась Машка и зыркнула разочарованно вокруг: никто из подружек не наблюдал столь знаменательного события в её жизни.

- Хотел нежно, да ты такая шустрая, - Никита виновато потупился. – Ты уж извини.

- Да ладно, чего уж там, - радостно простила Машка. – Давай, говори!

- Вот знаешь, деревцо после зимы медленно просыпается, тянется качающимися ветками к солнцу. Ходишь мимо каждый день, не обращая на него внимания. И вдруг однажды, словно чудо увидел: маленькие зелёные листочки проклюнулись. Так и я: взглянул сегодня на тебя и глазам не поверил. Сердце всколыхнулось, и водопадом кровь бросило по всем артериям и капиллярам. И так захотелось оказаться с тобой рядом, на расстоянии поцелуя, коснуться твоих губ, сжать твои пальчики.

- А вместо этого грубо схватил за руку, - в замешательстве ответила Машка, ошеломлённая красноречием одноклассника.

- Какая ты злопамятная! – промурлыкал Никита, с удивлением понимая, что такой разговор неожиданно начинает нравиться ему, да и температура тела, как ни странно, повышается, и не факт, что от жаркого солнца, которое нещадно простреливает раздевалку через большие окна.

Машка рассмеялась в ответ, а потом ухватила Никиту за руку и потянула к выходу. Улица немного остудила их лица.

- Это так здорово! – заверещала Машка. – Ты третий, кто предложил мне любовь!

- Да?

- Да! Ещё Ромка и Олег! У нас будет любовный даже не треугольник, а четырёхугольник! А если учесть, что Светка любит Ромку, а Сонька сохнет по тебе, то – многоугольник! Здорово! Как в любовном сериале! Такой узел завязывается!

- Я не понял, ты положительно отвечаешь на мою пламенную любовь? – спросил несколько озадаченный Никита. А озадачило его известие о том, что Соня испытывает к нему более чем дружественные чувства.

- Конечно! – весело воскликнула Машка. – Но и ты должен меня понять: я ещё не определилась, кто мне больше нравится. Вы должны будете побороться за моё сердце!

- Само собой! – с показным энтузиазмом ответил Никита. – Вызову Ромку и Олега на дуэль!

- Потрясающе! Мне кажется, что любовь расцветает в моей душе!

- А у меня чего-то желудок сводит, - вздохнул Никита. – На большой перемене не успел как следует перекусить.

- Ты что, есть хочешь? – и вновь бровки удивлённо взметнулись вверх.

- Ага. Ты уж извини. Я домой пойду.

- А как же любовь?

- Да какая любовь на голодный желудок? Но завтра плотно пообедаю, и мы с тобой продолжим разговор после уроков.

- Ты уж заодно и позавтракай плотно, чтобы на переменах можно было пообщаться, - крикнула вслед явно разочарованная Машка.

-------------------------------------------------------------------------

Никита полчаса крутился недалеко от дома Соньки и был вознаграждён за терпение. Соня вышла в лёгком ситцевом платьице и направилась в сторону магазина, слегка помахивая цветным пакетом. Никита не сразу нагнал её. Некоторое время противоречивые чувства боролись в душе. Самая маленькая в классе, Соня не выделялась ни особой красотой, ни стройностью фигуры. Скажем так, была расположена к полноте. Но при всём при этом её тело дышало здоровьем. А как она смеялась! Звонким, задорным голоском. Никита вдруг подумал, что если он не дорос до взрослых отношений, то Сонька уж точно пребывает в любовном младенчестве. Но откуда тогда у Машки информация, что это дитя любит его? Интересно было узнать, за какие такие качества? Их пути никогда не пересекались вне коллектива. И жили на разных концах посёлка. Может, и не стоит пересекаться? И когда уже Никита решил оставить свою затею и повернуть назад, Соня внезапно оглянулась и упёрлась удивлённым взглядом в одноклассника.

- Привет! – Никита рассудил, что глупо ретироваться, когда преследование обнаружено.

- Здравствуй, - улыбнулась краешком губ одноклассница. – Тебя как сюда занесло?

- Да вот дельтаплан испытывали с ребятами. Решил над посёлком полетать. Вдруг вижу тебя, дай думаю, поздороваюсь. И спрыгнул.

- А дельтаплан где? – хитро сощурила глазки Соня.

- Дальше полетел!

Соня неожиданно звонко рассмеялась, и веселье волшебно преобразило личико.

- Заодно и спросить хотел, - Никита, решив не растягивать «церемонию», спросил в упор. - Ты меня любишь?

- С чего взял? – веселье разом покинуло Соню, лишь большие серые глаза стали ещё больше.

Видя, как поникла одноклассница, как сжались её плечи и нервно затеребили ручку пакета пальцы, Никита раскаялся в своём прямолинейном поведении и попытался сгладить возникшую неловкость.

- А я тебя люблю, - а вот выдержать её взгляда не смог и отвёл глаза в сторону. – С первого класса.

- Не дорос ты, Никитушка, до любви, - грустно произнесла Соня.

Никита хотел возмутиться: это он-то не дорос?! Но не успел.

- Это не любовь, когда сначала признаёшься одной, а через два часа другой. Это клоунада!

Никита чуть не прикусил язык. Конечно, он предполагал, что Машка оповестит всех и вся о его признании. Но что она сделает это с такой реактивной скоростью!

- Это я тебя с первого класса люблю, - Соня опустила голову. – Всё жду, когда ты подрастёшь душевно. Чувства свои скрываю.

- Плохо скрываешь.

- Почему?

- Я же узнал.

- Так получилось, - Соня вздохнула. – Одно неосторожное слово… И такой итог разрушительный!

- Насчёт разрушений – это ещё как сказать. От нас будет зависеть.

- Я пойду…

Никита не остановил Соню. Он задумчиво смотрел вслед, не понимая, почему не может оторвать взгляда. И всё же оторвал. И побрёл домой. Что он сказал не так? Наверное, обидел… Машка бы не обиделась! И словно крик души: да разве можно Соню сравнивать с Машкой!!! Это же… Она такая!.. Но что в ней особенного, понять не мог…

-------------------------------------------------------------------------

- Ты что делаешь! – казалось, возмущению Машки нет предела.

- А что я делаю? – наивно заморгал ресницами Никита.

- За весь день не оказал мне ни одного знака внимания! – прокурорским голосом изрекла Машка. – И сейчас, вместо того чтобы проводить меня домой, пытаешься смыться!

- Так я же не знаю, чья сегодня очередь, - расплылся в идиотской улыбке Никита. – Какой угол из многоугольника тебя сегодня должен провождать? Не силён я в геометрии.

- Не паясничай! Любовь – это дело серьёзное!

- Вот именно! – Никита увидел, как Соня спускается по лестнице, собираясь покинуть школу, и заторопился. – Знаешь, сама разбирайся со своими узлами и углами!

- Ты от меня отказываешься?! – опешила Машка.

- Надеюсь, мы останемся друзьями? – Никита с опозданием понял, что такая прямота может навредить ему и не ошибся.

- И не надейся! – топнула ножкой Машка. – Больше ни разу у меня не спишешь!

Никита с облегчением вздохнул. Обошлось без рукоприкладства. А вот насчёт списывания… Не срубил ли сук, на котором сидел? Но раздумывать на эту тему не стал: надо было догонять Соню.

- Ты чего? – вздрогнула она, когда ладонь Никиты коснулась плеча.

- Можно тебя проводить? – спросил, удивляясь неожиданно нахлынувшей робости.

- Как хочешь, - Соня независимо пожала плечиками, но после непродолжительной паузы произнесла. – Странно! Ты только что оживлённо беседовал с Машей!

- Знаешь, я думаю, что все беды на свете от того, что люди пытаются докопаться до сути даже тогда, когда происходящее надо принимать, как должное! Как свет солнца, как капли дождя!

- Хорошо, - Соня попыталась скрыть улыбку. – А о чём ты с Машей разговаривал? Это ведь не суть, а следствие.

- А что тогда суть? – усмехнулся Никита.

- Я могла спросить, почему ты разговаривал с Машей, дожидаясь меня. Ты же ждал меня?

- Да-а, - протянул Никита. – Я ждал. А с Машей мы разговаривали на математические темы. Про свойства тупого угла. Увы, теперь мне не у кого будет списывать домашние задания.

Соня весело рассмеялась.

- У меня, между прочим, по математике четвёрка! - проинформировала она.

- У тебя не смогу, - сокрушённо вздохнул Никита.

- Почему?

- В любви не должно быть материальной заинтересованности.

- А что должно быть?

- Опять ты пытаешься докопаться до сути!

- Не знаешь, не знаешь!

- Любовь воспринимается…

- Как свет солнца, как капли дождя! – весело передразнила Соня.

- Правильно, - и Никита храбро обнял одной рукой одноклассницу.

- Давай лучше возьмёмся за руки, - сразу притихла Соня. – Не стоит так открыто демонстрировать свои чувства. Я считаю, что обниматься и целоваться надо украдкой, чтобы не спугнуть счастье.

- Украдкой обычно совершают неблаговидные поступки, - возразил Никита, но руку убрал.

До дома Сони дошли молча.

- Вот и пришли, - с сожалением сказал Никита.

Они остановились в тени рябины, щедро протянувшей ветви из палисадника.

- И здесь нас никто не видит, - тихо сказала Соня. – Можно совершать неблаговидные поступки.

Никита взглянул на одноклассницу и встретился с её горящими глазами. Казалось, они освещают всё лицо, вдруг ставшее таким прекрасным! Непонятная дрожь родилась внутри. Эта дрожь и помешала воспользоваться моментом. Очнулся лишь тогда, когда мягкие губы Сони коснулись его щеки. И тут же одноклассница спряталась за калиткой.

- Давай посидим на скамеечке! - прерывающимся от волнения голосом попытался задержать её Никита.

- Вечером посидим, - Соня ответила озорной улыбкой. – Только ты плотно поужинай!

- Это зачем?

- Какая любовь на голодный желудок?

И заливистый смех растаял за дверью дома. Никита медленно побрёл домой. Надо же, Машка и про это рассказала! А Соня запомнила. Какая коварная девчонка! Нет, она не девчонка! Она девушка! И с ней он сегодня будет сидеть на скамейке и целоваться впервые в жизни! Сладкая волна чуть не заставила взмыть в небо. Он даже пробежал несколько метров, словно по взлётной полосе… Но сегодня вечером он не может!!! У них же ответная встреча по футболу! Матч-реванш! Мысли Никиты растерянно заметались. Как он осуждал в прошлый раз Серёжку!.. А теперь его будут осуждать! Будут, будут! Потому что он выбирает свидание с Соней! И что это значит? Почему такое противоречие? А не любовь ли нагрянула? Нечаянно!.. Надо будет предложить Соне сесть за одну парту. А то вдруг другие разглядят в ней девушку. А так, как говорится, расставит все точки над «и». И списывать будет удобнее. Вот ведь снова материальная заинтересованность! Не будет он списывать! Если только немного… А разве нельзя списывать у любимого человека?! У любимой!!! И вновь короткая пробежка и прыжок в небо. Если бы Никита увидел со стороны, сколько метров он пролетел по воздуху, то окончательно поверил бы в то, что любовь нагрянула!!!

.
Информация и главы
Обложка книги Трудный выбор

Трудный выбор

Виктор Влизко
Глав: 1 - Статус: закончена
Оглавление
Настройки читалки
Размер шрифта
Боковой отступ
Межстрочный отступ
Межбуквенный отступ
Межабзацевый отступ
Положение текста
Лево
По ширине
Право
Красная строка
Нет
Да
Цветовая схема
Выбор шрифта
Times New Roman
Arial
Calibri
Courier
Georgia
Roboto
Tahoma
Verdana
Lora
PT Sans
PT Serif
Open Sans
Montserrat
Выберите полку