Читать онлайн
"Спираль времени"
«Сны — отражение реальности. Реальность — отражение сна.»
Зигмунд Фрейд
Уже который день, сезон, квартал ночным спутником был тревожный, плохой сон. Иногда просто не спалось — без объяснения причин, бывало и не очень самочувствие, а чаще всего просто Николая Вигнева ожидали кошмары.
Работа у него почти как праздник — продавал подарки. Но он никогда мог уснуть будучи уверенным, даже надеющимся, на спокойный ночной отдых. Во всяком случае уже не помнил такого лёгкого времени.
Совсем недавно праздно гуляя на блошином рынке в центре столицы, довелось приобрести талисман для сна — амулет от всего плохого ночью, в том числе тяжких видений. Во всяком случае так уверял сиплый, пожилой продавец с глазами разного цвета, ссылаясь на опыт-изобретение древних индейцев.
Но покамест артефакт составлял компанию уже больше недели, а заевшая пластинка — ночь, все грузилась по старому и по кошмарному. Во сне он посещал мастер класс по танцам, но что-то пошло не так: танцевал тарантеллу в замедленном темпе и не мог остановиться, то попадал на аварийный железоделательный завод XVIII века, где стал инженером по условиям труда, в XIX столетии оказывался на балу маскараде злодея-аристократа, так и не успев понять почему его таковым считают... И не только...
И сегодня, сейчас, под тихую и многообещающую музыку из красной магнитолы, под контуры полумесяцев смотрящих на него из наволочки, чувствовалась некоторая нега, но и напряжение тоже. Перед тем как забыться...
Золотые часы на комоде упрямо двигались к полуночи, по московскому дворику сонно двигались тачки. Может отчаянные ночные гонщики или кто возвращался с вечерней смены... Впрочем, не так уж и важно.
Дорога поросла буровато-рыжими кривоватыми деревьями. Словно не ветки — зубчатые корни.
Раньше была передача, где угадывали мелодии, а сейчас бы неплохо замутить «Угадай компьютерную игру». Побродив непонятно сколько по тропинкам огибавшим холмы, Вигневу сначала показалось — он в тундре, но почему тогда здесь так припекает солнце? Смахивает и на сухую степь, но почему тогда столько растительности? Почему он вообще здесь оказался...
Вдаль уходили полулунные лесные дороги. Вообще какие странные смысловые путешествия проделывают порой, не люди — слова: славянское слово просека в древности дало название деревеньке на северо-востоке Италии, обрастая на каком то участке второй буквой «к», населенный пункт награждает названием сорт винограда, а уж потом игристое вино шествует по мировым прилавкам.
Впрочем, чем больше путник уставал, тем меньше становилось мыслей и вопросов. Иногда из-под ботинок что-то взлетало, летучие мыши кажется, то ли нечто похожее. Бывают же в экзотических островных странах и летучие собаки...
Так и дошел он до деревянной башни, дорога призывно шла дальше. Но атмосфера становится холодной, вокруг все стало краснеть, видимо здесь такие дивные вечера...
Конечно можно повернуть обратно, но когда оборачиваешься, там уже ничего нет... Какой бы качественной ни была графика в компьютерных играх, всегда можно найти ограничения связанные с временем или усталостью программиста.
Дверь как положено скрипнула скрипкой. Врата в неизвестное нешироко раскрылись. Всё-таки башня, да и вообще любое помещение — защита от неизвестного внешнего мира, что понимали ещё пещерные люди.
Ступеньки охали, постукивали, иногда казалось даже рычали.
На лестничной площадке красовалось огромное полотно — замок окутанный ночным небом. Вигнев сам не заметил, как оказался на рисунке. Серое небо, расчерченное грозой из-под которого люстрой струились солнечные лучи. Имелась и табличка с готическим шрифтом «Моосхам». Высились сероватые сырые стены, где по обочине этой суровости нарисовался угрюмый стражник. К нему привели ещё более угрюмого мужика.
Стражник на всю округу стал декламировать мужику, что тот нарушил владения графа Ритберга, косил рожь и полбу там же, поэтому будет находиться в темнице до 1781г. Дальше следовал список платных услуг в остроге: постель 1 золотая монета, кувшин горчицы 4 монеты, поцелуй падшей женщины 100 золотых. Чтобы призрак графа Ботвелла, который имеет обыкновение приезжать в эти места на гастроли из Дании, не докучал вам своими шумами 3000 монет...
«Непонятно только какое сейчас тут время, в замках и сейчас не все так просто, а уж что говорить про прошлые века» разворачиваясь обратно, думалось Вигневу.
Вернувшись в не свою странную башню, он вскоре понял — не в одиночестве.
За дубовым столом сидели расплывчатые и дымчатые очертания скелета. Приметив Николая он оживился, и гремя костями предложил тому за 1000 золотых узнать дату своей смерти.
«Лучше бы уж обычный кошмар приснился, а этот товарищ наверное блефует, сам не знает.»
— Не, боязно, да не настолько спокойный и расчётливый, что бы такое знание помогло планировать свои месяца, века. Видимо, можно выдвинуть гипотезу — у вас такие узкие знания, потому что вы сам не совсем живой...
— Неа, я и картинную галерею курирую, с эффектом виртуальной реальности, вы одно полотно видели, а больше не получите...
Скелетоноид объяснил, гремя цепью, что имеет доход с каждой картины.
— А это зачем?
— У обитателей темницы есть такая услуга, приковать на некоторое время владельца замка, ну им как бы не обидно, чуть ли не в одинаковом положении... А мне доход, суток не проходит, тут же все ремонтировать надо.
— А куда мне податься? Дальше столько дверей и почти все без вывесок?
Его собеседник объяснил, что не знает и по этому вопросу типа консьержа, известно лишь за выбором маршрута зависит когда он проснется и с кем поговорит до пробуждения...
В настоящем примерно так же, подбодрил себя Николай двигая тяжёлые врата-калитки у самого края залы.
***
Обстановка была ещё более странной чем до этого. Было много красного и круглого, а ещё больше бежевого цвета.
— Здравствуйте, путник, — сказало деревянное али каменное лицо, размалеванное дымом.
— Позвольте узнать, где когда нахожусь и с чем говорю, — взмолился Вигнев.
Лицо повернулось наподобие двери и оттуда вышел немолодой человек.
И пояснил: Он смотритель этих мест Маньесю, а когда... Ну полагаю, время по девизам императоров, вам мало что скажет, от основания Японии тоже... поэтому как обмолвился залётный голландский купец нынче конец семнадцатого века, месяц нигацу — это уже не от купеэца или как там их называют....
Смотритель продолжил экскурсию.
Мы находимся в хозблоке небольшого дворцового комплекса. Столицу перенесли куда-то далеко, дальше солнца и выше гор, потому что их видно, а новый центр нет. Поэтому Маньесю после некоторого забытья и запустения участка был назначен там кем то типа завхоза. Ещё ему приказали следить за своим здоровьем, потому что кандидатуру смотрящего за бывшим дворцом найти сложно. Не потому что он самый толковый, а просто остальные боятся подходить туда ближе километра.
— Это говорящий тотем, страх напускает или исторически так само собой сложилось? — допытывался Вигнев.
— Ни то и не другое, лицо это просто мой небольшой театр, дым и огни зажигаю, чтобы голос звучал важнее, говорю в специальную трубу. Местным это надеюсь на пользу... где припугнуть, то подбодрить и дать надежду. Недавно сейсмоустойчивость уговорил улучшить в домах, — отчитался смотритель.
— Чего же все боятся?
Здесь просто завелось слишком много призраков. Почему, зачем и когда здесь все это появилось Маньесю тоже не знал ... Не всегда есть смысл задаваться такими вопросами. Просто данность. Но ничего, сейчас зима, правда меня беспокоит, что тепловато.
Из под вазы выбежало нечто похожее на кота, только двигавшееся как то дергано.
Николай дернулся ещё сильнее.
— Нет, не пугайтесь пока рано... — просто здесь запрещено держать настоящих кошек и я смастерил механизм похожий на то что люблю.
В комнату забежал человек с кимоно и с криками.
Оказалось это всего лишь помощник Безе, но последнее время помогать надо в основном ему самому. После встречи с призраком фрейлины. Жила значит при дворе дама которая восхищала всех, включая князя. Но почему-то в момент переезда все забыли про нее, а она забыла про себя. С тех пор стала призраком умерших «юрей» и бродит по бесчисленным коридорам. Безе и без того странный, потому и стал немного не в себе, после того как с ней познакомился, встретился один раз. Говорит у неё черные зубы и бритые брови.
— Пойдёмте в дальние покои — они раньше были по части отдыха, там поэтому и сейчас спокойнее, а чтобы не скучать будем слагать хокку, — планировал смотритель.
Мимо в помещениях кто-то лазил. Завхоз успокоил тем, что если бы меньше грязи в бани было бы — Ака-наме — банный дух, не завелся бы, но так как уже завелся то это безобидно. А вообще сейчас зима, а значит всякое странное не так часто встречается. Не сезон.
— Что это за портрет с красным? — дивился Николай.
Смотритель пояснил, шмыгая носом:
Это моя знакомая Аризу, она сейчас не в нашем мире, ищет там свою семью, а семья в том же ищет ее, проблема в том что найти друг друга они могут только в том случае если кто-то из них перестанет искать... Поэтому пожелаем им успеха. Итак, сейчас переходим к хокку.
Хокку это трехстишия, в них нет рифмы, по крайней мере к ней не стремятся. Краткость даже не сестра, а сам смысл, в каждом слове этих смыслов много. И любой читатель может домыслить свой, оно и за себя и за другие фразы, которые не написаны, но подразумеваются. Впрочем, составить их может каждый, у меня даже разбойники достигали немалых успехов, мне кажется даже поэт Басе позавидовал бы. Вы главное смотрите, а текст придет сам собой, в этом искусстве созерцание — всему голова. Вигнев задумался, посмотрел в окно и выдал:
Снег упал на крыши дворца
Не смотря на теплынь
Нету ни золота ни снега на крыше
— Ну для начала неплохо, — улыбнулся Маньесю.
За окном послышались голоса, это торговцы персиками, апельсинами и гранатами ещё невесть какими фруктами. Завхоз сказал, что предупреждает их, что бы они не засиживались дотемна. По дороге к ночи начинает гулять привидение дзере-гумо, днём смотрящийся как девушка, а ночью лучше не знать на что похож...
Давайте ещё соображу хокку на «бис» воодушевился страхом Коля. Смотритель заверил, что будет благодарным слушателем:
Белый шкаф легонький он один эксклюзив
Неплотно приставлен к стене
Из щели этой два глаза на нас повернуты.
Маньесю услышав в стихах недобрый знак, поначалу надеялся что Николай плохо учился и слагает не то что видит, но оглянувшись в ужасе понял — учился хорошо. Потом схватил за руку путника и выбежал с ним в коридор. Отдышавшись он стал шептать: «Мы увидели призрак „девушки из щели в шкафу“, да ещё сложили про него хокку. Нам не повезло. Ладно хоть ноги унесли.»
— Не соскучишься тут значит, — улыбнулся Николай, — столько роковых барышень.
— Не то слово...
Тут из-под полов...
...Раздался толчок.
— Это снова трясение земли, вам пора, — махнул рукой Маньесю.
.