Читать онлайн
"Бродяга"
15 декабря 2010 года я написал заявление на увольнение.
"Наконец-то!" – сделал запись в своем дневнике.
В заявлении на увольнение не было бы ничего удивительного, если бы не место откуда я увольнялся. Это было Министерство юстиции Украины. Семь лет мечтаний о карьере. Семь лет нереализованных амбиций. Семь лет узаконенного рабства, как я определил работу в Минюсте для себя. Сонма начальников и начальниц, контроль прихода и ухода, постоянная неудовлетворенность настоящим и болезненное желание большего, которого мне никто не хотел давать. Нет. Не о такой жизни я мечтал, будучи подростком, когда стучал по клавишам отцовской печатной машинки в далеком прошлом. Совсем не о такой.
В шестнадцать лет, под влиянием того невероятного количества прочитанных книг о путешествиях и приключениях – Тарзан вообще стал моим любимым героем на многие годы; именно с книги “Тарзан – приемыш обезьян” и началось мое увлечение чтением — я впервые принялся за написание фантастических произведений. Правда, задолго до этого были слова песен, стишков, и только после это принялся за более объемные произведения. Первым из них был небольшой рассказ ужасов о мальчике, на дом которого напали пришельцы-чудовища. Этот рассказ был написан за минут сорок под влиянием некоего воодушевления. Схватил карандаш, тетрадку и принялся за работу. С кухни доносились голоса родителей. Как всегда они ссорились. Я же закрылся в своей комнатке и погрузился в творчество, желая только одного – как можно быстрее убежать от такого дерьмового настоящего, затеряться на просторах иной реальности, фантазии, существующей только в моем воображении. Уже после появилась идея из рассказа сделать роман, но идея так и осталась идеей. Принялся за написание других книг: о планете динозавров, о воине-варваре из древнего мира, о приключениях землянина на планете Аютерия. Писал от руки на бумаге, а после с невероятным воодушевлением в груди набирал написанное на печатной машинке. Когда никого не было дома я снимал ее с кладовки-антресоли, ставил на стол, усаживался по-удобнее на стуле и принимался за работу. Я был счастлив. Я ощущал себя настоящим писателем. Да что там писателем. Богом, создававшим миры, народы и вершившим их судьбы. Только вот брался я за разное, а закончить книгу не получалось. Всегда чего-то не хватало. Быть может терпения, а может понимания того, что писательство для тебя нечто большее, чем хобби.
Помню, то ли в третьем, то ли в четвертом классе писал сочинение в школе. О природе. Написал на две страницы. И не просто написал, а красиво написал, да так, что учительница похвалила и даже сообщила маме об успехе ее сына. Уже тогда, в те далекие детские годы писательство выбрало меня. Но мне было не до него. Учеба в школе, выбор профессии – реальность жизни требовала к себе пристального внимания.
Будучи старшеклассником, вернулся домой со школы, включил телевизор и увидел рекламу одного из киевских высших учебных заведений, где готовили адвокатов.
– Быть адвокатом – хорошая идея, – думал я, все больше проникаясь рекламой. – Престижная и высокооплачиваемая профессия. Почему бы и нет? Решено.
Мое юридическое будущее было определено именно тогда перед экраном телевизора. Хотя вот еще ранее, заканчивая девятый класс я серьезно относился к тому, чтобы стать биологом; уж очень любил природу. Но биологом я не стал. Продолжил учебу в школе. Десятый класс. Одиннадцатый. То ли родители надоумили, то ли знакомые. Уже и не вспомнить; много воды утекло в реке времени. И когда передо мной замаячил на горизонте выбор профессии, я вместо природы или писательства выбрал юриспруденцию. Правда, до этого была попытка отца предложить мне обучение на инязе в местном университете. Благо у него и связи были. Но я хорошо помнил как меня учили английскому языку в школе. Нет. Для себя я решил точно: языки – не мое. Уж лучше быть юристом. Детские желания и мечты – все было забыто, сгинуло в Лету под напором настоящего.
Обучение юриспруденции напрочь отвернуло меня от писательства. Впрочем, к нему я все же возвращался время от времени. Как правило после расставаний с девушками. Боль в груди я пытался погасить творчеством и фантазиями, в которых жил, любил, путешествовал и даже сражался. Где у меня было все то, чего мне не хватало в реальной жизни. Правда побег к фантазиям происходил так редко, что и вспомнить не о чем...
Писателем я был никаким, а вот студент из меня получился все же отличный – техникум был окончен с красным дипломом, а при поступлении в академию во Львове набрал высший балл среди семидесяти абитуриентов. Вряд ли стоит говорить, что и студентом на юрфаке в академии я также был одним из лучших. Казалось, юриспруденция приглянулась. Между тем, после окончания техникума юристом я проработал всего лишь полгода – у своего бывшего преподавателя и одновременно куратора группы в техникуме, который после увольнения открыл свою маленькую юридическую фирму. Работа по выбиванию долгов за коммунальные услуги мне не понравилась. Хотелось чего-то большего. Поэтому я решил перебраться из родного города Житомира в столицу Украины, город Киев. Столица все же, возможностей больше. Правда все мои попытки найти хоть какую-то работу оканчивались неудачей. Кому нужен младший специалист без опыта работы? Никому. Даже то, что учился заочно на юрфаке во Львове, также не способствовало карьерному росту. Поэтому я воспользовался предложением родственников и устроился мерчендайзером на фирму, которая занималась продажей презервативов. Моей обязанностью было ходить по аптекам и проверять хорошо ли продаются презервативы. Ужасная работа, особенно для того, кто стесняется. А я на то время был очень даже стеснительным молодым человеком. К счастью, несколько месяцев спустя я нашел работу продавца-консультанта в компании, которая занималась продажей аудио-видео кассет и дисков.
Чем больше я работал продавцом, тем больше понимал, что продажи это не мое. Предлагать (читай – навязывать) людям товар, каким бы крутым он ни был, мне не нравилось. Не та натура. Уж лучше попытаться найти работу по специальности. Не зря же учился на юриста. К сожалению или к счастью найти работу по специальности без знакомых было трудно. Я не отчаивался и продолжал искать.
Проработав больше года продавцом, я решил попытать счастье на госслужбе. Почему бы и нет? Стабильно, сытно и уютно. Мой отец годы отдал армии, мать библиотеке. Поэтому о том, как хорошо на госслужбе я знал не понаслышке. Верил в стабильность, как и мои родители. Впрочем изначально я понимал, что шансов устроиться на госслужбу у меня не было никаких. Без связей, без высшего образования, без опыта работы. Смешно. Но говорят, козероги упрямые.
На сайте Министерства юстиции Украины заметил объявление о конкурсе на замещение вакантных должностей. Решил попробовать. Конечно я знал, что идея была провальной с самого начала: у меня не было законченного высшего образования, учился я в совсем не престижном львовском вузе, но самое главное – я работал продавцом кассет и дисков. Попасть же на работу в Министерство юстиции без диплома об окончании одного из престижных киевских вузов и без связей действительно было практически нереально. Но чем черт не шутит. Козероги-то упрямые. Собрал документы и подал на участие в конкурсе. После сидел за учебниками, вспоминая Конституцию Украины. После окончания техникума с красным дипломом в моей голове все еще хранилась неплохая правовая база. Нужно было ее только освежить. Чем я и занимался в свободное от работы время. Кстати, почему она была неплохой? Дело в том, что когда учился на первом курсе в техникуме мне пообещали бесплатное обучение в дальнейшем. Я закончил год на отлично, но обещания так и остались обещаниями. Причина была проста – я не занес кабана директору техникума. Иными словами не дал взятку. Денег на обучение не хватало, а на взятку тем более…
А потом наступил день Х. Нарядившись в свой старый черный костюм, заранее привезенный из Житомира, я отправился на конкурс в центральный аппарат Министерства юстиции Украины. Признаюсь, когда директор департамента, в котором я хотел работать, представлял меня членам комиссии, я ощущал неловкость в груди. Закончил техникум в Житомире, учится заочно во Львове, работает продавцом-консультантом в Киеве.
На лицах многих из присутствующих я заметил улыбки. Провинциал решил попасть в элитный клуб – никак иначе. Было много вопросов по Конституции Украины, после чего я вышел из кабинета ожидать результатов. Через некоторое время позвали назад, где Первый замминистра юстиции сообщил мне, что я прошел конкурс и принят на должность специалиста 2-ой категории. Это была самая маленькая должность, но разве это было важно? Меня приняли на работу в Министерство юстиции Украины! Практически забрали с улицы. На радость мне и моим родителям. Вероятно, единственный кто не был рад – Министр юстиции Украины. Уже потом мне сказали в отделе кадров, что он был недоволен тем, что меня взяли. Правда, кроме недовольства никаких других действий не последовало. Многие потом удивлялись как я смог попасть в Министерство юстиции. Вот так. С улицы. Без связей. Мало кто верил. Через полгода стал ведущим специалистом, перескочив специалиста 1-ой категории. Еще через пару лет главным специалистом. Появилось желание заняться наукой. Принялся за диссертацию – никак сказалось подростковое желание писать.
А затем четыре года карьерного застоя и неудовлетворенность собственной жизнью. Никакого желания идти на работу утром. Расставание с девушкой. Болезненное расставание. Впрочем с моей натурой для меня все расставания были болезненными, а слезы и страдания – нормой. Но именно после последнего расставания началось повальное увлечение популярной психологией. Хотелось узнать, что со мной не так, почему меня бросали девушки. И на лицо не урод, и мозги, казалось, имелись. Вспомнил о детских мечтах и сел за книгу. "Я хочу Жить!". Я действительно хотел жить. Но не той серой обыденностью, которая была у меня на протяжении годов. Хотелось чего-то большего. Этого хотели мои амбиции.
Хорошо помню, как однажды сидел за столом на работе и мучился. Мне был неприемлем сухой стиль официальных документов. Хотелось полета фантазии, творчества. Ковыряя ручкой по бумаге написал следующее:
"Человек сам кузнец своего счастья, строитель своей жизни. Только благодаря своим желаниям, стремлениям и амбициям (последние мы проклинаем за их свойство толкать нас вперед, не останавливаться, стремиться к достижению чего-либо, какой-либо цели), человек достигает успеха в жизни.
Амбиции. Мы их проклинаем с одной стороны, а с другой – хвалимся ими, ибо они заставляют нас преодолевать трудности, вдыхают новую жизнь в наши отчаявшиеся души. И за это мы им благодарны. Ведь неамбициозные люди – это, если можно так выразиться, “мертвые люди”.
Но, конечно, одних амбиций недостаточно. Нужно верить. Но вера есть разная. Я имею в виду ту веру, ту особенность человеческой натуры, благодаря которой и сбываются наши мечты, желания, устремления. Вера заставляет надеяться. Надеяться – значит жить. Вера в себя, в свои качества, вера в преодоление жизненных трудностей – вот то, благодаря чему мы достигаем успехов в жизни.
Но главное, повторю – это вера в себя, в свои силы. Надеяться на кого-то – значит быть зависимым, а зависимость – это возможность сильного человека управлять и даже повелевать слабым человеком; возможность одного человека навязывать свою волю другому человеку. Зависимость означает отсутствие свободы. Потеря свободы у свободолюбивого человека приводит к нежеланию жить, нежеланию стремиться и достигать.
Еще одно важное качество для достижения успеха – это умение терпеть (терпение). Но здесь присутствует как негативная, так и позитивная сторона. Негатив – как слабоволие, то есть человек терпит иго другого человека, унижает себя, не может проявить свою свободу; позитив – терпение как умение ждать, умение выбирать правильные дороги, умение не спешить с решением. Возможность обдумать, как поступить – это и есть терпение (ждать свое время)".
Шел 2009 год. Книгу я написал. Более пятиста страниц. Шесть месяцев жизни отдал. Обрадовался, когда закончил книгу. Да и как не обрадоваться, когда она стала первой, которую я все же довел до победного финала. Но обрадовался еще больше, когда издал ее. Правда за свои деньги, да и тиражом в сто экземпляров. Конечно же обращался в издательства, но кроме писем с отказом на электронную почту от них ничего больше не получил. Кому нужен никому неизвестный писатель? Таких в этом грешном мире тысячи. Хочешь издаваться, делай это за свой счет или ищи спонсора. Правда, был еще один способ, самый трудный и долгий – первым делом обрести известность, а уже потом издаваться. С известными людьми издатели сотрудничают намного охотнее. Вкладывать деньги в их раскрутку уже не нужно. Этот путь труден, но именно этим путем я и решил двигаться. Гордый был. Хотел всего достичь сам, своим потом, а если нужно, то и кровью.
Уже значительно позже я осознал простую вещь: книгу “Я хочу Жить” я написал для себя. Именно после того, как я увидел ее в своих руках, я понял, что могу не только начинать писать книги, но и заканчивать их. “Я хочу Жить” оказала на меня поистине магическое влияние, придала мне сил и укрепила веру в себя. Под ее влиянием и под влиянием того сонма прочитанных пустых книг американских и не только авторов в жанре популярная психология я решил изменить свою жизнь. Я верил, что пришел в этот мир для больших дел. Всегда хотел большего. Теперь же пришло время взять это большее. Заявление об увольнении из Министерства юстиции было написано. А две недели спустя, 31-го декабря 2010 года, я забрал трудовую книжку. Хотелось даже порвать, настолько опротивела работа. Но передумал. Решил оставить, чтобы показать внукам. Конечно, если будут.
Устал быть рабом. Очень устал. Хотелось свободы. Поэтому ушел. Ушел в неизвестность. Но страха не было.