Читать онлайн
"Нечто в лесу"
Норвегия… Овеянная легендами северная земля, страна суровых людей, которые похожи на саму природу этих мест. Заснеженные горы, густые леса и глубокие заливы-фьорды — и между ними разбросаны хутора, деревни, горные пастбища и рыбацкие посёлки.
Мир потусторонний был тесно вплетён в жизнь простого норвежца и начинался… да вот прямо за порогом дома. Мир принадлежит не только людям, но и иным существам. В давно знакомом лесу легко можно встретить тролля, в реке и водопаде живут духи-хозяева, в горах и в море — тем более. А некоторая нечисть и вовсе появляется только при горячем участии человека... Всегда нужно быть начеку. Людей и иных существ испокон веков связывают тесные и сложные отношения. И осторожность никогда не бывает лишней.
Эта история случилась в семнадцатом веке, где-то среди затерянных в лесах и долинах норвежских хуторов. А правда это или нет — решай сам, читатель.
Стояла поздняя осень. Зыбкое, странное время, когда утром и вечером воздух холоден и пахнет снегом, а днём солнце ещё бывает обманчиво-тёплым.
Лишённый листвы лес выглядел чужим и неуютным. Даже зелень сосен, кое-где росших среди берёз, не делала общий вид более радостным. Всё вокруг замедлялось и засыпало — природа готовилась к зиме.
Сверре Матисен, светловолосый и голубоглазый мужчина двадцати двух лет от роду, шагал по дороге и думал, что когда пойдёт обратно, уже наверняка ляжет снег.
А шёл Сверре в деревню Льёсне, к своему дяде. Тот затеял переделать кое-какие постройки во дворе, и рабочие руки были бы весьма кстати. Старшие братья были слишком заняты, и на помощь дяде отрядили Сверре. Впрочем, он и не возражал. Наоборот, он был рад навестить дядю и недельку-другую отдохнуть от домочадцев.
Все три брата Матисены — Ивар, Эспен и Сверре — жили вместе в большом добротном доме, доставшемся от родителей. Жили они дружно и даже не думали делить наследство и переезжать куда-то со своего хутора Нерсвеа.
Двое старших парней уже женились и обзавелись детьми, так что в доме всегда было шумно и многолюдно. И только младшенький Сверре пока что был одинок: не было у него ни жены, ни невесты, ни даже кого-то на примете.
Три года назад он влюбился в дочь дядиных соседей, зеленоглазую красавицу Вигдис. Девушке он тоже вроде бы приглянулся, во всяком случае, она позволяла парню куда больше, чем того требовали приличия. Но, пока Сверре мечтал, сомневался и раздумывал, как поступить, к Вигдис посватался богатый швед. Девушка согласилась, вышла за него и уехала вместе с мужем в Швецию.
Сверре долго ходил как пыльным мешком пришибленный. А потом стал несколько сторониться женщин. Нет, он беседовал с соседками, улыбался девчонкам на танцах и пару раз даже пообнимался за амбаром. Но дальше этого дело не шло. Ко всем женщинам Сверре стал одинаково спокоен и холоден, хоть и вежлив.
Все попытки братьев и их жён найти невесту Сверре категорически отвергал. Видать, крепко поранила ему сердце зеленоглазая красавица…
Почти год Сверре носу не казал к дяде, потому что родители Вигдис жили с ним забор в забор, и всё здесь напоминало о ней.
Но время всё-таки лечит, и сейчас парень с лёгким сердцем шёл в Льёсне.
Лесная дорога была оживлённой. Люди с окрестных хуторов и деревень сновали туда-сюда, торопясь закончить важные дела до того, как ляжет снег. Сверре часто останавливался и здоровался со знакомыми.
Вот и сейчас ему навстречу шёл батрак с хутора Эйгорден, здоровенный детина, до самых глаз заросший чёрной бородой.
— О, Сверре, привет! Как поживаешь?
— Всё хорошо, а ты как? Какие новости?
— У нас волки трёх овец из стада утащили. И как только ухитрились, стервецы! Хозяин думает, что кто-то из работников овечек украл, а на волков валит. Жадный он, хозяин-то. Рвёт и мечет, думали, так и прибьёт кого-нибудь. А толку...
Батрак долго сетовал на хитрых зверей, а Сверре ему сочувствовал. Обменявшись ещё новостями, они разошлись.
Едва Сверре обогнул поросший лесом холм, как его догнал сосед, тоже идущий в Льёсне. Сначала они шли вместе, обсуждая погоду и скорую зиму. Но вскоре сосед извинился, сказал, что спешит, и ушёл далеко вперёд. Сверре остался в одиночестве, но ненадолго.
Парень миновал ручей, убегающий дальше в лес и в овраг, и в кустах затрещало. На дорогу выбралась Раннвейг, батрачка с хутора Эйгорден. Ей было девятнадцать лет, но из-за маленького роста, общей худобы и нескладности её легко можно было принять за подростка. Круглая сирота, она не имела ничего и работала у богатого хозяина за еду и крышу над головой.
Девушка шла, пошатываясь, будто ноги не вполне её слушались. Смотрела она только вниз, на свою обувь, и не замечала остановившегося Сверре. Волосы растрёпаны, одежда в пятнах грязи…
— “Пьяная что ли?” — подумал парень.
Но запаха спиртного не чувствовалось. Девушка была бледна, а на лбу блестели крупные капли пота.
— Здравствуй, Раннвейг. — сказал Сверре. — Как поживаешь?
Девушка вздрогнула и подняла глаза. Они были красивые — большие и серо-голубые, как лесное озеро в пасмурный день. Но вот взгляд был пустой и устремлён куда-то мимо.
Сверре повторил приветствие, и взгляд девушки прояснился.
— Здравствуй, — ответила она слегка охрипшим голосом. — Всё хорошо. Я клюкву собирала, вон там, за оврагом.
Девушка приподняла висевшую на локте корзинку. Она была заполнена ягодами еле-еле на треть. Не похвалят Раннвейг дома за такую добычу.
Сверре стало её жалко. Несладкая у сироты жизнь...
— Бледная ты какая-то. Заболела или случилось что? Проводить тебя до дома?
— Нет, спасибо, Сверре. Я в порядке. Женские дела, живот тянет немного. Тебе поди и так есть чем заняться, ещё меня провожать.
— Я к дяде иду, в Льёсне.
— Так это совсем не по пути! Тебе прямо, а мне под холм и направо.
— Ну, дядя только к ужину ждёт, могу тебя проводить. Ты не подумай чего! — поспешно добавил Сверре, заметив, что девушка насторожилась. — Просто помочь хотел. Мало ли кто привяжется по дороге. Или где-нибудь в обморок упадёшь.
— Спасибо! — тепло улыбнулась Раннвейг. — Обо мне редко кто-то заботится. Но правда, не нужно меня провожать. Я сама.
— Ладно, — пожал плечами парень. — Как скажешь.
Они ещё немного постояли рядом, поговорили о том о сём, и каждый пошёл своей дорогой.
.