Читать онлайн
"Беличий талант"
Эта сказка мне приснилась – наверное, чтобы я рассказала ее вам. Вот, слушайте!
Жили-были пять неразлучных друзей: Утенок, Крольчонок, Мышонок, Ежонок и Бельчонок. Утенок и Крольчонок жили в селе у добрых хозяев вместе со своими мамами Белой Уткой и Крольчихой, Мышонок – в норке, которую прогрызла под крыльцом мама-Мышь, а Ежонок и Бельчонок жили в лесу неподалеку: Ежонок – в теплой норке, вырытой под кустом бузины мамой-Ежихой, а Бельчонок – в уютном гнездышке, которое соорудила в дупле на высоком дереве мама-Белка. Каждое утро Ежонок и Бельчонок встречались с Утенком и Крольчонком на просторном лугу с прудом у опушки, куда заботливые хозяева приводили уток, кроликов, гусей, коз, овец и даже тетушку Корову покушать сочной зеленой травки. Прибегал на луг из своей норки и Мышонок, и радостные малыши начинали весело играть. Взрослые животные не возражали против дружбы домашних детенышей с лесными, они с добрыми улыбками наблюдали за забавной возней ребятни.
Раз затеяли друзья игру под названием «Команда спасателей». Придумал ее Утенок, он был самым старшим в компании. «Пусть каждый из нас, – сказал он, – станет помогать зверям на лугу чем может: кто иголками, кто зубками, кто клювом. А где вдруг не получится у одного – другой его выручит!» Это был очень умный Утенок, он хорошо учился у старого Селезня, и тот часто хвалил его.
Друзьям идея понравилась. Стали они ходить кругом и смотреть, чем бы кому помочь. Тут Мышонок первым заметил, что у тетушки Коровы запутались в веревке рога. Она не могла поднять голову и жалобно замычала. Подбежав, Мышонок ловко забрался ей на голову, перегрыз веревку и спрыгнул обратно в травку. Благодарная тетушка Корова лизнула своего спасителя большим теплым языком, так что Мышонок весь стал мокрый-премокрый. Это увидел пастух; он дождался, пока добрый Мышонок улизнет восвояси, чтобы не испугать малыша, а потом подошел и завязал в крепкий узел разгрызенную веревку. «Больше, Маха, не путайся!» – наказал он тетушке Корове и ласково похлопал ее по широкой шее.
В это время Крольчонок увидел, что один молодой Гусь все никак не справится с застрявшим в земле червяком. Червяк был жирный и вкусный, отпускать его Гусю очень не хотелось. Крольчонок живо подскочил и принялся своими короткими передними лапками раскапывать ямку вокруг червя. Дело вскоре увенчалось успехом, и обрадованный Гусь в ответ угостил Крольчонка вкусной веточкой лугового клевера.
Чуть поодаль Ежонок отважно разнял двух поссорившихся Козликов, пригрозив, что исколет обоих своими колючками, ежели сейчас же не помирятся, и громко фыркнув для пущего страху. А сам Утенок помог маленькому Ягненку достать упавший в пруд василек, с которым тот неосторожно игрался.
– Извини, – скромно проблеял Ягненок, – мне тебя нечем отблагодарить…
– Не беда, – сказал Утенок, – я ведь не ради этого старался! Ты только будь впредь поаккуратней, играй лучше подальше от пруда, – посоветовал он.
Ягненок кивнул, взял василек в зубки и поскакал резвиться дальше.
Проводив его, Утенок глянул кругом. Повсюду он с гордостью видел, как созданная им «команда спасателей» помогает всем животным на лугу, каждый – как умеет. И только Бельчонок почему-то до сих пор оставался в стороне. Но поступал он так вовсе не из-за лени и нежелания помогать! Просто он был самым маленьким из друзей – ему еще не исполнилось и двух месяцев, и лапки с зубками у него пока что не совсем окрепли. Он и в других играх иногда немного отставал от старших приятелей, но те каждый раз ждали его и после этого продолжали играть вместе.
Бельчонок безуспешно пытался найти, кому бы на лугу оказаться полезным. Он видел и то, как орудует своими острыми зубками Мышонок, и как трудится сильными лапками Крольчонок, наблюдал со стороны и боевое фырканье бесстрашного Ежонка с его колючей броней, и, конечно, умелое плавание Утенка в холодном пруду. Ему становилось все обиднее, что он один ничего из этого не может. Раз он пробовал предложить тете Козе помочь перекусить высокий стебель люцерны (ему он показался очень прочным), но как он ни пытался, ничего у него не вышло. Посмотрев немного на его напрасные усилия, тетя Коза велела ему поберечься и, схватившись за весь куст, в два рывка вырвала всю люцерну. Железный прямоугольный колокольчик у нее на шее при этом громко зазвенел. «Тебе бы подрасти немного», – добродушно проблеяла Бельчонку стоявшая рядом тетя Овца, так как рот у ее рогатой подруги теперь был занят. Бедный бельчонок молча кивнул и побрел в сторону…
И вот теперь он сидел под кустом черемухи, грустно сложив лапки на животике, и думал о том, почему же он такой слабый и бесполезный.
Его удрученное настроение заметил издалека Утенок. Он подошел к тоскующему другу, кряканьем позвав остальных. Когда все окружили Бельчонка и спросили, почему он так печалится, бедняга шмыгнул носиком и ответил:
– Из вас каждый что-то может, у каждого есть талант, и только я один ни на что не годен!
– Но ты же можешь карабкаться по деревьям, – заметил Ежонок.
– Да, и чем это поможет другим? На лугу-то деревьев нет! – Проговорив это, Бельчонок собрался заплакать…
Но тут над ними раздалась прекрасная песня. Удивленные друзья подняли головы и увидели, что эти льющиеся подобно волшебной реке мелодичные звуки издавал сидевший на ветке скромный серый Соловей. Он только что прилетел из леса, чтобы по просьбе Белки и Ежихи немного присмотреть за их детками, ведь у него есть быстрые крылья. А они в это время заодно с орехами и ягодами соберут побольше червячков и мошек для его птенцов.
Дивная трель Соловья заставила пятерых малышей позабыть обо всем на свете; раскрыв рты, они с наслаждением слушали виртуозное исполнение Гимна Радости, Красоты и Жизни…
Но вот Соловей замолк, и друзья спустились с Небес на землю. «Что же делать?» – озабоченно забормотали они в размышлении, ведь и правда – нечем было Бельчонку похвастать, ничего-то не дано ему, в отличие от них, и это казалось им жутко несправедливым.
– Чувырк, чувырк, тра-та-та-та-та! – вновь обратил на себя их внимание Соловей и обратился к Бельчонку: – Послушай-ка, малыш! У каждого на свете зверя, рыбы и птицы есть свой неповторимый Талант. Взгляни на меня! Разве видишь ты радужные перья на моих крылышках, как у моего доброго знакомого красавца-Чибиса, или мощный клюв и когти, как у страшной Пустельги, или зоркий ночной глаз, как у Филина? Нет, но мне всего этого и не надобно: я счастлив тем своим, что умею – и умею лучше всех их вместе взятых!
– Но я ведь совсем ничего не умею, – жалобно возразил Бельчонок.
– Тебе только так кажется, – заверил его Соловей. – Повторяю: все в мире звери имеют Талант. Ты просто пока еще не нашел свой! – И он, вспорхнув, улетел в сторону леса кормить свою семью.
Друзья крепко задумались над услышанным.
– Где ж его отыскать, этот беличий Талант? – пропищал Мышонок, пожав крохотными плечиками…
И тут на ум Крольчонку пришла замечательная идея!
– А давайте, – предложил он, от нетерпения даже притопнув лапкой, – мы все попробуем стать бельчатами – может, кто-нибудь из нас да увидит вдруг, в чем заключается Талант Бельчонка!
– Великолепная мысль! – одобрил Утенок, и все с ним согласились.
Начали кумекать, как сделаться похожими на бельчат. Утенок вспомнил, что на дне пруда есть много глины, которой можно измазаться и стать рыженькими. А Крольчонок придумал прикрепить всем на ушки – а Утенку на головку – по два цветка клевера, чтобы получились «кисточки». Пушистые «хвостики» же ребята решили соорудить себе из побегов полевого хвоща.
Занялись делом. Утенок раз за разом нырял на дно пруда и доставал оттуда в клювике красноватую глиняную массу. Вскоре Крольчонок с Мышонком все оказались перепачканными в ней, а вот с Ежонком приключилось затруднение: Утенку было слишком больно мазать клювиком его иголки, да и глина на них совсем не липла…
– Стойте, придумал! – закричал Бельчонок и, попросив его немного подождать, помчался к зарослям репейника. Рядом с ними с аппетитом щипала яркую травку тетя Гусыня. Бельчонок попросил у нее помощи, и через минуту она уже стояла у пруда, держа в клюве небольшой лопуховый лист – как раз подходящий по размеру Ежонку.
– Ох и попадет вам от матерей-то ваших, – покачала она головой, глядя на маленьких грязнуль. – Вы что же, в поросят играете?
– Нет, тетенька! – весело пискнул Мышонок. – В бельчат!
– О-го-го, – выдохнула тетя Гусыня и поковыляла обратно.
А друзья тем временем нацепили порыжевший от глины лопух на Ежонка, и теперь он тоже стал совсем как бельчонок!
С «кисточками» и «хвостиками» проблем не возникло: их привязали длинными стеблями мышиного горошка (сделать так предложил Мышонок, гордый, что это замечательное растение названо в честь его племени).
Наконец, закончили.
С изумлением глядел Бельчонок на перевоплотившихся друзей…
– Но это еще не все! – рассудительно крякнул Утенок, как только ребята собрались радоваться. – Нам еще нужно будет перенять беличьи повадки! И тут, приятель, мы без тебя никак не справимся, – предупредил он удивленного Бельчонка. Крольчонок, Мышонок и Ежонок согласно закивали.
– Хм, ну что ж… – Бельчонок задумчиво почесал макушку. Он смутился, не зная, с чего начать. На выручку ему неожиданно явился пасшийся рядом дядя Козел.
– Покажи им, как бе-егаешь, – посоветовал он, тряхнув длинной бородой, и отвлекся на вкусную тимофеевку. Бельчонок обрадовался дельной подсказке и стал учить друзей бегать по-беличьи, с подскоками.
Лучше всего получалось у Мышонка, которому достаточно было только подпрыгивать повыше. На втором месте оказался Крольчонок: он, напротив, прыгал слишком высоко. Низенькому Ежонку приходилось несколько туже, а с Утенка после пары неуклюжих попыток и вовсе ссыпалась почти вся высохшая глина…
– Не расстраивайся, – подбодрил его Бельчонок. – Как говорила моя мама, главное – не какой ты внешне, а какой внутри! – Сказал он и сам подивился тому, как мудро прозвучало. А Утенок, от его слов воспряв духом, стал тренироваться быть «бельчонком» «изнутри»: сел на хвостик, зажал в перепончатых лапках найденный камешек и принялся его поклевывать, изображая, как «грызет орех». Картина насмешила ребят, и они залились дружным хохотом, включая и кувыркнувшегося на спинку от смеха Утенка. Вообще, получилась очень веселая игра: друзья изо всех стремились быть похожими на маленьких рыжих бельчат, раскрывая разнообразные грани этой необычной «роли». Мышонок демонстрировал беличью ловкость, взбираясь на кусты, словно на высоченные ели; Крольчонок встал на задние лапки и хрустел зубками, представляя себе зажатый в передних орех, хотя крольчата всегда кушают, стоя на всех четырех лапках, а на задних только лишь умываются. Ну, а Ежонок все учился подпрыгивать на бегу, и благодаря присущему ежам упорству и трудолюбию у него с каждым разом выходило все лучше.
– Ну, настоящие белки! – восхитился Утенок, глядя на ребят, и спросил, посмотрев на Бельчонка: – Правда же?
– Да, – кивнув, ответил тот. Как настоящий бельчонок, он прекрасно видел все ошибки и неточности, но искренне ценил то, как многое делают для него верные друзья – прямо из кожи вон лезут, чтобы помочь обнаружить его Талант!
Так они играли, прыгая, бегая и лазая, а Бельчонок, где требовалось, выступал советчиком. Ему было чудно впервые ощущать себя более умелым и знающим, чем все вокруг, но постепенно он стал понимать одну, казалось бы, очень простую истину: не может, к примеру, тот же Мышонок быть лучшим бельчонком, нежели сам Бельчонок, ровно как и Бельчонок никогда в жизни не переплюнет Ежонка в искусстве быть ежонком! Всяк хорош на своем месте!
Но тогда выходит, что он все еще всего лишь слабый бельчонок, который вечно отстает от своих товарищей… С этим-то как быть?..
Внезапно сзади послышался треск. Обернувшись, Бельчонок испустил еле слышный от ужаса писк… Услыхавший его Утенок повернулся следом, и уже он громко и тревожно раскрякался, ринувшись к друзьям и предупреждая их об опасности, как всегда делала мама-Утка. Ежонок, Мышонок и Крольчонок, прервав игру, сгрудились в кучу, испуганно глядя в ту сторону…
Причина переполоха была более чем серьезная: на траву опустилась слетевшая с ближайшего дерева большая серая Ворона. Она заметила, что малыши, увлекшись, очутились слишком близко к лесу, и решила этим воспользоваться. Грозная хищница явно проголодалась, ее блестящие, как бусинки, черные глаза попеременно высматривали себе из застывшей ребятни кого повкусней.
– Кар-р! – хрипло каркнула Ворона. – Кар-р-тина что надо: ср-разу целых пять р-рыженьких «бельчат» на одной полянке!
Она поглядела еще немного, повернув голову боком.
– Выбер-ру себе, пожалуй, того – самого кр-рупного! – произнесла она, уставившись прямо на бедного Крольчонка, у которого от страха сердце замерло в груди…
– Только посмей! – решительно фыркнул Ежонок и прыгнул вперед, выставив вперед свои торчащие из грязного лопуха иголки.
– Ха, глупая мелочь! – пренебрежительно ответила Ворона. Схватившись клювом за край лопуха, она перевернула Ежонка на спинку и больно ткнула в едва успевшее свернуться мягкое тельце. – Р-разделаться с тобой будет пр-роще пр-ростого: мне тут кумушка Лиса намедни р-рассказала, что вас можно в воду кинуть, и вы р-раскроетесь на р-раз!
Из ощетинившегося комочка послышался испуганный плач Ежонка.
– Итак, товар-рищи «бельчата», – злорадно прокаркала Ворона, шагнув к оставшимся дрожащим малышам…
И тут услыхала обращенный к себе громкий отчаянный крик:
– Не тронь моих друзей!!!
Ворона скосила глаз: прямо перед ней на задних лапках стоял, вздыбив рыжую шерстку, Бельчонок.
– Говор-рят же тебе, – усмехнулась Ворона, – я вон ту «белочку» на завтр-рак выбир-раю!
– Я тут единственная настоящая белка, со мной сразись! – яростно застрекотал, заверещал готовый к схватке Бельчонок, грозно топая лапками и подергивая распушенным хвостиком.
– Ну что ж, будь по-твоему, хр-рабрец, – с такой же насмешкой сказала Ворона и попыталась ударить его своим черным изогнутым клювом. Она промахнулась: Бельчонок с молниеносной скоростью отскочил в сторону и попробовал сам царапнуть врага, но сил и умения у него на это пока еще не хватало. Тогда Ворона сделала повторный выпад, однако и на сей раз промазала.
– Ну погоди же, дур-рацкая белка!.. – злобно каркнула она, все сильнее раздражаясь на истошно вопящего прыгучего грызуна. Ведь это досаднее всего – когда добыча, которая кажется такой легкой и доступной, вдруг начинает оказывать столь дерзкое и упрямое сопротивление!
Впрочем, крылатая охотница уже прикинула, как можно его ухватить. Белка молодая, неопытная, ошибки в атаках и уворачиваниях видны невооруженным взглядом…
Конечно, Ворона вскоре без особого труда одолела бы Бельчонка, не поспей вовремя помощь. На оглушительные визги малыша явились крупные животные с пастбища и тут же прогнали непрошенную гостью. Причем Гуси так разошлись, что, поднявшись в воздух, что делали крайне редко, «проводили» серую злодейку чуть не вглубь леса, умудрившись несколько раз больно ущипнуть за хвост!
Когда Бельчонок немного пришел в себя, он заметил на себе устремленные на него взоры не только спасенных друзей, которых уже утешили мамы Утка и Крольчиха, но и глядящих с уважением на маленького героя взрослых.
– Ты це-ел? – спросила тетя Коза и, поскольку его мамы-Белки рядом не было, стала заботливо вылизывать отважную кроху.
– Да, спасибо, – негромко проговорил все еще немного дрожащий Бельчонок, чувствуя непривычное прикосновение козьего языка.
– Тепе-ерь понял, в чем твой Талант? – мекнул дядя Козел, мотнув по своему обыкновению бородой.
– Кажется, понял, – кивнув, ответил маленький герой. – С очумелыми глазами бросаться на верную смерть и верещать при этом, как резаный…
– Быть готовым-м положить жизнь за друзей, – снисходительно поправила тетушка Корова. – А для этого огром-мная внутренняя сила нужна, которая и есть – сокрытый в тебе Талант. И это, я дум-маю, поважней, чем-м что-либо другое!
16.11.2020
.