Читать онлайн
"Король и шут"
В обычном солнечном королевстве, в обычном синем замке правил обычный молодой король.
Вокруг суетились слуги, расставляя длинные столы, расстилая бархатные ковры и развешивая разноцветные флажки между высокими колоннами тронного зала; кто-то таскал горы серебряной посуды, кто-то начищал до блеска рыцарские латы и золотые рамы портретов. В бальном зале оркестр репетировал номера для знаменательного вечера, а из-за широких кухонных дверей тянуло букетом ароматных блюд.
У всех в замке было приподнятое, предпраздничное настроение, но лишь один король не разделял всеобщей радости.
Он бегал по залам, чтобы раздать указания и помочь советом, а под ногами копошилась писари, что просили рассмотреть какие-то бумажки. Король метался словно кот, ошпаренный, богатая корона подпрыгивала на его голове, а красный плащ развевался за спиной, хлестая по лицу самого мелкого из писарей.
-Милорд, какие занавески лучше повесить? – подскочила худенькая женщина с двумя толстыми рулонами ткани, красные или синие? – Но тут же возникла ее близняшка с еще двумя рулонами. А есть еще желтые и зеленые.
-Велика ли разница? – удивился король – Возьмите, что по вкусу.
Но-но, вперед вышел высокий и тонкий писарь. Его густые брови и крючковатый нос создавали образ мудрого филина. Это важный вопрос милорд. Красный – цвет власти и силы короны.
-Синий – это символ мудрости и милосердия, прохрипел писарь чуть поменьше, чье морщинистое лицо напоминало морду шарпея.
-А желтый – богатство и процветание страны! – затараторил последний писарь, у которого было круглое хомячье тельце и большие, из-за очков, глаза.
-И что значит зеленый? – спросил король.
-Просто красивый, - ответили служанки.
-Давайте его, - король махнул рукой и растолкал всех придворных. – Меня не беспокоить, я буду у себя.
-Но милорд, мы так и не обсудили количество свечей на вечер, - поспешил следом высокий писарь.
-А как на счет цветов? Мы не выбрали цветы, – задыхаясь, догонял средний писарь.
-И наряд! Вам нужно встретиться с придворными портными! – не поспевал последний.
Но король молча взбежал по мраморным ступеням, через длинный коридор и прошмыгнул в свои покои. Он поставил корону на стол, подойдя к распахнутому окну.
За высокими воротами замка маленький город также готовился к празднику. Люди развешивали разноцветные флажки на домах, пекари раздавали сладкий хлеб, а барды разносили веселые трели по узким улочкам.
Король тяжко вздохнул и присел на подоконник.
-Чего грустим, младший король?
Монарх чуть не полетел вниз от шока. Испугал его придворный шут, весь в разноцветных тканях и бубенцах на голове, ногах и шее.
-Как ты попал сюда? – держась за сердце, спросил король.
-На цыпочках, - шут сгорбился и пошел как цапля, звеня, как куча воробьев. – Не хотите яблочка? – Перед собой руками он взмахнул, и прям из воздуха возник красивый сочный фрукт.
-Не помешает, думаю, он надкусил плод, и на зубах все заскрипело. – Тьфу! Это воск?
-Ой! Не то! – всплеснул руками шут. В ладонях вдруг возникло новое яблоко. – Пожалуйста, возьмите.
-Ловко ты, - хмыкнул король и положил подарок рядом.
-Я вас обидел? Или прогневал? Могу я предложить мне голову отсечь? – шут взмахнул рукой у шеи, скривив гримасу “трупа”.
-Нет-нет-нет, дело не в тебе, нахмурился король и глянул вновь на город. – Скажи мне, старый друг, ты когда-нибудь хотел изменить свою жизнь, хотя-бы на денек другой?
-Признаться честно, никогда! – тепло улыбнулся добрый шут. – Я наделен судьбою смешить и насмехаться. Живу хоть не богато, но бедность не грозит. А самое смешное – я самый близкий к королю придворный!
-И то верно, согласился король. – Жаль моя жизнь не такая. Я волен делать все, что в голову взбредет, но вместе с этим скован кодексом. Я пленник золотых цепей.
Король бросил беглый взгляд на пару яблок и в думу погрузился, а вскоре загорелась в нем идея.
-Мой старый друг, а сможешь мне устроить представление?
Шут захохотал:
-Не просите того, о чем пожалеете, милорд!
***
Долгожданный вечер.
Ворота замка распахнулись, впуская знатных гостей. Во дворе столпились богато украшенные кареты, конюхи уводили породистых лошадей в королевские конюшни, пока прислуга в маскарадных масках провожала приезжих особ в таких же масках. Их встречал роскошный бальный зал, по краям которого стояли банкетные столы с разнообразными яствами, а над всем этим возвышался гигантский канделябр. Оркестр на помосте играл полонезе под четким руководством дирижера, дворецкие в строгих костюмах выносили на стол все новые блюда и ходили с напитками между гостей.
Но тут зазвучали торжественные фанфары. Радостная толпа сразу же притихла и обратила взгляд свой вверх. На балконе появился молодой король, в белых одеяниях и маске грозного льва. Он поднял руку, приветствуя гостей:
Я всем вам рад, друзья моей семьи! Спасибо, что пришли на этот вечер, чтоб вместе встретить сотню лет, с тех пор как замок был построен! Давай те же запомним этот день, отпраздновав его как никогда!
Под аплодисменты слуг и знати оркестр зазвучал на новый лад, то вальс играл. И закружился бархат на подолах, и застучали каблуки о темный мрамор. Кто пол топтал до боли в ступнях, кто стол банкетный окружил.
Никто и не обращал внимания на человека в красных ярких тряпках и маске обезьяны. Шут робко петлял меж гостей, ища себе занятие. Знакомый дальний граф ему попался, хоть и прятался тот под маской попугая. С неловким смехом шут схватил за ноздри зверя:
-Ха, я твой нос украл, и потянул слегка он маску на себя. Желтый клюв из влажных рук сбежал, звучно прилетев обратно к графу.
-Ты что творишь, болван?! – воскликнул гость и взялся за лицо.
-Простите! – шут скрылся в тот же миг, пока не врезался в барона с круглым пузом.
-О! Шут! Развесели меня, сейчас же! – захрюкал тот. Шут слегка опешил и закрутил глазами, схватив с тарелки пару кексов. Он жонглировать пытался, но очень не умело. Хихикали барон с друзьями, как вдруг бисквиты улетели вон в танцующих людей. По залу понеслись все “охи-ахи”, а гневный господин с помадкой в волосах вопил как резаный кабан:
-Кто это сделал!? Кто испортил мой парик!? – увидел он тогда барона, что трясся как желе от хохота лихого. Схватил господин за хвост леща большого и хлопнул им по морде пузатого барона.
Тот пошатнулся, повалился на пол, чуть не раздавил людей гигантскими чреслами! Его друзья набросились на стол, над головами полетели фрукты, выпечка, жаркое!
А шут, что так дрожал перед людьми, почувствовал в себе новых сил прилив. Метался шут едой, щипнул за нос сухого скрягу, стянул штаны с советника худого, у светской дамы сбил парик высокий, торт из трех верхов надел на писаря поменьше. В общем, с ума сошел немного. И насолить на празднике успел он каждому, да так умело, что вскоре весь народ желал срубить ему башку. А он петлял, скакал, крутился! Смеялся как гиена!
Однако прыти не хватило. Скрутила гневная толпа счастливого шута, и знатный господин, сверкая саблей и красными глазами, готов был голову оттяпать, без следствий и суда. Но в самый поздний миг возник король:
-Довольно! Отпустите моего шута!
-Но милорд… взмолили потрепанные писари, он учудил полнейший кавардак, расстроил всех гостей и испортил нам банкет!
Король распихал людей локтями и поднял под руку шута.
-Он лишь приказ мой исполнял: “хочу запомнить этот праздник, хочу, чтоб было весело”. И вы запомните сей вечер, что разнесли мне бальный зал, еду мою бросали на пол. Вели себя как дети! Но так и быть прощу, сегодня же праздник, так?
Притихла знатная толпа, глядя себе по ноги, пока король и шут взбирались по ступеням. Ввалились смельчаки в покои короля, захлопнув за собою двери.
Тот вечер был обманом для знати и прислуги.
Король и шут, им власть дана толпою управлять. И ни одна душа на целом свете не отличит их друг от друга.
.