Читать онлайн
"Ведьмин зев"
История эта, началась с Вени - «Двушки» - друга детства, который гостил вместе со мной у деда Макара Константиновича. Почему «двушка»? - спросите вы, да всё очень просто. У Вени отец риэлтор - бодро торгует недвижимостью - и нет-нет, в любом разговоре - вроде присказки, вспомнит свою счастливую «двушку» - с которой он начал свою удачную карьеру. Если его послушать – у него вся жизнь делится на две части - на несчастную жизнь до продажи этой бабушкиной квартиры и счастливую жизнь «после». Да и Веня в их семье - второй ребёнок, так что- всё совпадает…
Ну да речь не о том. С Веней мы дружили со школы, а потом наши пути немного разошлись - я стал работать шофёром на почте, а Венька – лихо поступил в престижный институт. И вот как-то так получилось - встретились мы с ним во дворе нашего дома, почти «на бегу» и разговорившись, выяснили – что выходные у нас более – менее свободны. Я и предложил поехать к своему деду за город – немного порыбачить.
Собрались и поехали…
******
Встретили нас радостно - во-первых давно не видели (меня-то ладно, а Веню, по словам деда - «тысщу лет»), да и посмотреть на «семя младое» - по словам Константиныча – «всегда старику приятно». «Смотришь на всех вас - как говорил он - а вспоминаешь себя». Во- вторых - новости. Кто, да что, да почему и главное - зачем? Я перед поездкой у бабули обстоятельно про всех родственников расспросил (она всегда в курсе всех событий) - что бы потом на любой вопрос деда – иметь доскональный ответ.
Дед Макар - он мне хоть и дедушка, но не «прямой» родственник. Бабушкин брат. Как там? Двоюродный дед? Звучит как-то длинно и проскальзывает не нужный официоз. По этому, звал коротко - "дедом"- просто и понятно.
Работал он на железной дороге путевым обходчиком. Работал долго - сколько я себя помню. А профессию свою нашёл - через любовь.
По молодости - занесла его судьба в деревеньку с маленьким полустанком. И там он познакомился с Нюрой - дочкой станционного смотрителя. Места вокруг были красивые, речка, лес и не большие два озера поблизости. А рядом со станцией проносились быстрые и красивые паровозы. Густо дымили и пускали пар. А гудели как - просто жуть!
Макар выучился на обходчика путей в железнодорожном техникуме и вернулся на эту станцию. А в скором времени женился на Нюше.
Но не долго было его счастье - как то, поссорился с молодой женой, а тут как раз скорый поезд остановился «Москва- Куйбышев». Причина? Какому-то военному стало плохо (военный тот был при хороших чинах - по словам деда), дёрнул стоп-кран поезда, тот и встал на его полу станочке. Военного сразу в местный больничный пункт определили, а Нюрка - стерва, не будь дура, да и запрыгнула в общей неразберихе в вагон. Так и уехала. Говорят - в столицу.
Она уехала, а работа - осталась. Макар Константинович и стал «куковать» в домике станционного смотрителя, Нюрин отец к тому времени уже умер.
Так и жил не муж - не вдовец. Ждал, что жена образумится и вернётся обратно. Так и состарился потихоньку…
*************
Итак… приехали мы к дедушке.
Веня удивил меня своей удочкой - тогда в девяностых годах, карбоновые спиннинги – были большой редкостью. Лёгкие, красивые, по заграничному утыканные всевозможными рекламными наклейками и надписями - сразу видно – фирма! К нему прилагалась новомодная безынерционная катушка для лески - запредельная мечта каждого рыболова. Венька стоял с этой удочкой с видом бывалого рыбака, как бы показывая, что уже точно знает, в чью пользу закончится этот наш выход на рыбалку.
Веньку - я давно знаю и заметил за ним такую особенность. Стоило в его в руки попасть чему-то новомодному - всё! Грудь колесом, глаза горят - счас горы свернёт! При этом - нет ни опыта, ни знаний, и самого главного в любом деле - терпения…
Ещё в школе, в начальных классах, я хорошо рисовал шариковой ручкой танки. В основном рисовал на тетрадных листах в клеточку, танк – синий, а взрывы - красные. При чём - синие, это - фашистские, а наши танки были все зелёные с красными звёздами. Красота. Всем ребятам из класса рисовал и дарил свои художества. И тут как-то, во-втором классе, Венька приходит и показывает нам зарубежную шариковую ручку - у папы её взял что бы принести в класс и похвастаться перед нами.
Ручка была чёрная, блестящая, с металлическим колпачком, а на нём размещены разноцветные лапки - рычажки. Сколько лапок - столько и цветов. Просто чудеса! В этой волшебной ручке было семь цветов! Синий - фиолетовый- чёрный – оранжевый – жёлтый - зелёный и красный. Я столько и представить себе не мог! И ведь как удобно - не надо таскать кучу ручек или стержней, постоянно их вставляя в один корпус. Тут просто - нажал лапку нужного цвета - чик!- такой стерженёк и вышел. Сиди - рисуй или пиши в своё удовольствие.
Венька сразу объявил, что будет рисовать только танки. Причём они будут лучше, чем у меня… Конечно, ничего путного у него естественно не вышло. Мало того, что постоянно ходил на переменах и спрашивал: «Что ещё подрисовать к танку?» - так и рисунок у него вышел немного кривоватым. А многочисленные поправки и исправления, привели к тому, что бумага на которой он рисовал - протёрлась и появилась заметная дырка. И ладно бы это был немецкий танк (так ему и надо!), но нет - танк был «зелёным», то есть по всем правилам - нашим и выглядел «подбитым» или «бракованным». В общем, к четвёртому уроку, терпение у Вениамина «закончилось». Пообещав классу (мы следили за его творчеством) что он «дорисует танк дома», Веня спрятал рисунок в свой портфель…
Конечно, он расстроился, что у него не получилось. По этому, я получил от него на следующий день записку с предложением - нарисовать ему танк папиной ручкой. Я тут же согласился и нарисовал у него в тетради танковый бой с «взрывами», в небе над которым светило солнце, были облака, проносились самолёты, стреляя друг в друга и сбрасывали на поле боя – чёрные бомбы. Впереди на танке, ехал командир похожий на Веню с красным знаменем. После этого рисунка мы с ним подружились.
Ну, вы теперь поняли, что за человек этот Веня.
*****************
Пошли на рыбалку. И хотя я, совершил все нужные ритуалы – накопал свежих червей, соблюдал полное молчание по дороге к озеру, даже конфету бросил в озёрную гладь Дедушке - клюнуло как ни странно – у Вени. Подсёк он мастерски и первая рыбка повисла на леске – ёршик со спичечный коробок.
- Мелковат, что-то… - оценил я.
- Ну… у тебя и такого нет - парировал Венька и кинул его в ведро с водой. Потом видимо передумал, вытащил рыбку. Покрутил его с разных сторон, зажатым в руке:
- Нее… и правда – мелковат. Пусть идёт, своим расскажет, что мы добрые, всех отпускаем...
И с этими словами сделав широкий замах, он бросил ёршика подальше от берега. Но перед этим - плюнул в рыбью морду - на удачу. Я усмехнулся - сколько лет прошло, а все наши детские приметы Веня помнит. По ним выходило, что ёрш, должен был опуститься под воду, где его ждали крупные рыбы, те, которые и послали его на «разведку».
Первым к нему наверняка подплывёт друг-пескарь:
- Ну, чего там? Рассказывай, давай! Не томи!
Но его оттеснит важный окунь:
- Червяк свежий? Не вчерашний?
Тут же влезает в разговор юркая уклейка:
- На хлебный мякиш ловят или как? Да не толкайтесь вы, рыбы - дайте мне спросить!
- Червя! Червя большого насаживают? - это уже карась ёршика толкает…
- На что ловят? - а это уже рассудительный сазан протиснулся - Прикормку будут бросать или нет?...
Я думаю, ёршик – угодил своим рассказом всем рыбам, потому что у нас очень хорошо стало клевать. Наловив примерно полведра, Веня повернулся ко мне и подмигнул левым глазом:
- Я же всегда говорил, что этот метод – работает…
Да кто б сомневался! Он забыл, наверное, что именно я в детстве и научил его плевать «на удачу» на первого малька. А сам я, подсмотрел это у деревенских мальчишек.
И тут я возьми и скажи:
- А Дедушку - сможет твоё удилище выдержать?
Веня на минуту замер, поражённый открывшейся перспективой и… с дрожью в голосе, совсем не свойственной ему, тихо проронил:
- Должно!
И вот тут я уже пожалел о сказанном. Причин было несколько – первая – это конец сказки. Все те страшилки, которые нам пацанам, рассказывали возле ночного костра деревенские - мигом умрут. Второе – ну поймает. Будет Веня героем. Легенды о нём будут рассказывать все местные рыбаки. А я? Нет, ну конечно и я буду где-то там, в рассказах (наверное) фигурировать, но конечно не на первом месте. А мне тоже хотелось поймать озёрного Дедушку - здорового, старого усатого сома. Который, по - нашим, по мальчишеским расчётам - весил килограмм двести, если не пятьсот...
********
Как-то в детстве мы заночевали на берегу этого озера и ночью слышали, как большая рыба выпрыгивала из тёмной воды и с шумом и громким всплеском падала обратно, в озёрную прохладу…
Деревенский рыжий парень Санька объяснил:
- Это Дедушка «гуляет». Видишь, Валёк - обратился он ко мне - днём под корягой отоспится, потом наестся вдоволь лягушек и гулеванит на радостях…
- Вот бы поймать!- вырвалось у меня.
- Ты чё! Нельзя! - осадил меня Санька и сделал испуганные глаза - он озеро сторожит и от всякой беды охраняет. При нём рыба не переводится. Вон Юрка - сети давеча ставил, а он из под воды - бац! Лодку ему толкнул - тот чуть не утонул.
- Да пьяный он был - подал голос Захар - вечный конкурент и отчаянный задира в наших уличных драках парнишка - перегнулся через борт, вот и упал.
- Много ты знаешь! - авторитетным тоном продолжал Санька - А кто Юркину собаку под воду утащил, а? Молчишь? Знак ему был - не ставить тут свои чёртовы сети...
Про случай с собакой знали все пацаны в деревне.
Юрка взял её ещё щенком к себе домой и вырастил в большую лохматую дворнягу. И хотя он часто «закладывал» и по пьянке бил свою собаку – Альма, если хозяин беспробудно спал в бурьяне около дороги - не уходила и сторожила его до утра. Собака была не старая, немного злая и слушалась только своего кормильца.
Однажды, пьяный Юрка решил похвастаться перед деревенскими мальчишками своей дрессировкой - кинул далеко в озеро палку и скомандовал: «Принеси, Альма!». Собака - молниеносно бросилась в воду. Ребятня в восхищении смотрели на плывущую собаку - «Команды понимает!»…
Альма уже расторопно плыла с веткой в зубах обратно, как что-то большое и тёмное, показалось в бурунах озёрной воды – прошёл ещё миг и только щепа от ветка, медленно кружилась на том месте, где была собака… «Дедушка…» - тихо прошептал кто-то из пацанов…
*****
Веня немного боялся этого места.
В то лето детства - выдалось очень жарким. И дёрнул же чёрт пацанов - попробовать порыбачить около поваленных корней старой сосны. А Захар – может случайно, может нарочно столкнул его в воду со скользкой коряги - Венька неловко взмахнул руками и вмиг ушёл с головой под воду, а глубина там была порядочная. После - буквально пулей «вылетел» из воды.
Уже на берегу, клялся нам, что там, в этой озёрной тёмной и холодной воде, он почувствовал как кто-то «понюхал» его ногу.
- Дедушка это был! - стуча зубами от страха и холода, повторял он - честное пионерское!
И вот, получается, настал тот самый момент, когда Веня осознанно шёл на «то самое» место, ловить понюхавшего его за пятку озёрного Дедушку…
Приближался полдень и нас начинало припекать летнее солнце.
Мы быстро разбрелись по берегу - надо было поймать для наживки несколько лягушек. Все знают - сомы очень любят ими лакомятся.
Мне повезло первому - «Есть!» - я поднял правую руку с зажатым в ней лягушонком и помчался к Веньке. Наскоро насадив свежатинку - он забросил наживку не далеко от старой сосны. Мы замерли в ожидании…
Ровно в полдень - удилище резко дёрнули. Венька от неожиданности чуть не выпустил его из рук, а я – даже вздрогнул. Мне вдруг захотелось поймать этого легендарного старого сома, ощутить под своими пальцами его большое скользкое тело, «пощекотать» ему нервы своей удалью и удачей. Пусть я только помощник Вени, пусть не я поймал его, но я такой же участник этой рыбалки, а значит часть славы - мои по праву.
Я смотрел в мутную воду и видел как бешено «ходит» леска, оставляя после себя буруны озёрной воды. Повернул голову – Веня был сосредоточен и полностью погрузился в процесс ловли рыбы. Казалось, выстрели рядом кто из пушки - он этого даже не услышит.
- Как думаешь - это ОН?- спросил я его, не мигающим взглядом провожая кружащийся поплавок.
- Ну а кто ещё тут может быть? ОН!… Его повадки - отозвался Вениамин, не спуская своих карих глаз с лески.
Постепенно рыба ослабела и успокоилась.
- Старый ОН уже - объяснил мой друг – вот и устал.
И тут Веня сделал фатальную ошибку - решив, что рыба сдалась - он усилил напор и подвести её к берегу. Двумя руками он начал поворачивать удилище ко мне, стоящему на берегу.
По началу мне казалось - что его план удался… Удочка поддалась, ещё немного, ещё ближе… Но хитрый Дедушка переиграл азартного Веню - рыба сделала неожиданный финт - разогналась и от берега рванулась из воды…
Это было феерично! Огромный сом, черного цвета взлетел из воды метра на полтора и со всего размаху плюхнулся в воду. Казалось – не сом - маленький кит выпрыгнул из озёрной глади, заявляя свои права на эти исконные водные рубежи. «Шлёёёп!» - на прощание, сом ударил по воде своим богатырским хвостом…
Погружение Дедушки подняло большую волну, которая быстро приблизилась и залила ствол сосны, на которой стоял незадачливый рыбак, сделав его моментально скользким. И… как и в детстве - Веня не удержался и полетел в воду. Падая, он выпустил удилище и оно пулей полетело в след Дедушке, который стремительно уходил в глубину… На пути его погружения - были корни старой сосны. Удилище молнией влетело в них и… Раздался страшный хруст.
*****
- Ну, как рыбалка? - встретил нас вопросом дед – Удачно всё прошло, ребята?
По тону деда можно подумать, что речь шла о хирургической операции, а не о банальной ловли рыбы. Но судя по нашему виду - другой вопрос к нам просто не подходил.
Я выглядел - рассеяно-довольным. Ну… видел Дедушку. Можно сказать чуть не поймали его. Можно теперь при упоминании в рассказах его имени - показывать местным рыбакам размер, расставляя как можно шире руки и самое интересное - ЭТО БУДЕТ ПРАВДОЙ – размеры рыбы просто поражали воображение. И видел я его днём - так что мне можно вполне верить. А то, что мы его не поймали - это даже хорошо. А нечего лягушонка цапать – нежный, маленький лягушонок, посреди белого дня – падает на дно перед его усатой мордой! Ну старый же «человек»- должен понимать что к чему! И потом, мы пришли домой с рыбой, которая на фоне последней, не такая большая, но всё же…
Веня - выглядел печальным и радостным одновременно. Что сказать? Он ПОЧТИ поймал легенду! Сам Дедушка был у него в руках! Конечно, очень расстраивала потеря заграничного удилища - карбон лопнул, не справившись от такой силовой нагрузки сома, а дома естественно, этому будут не рады. Да и «искупался» он с головой… Но всё же, ещё немного - и он бы его точно поймал…
Дед оглядел нас критическим взглядом, взял ведёрко с рыбой и послал нас всех в баню, которую он, перед нашим приходом подготовил должным образом.
После бани, дед достал из погреба домашнего кислого ржаного кваса и - угощая нас, стал слушать про наши приключения, иногда вставляя в наш эмоциональный рассказ свои замечания.
-Эх Вениамин! На Дедушку (он выделил это слово, подняв указательный палец вверх) пошёл со своей слабой удочкой и тонкой леской… смехота! Вот и вышло то, что вышло - подытожил он - А теперь, всем спать…