Читать онлайн
"Снег (Новогоднее)"
Снег идёт уже вторую неделю, засыпаны снегом дома и улицы, снег везде и всюду – на дороге, на крышах, на скамейках в парке… Засыпаны снегом и спешащие куда-то люди.
Вечером тридцать первого декабря открыты все магазины, кафе, небольшие лавки и большой рынок. Везде предновогодняя распродажа – и все торопятся купить подарки или распродать оставшееся… поскорее закрыться… и домой или в гости! Праздновать! Огни небольшого провинциального города зажглись непривычно рано: многочисленные фонари на улицах, освещенные витрины кафе и магазинов, увешенные гирляндами огней ёлки в витринах и у входа в супермаркет, ёлки в парке и на городской площади…
И везде снег, холодный и колючий.
В небольшое кафе – всего-то на четыре столика – вбежала группа молодых людей, нарядных и радостно-возбужденных: «Привет! Пойдём с нами!». Снег на одежде и снег на обуви – белый-белый.
- А вы вовремя! - радостно ответил на приветствие владелец кафе: - Я как раз закрываюсь, всех уже отпустил!
- А мы с подарком! Принимай! Настоящий DEX! «Шестёрка»! Будет у тебя охранник!
- Да зачем? У меня сигнализация! Он мне как-то и не нужен… и что с ним делать? Но спасибо…
- Вот документы, ты уже прописан хозяином, владей!
Вышли. И сразу прямой приказ: охранять кафе снаружи. И прямой запрет – нельзя входить внутрь.
И люди пошли весёлой гурьбой по освещенной улице. А киборг остался стоять у входа в кафе, засыпаемый сверкающим в свете фонарей снегом.
***
Новый хозяин. И сразу приказ охранять. Бессмысленный и нелогичный — ведь включена сигнализация… и отдельный охранник совершенно не нужен.
Его пару часов назад купили на распродаже, с большой скидкой, в подарок лучшему другу – и даже не накормили и не дали другой одежды. Старый летний комбез с логотипом весь в снегу, и в снегу потёртые берцы на босу ногу. Холодно. Перед продажей его не кормили: кто купит, тот и накормит. Но купивший киборга человек даже не подумал об этом. А новый хозяин даже не спросил о состоянии… сразу ушёл праздновать… - киборгу предстояло провести ночь на пороге кафе.
Новогоднюю ночь! – самую морозную в году, если верить прогнозу погоды.
Снег лежит на плечах, на голове, побелело лицо, и пальцы уже ничего не чувствуют… и снег уже не тает… а на термометре всего минус пять… а в армии при такой температуре выдавали тёплую одежду и крепкую обувь, да и кормили вовремя… и даже минус десять не казался таким уж морозом… командир его никогда не бил и, кажется, догадывался о разумности вверенного ему оборудования.
И снег в витрине кафе: сугробы зефира, пряничный домик в сахарной глазури, сахарная пудра и белая карамель… и ёлка из шоколада в белой и зеленой глазури – а киборг не ел почти десять дней, а витрина заполнена высококалорийными углеводами… И включена сигнализация – не достать, не спалившись.
Снегопад не заканчивался, стало холодать, снег был везде. И мороз постепенно усиливался.
А мимо идут люди – радостные, весёлые, с большими плюшевыми игрушками, с большими пакетами еды в руках и с тортами в прозрачных коробках… слева направо… и справа налево… И никому нет до него дела. А до полуночи ещё четыре часа...
И почему его не утилизировали? Он и сам сдохнет здесь к утру… от холода. Охранник… - одно название.
- Мама, смотри, дяденька! Какой бледный! Ему холодно!
- Это киборг, Жанна, смотри, у него логотип на форме виден, и он охраняет, его нельзя трогать.
Отключить бы звуки – но энергии очень мало, и тратить её не следует, а до утра долго. Очень долго. А снег везде, белый, холодный… и на шубке, и на шапочке… - ей-то тепло…
- Хочешь пирожок?
- Не возьмёт, ему нельзя, – а пирожок тёплый, с яблоком и корицей… аж желудок свело, - и у него хозяин есть.
- Хороший хозяин не оставил бы его на морозе. Значит, его хозяин плохой. Давай возьмём его себе!
Женщина лет тридцати и девочка лет шести стоят и смотрят на него. В сумке пирожки – а какой запах! - а в руке прозрачная коробка с тортом.
Отключить слюноотделение! Нельзя брать! Нельзя себя выдать – лучше сдохнуть от холода тут, чем попасть на лабораторный стол!
- Господин полицейский! Подойдите, пожалуйста. Здесь киборг замерзает!
Опять они. Когда же, наконец, уйдут? Девочка в белой шубке из искусственного меха – похожа на большую снежинку. Снег везде… а до утра так далеко…
- Киборг? Ваш? Нет?
Жетон – переподчинение. Видеозапись последнего разговора хозяина скинута на планшет и просмотрена. Офицер полиции засыпан снегом и в свете фонаря кажется совершенно белым.
Звонок хозяину: «…подарили? …не нужен? Совсем не нужен?.. Так сдайте на обмен… а нам зачем? …утилизировать? …да, забираем, сдадим сами… До свидания».
- И куда его теперь?
Опять она! Маленькая белая Жанна, в заснеженной белой шубке. Настырная какая! Но спрашивает не она, а её мать.
- На утилизацию. Не нужен он хозяину, его подарили, куплен на дневной распродаже по дешёвке. С его повреждениями…
- Мы возьмём его, живём рядом, и если он не нужен хозяину, я его могу выкупить… будет квартиру охранять…
Опять продажа. Которая по счёту в его жизни?
- Да забирайте. Дайте Ваши документы. DEX, твоя новая хозяйка. Деньги за него переведёте вот на этот адрес… чтобы у нынешнего владельца не было к Вам претензий. Конечно, киборг вещь дорогая, но… Вы явно не настолько богаты. Скажем так: по его нынешнему состоянию больше трехсот он не стоит… Даже двести пятьдесят, и то много. Если что, сошлитесь на меня, держите визитку.
- Спасибо! DEX! Пойдём! Домой пойдём. Скоро Новый год и надо успеть.
- Вы далеко живёте? - получив ответ, полицейский вызвал своего DEX’а и приказал ему осторожно отнести на руках замёрзшего киборга на квартиру его новой хозяйки.
***
Снег везде – на улицах, на домах, на скамейке в парке… на деревьях и кустах… на крышах домов… на термометре минус двенадцать, а снег снова летит.
Как же приятно смотреть на него из окна небольшой кухни стандартной двухкомнатной квартиры. Тепло! Жив!
До дома дошли быстро – минут за десять. Действительно недалеко оказалось. Сам не заметил, как съел все поданные пирожки, пока полицейский DEX его нёс.
Хозяйка дала вымыться под душем, с мылом. Горячей водой и без ограничения времени! Снятый комбинезон выброшен хозяйкой сразу, выданная сухая одежда – старая, но крепкая – оказалась немного широковата для отощавшего киборга.
- Тебе подойдёт. Это мужа. Он в командировке, где-то далеко и надолго. Потом новую купим, а пока носи то, что есть. Пока вот тапки, обувь тоже купим завтра.
Анна-Луиза смотрела на своё неожиданное приобретение со странной смесью жалости и досады, так как денег лишних в семье никогда не было, живёт с дочкой небогато, - но бросить этого парня она не смогла. Да ещё на глазах дочери. Ничего страшного, квартира небольшая, но киборгу место на диване найдётся.
– Вымылся? Тогда проходи на кухню, после длительного голодания сразу много есть нельзя, но кашу можно и молоко можно. Ешь.
Горячая каша! Целая большая тарелка пшённой каши с маслом! И кружка горячего молока! Когда он в последний раз столько ел? И не вспомнить.
- Как тебя звать? – хозяйка говорит спокойно – Имя у тебя есть?
- Вы можете присвоить оборудованию…
- Вот, что, оборудование. Имя тебе будет Артём. Запомни и отзывайся.
Имя! Настоящее человеческое имя! Не «декс», «урод» или «жестянка»! - а имя! Хорошее, простое имя.
На часах уже полдвенадцатого, а в большой комнате, рядом с украшенной мишурой и игрушками искусственной ёлкой накрыт стол на троих! Его раньше никогда не сажали за один стол с людьми! А ёлка – для чего она? Тёплая, как всё в этой квартире, и вата на ветках тёплая и мягкая.
- Правда, красиво? Я сама выбирала! – Жанна с гордостью показывала ёлочные украшения, – и сама наряжала! А раньше у тебя была ёлка?
- Нет.
И Новый год он никогда не отмечал. Всегда и для всех он был вещью – а вещь с праздником не поздравляют.
А здесь поздравили! – все за одним столом, и спокойный разговор, на столе стоят салаты, небольшой торт, яблочный сок и немного фруктов, которые можно просто брать и есть. Праздник! Вот оно – счастье! Знать бы ещё – надолго ли?
- Ну вот, нас и трое. Я, ты и Артём.
- А с папой будет четверо!
- Папа не приедет…
***
Звонок в дверь.
- Да вроде никого не ждем? Я открою.
Киборг за хозяйкой бесшумно сдвинулся к двери – всё-таки открыла! Красная шуба, красная шапка, белая борода, посох, большой мешок – и зачем всё это? Непонятно. Но надо просканировать. Ого! – борода-то ненастоящая! Как же так?
- Дед Мороз пришёл! Ура!!!
Мало им мороза на улице – так сюда впустить надо! Произвести повторное сканирование – да, это он!
Его последний командир, старший лейтенант, единственный, пожалуй, человек в части, относившийся к нему по-человечески – есть ведь такое выражение? Он помнит, как нёс его раненого на базу через пургу, хоть и форматировали его неоднократно.
- Ты? Здесь? – удивление в голосе пришедшего, и накладная борода, и шапка уже на полу, шуба распахнута…
- Папа! Вернулся! Наконец-то! – и радостная Жанна уже висит на пришедшем.
- Живой! Виктор! Почему не позвонил, не написал? Встретили бы!
- Живой! Сюрприз хотел сделать! Откуда он здесь? – и человек, уже без шубы, в упор смотрит на киборга, постепенно узнавая и вспоминая что-то далеко прошедшее.
- Подобрали на улице, у кафе замерзал.
Он узнал – и его узнали.
- Это же он! Он меня спас тогда, пять лет назад, на себе из завала вытащил… по снегу тащил знаешь сколько? Мороз был жуткий, а снег навалило прямо, как сейчас… Почти десять километров! Я ведь обещал ему, что выкуплю себе и увезу домой, а когда я в госпитале очнулся, его уже списали и продали… уж и не надеялся увидеть! Ну здравствуй, Пятнадцатый!
- Теперь его имя Артём. И зови его по имени, больше никаких кличек. Артём, это мой муж и твой хозяин, запомни и слушайся.
***
Снег падает и падает, всё засыпано снегом – дома и деревья, и скамейки в парке и кафе… - и как хорошо смотреть на это из теплой кухни!
Первый Новый год в семье – как равный среди своих – за его неполные восемь лет! Вернувшийся хозяин, - теперь уже друг, - его жена и его дочь. Семья.
Полторта – как же вкусно! – отрезано ему сразу же, салаты и котлеты без ограничений.
- Ешь, не торопись, хватит на всех! Вот ещё этот салат бери, тебе надо восстанавливаться.
Киборг давно не ел так сытно - и никогда не ел так вкусно!
В мешке оказались подарки жене и дочери: большая красивая шаль и плюшевый медведь с большим бантом, а коробка конфет и большая плитка шоколада по общему согласию отданы киборгу. Настоящий подарок!
- Настоящий подарок! Встретить старого боевого товарища! И где? В своей квартире! Живи, Артём, теперь моя семья под надёжной защитой! А мне через неделю обратно надо лететь. Вот премию получил после ранения и приехал, держи карточку.
- Так быстро?
- Служба такая…
- Бой курантов! Пора! – лёгкое вино в уже бокалах, – Артём, загадывай желание!
Киборг слегка завис, но ответил:
- Жить!
- Молодец! Теперь жить будем вместе – тесновато, но дружно и счастливо!
С Новым Годом!
.