Читать онлайн
"Сказ о сером человеке"
Пальцы коснулись серой обложки с нарисованной на ней девочкой несущей фонарь, открывая книгу. Таинственный шорох страниц как бы задавался вопросом: Что же ждет героиню в этой истории? И ответ был очевиден: Только прочитав ты узнаешь об этом.
___________________
В одной деревне жила девочка, у которой была лучшая подруга. Они вместе играли, ходили в школу и весело проводили время. Девочке казалось, что они никогда не расстанутся и будут всегда вместе. Но вскоре отец её подруги получил хорошую работу в соседнем небольшом городке, который был совсем рядом с деревней и семья подруги переехала.
— Не грусти, — сказала ей подруга, — мы все равно будем друзьями и будем играть вместе, когда будем встречаться.
Так и случилось. Подруги уже реже встречались, но они по-прежнему весело проводили время. Они бегали по очереди друг к другу в гости на выходные.
Однажды подруга пригласила девочку к себе на день рожденья. Та несказанно обрадовалась, надела своё самое нарядное платье желтого цвета. Мама завязала ей оранжевую ленту в каштановых волосах. Она очень шла к поясу и башмачкам такого же цвета.
На празднике было много гостей, подарков, сладостей, веселой музыки и танцев, интересных игр. Девочка поздно заметила, что солнце стало клониться к закату и заторопилась домой.
— Было весело. Приходи еще, — сказала ей подруга, подавая фонарь.
— Обязательно,- пообещала девочка и побежала по знакомой дороге.
Она шла мимо поля. Но стало быстро темнеть и девочка решила сократить дорогу через лес. Она знала эту тропинку, поэтому совершенно не боялась идти по лесу. Горел фонарь и она быстро шагала по дорожке, не заметив, что та постепенно превратилась в нехоженую тропу, заросшую невысокой травой.
Девочка долго шла по тропе и поняла, что заблудилась. Солнце уже почти скрылось за горизонт. Скоро совсем стемнеет. Фонарь, что она держала тоже скоро погаснет и станет темно и страшно. Её пугал каждый шорох листвы и каждый крик ночной птицы. Она села на пенек, чтобы немного отдохнуть. И вдруг вдали увидела слабо маячащий огонёк. Немного отдохнув, она встала и пошла по нехоженой тропинке, туда где горел свет.
Вскоре она вышла к небольшому домику. Фонарь к тому времени давно погас. Девочка протянула руку к слегка покосившейся двери, чтобы постучать, но она скрипнув открылась так как была не заперта. Незваная гостья осторожно вошла внутрь.
— Простите. Я заблудилась, разрешите мне дождаться здесь утра, — тихо попросила она.
Дом был очень странный. В нем не было шкафов и диванов. Только стол и два стула рядом. За столом сидел человек или кто-то на него похожий. По крайней мере девочке так показалось. На столе стоял горящий фонарь, такой же как у неё и лежала белая плоская маска.
— Проходи, я давно жду тебя, — тихо, печальным голосом, сказал человек.
Девочка в нерешительности стояла у двери, но потом прошла вглубь дома и села на стул напротив человека. Только тут при свете фонаря она смогла его разглядеть. У него была серая кожа, тёмно-серые глаза без зрачков. Черные прямые волосы были настолько длинные, что казалось они растекались по полу чёрными струями. Одет он был в черный длинный балахон с огромным глубоким капюшоном, который был откинут, из рукавов которого выглядывали тонкие длинные серые пальцы намного длиннее, чем она когда либо видела. Это удивило её, но она было воспитанной девочкой и ничем не выказала своё недоумение.
— Ты боишься меня? — спросил человек, поглядев на неё.
— Нет, ты же не сделал мне ничего плохого, — смело ответила девочка.
— Людям свойственно бояться того, чего они не понимают, — с грустью произнес серый человек.
— Но ты не кажешься мне страшным, скорее необычным, — ответила девочка.
Серый человек, именно так она его назвала, улыбнулся в ответ. Она не увидела это в полумраке, который царил вокруг, скорее почувствовала.
— Ты сказал, что давно ждёшь меня, разве тебе не одиноко было всё это время здесь одному? — спросила девочка, желая поддержать беседу.
— Люди думают, что есть два вида одиночества: когда тебе никто не нужен и когда ты никому не нужен. Некоторые мечтают о нем, решив что люди ему только досаждают, как назойливые мухи. Некоторые гордятся им, решив, что они ни в ком не нуждаются и ни от кого не зависят. И только когда остаёшься действительно один. Когда не слышишь человеческой речи, пусть даже издали, не видишь людей вокруг, когда пустоты вокруг становится слишком много и начинаешь забывать как звучит собственный голос из-за того, что не с кем поговорить, понимаешь смысл истинного одиночества. Но я не был один. Со мной было моё ожидание. Я часто представлял себе как ты будешь выглядеть. Какого цвета будут твои глаза и волосы, какого ты будешь роста и в какую одежду будешь одета. Так что если мне и было одиноко, то за этим занятием это было не очень заметно, — ответил человек, всё так же улыбаясь сквозь пряди длинных волос, которые закрывали его лицо.
— Зачем ты ждал меня? — поинтересовалась девочка.
— Чтобы ты рассказала мне историю, — ответил человек, взглянув на неё.
— Какую? — спросила девочка.
— Какую посчитаешь интересной. Неважно выдуманная она или нет. Для меня нет прошлого и будущего. Есть только сейчас, — ответил серый человек.
Девочка рассказала про то, как она ходила в лес за земляникой и видела белок, которых кормила печеньем, взятым с собой; как спасла тонущего в глубокой луже щенка. Затем рассказала сказку о принце с волшебными волосами заточенном в высокой башне злой колдуньей; о девушке которая нашла волшебное огниво; о деревенском работящем парне, его за что-то невзлюбил злой отчим, и у которого было два родных сына-бездельника; о капризной злой принцессе, которую фея превратила жуткую уродину; о спящем принце отравленном злой мачехой, сон которого охраняли семь лесных фей...и ещё много сказок которые знала и очень любила. Ночь уже давно вступила в свои права. Но за окном не было слышно ни ухания охотящихся сов, ни стрекота сверчков. Не доносился из открытого окна и запах ночных цветов. Вокруг царил все тот же полумрак и мрачная пугающая тишина.
Серый человек не перебивал её, он с интересом слушал.
— Ты мне нравишься. Останься со мной, — ласково сказал он, когда девочка закончила рассказ.
— Я не могу. Мои родители будут искать меня, — возразила девочка.
— Если ты останешься здесь, они и не вспомнят о тебе, — ответил серый человек.
Девочка почувствовала прикосновение длинных холодных серых пальцев к своей руке.
— Я у них одна, они не могут обо мне забыть, — со страхом сказала девочка, как-будто это и впрямь могло произойти.
— Если ты останешься. Ты перестаешь существовать для внешнего мира. Все воспоминания о тебе сотрутся из памяти тех, кто тебя знал, — ответил серый человек.
Девочка с опаской посмотрела в его тёмные серые глаза и заметила, что пол в домике превратился в темную воду. Холодок леденящего душу страха пробежал по ее спине. Она хотела встать и уйти, но не могла даже пошевелиться. Длинные волосы серого человека тонули в этой темной воде, но он совсем этого не замечал.
— Если я захочу есть, я умру от голода, ведь здесь ничего нет, — дрогнувшим от ужаса голосом, продолжала девочка.
— Если ты останешься здесь, ты не будешь чувствовать голода, — ответил серый человек, глядя на неё пустыми серыми глазами.
Девочка посмотрела на серого человека. Стол и стулья, на которых они сидели, начали медленно погружаться в темную воду. Единственным звуком в этой пустой тёмной комнате был стук её испуганного сердца. А серый человек сидел напротив и ласково смотрел на неё.
— Если я останусь, то я вырасту и мне понадобится новая одежда, которой здесь нет, — еле сдерживая слёзы, прошептала она.
— Если ты останешься здесь, то никогда не вырастешь и одежда тебе не понадобится, — ответил серый человек, ласково улыбаясь.
Они погрузились в темную воду по грудь.
Девочка посмотрела на серого человека. Он приветливо улыбался но его пустые серые глаза были неизменны. Он был спокоен как-будто ничего страшного вокруг не происходит.
«Он что не замечает, что мы тонем?! Он не видит тёмную воду!» — подумала она и от этого стало ещё страшнее.
— Если я останусь, я умру? — спросила наконец девочка. Она боялась гнетущей тишины вокруг.
— Здесь нет ни дня, ни ночи; ни горя, ни радости; ни жизни, ни смерти. Здесь ничего нет...только пустота и ты станешь её частью, — по-прежнему улыбаясь, ответил серый человек, как-будто ждал этого мгновения целую вечность, как избавления от этой пустоты. И в следующее мгновение темная вода поглотила и её, и серого человека, и стол со стульями, и фонарь на столе, и белую плоскую маску с длинными вертикальными прорезями.
Как только на горизонте забрезжил рассвет и новый день вступил в свои права, из темной воды медленно показался стол со стульями и горящим фонарём. На столе все так же лежала белая маска. Только серого человека за ним уже не было. За ним сидела только девочка. Её кожа была серая, глаза — чёрными, распущенные волосы — пепельными, платье ее было темно-серым. Она взяла со стола горящий фонарь, надела белую плоскую маску и пошла к выходу. Как только девочка вышла из дома, ее кожа стала розовой, глаза — голубыми, волосы — каштановыми, платье — желтым, лента в волосах — оранжевой так же как пояс и башмачки. Маска исчезла с лица, как-будто растворилась. Девочка торопливым шагом пошла прочь по нехоженой тропинке подальше от маленького покосившегося домика и совершенно не помнила, что видела когда-либо серого человека.
КОНЕЦ