Читать онлайн
"Дежурство в школьной столовой"
Обычно я просыпаюсь в семь утра, завтракаю и иду в школу. Однако сегодня так не хотелось вставать, что даже несколько раз переставлял будильник на несколько минут попозже. И конечно, не позавтракав, побежал в школу, чуть не опоздал.
На этой неделе наш класс был дежурным в школе, то есть надо было следить, чтобы ученики не забывали приносить в школу вторую обувь, поливать цветы на подоконниках, а также смотреть, чтобы ученики младших классов не бегали по коридорам и не расшибли себе лбы.
До начала урока оставалось всего пару минут. Я вбежал, задыхаясь, в школу, быстро разделся и в класс. Возле кабинета меня уже ждал мой друг Вовка. Смотрю он стоит возле двери в синей школьной форме, а на руке у него красная повязка, говорящая «дежурный». И тут я понял, что свою повязку я забыл дома на столе. Ну думаю, влетит мне от классного руководителя Надежды Степановны за то, что я на дежурство без повязки пришел. Помню в прошлый раз, когда Витька Ерохин пришел в школу без повязки, так она его перед всем классом отругала и отстранила от дежурства.
- Привет, — сказал Вовка, — ты где так задержался? Урок сейчас начнется.
- Проспал, — с досадой сказал я, — вот и повязку дома забыл, что теперь будет.
- Ладно не переживай, может не заметит, а заметит, так придумаем что-нибудь.
В это время в класс забежала наша староста Катя Семенова и громким голосом огласила:
- Ребята, на этой неделе наш класс принял дежурство от 7-го «А» и мы должны не ударить в грязь лицом и показать, что наш класс самый ответственный.
Да уж, самый ответственный, — думал я, — забыть повязку в первый же день дежурства, очень ответственно.
- Я составила график дежурств класса, — продолжала староста, — сейчас я раздам вам наряды. Ира Новикова и Даша Степанова — вы дежурите на первом этаже, Витя Ерохин здесь?
За последней партой первого ряда сидел Витя. Правда не столько сидел, сколько лежал на ней, спал. Но, услышав писклявый голос старосты, тут же проснулся и с неохотой встал.
- Да здесь я, здесь.
- Опять ночь не спал? Повязку взял на этот раз?
- Повязка вот, на мне. Сказав это, Витя выставил вперед правое плечо и продемонстрировал всему классу красную ленту.
Ну, думаю, сейчас и до меня доберется и заведет старую песню: «Ай-ай-ай, как же так, позоришь класс, лучше бы ты голову дома забыл» и тому подобное.
- Молодец, — сказала староста, — Лена Сорокина и Валя Синицына — вы сегодня поливаете цветы, Слава Морозов и Толя Глухов — вы наводите порядок в классе.
Когда Катя перевела свой взгляд на нас с Вовкой, я скрестил руки на груди, прикрывая рукав ладонью левой руки так, чтобы не видно было место, где должна была быть повязка.
- Саша, Вова — сегодня вы по графику будете дежурить в столовой, — сказала староста, — вот ваш наряд, отдайте его повару Тамаре Викторовне.
О дежурстве в школьной столовой надо рассказать по подробней. Это самое интересное дежурство из всех. Во первых тебя освобождают от уроков на весь день, а во вторых, как говорил Витя Ерохин, в столовой почти нечего делать, поставить несколько тарелок на пару столов для учеников младших классов и всё, а тарелки машина для мытья посуды помоет, за это тебя еще и сладкими ватрушками угостят.
Вот так везение, подумал я, есть уж очень хочется. Мы с Вовкой переглянулись, схватили наряд и побежали в столовую.
Тамара Викторовна встретила нас с улыбкой.
- А вот и помощнички пришли, приветствую, пойдемте я вас ознакомлю с обязанностями.
Тетя Тамара провела нас по столовой. При в ходе попадаешь в огромный зал, весь уставленный длинными столами, на которых стояли таблички с обозначением классов — 1 «А», 1 «Б» и так далее. Далее следовал прилавок для выдачи тарелок с едой и окошко для приёма грязной посуды. После тётя Тамара провела нас на кухню. На этой кухне все казалось большим — плита, на которой стояли огромные кастрюли; печь, умывальники, а в самом углу возле окошка стояла машина для мытья посуды. Она представляла собой ленту конвейера. С одной стороны на ленту клалась грязная посуда, она проходила через металлический ящик посередине, в котором на неё струями лилась вода, и на выходе получалась чистая посуда. Тётя Тамара показала нам как она работает, где включается и как настроить скорость ленты. Возле машины высокими стопками стояли тарелки, стаканы, а в железных стаканах стояли ложки и вилки.
- Ваша задача ребята, — сказала Тётя Тамара, — сначала расставить тарелки с едой по столам первых классов, потом вторых и так на все столы. После помыть всю посуду и протереть столы.
Тут к Тамаре Викторовне подошел какой-то дядя, после чего она сказала:
- Ребята мне срочно нужно принять продукты, вы тут справитесь без меня?
- Конечно справимся, — сказал Вовка.
- А вдруг не справимся, — говорю я Вовке тихо.
- Не волнуйся, дело то не хитрое.
- Ну молодцы, помощники мои, фартуки на полке, каша в кастрюле на плите, скоро начнется перемена, поторопитесь, — сказала тётя Тамара и ушла.
Мы надели фартуки, взяли по стопке тарелок и поднесли их поближе к кастрюле с кашей.
- Ну, говорю, Вовка вот тебе ложка, давай кашу в тарелки накладывай, а я буду на столы расставлять.
Вовка начал ложкой кашу из кастрюли черпать и пытаться в тарелку класть, а каша такая вязкая оказалась, никак не хочет с ложки слазить. Он и так её и эдак, кое-как одну тарелку наложил.
- Нет, говорит, так мы и до вечера с этой кашей не справимся.
- Что же делать? Скоро перемена, малыши придут.
Тут Вовка увидел большой половник на стене и говорит:
- О, давай половником кашу накладывать, один раз зачерпнешь и тарелка полная.
- Молодец Вовка, здорово придумал.
Взял Вовка со стены половник, черпает им кашу и в тарелки кладет. Но половник настолько большой оказался, что каша еле в тарелке помещается.
- Что-то ты много каши кладешь, — говорю я.
- Ничего не много, зато вон как быстро получается, а малышам, чтобы вырасти, надо много каши есть, мне мама все время так говорит.
Вычерпали мы всю кашу из кастрюли, еле-еле на два с половиной стола хватило.
- Не хватает, говорю, надо перекладывать из тарелок, где много каши в чистые, чтобы хватило.
- Зачем время тратить? - говорит Вовка, — ребята компанейские, дружные, поделятся.
Я не стал спорить, Вовка верно говорит, да и побыстрее хотелось работу выполнить.
Прозвенел звонок, настала перемена, в столовую с криком и визгом влетели младшие классы и расселись за столы. С ними пришла учительница Маргарита Васильевна. Она пересчитала всех учеников, пересчитала тарелки и подойдя к прилавку сказала:
- Ребята! Еще десять порций не хватает.
- А каши больше нет, говорит Вовка, ребята то компанейские, пусть поделятся.
Лицо Маргариты Васильевны как-то изменилось, даже покраснело.
- Что вы говорите, ребята, в первый раз со мной такое, не могут же дети голодными остаться. Где Тамара Викторовна?
Я понял, что дело грозит скандалом и говорю:
- Не волнуйтесь Маргарита Васильевна, сейчас мы что-нибудь придумаем.
А что мы придумаем, думаю, каши то нет. Мы с Вовкой стали быстро осматривать все полки, кастрюли в поисках еды. В духовке нашли с десяток ватрушек и отдали их Маргарите Васильевна. В зале сразу начались разговоры и недовольные выкрики, мол почему одним достались ватрушки, а другие должны есть противную кашу. Шум в столовой стоял страшный. Маргарита Васильевна пыталась успокоить ребят:
- Ребята! Кушайте скорее, сейчас кончится перемена.
Через какое-то время ученики закончили завтрак и держась за руки парами вышли из столовой, следуя за Маргаритой Васильевной.
- Ух, чуть не пропали, — говорит Вовка, — давай со столов убирать и посуду мыть.
- Только по скорее, — говорю, — а то есть уж сильно хочется.
Собрали мы со столов тарелки, а в них каши полно.
- Куда же кашу девать, - спрашиваю, — выбросить что-ли?
- Зачем добро выбрасывать, — говорит Вовка, — давай обратно в кастрюлю переложим.
Переложили мы остатки каши из тарелок в кастрюлю. Посуды целая гора получилась. Включили посудомоечную машину. Я стал на ленту грязные тарелки класть, а Вовка их чистыми с ленты принимал, полотенцем протирал и в стопку складывал. Время идет, а процесс уж больно медленно ползет и посуды еще много не вымытой.
- Да-а, — говорит Вовка, — так мы и до вечера эту посуду не вымоем, все ребята уже домой уйдут, а мы с тобой всё посуду моем.
- Что же делать? - спрашиваю.
- Давай-ка сразу по несколько тарелок клади.
Я начал по несколько тарелок класть, а Вовка еле успевает их с ленты вынимать и в стопку складывать, полотенцем вовсе не успевает протирать.
- Хорошо! - говорит, — пошла работа.
Через какое-то время устали мы с Вовкой тарелки мыть, а посуды все равно еще много.
- Давай, — говорит Вовка, — мы всю посуду на ленту шлёпнем кучей, машина её помоет, а потом мы с тобой вдвоём её полотенцами протрём.
- Молодец, — говорю, — хорошо придумал, так мы быстро с посудой управимся.
Мы выключили машину, положили на ленту тарелки, стаканы, ложки, в общем всё, что оставалось, куча большая получилась, еле поместилась на ленте.
- А машина выдержит? - спрашиваю.
- А то как же, - отвечает Вовка, — Агрегат!
Включили мы машину, лента начала движение, посуда скрылась в помывочном отсеке. И тут раздался такой стук и звон, что мы с Вовкой даже испугались. В это время в кухню с испуганным лицом вбежала тётя Тамара.
- Ой батюшки, что вы тут натворили? — крикнула тётя Тамара и быстро нажала кнопку выключения машины. Мы с Вовкой стояли как истуканы и пошевелиться не могли. Тётя Тамара осмотрела машину и сердито спросила:
- Кто же это догадался кучу посуды одним разом положить? Конечно она застряла на выходе. Теперь вам придется вручную всю эту посуду вымыть, приступайте, а я пойду кухню проверю, не натворили ли вы еще что-нибудь, прислали же мне таких дежурных.
И мы с Вовкой до вечера мыли тарелки, ложки и стаканы, очень тщательно мыли и протирали полотенцем.
- Вот тебе, — говорю, — и сэкономили время, Вовка, а всё Ерохин, нечего делать — говорит, одноклассники уже наверное дома поужинать успели, а я еще не завтракал.
Тут в кухню приходит тётя Тамара, видит, что мы с посудой справились, устали и добрым голосом говорит:
- Молодцы! А за машину не переживайте, починим. А сейчас пойдемте, дежурные мои, накормлю вас, проголодались наверное, у меня в духовке с десяток ватрушек оставалось.
Мы с Вовкой переглянулись.
- Извините нас, тётя Тамара, нет в духовке ватрушек, мы их малышам раздали.
- Ну не страшно, — говорит тётя Тамара, — там с пол кастрюли каши осталось, любите кашу, а?
Тут мы с Вовкой совсем покраснели.
- Спасибо, тётя Тамара, — говорю я, — да только не голодные мы, сыты дежурством.
С той поры я точно знаю смысл поговорки «поспешишь — людей насмешишь».
.