Читать онлайн
"Дым сирени"
В конце апреля за окном рассыпался снегопад. Потом начинало зажигать энергию своих красок лето. Во время частых гроз смеркалось, мерцало и не по времени темнело. Осенью все седеет... А он уже давно.
***
Виталий уже некоторое время коротал дни в доме престарелых. В прошлом работал где то далеко - снабженцем и бухгалтером. И не только. Карьера столь же далеко по расстоянию, сколь сейчас уже по времени.
А потом вернулся в село с таким странным, но милым сердцу названием. Однако, селение превратилось почти в погост - стало заброшенным, опустелым. Или как здесь говорят в конубри. А посреди холодной зимы - трещало под -30 градусов, топить печь стало неловко. Детей у него не было. С супругой расстался почти полвека назад. Скоро будет "золотой развод", но его же вообще не отмечают... Симпатии, любовь идёт на разные расстояния, его прошла быстрее молодости.
***
Поэтому он здесь. Сейчас, вспоминает прошлое время, как счастливое. Оно, собственно, таким и являлось. И конечно, помогают возвращаться мысленно фотоснимки - обереги от депрессии, хранящиеся в тумбочке. Хотя конечно, оглядываясь издалека, лучше кое что по другому.
Всегда кажется - можно счастливее, важнее, нечто значительное оставить после... Но прошлое не подлежит редактированию.
Поэтому оно прекрасно само по себе.
За спиной ковер на стене. За стеной подкашливают. Впереди сосед. Которому по ночам нередко или снится, или кажется поездка по железной дороге. Кстати в их поселке с ней и правда странность - полустанок находится в нескольких километрах, на другом конце поселка. А звук то слышен, то нет. Дела... В одной статье писали - на распространение шумов влияет и температура воздуха и атмосферное давление. Может поэтому?
Шорох.
- Ой, ошиблась этажом, на первом здесь хозблок, парадокс какой - обозналась сотрудница.
- Парадокс в том - ошибайтесь чаще, но только не по другим вопросам.
Усмехнувшись, Виталий не торопясь поправил любимую, в клеточку, рубашку и выпил несколько лекарств.
В коридоре афиша - позапрошлой зимой приезжали волонтеры, с зефиром, гитарой. С настроением и все такое.
Есть и новая, учерась не было, у неё стоит Клавдия Петровна.
Оказывается сегодня вечером приедет ансамбль "Боярушка".
- Любишь фольклор? - спросил он Клаву.
- Возможно, а ты хип-хоп?
- А что это такое? - лукаво улыбнулся одним краем губ Виталий.
Ему удалось сохранить чуточку счастья, а может и гораздо больше. Но некоторым постояльцам маршрут, дорога и тяготы судьбы оказались тяжеловаты, а жизнь иногда сложна. Да ещё и недуги.
***
Несколько кругов пешком по двору. От привычке и для здоровья. Весь мир вокруг переехал на "планету" осень. Все чаще серая пелена, сквозь которую тщетны свидания с солнцем, все чаще объятия зябкости.
Серый микроавтобус "буханка" привез из областного центра буханки черного, апельсины и всякое по хозяйству.
***
Вернувшись в комнату отдыха, он познакомился с номером районной газеты. На кресле напротив снова покачивается Клавдия Петровна. У неё часто "скачет" давление. А когда получше вяжет и рукодельничает.
По ТВ юридическая передача кто-то смотрит, а он, будто засыпая, только пляску теней экрана на розовом потолке.
Обычно здесь такой утренний клуб - сама собой находилась новая тема для беседы. Каждый день новая.
- Ночью скрипели двери, шаги по коридору, думала Агафья вышла, как обычно, попить воды, но никого же!
- А ещё сам собой включился телевизор, - Клавдия сощурившись заметила, - обычно такое случается когда кто-то из постояльцев...
В одном разговоре появилось сразу три загадки-тайны.
- Народ, старость не повод уходить в отказ от оптимизма!
***
За открывающейся дверью скрипы, а за ней - никого!
- Мой вердикт: полтэргэйст , - прошептала Клавдия.
Но, в комнату, даже немного разочаровав в загадочных чувствах, зашла заведующая Шоринцева. За ней на стене стерео картинка-агамограф. С каждого угла пальмы становятся другими-косыми.
Шоринцева тоже, кажется появляется каждый раз с разным выражением, сейчас например озадаченный. Во всяком случае, так воспринимал Виталий Сергеич. Который на неё нередко заглядывался, но виду не подавал и себе не признавался.
Не успела она войти, нарисовался один из постояльцев.
- Схожу-ка за грибами!
- Хорошо, напишите бумагу, что сами отвечаете за свою жизнь.
- Опять компьютер завис...- выразилась
Шоринцева, словно общаясь исключительно с собой
Вздремнувший Виталий сразу оживился.
- Попробуйте Ctrl плюс Shift и за компанию Esc.
- Увы.
- Вот ещё совет от старика: нажмите на кнопку Alt, которая по немецки переводится как старик и ещё...
- Уже!
- Тогда нужен "доктор". Для техники.
Виталий сравнительно бодрый, энергичный, поэтому ему нередко давали поручения. Сам напросился.
Например Зине Миловановой, у которой уже много лет плохо ходят ноги, покупает молоко. Заведующая иногда просила унести бумаги в центр социального обслуживания. А заодно покупал себе перец и другие пряности, чтобы будни даже не думали стать пресными. Но, сегодня ничего не нашлось.
Через пару часиков - рандеву с дежурным стаканом кефира в столовой. Вокруг никого, только пустые стулья, и одинокие пачки кетчупа, струятся сумерки из края штор. Апокалиптическая картинка, куда подевались? Снова карантин?
Мимо прошла полная повар.
- Все же на концерте! Кроме вас!
- Теперь... не кроме!
Вот и женщина в красном платье и с бусами можно сказать с большой буквы, потому что ещё более полная, повернулась. И разразилась частушкой.
{Чернобровенький ты мой,
Ты не стой передо мной.
Разгорится моё сердце —
Не зальёшь его водой!}
- Я тогда лучше посижу, - сделал вид, что смутился Виталий.
Сел рядом с дамой Еленой, особа все мечтала приобрести свою квартиру и уехать. Это почему-то придавало ей значимости, престижа.
Поздно вечером Сергеич шел по коридору, а сквозняк с чердака шевелил двери. Те не оставаясь в равнодушной стороне, скрипели. Включился телевизор, удивительно! Но в углу экрана значок - похоже таймер включения. Видимо один из постояльцев настроил его, а потом перестал приходить на просмотр.
Таким образом удалось разгадать тайну скрипов и загадку телека. Но ночных шагов нет. Все же неплохо - получается два-один в пользу Виталия...
***
Прошлое практически осмыслено, настоящее можно понять, а вот только будущее неизвестно, сколько бы грядущего не осталось впереди. И поэтому жить интересно. Ещё и потому, что весной за окном стелятся светлым и розовым дымом антоновские яблони, сирень. А летом включается небосвод полный звезд.
.