Выберите полку

Читать онлайн
"Борьба с допингом: современная инквизиция. Том 1"

Автор: Олег Шамонаев
Вступление. Привет из Средневековья

Примерно пять или шесть столетий назад по кривым каменным улочкам западноевропейских городов гнали толпы потерянных людей с петлями на шеях и зелёными свечами в руках. С окрестных балконов на несчастных лились помои и отборная ругань. Но самое страшное ждало этих людей впереди – на площади для всклокоченных ведьм и наряженных в позорные накидки еретиков был приготовлен священный костёр.

Под жадными взорами публики приговорённым затыкали рты кляпами, привязывали к столбам и поджигали. При этом зрители всячески подбадривали палачей, подкладывая в огонь новые дрова и хворост. Обычно пламя поглощало преступников полностью. Но если от тел оставалось хоть что-нибудь, инквизиторы рубили обугленные трупы топорами и жгли до золы, которую затем рассеивали над рекой.

Понимали ли организаторы этого действа, что поступают, мягко говоря, нехорошо? Что расправы с колдунами и вероотступниками через века будут восприниматься потомками как дикость и произвол? Однозначно – нет. Борцы за чистоту веры считались героями своего времени. И в их действиях усматривались большие резоны, учитывая цементирующую роль религии в тогдашней общественной и государственной жизни.

Другой вопрос, что большие задачи решались ценой жизни невинных людей. И в этом плане церковная инквизиция, безусловно, является одним из ярких проявлений массовых преследований - репрессий. Подобная человеконенавистническая стратегия многократно всплывала в мировой истории. Но кто бы мог подумать, что она расцветет пышным цветом и в начале нашего века? Причём в сфере большого спорта, сформировавшейся на светлых гуманитарных идеалах.

В основе стереотипов часто лежит не только слепое следование догмам, но неумение осмыслить новое. Увы, это произошло и в отношение публики к допингу. Большинство обывателей сейчас воспринимает его как некую опорную точку заговора тёмных сил с целью присвоения спортивных побед мошенническими методами. В частности, посредством волшебных препаратов, резко повышающих силу и выносливость, но постепенно убивающих злодеев, которые их используют.

Своя сермяга в этих умозаключениях есть. Выводы сделаны не только на основе сказок и прочего фольклора. Однако, как мне кажется, важно отделить зёрна от плевел. Ведь спорт – это не какая-то инопланетная реальность. И опыт применения стимулирующих природных и синтетических (искусственно созданных) препаратов в других сферах однозначно говорит о том, что демонизировать их глупо. Во всяком случае те, которые не являются смертельными ядами и запрещёнными наркотиками.

Выступление на соревнованиях теоретически может облегчить огромное количество химических соединений. Никотин, хинин, стрихнин, глюкоза, протеин, транквилизаторы, солевые растворы… По большому счету сюда вообще надо включать всё, что оказывает влияние на наше тело – пища, питьё, вдыхаемый воздух, солнечные лучи, манипуляции с телом и кровью, тактильные контакты… Даже секс способен улучшить конкурентоспособность атлета – на эту тему имеется несколько научных работ…

Всё перечисленное в той или иной степени можно считать допингом. Ведь речь не только о поддержании базовых функций организма, но о дополнительных эффектах. При должном отборе эти последствия могут положительно влиять на спортивные результаты – как в краткосрочной, так и в длительной перспективе.

Часть веществ и методов воздействия на организм в спорте объявлены мошенническими. Но спокойно применяются в медицине, косметологии и нутрициологии (в том числе на уровне БАДов и витаминов), широко используются сотрудниками вооруженных сил и спецслужб, а также в отрядах космонавтов, в цирковых коллективах и балетных труппах. То есть в разумных дозах не несут прямой угрозы жизни и здоровью человека. Больше того, помогают ему в разных жизненных ситуациях и в большинстве случаев абсолютно легальны.

Да, в разных сферах есть своя специфика. Например, к управлению транспортными средствами не допускаются люди даже с незначительным алкогольными и наркотическим опьянением. И за нарушение этих правил виновных ждёт лишение прав, а рецидивистов в некоторых странах – даже тюрьма. На автозаправочных станциях запрещено курить, во время досмотров в аэропортах ради общей безопасности нарушается приватность пассажиров. Но при тщательном рассмотрении эти практики совершенно не соотносятся с тем, что происходит с допингом в спорте в последние десятилетия.

Нагнетать ситуацию вокруг стимулирующих препаратов на соревнованиях ещё в 1924 году начал французский журналист Альбер Лондр, рассказавший в серии репортажей о велогонке «Тур де Франс» как спортсмены спасаются от нечеловеческих нагрузок при помощи кокаина, хлороформа и непонятных таблеток. Но Международный олимпийский комитет озаботился этой проблемой только в шестидесятых после нескольких резонансных смертей прямо во время стартов.

В 1960 году в ходе велогонки на Олимпиаде в Риме якобы в результате передозировки амфетамина умер 23-летний датчанин Кнуд Йенсен. А через семь лет на одном из этапов «Тур де Франс» также на фоне употребления наркотиков и алкоголя скончался на трассе звёздный британец Том Симпсон. Всё это создавало дурной пиар для спортивных функционеров и подтолкнуло к официальному запрету допинга, к которому поначалу в основном были отнесены стимуляторы центральной нервной системы и этанол.

Поначалу тестирование во многом носило формальный характер, а наказания оставались символическими. Но в семидесятых с распространением в спорте стероидов проблема вышла на иной уровень. Благодаря культуризму и бодибилдингу мир увидел, как при помощи препаратов и физических нагрузок могут создаваться сверхчеловеческие тела. И это стало шоком, ведь одно дело – показывать невероятные результаты на стадионах, а другое превращаться из-за этого в монстров, этаких чудовищ Франкенштейна.

Особенно резонансными получились страшилки в женском спорте. Так в конце семидесятых возникла байка о сборной ГДР по плаванию, где все девушки на фоне применения тестостероновых препаратов начинали говорить низкими мужскими голосами. А чемпионка Европы по толканию ядра Хайди Кригер из-за стероидов (как полагала публика) вообще «превратилась в мужчину» физически и ментально – после завершения спортивной карьеры сделала операцию по смене пола и стала Андресом Кригером.

Сыграли роль и «исследования» в СМИ, показывающие при помощи фото разных лет как у фигуры атлеток постепенно становятся такими мощными и мускулистыми, что практически не отличаются от мужских. Даже черты лица у стероидных девушек со временем делались более суровыми. Сексуальная толерантность в те годы на Западе ещё не вошла в моду. Так что ужас обывателей от результатов применения допинга оказался необыкновенно силён. И нынешние фобии родом именно оттуда – из восьмидесятых и девяностых годов прошлого века.

Параллельно стало понятно, что организаторам соревнований не надо страшиться допинговых скандалов. Наоборот – они кратно увеличивают рейтинг, выводя интерес к событию из камерного круга болельщиков чуть ли не на политический уровень. Ярким подтверждением этому стала история спринтера Бена Джонсона на Олимпиаде-1988. После того как СМИ обвинили этого допингёра в мошенничестве, власти Канады всерьёз рассматривали вопрос о лишении его гражданства и высылке на историческую родину на Ямайку.

Разумеется, никто из спортивных чиновников никогда не признает пиар-эффекта от допинговых разборок. Официально инциденты с запрещёнкой до сих пор называются прискорбными событиями. Но умным людям в начале девяностых стало понятно, что борьба за чистый спорт имеет большой потенциал сама по себе, как процесс. Подобно священной инквизиции в средневековье. Ведь хранители веры сжигали людей на кострах не из садистских побуждений, а ради демонстрации собственной значимости, истового служения Господу.

Таким образом сошлись сразу три вектора – декларируемая борьба за здоровье атлетов, фобии по поводу монструозных изменений в человеческом организме под воздействием «химии» и политический фактор (недекларируемое понимание пиар-потенциала допинговых скандалов и кампаний за чистый спорт). Эти обстоятельства и возвысили проблему препаратов над всеми остальными негативными явлениями современного спорта.

На самом деле, положа руку на сердце, в спортивном мире есть тенденции намного опаснее. Например, читерство – использование обманных методов для получения преимущества перед соперником. В шахматах и других интеллектуальных видах спорта это подсказки компьютерных программ. В велоспорте – скрытые моторчики, в беговых марафонах – устройства, позволяющие обмануть трекеры и срезать дистанцию. Таких ухищрений множество, и многие из них, в отличие от допинга, дают гарантированный соревновательный эффект.

Также широкое распространение имеют так называемые «договорняки», лишающие спорт главного преимущества перед всеми направлениями шоу – непредсказуемости. Попытки достичь заранее определенного результата путём сговора с соперниками или судьями, а также их подкупа… Бизнес на теневых ставках, когда спортсмен пытается заработать на собственном поражении или на других действиях… Со всем этим, конечно, борются, в том числе правоохранительные органы. Однако единой международной организации, как в антидопинге, здесь нет и не предвидится.

И, наконец, самые отвратительные моменты, действительно калечащие людей и ломающие их судьбы. Они связаны с насилием - физическим и эмоциональным - тренеров и персонала в отношении атлетов с использованием служебного положения. А также с травлей внутри спортивных коллективов. В некоторых странах для расследования подобных скандалов созданы отдельные организации. Например, центр SafeSport в США, который постоянно жалуется на недостаточное финансирование. Однако очевидно, что масштаб проблемы и её последствия несопоставимы с реакцией спортивных и гражданских властей.

Грубо говоря: обманные технологии приносят мошенникам миллионные призовые, толпы негодяев водят за нос болельщиков и букмекеров, несовершеннолетних насилуют и избивают в раздевалках, сотни спортсменов в результате несоразмерных требований становятся инвалидами, получают психические увечья, зарабатывают булимию и анорексию… А спортивное начальство тем временем отважно сражается с какими-то пилюлями, вред от которых неочевиден, впрочем, как и их непосредственное влияние на результат.

Я не утверждаю, что допинг – это хорошо. Просто соразмерность усилий по борьбе с ним, а также оправданность истерик по поводу посягательств на чистый спорт, вызывает огромные сомнения. Дальше я попытаюсь подробно объяснить причины, по которым мы докатились до нынешнего состояния дел. Понять, кому это выгодно. И разобраться, насколько справедлива нынешняя система борьбы с фармакологическими средствами для улучшения результатов в спорте.

Многие факты и мысли, которые изложены ниже, я в последние два десятка лет вместе с коллегами публиковал в изданиях «Спорт-Экспресс», «Московские новости», «Известия», «Газета», PROспорт и , а также в документальном сериале «Допинг. Всемирная энциклопедия». Нынешняя работа – попытка собрать разрозненные сведения, разговоры и споры с разными людьми, впечатления от прочтения огромного количества документов и статей.

Перед тем, как отправиться в путь, пара слов о терминах, которые могут отпугнуть читателя. Дело в том, что у слова «допинг» в русском языке нет равнозначного синонима (хотя иногда употребляются жаргонизмы «химия» и «фарма»). Стимуляторы или стероиды не охватывают всего масштаба препаратов, поскольку это только классы лекарств. Поэтому, чтобы не путаться, я иногда хотел бы использовать американский термин PED - performance-enhancing drugs. То есть субстанции, повышающие работоспособность. По-хорошему это и есть допинг, правда не обязательно спортивный.

Что касается запрещёнки, то, если пользоваться классификацией Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), она делится на такие типы:

- Стероиды (или анаболики или анаболические стероиды) – лекарства с анаболическим эффектом (дающие прирост силы и массы за счёт укрепления мышц) как у мужского гормона тестостерона. Самые известные из подобных препаратов – туринабол, нандролон, станозолол. Бывают также сходные по воздействию анаболические агенты - кленбутерол, лигандрол, остарин и проч.

- Пептидные гормоны – препараты, улучшающие выносливость, силу и общее самочувствие. Они имитируют воздействие на организм гормонов, которые вырабатываются в мозгу, почках и так далее. В этот класс лекарств, например, входят соматотропин и эритропоэтин. Последний, в частности, улучшает у атлетов аэробную выносливость («прокачивает дыхалку»).

- Бета2-агонисты – лекарства для дыхательных путей (фенотерол и сальбутамол). Теоретически могут помочь здоровым спортсменам повысить скорость и выносливость за счёт расширения бронхов. В небольших дозах эти препараты разрешены из-за широкого распространения спортивной астмы.

- Модуляторы метаболизма – вещества, улучшающие обмен веществ, улучшающие физическое и психическое состояние человека. К этому классу относят триметазидин, инсулин и мельдоний.

- Диуретики – мочегонные субстанции, оперативно выводящие из организма жидкость (например, фуросемид). Результаты этот класс препаратов не улучшает, но помогает быстро избавиться от следов другого допинга или резко похудеть.

- Стимуляторы – препараты, воздействующие на мозг и всю центральную нервную систему для поддержания умственной и физической активности. Дают адреналиновый и наркотический эффект и поэтому обычно вне закона не только в спорте, но и в жизни. Среди наиболее известных стимуляторов - амфетамины, эфедрин, кокаин, пемолин, бромантан.

- Наркотики (наркотические анальгетики) и каннабиноиды – сильнодействующие болеутоляющие вещества, имеющие расслабляющий эффект (морфин, героин, гашиш, марихуана). В большинстве стран, в том числе в России, запрещены для немедицинского использования из-за высокой социальной опасности.

- Глюкокортикоиды (глюкокортикостероиды) – лекарства с тем же эффектом, что и гормоны, которые вырабатываются корой надпочечников (кортизон и преднизолон). Имеют противовоспалительное, противоаллергическое, противошоковое, иммуноподавляющее и противозудное действие. Помогают при лечении физических повреждений внешних органов.

- Бета-блокаторы – кардиологические препараты. Уменьшают действие адреналина на сердце и помогают снижать давление, что актуально в тех видах спорта, где требуется высокая точность и концентрация внимания. Там, где это не играет большой роли, бета-блокаторы (тимолол, надолол и так далее) разрешены.

- Допинг крови (гемотрансфузия) – переливание своей, чужой или искусственной крови для увеличения количества эритроцитов и повышения выносливости. Метод, запрещённый из-за опасности проведения в полевых условиях. В целом любые капельницы и инъекции объёмом более 100 мл в 12 часов возможны в спорте только после специального разрешения.

- Генный и клеточный допинг – редактирование генов (например, при помощи специальных вирусов) или модифицирование клеток организма с целью обретения суперспособностей. Смертельно опасный метод, запрещённый не только в спорте, но и в обычной медицине.

На всякий случай предупреждаю отдельно: употребление всех этих препаратов в спорте незаконно. Применение многих из них в нетерапевтических целях и без назначения врача может привести к негативным последствиям для здоровья. Хранение и незаконный оборот веществ, признанных наркотическими и психотропными, а также их прекурсоров (компонентов), грозит уголовным преследованием и большими репутационными издержками.

Настоятельно не советую экспериментировать с методами улучшения результатов и повторять ошибки людей, о которых пойдёт речь в этой книге. В целом граница между лекарствами и психоактивными веществами с одной стороны и «зельями для чемпионов» (легальными и нелегальными) с другой – очень зыбка. И в связи с этим всегда вспоминается великий диалог Варвары Никитичны из Андрея Павловича из советского фильма «Осенний марафон».

- Бузыкин, хочешь рюмашку?

- Не-е.

- А я люблю, когда работаю. Допинг!

.
Информация и главы
Обложка книги Борьба с допингом: современная инквизиция. Том 1

Борьба с допингом: современная инквизиция. Том 1

Олег Шамонаев
Глав: 24 - Статус: закончена
Настройки читалки
Размер шрифта
Боковой отступ
Межстрочный отступ
Межбуквенный отступ
Межабзацевый отступ
Положение текста
Лево
По ширине
Право
Красная строка
Нет
Да
Цветовая схема
Выбор шрифта
Times New Roman
Arial
Calibri
Courier
Georgia
Roboto
Tahoma
Verdana
Lora
PT Sans
PT Serif
Open Sans
Montserrat
Выберите полку