Читать онлайн
"Три листочка яблони"
Начнём нашу историю, нашу сказку о приключениях смелых охотников с тех самых ключевых слов, с которых у нас всегда начинается практически любая сказка. Без них просто нельзя, если хотите – невозможно. Потому что волшебство начинается именно отсюда. Итак, приступим…
В некотором царстве, в немножечко сказочном государстве, среди чащи лесной, возле высоких, достающих небес, горных вершин, жил – был самый обычный юноша. Жил он в небольшой деревушке под опекой одной очень древней годами и опытом старушки – знахарки. Как гласила людская всё знающая молва, старушка эта не была пареньку ни матушкой, ни тёткой, а совсем даже посторонней женщиной, которая, однако, с малых лет взрастила, вскормила и воспитала паренька. Она окружала юношу той заботой и любовью, которой, порой, не обладали иные настоящие матери. В результате он вырос хорошим человеком и добрым помощником на радость старушки и односельчан.
Надо сказать, что паренёк с детских лет слышал порой о том, что он был подкидышем. А уж вариантов его рождения и появления в деревушке было великое множество. Происходило это не от того, что люди были злобные от природы. Нет, конечно. Просто однообразие сельской жизни особенно в зимнее время заставляло людей придумывать разные истории для того, чтобы скрасить свой быт. Мальчик не раз пытался узнать у своей кормилицы историю, что называется, из первых уст. Но та всегда отшучивалась и чмокнув мальчугана ласково в макушку говорила:
- Экий ты торопыга, сынок! Ну куда ты всё спешишь? Живи и радуйся тому, что всё у нас хорошо, а что говорят вокруг люди, не принимай близко к сердцу и не придавай этим словам значения больше того, чем они заслуживают. Поверь мне, дитя! Наступит день, и я отвечу на все твои вопросы. А на что не смогу ответить, ты сам однажды найдёшь ответ.
Шло время. Мальчик вырос в статного трудолюбивого юношу. Односельчане за эти годы так полюбили паренька, что уже никогда не произносили свои выдуманные истории. Он стал для них таким же своим и родным, как их собственные дети. И юноша почти совсем забыл о том, что в его происхождении было большое тёмное пятно. Но старушка – знахарка помнила о своём обещании. Однажды вечером отужинав, она приготовила новую лучину, и паренёк понял, что женщина хочет поговорить с ним о чём-то важном. Ибо обыденные вопросы обсуждались всегда в присутствии друзей или соседей, в которых не было недостатка.
- Вир, мальчик мой! Ты моя единственная радость в этом мире. Видит Бог, я старалась сделать для тебя всё то, что могла. К сожалению, к тому, что ты слышал о своём происхождении, я добавить ничего не могу. Предполагаю, что в возрасте семи месяцев тебя украли у твоих родителей безвестные бродяги просто забавы ради. А может быть хотели тебя просто продать и тем самым заработать энное количество денег. Я этого не знаю, а потому не могу утверждать. Знаю лишь, что отдельные личности ради каких-то своих корыстных целей совершали и более низменные поступки. Так что не будем об этом. Думаю, что эти бродяги быстро сообразили, что с такой обузой, как чужой младенец грудного возраста можно легко попасться в лапы жандармов. Видимо это явилось главной причиной того, что однажды ранним утром я услышала на пороге своего дома детский крик. А когда открыла дверь, то просто обомлела. На меня своими бусинками смотрел крохотный ангел. Который лишь только увидел меня, сразу заулыбался и загулил на своём детском языке. И я сразу же поняла, что ты то дитя, которое мне было послано Господом нашим за моё терпение и надежду. Вот так у меня появился ты, сынок. Но рассказала тебе я не для этого…
Мальчик мой! Мне пришла пора отправляться в дорогу дальнюю. В мир теней и вечного успокоения. Я и так уже прожила много больше того, что отпущено человеку от природы. Я ни о чём не сожалею и благодарю безмерно Бога за то, что он дал мне испытать радость материнства благодаря твоему появлению. Теперь же я ясно ощущаю, что всевышний зовёт меня к себе. Прошу тебя, когда я уйду, не грусти обо мне. Живи на добро себе и людям и будь счастлив! Прошу лишь об одном тебя, Вир! Обещай, что после моей смерти ты посадишь рядом с местом моего упокоения яблоньку вот из этого единственного семечка. – И старушка передала юноше коричневое семечко, которое от тут же положил в носовой платок и для верности завязал узелком. Старушка между тем продолжала… - А когда яблонька вырастет и впервые зацветёт, ты должен будешь сорвать на ней три любых листочка. Пусть эти три листочка станут моим талисманом и сберегут тебя от любых невзгод. Носи их всегда с собой, где бы ты не был. Потому что я твёрдо знаю: придёт однажды такой день, что эти три листочка помогут тебе отыскать твоих родителей. Верь мне, мой милый Вир!
Юноша, чтобы не обидеть свою старенькую кормилицу, торжественно обещал ей исполнить всё в точности так, как она и просила. Он надеялся, что этот не очень приятный монолог был вызван лишь утомлением. И что всё будет у них также хорошо, как и было до этого. Но по прошествии трёх дней старушка и вправду рассталась с жизнью легко и тихо. Она прилегла в полдень отдохнуть чуток и ушла, оставив на лице какую-то неземную улыбку. Буд то бы увидела где-то там на верху того, кому молилась всю свою сознательную жизнь…
Как и полагается в таких случаях, собрались немногочисленные деревенские. Старушки омыли и обрядили покойную в чистые одежды. Затем почитали молитвы за упокой души её доброй и кроткой, да с тем и похоронили на третий день. А Вир, как и обещал, посадил рядом с могилкой кормилицы зёрнышко яблока и стал ежедневно ухаживать за местом посадки, не давая сорнякам прорасти и поливая посаженное. Вскоре над местом посадки зазеленел крохотный росток…
Минуло время. Вир по-прежнему жил в домике своей кормилицы. Иногда он уходил на охоту, потому что это было основным занятием местных мужчин. Наряду с земледелием, разумеется. Когда юноша оставался не занятым, он помогал деревенским. В основном старикам. Кому забор подправить или крышу подлатать, кому воды из родника или колодца принести… Словом, для односельчан Вир оставался всё таким же добродушным и трудолюбивым. Хотя, конечно, люди заметили, что парень часто грустил, когда ходил на могилку своей кормилицы. Но отговаривать его от частых посещений никто не решался.
Когда Вир возвращался с охоты с богатой добычей, люди радовались. Охота не всегда была удачной для деревенских. Поэтому каждому удачному возвращению с хорошей добычей односельчане радовались, потому что было традицией делится с другими мясом. Это возвращалось старицей. Ледники, конечно, спасали. Но всё же свежее мясо гораздо лучше, чем охлаждённое, а тем более солёное или вяленое. Вир брал себе от добычи только немного, а основную часть отдавал односельчанам. Те в благодарность выручали паренька. В основном маслом, яйцами, пирожками и прочим. За такое бескорыстие и доброту односельчане очень любили молодого охотника и гордились им.
Надо сказать, парень увлечённо занимался охотой не столько ради добычи пропитания, сколько ради возможности лишний раз пройтись тихими лесными тропами среди высоких раскидистых деревьев слушая звонкие рулады лесных птах и прочие звуки могучего леса. Красота местных окрестностей в этом случае тоже была не на последнем месте. А расположенная в предгорье деревушка? Одно это вызывало восторг у любого человека, впервые посетившего эти места. Словом, любоваться было чему. Так что романтично настроенный молодой человек имел возможность питать природной красотой окружающего ландшафта свою духовную жажду и обычное человеческое любопытство при встрече чего-то нового…
Романтические мечты юноши простирались гораздо дальше границ жизнедеятельности деревни. От почтенных сельских старожилов Виру не раз приходилось слышать удивительнейшие истории про далёкие чужеземные страны. Из этих же рассказов юноша понял, что и их края гораздо шире и не менее занимательнее, чем дальние страны. Обычно наслушавшись таких рассказов, паренёк уходил в лес с мечтами о путешествии в те места, где он ещё не был.
Пока была жива кормилица, Вир и не помышлял оставить её на старости лет без помощи и поддержки. Теперь же уже ничто не держало его в родной деревне. Яблонька как раз к этому времени уже достаточно подросла и окрепла настолько, что впервые зацвела. Бутонов было на ней немного, но всё же это было её первое цветение. Вир, помня наказ умиравшей женщины, сорвал с ветки яблони три листочка и положил их в укромное место своей охотничьей куртки.
Юноша не спешил покидать родные места. Он считал, что для этого ещё не настало время. Но однажды во время очередного скитания по лесам в поисках дичи с пареньком произошла некая история, которая и послужила отправным пунктом его будущего путешествия.
А дело было так. Преследуя крупную косулю, юноша постепенно забрёл далеко – далеко в горы. Пёстрая разнообразная лесная растительность постепенно перешла в сосновые рощи. Мягкая почва стала всё заметнее вытесняться каменистыми плитами с кусками разнокалиберных валунов. В этих краях, как он знал, не бывал доселе никто из деревенских. О добыче нечего было и думать. Тут не видно было вообще ни чьих следов. И только в просветах сосновых макушек высоко в небе иногда плавно скользили паря в воздушных потоках широко раскинув крылья огромные орлы.
Кажется, на восьмой день охоты юноша вышел к небольшому горному озеру, со всех сторон окаймлённого зелёным поясом растительности, среди которой было много лесных орехов, диких яблонь и прочих деревьев, и кустарников. От самого озера исходило какое-то приятное тепло. Вир был просто в восторге от этого пейзажа. И так как приближался вечер, он не задумываясь решил, что лучшего места для отдыха и ночлега ему просто не найти.
Небольшая куропатка, выскочившая на берег озера, послужила юноше и обедом, и ужином. Быстро ощипав, Вир разложил костёр, на предварительно расчищенной для этой цели площадке. И насадив куропатку на ветку, он стал её поджаривать над огнём, стараясь, чтобы при этом не перегорела ветка. Остатки взятых из дома сухарей да несколько найденных под деревьями съедобных кореньев довершили ужин. В одном месте в озеро со скалы стекал тонкой струйкой журчащий ручеёк. Его холодная вода утолила жажду. Осталось выбрать место для ночлега. Чтобы было не только уютно, но и безопасно спать.
Оглядевшись внимательнее Вир остановил взгляд на дереве. Это был огромнейший дуб – великан. Он стоял, заметно выделяясь среди других деревьев и своим могучим ростом, но ещё более своей широкой раскидистой кроне. Под таким природным зонтом можно было укрыться, пожалуй, от любого самого проливного дождя. Но не это послужило причиной того, что юноша остановил свой выбор на дубе. Опытным взглядом охотника в нескольких метрах от земли Вир сумел среди листвы разглядеть большое дупло, скрытое от посторонних глаз.
Недолго думая, парень, поудобнее закинув за спину свой нехитрый охотничий скарб, начал подъём по кривым, но крепким ветвям и через пару минут стоял возле дупла. Оно было таким просторным, что могло послужить укрытием не только Виру. Здесь могло свободно разместиться человека три, а то и четыре. Не стоит говорить, что подобное место пришлось юноше по душе. Он забрался внутрь. Парой срезанных веток прикрыл на всякий случай и без того малозаметное дупло и вскоре заснул на мягкой постели из лежалых листьев, которых в дупле было приличное количество.
.