Читать онлайн
"Последний капитан звездного корабля"
– Ты почему еще не собрался, проверка прошла уже тридцать секунд назад!
– Катя, не будь занудой, я заканчиваю блочить наши маячки. Все, закончил – теперь мы можем быть свободны, – Саша, высокий девятилетний мальчик закончил копаться с планшетом и добавил, – кто быстрее, старпом Вихров или штурман Евсеева?
С этими словами он подхватил свой гравилет и одним прыжком выпрыгнул в открытое окно их маленького уютного дома.
Катя, недовольно взвыв, нырнула за ним, в полете встегивая ноги в педали управления своего гравилета.
И они понеслись по тихим ночным улицам их небольшого поселка.
Замкнутый контур бублика жилого модуля их станции, создающий земные условия гравитации, позволял видеть звездное небо с двух сторон, однако, ребята, увлеченные гонкой не замечали яркой россыпи звезд, горевших по обе стороны от них. Никто из них не хотел проиграть.
Вылетев за пределы поселка, они помчались через поля модифицированной пшеницы к самой дальней постройке жилого модуля - памятнику космическому кораблю дальнего поиска.
Сергей, выжимавший из своего гравилета максимум, на который тот был способен, неудачно вошел в поворот и влетел в плотное, чуть колышащееся от легкого ветерка, злаковое поле.
Гравилет неловко подпрыгнув под ним, сбросив своего седока и резко остановился, а мальчик, продолжил заданную им самим траекторию движения согласно закона сохранения импульса.
Катя резко остановилась и, точно определив место падения своего товарища, медленно подлетела к нему.
– Ты как там? Не сильно ушибся? — чуть испуганно прошептала она.
– Тебе сегодня повезло, ты выиграла, – недовольно пробурчал Сергей, уже выкарабкивающийся из плотного пшеничного плена. Его спасло то, что спелая модифицированная пшеница была подобна упругому одеялу, на котором лежали созревшие крупные зерна.
Когда он, наконец высвободился из травяного плена, Катя увидев его, рассмеялась:
– Из тебя зерна, как из Травяного Чучела торчат, всех ворон распугаешь, горе-гонщик!
– Спят твои друзья-вороны уже, – надулся Сергей, поспешно стряхивая с себя зерна. пошли уже быстрей к капитану.
Они были уже на самом краю поля и черная громада космического корабля возвышалась над ними огромной стрелой, направленной четко в центр бублика жилого модуля станции.
Ребята остановились перед шлюзом и нажали на кнопку вызова.
Коммутатор тихо пиликнул и, отсканировав их лица, бесшумно открыл проход в корабль.
“Капитан уже ждет вас на мостике”, – проговорил чуть металлический голос системы управления кораблем.
– Не будем заставлять ждать капитана, – звонко прокричал Сергей и, прихрамывая, быстро зашагал вглубь корабля. Катя еле удержавшись, чтобы не подхватить своего товарища под руку, пошла за ним.
– Товарищ капитан, старпом Вихров и штурман Евсеева по вашему приказанию прибыли.
Старый капитан поднялся из своего кресла навстречу ребятам. Вытянувшись, он поднес руку к козырьку своей потрепанной форменной фуражки и рявкнул:
– Ровняйсь -смирно!
Ребята по команде дернули головами и замерли, вытянувшись в струнку.
Капитан оглядел их, чуть улыбнулся и сказал:
– Вольно. Команда, слушай приказ.
Он повернулся к командному терминалу и, по-стариковски близоруконаклонившись над клавишами, набрал команду.
Мониторы моргнули и по ним побежал бесконечной строкой длинный список данных.
– Необходимо определить местоположение корабля.
Саша бросился к вычислителю и стал вводить координаты, сверяясь с данными мониторов. Катя едва взглянув на данные, быстро отчеканила: – Солнечная система, орбита планеты Юпитер, капитан.
Саша недоуменно посмотрел на нее. Девочка замялась и чуть виновато сказала: мы в прошлый раз тут были, Саша. А ты не смог, тебе мама заблочила путь сюда, помнишь?
Мальчик кивнул и внимательно сверил данные.
– Командир, подтверждаю, Солнечная система, орбита Юпитера.
– Молодцы, быстро справились, – старый капитан не глядя в терминал, быстро нажал на кнопки.
Свет погас, взревела сирена и механический голос стал выдавать отчеты о многочисленных повреждениях.
Ребята быстро и слаженно устраняли их один за другим, пока свет не появился и все пульты управления снова не замигали зелеными огоньками.
– Товарищ капитан, после серии критических сбоев все системы корабля снова функционируют нормально, – голос Саши чуть дрожал от нервного напряжения и гордости за их слаженные действия. Они в первый раз с Катей без подсказок капитана устранили все неисправности самостоятельно и восстановили работоспособность корабля.
– Команда, смирно! Учения закончены, объявляю вам благодарность!
Капитан важно пожал ребятам руки и снова повернулся к пульту управления.
– Арсений Иванович, вы обещали, – вдруг просительно протянула Катя, – расскажите про первый полет на Сатурн.
Старый капитан усмехнулся и вдруг обнял ребят.
– Ну хорошо, раз обещал-расскажу. Только это информация для служебного пользования, вы не должны никому рассказывать все, что сейчас узнаете.
Ребята быстро закивали и сели рядом, приготовившись слушать.
– Это случалось, когда мы только стали переходить на автоматическое управление кораблей и только начинали обучал системы искусственного интеллекта сложной науке звездоплавания, тренируясь на уже довольно изученных трассах в солнечной системе.
Я тогда отвечал за всю программу и даже не мог себе представить ,что через каких-нибудь стопятьдесят лет искусственный интеллект сможет полностью заменить нас, пилотов звездолетов, элиту Космических сил галактики.
По полетному заданию, наш звездолет должен был совершить прямой прыжок от Венеры к Сатурну через Солнце. Это сейчас кажется довольно тривиальной задачей, но тогда штурману-навигатору требовалось от восьми до десяти часов напряженного труда для расчета прямой траектории.
Для подстраховки, этот же курс был рассчитан самым опытным на тот момент штурманом, Кимом Петровичем Евсеевым.
– Моим дедушкой, – тихо пробормотала Катя.
– Да, Катюша, и моим лучшим другом, – голос капитана дрогнул от воспоминаний, но он быстро взял себя в руки и продолжил, – через полчаса расчетов, искусственный интеллект предложил свой вариант полетной траектории.
Мы с Кимом досконально его проверили и обнаружили незначительную, как нам показалось, неточность – искусственный интеллект корабля…
– Ее звали Анна, – перебила Катя.
Арсений Иванович взглянул на нее, она осеклась и быстро добавила: – мне дедушка рассказывал про нее.
– Да ее звали Анна, продолжил капитан, погладив девочку по голове.
Мы славно ее обучили с твоим дедушкой и она не раз спасала нам жизни в дальнем поиске.
– В последний раз она не смогла, – встрял Сергей.
– Не ее вина в том ,что твой дедушка погиб тогда на Веге, – строго сказал капитан, именно благодаря Анне мы сейчас с тобой сидим здесь.
– Но мы сейчас не об этом, Сергей. Мы с Кимом решили, что Анна ошиблась, однако, обязаны были принять ее расчет с тем, чтобы по окончанию маршрута полностью разобрать полет.
Ким Петрович и я посчитали, что ошибка не критичная и максимум, что нас ожидает , отклонение от маршрута от десяти до пятидесяти стандартных единиц. В то время это считалось, что это приемлемая точность.
– Если позволите, Арсений Иванович, сейчас это тоже считается приемлемой точностью, – вмешалась в рассказ система управления корабля.
– Конечно, Аннушка, ведь ты всегда была умницей, – благостно сказал капитан, – но, если позволишь, я все же продолжу, а ты поправишь меня на правах участника тех далеких событий.
– Конечно, капитан, я с удовольствием внесу корректировки.
– Так вот, мы с Кимом приняли решение положиться на расчет и дали команду старт.
Вилен Павлович, твой, Саша, дедушка тоже был в нашей команде, он, как планетолог, должен был собрать данные о составе ядра Сатурна.
– За эту работу он получил звание доктора наук в двадцать три года? – Саше, похоже, тоже не терпелось похвастаться заслугами своего знаменитого деда.
– Да, Саша, и не только за нее. Арсений Петрович вздохнул и продолжил:
– Как только все приготовления были закончены, наш корабль стартовал.
Технологии позапрошлого века не позволяли менять траекторию прыжка, а мы и не могли представить, что в запланированной нами точке случайно окажется судно трансамериканской компании, у которого выйдет из строя навигационный модуль. А Аннушка смогла это учесть и та маленькая корректировка ее курса спасла нам троим жизни.
– Вы потом назовете это компьютерной интуицией, Арсений Петрович, – отозвалась Анна.
– Конечно, солнышко, я же говорю, что ты у меня всегда была умница.
– Кажется, вы меня перехваливаете, Арсений Петрович, – ребятам показалось, что они услышали в механическом голосе искусственного интеллекта нотки смущения.
В наступившей тишине вдруг резко зазвонил зуммер.
– Это что, новое задание для нас, капитан?
– Нет ребята, похоже, ваши родители вас потеряли, – возразил старый капитан, взглянув на экран вызова.
– Арсений Петрович, а Катя и Саша, случайно не у вас? – заговорил экран обеспокоенным голосом отца Саши.
– Случайно у меня.
– Вот, поганцы, опять сбежали, обманув родительский контроль. Вот что с ними делать, а, Арсений Петрович? Вы же знаете, у них через год вступительные экзамены в космическую академию, а на уме все одно, простите – космические подвиги и открытия новых планет.
– А давно ли вы оба также сидели у меня в рубке и тренировали навыки навигации и слушали рассказы о своих знаменитых отцах? – вдруг разозлился Арсений Петрович.
– Арсений Петрович, ну вы же знаете, – тон папы Саши резко изменился на извиняющийся, – я же не против, даже за, но мамы беспокоятся, а тут они еще заблочили свое местоположение, испугали всех нас.
– Это я виноват, Алексей, – вдруг отозвался молчавший папа Кати, – я своему тезке подсказал способ, как обойти защиту. У ребят должно быть такое же счастливое детство, как когда-то у нас с тобой. А тревоги наших жен-это наша с тобой забота. Арсений Петрович, мы просто позвонили убедиться, что ребята у вас. Извините за беспокойство.
Люблинский Дмитрий, август 2024
.