Читать онлайн
"Отрыв"
Серия щелчков и отрывистых звуков разной тональности преобразовалась механическим переводчиком в монотонную речь Сайлы.
— Околопланетное пространство, в целом, расчищено. Система готова, можем начинать.
Поисковик поморщился, глядя на защитный саркофаг, рассчитанный на взрослого цинка.
— Слушай, Сайла, а мне обязательно лезть в этот гроб? Может, в отсеке с водой пережду?
— Надо, мягкий, надо! Я нахожусь почти в таком же. У этой планеты магнитное поле мощнее, чем на нашей Домашней, как и звезда ярче нашей. Радиационные пояса - про них я тебе рассказывала. Когда разогнанные протоны пробивают тебя насквозь, это опасно даже для махса. Тебя это вообще убьёт. Слоя воды в стенках накопителя не хватит для защиты. Так что бери свою мягкую синюю сущность и закидывай в укрытие. Сам хотел участвовать в поиске - вот и соблюдай инструкции.
Из речи Сайлы, даже переведённой на язык цинков, большинство из соплеменников Ирека немногое смогут понять. Многие понятия пришлось вводить, поскольку таковых в языке синекожих цинков вовсе не существовало. Ирек, примериваясь к саркофагу, кинул взгляд на крышку из белого мета-композита.
— Тогда расскажешь мне про эту планету. — потребовал он.
— Само собой. Технически развитая цивилизация автономов первого типа. Похожи на вас мышлением, только продвинулись дальше. Аппаратура наблюдения засекла вспышки на планете восемь циклов назад, ещё во время наших больших неприятностей с наследием Предков. Тогда стоял вопрос жизни всего сообщества, нам было не до этой далёкой системы.
Иреку наконец удалось, уперевшись ногами в стену, сдвинуть крышку саркофага и залезть внутрь. Выбрав нужный режим, он подождал, когда атмосфера станет пригодной для дыхания цинков. Потом снял маску и вытер лоб тыльной стороной ладони. К счастью, связь не прервалась.
— Восемь циклов, в годах это...— он стал прикидывать в уме
— Примерно одиннадцать ваших лет. — Подсказала Сайла, — К этому вопросу мы вернулись недавно и прислали сюда автоматы. Случай заурядный, но повезло, и сюда мы не сильно опоздали. А обычно мы находим только погибшие цивилизации. Из-за такой статистики наши ксенологи называют вселенную кладбищем разумных видов.
— Мрачная картина...
— Остаётся только искать уцелевших, чтобы пытаться слепить из осколков их цивилизации хоть что-то жизнеспособное. И надеяться, что когда-нибудь — это принесёт результат...
— И как? Получается?
— Автономов сложно просчитать. Сложно всё с вами. Мы часто ошибаемся.
— А кьюты? Ну, которых наш прошлый монарх попытался уничтожить? Получилось же их спасти. Хотя я тогда думал, что вы их убили, вместе с отрядом наших фанатиков. Злился на вас сильно.
— Это была короткая программа, мы её готовили в спешке. Высадились на вашу планету, похватали оставшихся в живых пушистиков и перебросили их через межзвёздный переход прямо к новой планете. Нам просто повезло, что нашлась настолько подходящая живая планета и притом свободная.
— Ты сама говорила, что планет много.
— Но не таких. Там почти не требовалась адаптация. Возможно, так должно выглядеть чудо. Но и там без ошибок не обошлось...
Сайла ненадолго замолчала. На панели управления загорелся индикатор высокого уровня радиации снаружи саркофага.
— Сайла, что ты имеешь ввиду под ошибками? Ты говоришь про историю, когда вы настучали по рогам желающим покончить с кьютами?
Ответа не последовало, пауза затянулась. Ирек успел задремать, когда вдруг Сайла ответила.
— Извини, долго размышляла над твоим вопросом. Да. Агрессивные желающие убивать погибли сами. К сожалению, иначе не получалось. Это была первая миссия такого масштаба. Сегодня всё было бы по-другому.
— Вряд ли можно было без жертв... Но лучше уж пусть погибнут несколько фанатичных идиотов, чем все кьюты поголовно... Жалко их было, когда глашатаи объявили поход в их лес. А ещё священным походом называли, болваны.
Иреку вспомнилось, как он стал отверженным из-за того, что встал на защиту этих разумных существ и чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей спросил:
— Как, кстати, мохнатикам живётся на новом месте? Как Элларий с учениками? Я знаю, что до леса он добрался во время.
— Я не следила, знаю только то, что написано в общих информаториях. Это ты и сам сможешь поглядеть. Живут нормально, трудятся, развиваются, учатся по учебникам нулевого типа, что мы им оставили. С их новой планеты нам пришлось улететь. Опасные астероиды и все крупные кометы мы убрали, местное светило очень спокойное, вулканическая деятельность на планете умеренная. Особо опасной заразы нет. Единственная проблема - есть странная форма жизни, но наши инженеры с этим разобрались. Ячейка операторов пока присматривает за их системой. Только мало кьютов...
— Понятно.— Вздохнул Ирек,— Надеюсь, здесь мой метод сработает, и местных разумных существ спасём побольше. Что тут произошло?
— Могу изложить отчёт. Если коротко — всеобщее противоборство планетарного масштаба.
Махсианская женщина начала перессказывать Иреку сухие данные полученные наблюдательным комплексом. Под монотонный голос автоматического переводчика Ирек и уснул в своём саркофаге.
***
Ему снились боевые механизмы, их было множество. Летающие, плавающие, ездящие по грунту. Город, который они атаковали, походил на его родной Грэмм. Только вместо трущоб, в которых Иреку приходилось ютиться, были парки. Теперь все подступы к городу изрыты защитными канавами и перекрыты острыми железными кольями, собранными в перекрещенные пучки. Наверное, это заграждения против конницы, подумал Ирек. Он сидел на крыше очень высокого здания и наблюдал за небом в медную подзорную трубу, лишь иногда поглядывая вниз. Над полем боя нависал дым и разносился грохот сражения. Многие машины горели. Некоторые самоходные механизмы застревали в канавах и не могли проехать к городу, но тут Ирек увидел в небе несколько точек. Он закричал, указывая в их сторону. Они стремительно росли и постепенно превратились в железных птиц. С соседнего здания по ним ударили пушки, но не такие камнеметалки, какие видел он у себя на родине. Орудия стреляли частыми сериями, выбрасывая далеко вперёд светящиеся снаряды. Облачка разрывов между воздушными машинами не причиняли механизмам видимого вреда, но тут один из них оторвался от других, задымился и рухнул на землю. Высокий столб коптящего пламени поднялся вверх.
Остальные летающие машины достигли рубежа атаки, от них отделилось что-то мелкое и полетело вниз. Крылатые механизмы развернулись и пошли назад, а Ирек не мог оторвать взгляда от падающих предметов. Ирек вдруг понял, что они несут с собой страшную угрозу и смерть.
Раздался взрыв и в небо поднялись два фонтана огня. Пламя разрослось до двух огненных сфер. Они соединились, поднялись выше крыши, на которой стоял Ирек и начали расползаться во все стороны.
В ужасе поисковик отбросил трубу и уставился на крохотные фигурки защитников города, которые тщетно пытались убежать от огненного вала. Пламя с гудящим рёвом двигалось прямо на Ирека. Он закричал от ужаса, резко дёрнулся и проснулся.
***
— Ты как там, что это с тобой, мягкий? У тебя пульсации участились.— Монотонный голос из динамика показался ему немного обеспокоенным.
— Это всего лишь сон, плохой сон.—Успокаивала его Сайла, — Я ещё могу с тобой пообщаться, но скоро наша лодка спустится в зазор между нижним поясом и атмосферой. Там безопасно и нам можно начинать работать.
— Сайла, а вам, махсам, снится всякое такое?
— Бывает, но редко. Например, если в долгую спячку надо залечь или во время наведённого медицинского сна. Иногда Великое Теневое радует своими откровениями. Это самый лучший вариант. Наше общее разумное никогда ничего просто так не сообщает, обязательно что-нибудь полезное или интересное. Но это, к сожалению, бывает очень редко, и не у всех. Да, мы почти на месте.
— Это хорошо. Надоело тут лежать.
— Досчитай до шестнадцати и можешь покидать капсулу. Маску не забудь надеть.
Ирек усмехнулся. Всё-таки, любой поймёт, что Сайла долго была нянькой.
***
Помощника звали непереводимым труднопроизносимым для нормального цинка именем. Да ещё, как у любого махса, это полное имя содержало последовательность чисел вместе с названиями звёзд и планет на их манер. Сам нечистый ногу сломит.
Если у Матери Кластера первая часть имени походила на женское "Сайла" у цинков, то с ассистентом произносить все эти щелчки и писки оказалось делом нереальным. И поисковик прозвал его Блестящим за необычную чёрную с глянцем окраску твёрдых, как каменное дерево, сегментов. Тот не обижался. По наблюдениям Ирека, махсы вообще редко нервничали по мелочам.
Блестящий уже уставился в свой экран большими чёрным глазами. Приветственно похлопав ассистента по спинным пластинам, Ирек устроился на адаптированное для цинков рабочее место и прильнул к своему визиру. Блестящий поделился новостью.
— Из сто сорокового научного кластера тебе благодарность передали, за помощь. Получился у них прибор, который кое-как повторяет твою способность. С ограничениями и не без погрешностей. Громоздкий, неудобный, а энергию пожирает как звездолёт. Но искать живых разумных с орбиты он позволяет.
— Вот-вот! Значит скоро и без меня обойдётесь. — Порадовался Ирек, — А пока работаем. С чего начинаем?
— Для начала, к нам химическая ракета летит, она почти сразу стартовала, как только мы вышли на низкую орбиту. На следующем витке она сблизится с нами и мы сможем её разглядеть как следует.
— Хорошо. Пока смотрю вниз. Кстати, а под нами какой-то летающий воздушный механизм. Большой такой.
— Видимо, грузовой. — Предположил Блестящий — Живые разумные в нём есть? Вдруг они этой громадиной управляют.
Ирек сосредоточился на образе существ на цветной картинке, которую в своё время повесил у себя в каюте, и которая врезалась в память. На ней взрослое разумное, в чём-то даже изящное, существо угощало красным растительным плодом детёныша. Существа этого вида не были похожи ни на кого из известных Иреку: ни на цинков, к которым принадлежал он, ни на кьютов, живущих теперь у далёкой звезды, ни даже на разумного членистонога, что ассистировал ему в данный момент. Образ получен с помощью наблюдательных механизмов. С помощью них же он изображён теперь на белом листе, отдалённо похожем на нормальную бумагу.
Ирек снова сосредоточился, теперь уже на летающей машине и вдруг скривился от знакомого неприятного ощущения. Слишком знакомого.
— Управляющие механики мертвы. — Проговорил он глухо, — Очень давно, больше года точно. Не знаю, что за дрянь их убила и почему их машина летает с ними сама.
— Автоматика. Скорее всего, системы дублируют действия пилотов. Вот они и летают сами по себе.
А далеко внизу, под крыльями аппарата, тянулись и тянулись руины разрушенных войной городов. Поисковик прикрыл глаза, чтобы не видеть всего этого. Слова ассистента из механического переводчика слегка встряхнули его.
— Вижу старт с поверхности. Малая ракета, летит к обнаруженной нами машине. Определил место старта, перевожу твою оптику на эту точку. Проверяй, есть ли там живые разумные, если есть — я отмечу на карте. А наши потом их заберут.
Ирек всмотрелся, сосредоточился, но на этот раз у него не было никаких ощущений.
— Живых нет! Никого.
Только облако пыли расползалось от запущенной ракеты, да стояли разбитые дома, в которых больше никому не жить... А вот от круглой ямы, расположенной далеко в стороне, у Ирека появились неясные смутные ощущения.
— Взрыв ракеты, машина продолжает полёт. — громко отрапортовал ассистент.
— Блестящий, а что это за большая яма, рядом с местом, откуда вылетела ракета? Там что-то подозрительное с восточной стороны от неё.
— Кратер от ядерного заряда. Наши предки такими зарядами кометы Потока отклоняли, пытались уберечь нашу Домашнюю. А тут их додумались подрывать прямо на своей планете... Перенавожу оптику, вот, посмотри сам.
— Есть, вижу! Живые! Много! Не могу сказать сколько, всё расплывается. Ориентир — большое круглое каменное строение.
— Скорее всего, под ним их большое укрытие. Я отметил его координаты. Смотри, навстречу обнаруженному тобой атмосфернику другой летит, меньшего размера.
Картинка в визире опять сместилась и по центру Ирек чётко увидел летящую машину. На этот раз она была с хищными обликом. Ему вспомнилась остроклювая птица грух с покинутой им Родины.
— Блестящий, она тоже летит без экипажа. Как будто самодействующая железка.
— Похоже, что систем жизнеобеспечения нет. Определённо, беспилотная система.
— А это что?— Воскликнул Ирек
Из-под крыла вырвалось что-то стремительное и унеслось за пределы обзора прибора.
— Ракетный старт. Но большой аппарат всё ещё в воздухе.
Наблюдатель всмотрелся в экран ассистента.
— Ракета не попала... — пояснил тот, — Смотри, курсы аппаратов пересекаются! Кажется, они сейчас столкнутся...
Масштаб на мониторе позволил Иреку разглядеть оба воздушных механизма. Но вместо столкновения произошёл короткий бой — он увидел череду вспышек у крыльев малой машины. И через короткое время, словно в ответ им, несколько вспышек на корпусе воздушного грузовоза. Крыло малой машины подломилось. Она, беспорядочно кувыркаясь и дымя, повалилась вниз, падая на развалины домов. “Почти как в моём кошмаре” — промелькнуло в голове у Ирека.
Поисковик отодвинулся от монитора и протёр глаза. Внутренне он содрогнулся от отвращения.
— Какая мерзость!
— Поэтому я и ушёл из поверхностных поисковиков после спуска на свою четвёртую планету. — поддержал Ирека Блестящий, — Тоже не смог к такому привыкнуть. Ну как так-то?
— Наших бы королей сюда, за шиворот и на прогулку по развалинам. Пусть посмотрят к чему они в итоге придут...
— Они не успеют этого оценить, помрут раньше. Поверхность заражена, я бы туда и в защите не сунулся... Ты потерпи немного. Скоро океан, там проверять смысла нет, можно будет отдохнуть.
Между тем, атмосферный аппарат выбросил груз и сменил курс.
— Вижу купол парашюта! — Почти выкрикнул Блестящий — Я сильно подозреваю, что это опять что-то смертоносное. Сайла, ты что-нибудь можешь с грузом сделать? Он мне сильно не нравится, много тяжёлых металлов.
— Нет смысла. — Донеслось из переговорного устройства таким же механическим голосом. — Даже если это ядерный заряд, то до обнаруженного укрытия он не достанет. Мягкий, не смотри в телескоп на взрыв, ослепнешь от вспышки!
Ирек увидел на экране Блестящего круглый объект на фоне высотного ландшафта местности. Ждать пришлось недолго, вдруг весь экран стал белым, а потом потемнел.
— Это восстанавливаются датчики. — пояснил ассистент. — Что тебе видно, Сайла?
— Термоядерное устройство. Энергия взрыва примерно три с половиной на шестнадцать в седьмой единиц. Надо было по атмосфернику излучателем Зигерта ударить. Впредь будем их обезвреживать. Вижу старт ещё одной орбитальной ракеты. — продолжила Сайла.
Грибовидное облако на месте взрыва поднялось на огромную высоту и стало различимым из космоса. Ирек смотрел за местностью, но до самого побережья океана ничего, кроме развалин разглядеть не удалось. Уже и мастеров давно нет, подумал цинк, а их механизмы воюют сами, до сих пор. Холодный ужас охватил его от осознания этой мысли.
— Ракета идёт на сближение! Ирек, проверь, есть ли там живые?
— Никого нет.
— Тогда береги глаза. Сайла, импульс.
Белый узкий луч прочертил темноту космоса и почти одновременно с ним, вдалеке сверкнула короткая голубоватая вспышка.
— Готов. Обезврежен. — облегчённо сообщила она — Это тоже ядерный заряд, но какой-то слабый. Мягкий, ты устал? Осилишь ещё четыре с половиной витка или прекращаем на сегодня?
— Нормально всё. Работаем дальше.
— Доклад службы наблюдения. — заскрипел переводчик Сайлы, — Вторая ракета вышла на опорную, полвитка до контакта!
Тут темп речи Сайлы ускорился и переводчик начал сбоить.
— Ракета сама взорвалась! Один из наших сканеров разрушен. Так, мягкий, если что-то ещё такое будет — забираешься в капсулу и уходим на высокую траекторию. Оттуда автоматами чистим тщательнее всю эту дрянь. Пока под нами хоть что-то летает — работать не будем.
Больше ракет не появлялось и корабль продолжил кружить в безвоздушной тьме, среди немигающих звёзд. Но на пятом витке по кораблю снизу опять ударили, на этот раз каким-то узким синим лучом. Сайла вовремя сориентировалась и успела погасить его лучом Зигерта. Механизмы безумных мастеров продолжали воевать.
Ирек сумел найти ещё два больших укрытия с выжившими разумными на соседнем континенте. Координаты этих укрытий также нанесли на глобус. Теперь тут будут работать другие специалисты и может быть получится спасти всех выживших и склеить осколки этой цивилизации. Был бы с этого хоть какой-нибудь толк, подумал Ирек.
***
— Ну вот и твоя родная планета. Не передумал возвращаться? Ты слишком долго прожил у нас, мягкий. Там у вас будет опасно.
— Так надо, Сайла. Не хочу, чтоб с нами вышло, как на той планете с одичавшими машинами. Как там Блестящий? Надеюсь, он не сильно переживает.
— Нет. Теперь — нет. Расскажешь, о чём ты говорил с Великой Матерью?
— Не могу. Пока рано. Это её просьба. Но скажу лишь, что она поддержала одну мою идею, весьма полезную для вас.
— Мы тебе сумку собрали со всем необходимым. Сверху в сумке карты местности, одна из них общая. Капсула самоуничтожится и превратится в порошок через двадцать ваших суток после посадки. Место необжитое, встроишься в сообщество легко. В окрестностях бывшего кьютского леса есть вход в укрытие. В общем, там строительный комплекс вырыл нормальное жилище, со всем необходимым. Универсальные машины есть, на самый крайний случай. Если станет совсем плохо — двигай туда. Там безопасно.
— На месте того леса запретная пустошь, теперь место так у нас называется. Вряд ли мне это укрытие пригодится, мы ведь не живём в подземельях, но спасибо. За то, что не дали сдохнуть в пустошах, за новые знания. И за всё остальное.
Ирек подплыл к Сайле и обнял, похлопав руками в перчатках по её матово-синим твёрдым сегментам. Потом взял висящую в воздухе сумку, забросил в люк, залез сам, запер его со своей стороны. Поднял забрало шлема, воздух теперь такой же, как на его родной планете. Тщательно закрепившись ремнями на посадочном кресле, он стал ждать импульса ускорения.
***
Оба махса смотрели сквозь прозрачную стену на отходящую посадочную капсулу. Та постепенно уменьшалась на фоне родной планеты цинков.
— Узнала о чём автоном говорил с Великой Матерью?
— Нет. Не сказал. В чём-то они всё-таки похожи на нас, такие же упорные.
— И почему она его вообще пригласила в свой кластер — тоже не сказал?
— Нет. — Сайла свернулась в синий клубок, направив все контактные шипики на Хниза.
Блестящий махс ощутил её грусть и послал сигналы ободрения и поддержки. Удаляющаяся капсула превратилась в почти не различимую точку на фоне светло-голубой планеты.
— Это из-за него ты свой внешний скелет перекрасила?
— Да, как напоминание.
— У него в капсуле есть ближняя связь на радиоволнах. Сказать ему про защитно-спасательный имплант в его теле?
— Нет, конечно! Зачем? Не поймёт, будут проблемы с контактом. Пусть думает, что действует в отрыве от нас, может быть, будет осторожнее. Если его попытаются убить — он всё узнает сам. Это не очень соответствует укладу сообщества, но лучше извиниться перед спасённым участником, чем рисковать его жизнью.
Позади металлической сферы, висящей в безвоздушной черноте, зажглись несколько реактивных факелов. Корабль стал быстро набирать скорость, улетая всё дальше от голубой планеты. И только оставленная махсами аппаратура отслеживала активность местных разумных существ. Вернутся ли они сюда снова?
.