Читать онлайн
"Легенды о духах воды"
Раньше на всей Каръяле было много рек, а теперь в южной её части совсем мало их. Как же так вышло, спрашиваете? А вот сейчас и расскажу...
Жил как-то один парень, Минжур его звали. Простой был человек и добрый, зла никому не делал и работы не боялся. Хорошая у него была жизнь — он рыбаком был и почти всё своё время проводил возле реки. Любил он реку, и река в ответ любила — улов его всегда богатым был, даже когда другие с пустыми руками возвращались. Тут уж всем было понятно — благоволят ему духи воды. Минжур, конечно, тоже духам за такое благодарен был, только не понимал — за что ж ему такая честь? И вот однажды захотел узнать. И вот как дело было: допоздна рыбачил он на берегу, а уходя, в воды реки взглянул да так сказал:
— Тот, кто удачу мне приносит, уж если правда есть ты — покажись в том виде, в каком я понять смогу. Я отблагодарить тебя хочу.
Не ждал ответа, просто захотелось так сказать. Но получил ответ — вода вдруг забурлила, вверх, к небу, устремилась, а когда назад в русло реки упала, стояла на воде красивая девица не старше Минжура, сама вся тоже будто из воды.
— Спасибо тебе за удачу, — поклонился ей Минжур. — Можно ль спросить?
Кивнула девушка.
— Зачем мне помогаешь?
— Нравишься, — говорит.
— И ты мне...
Не соврал Минжур. Хоть понял, что перед ним дух воды, а ничего не мог с собой поделать — с первого взгляда полюбил.
— Как звать тебя, красавица?
— У духов нет имён. Но если хочешь, то зови меня Санай, я слышала, что есть такое имя. Оно мне по душе.
— Минжур меня зовут, Санай. Хотя сама, наверное, всё знаешь. Выйдешь ли из воды? Пройдёмся вместе.
— Я не могу надолго выйти из реки. Без меня поток её остановит своё движение. Тогда ни я, ни мои сёстры не смогут путешествовать по этим землям, ведь мы — духи воды и движемся вместе с водой.
— Пусть ненадолго! Выйди хоть на час! Хочу с тобою быть!
Вышла тогда Санай на берег, а на берегу стала обычной девушкой. А через час и впрямь течение реки ослабло — вот ей и пришлось назад вернуться.
— Завтра ещё приду! — пообещал Минжур.
И стали каждый день так видеться.
Хотели в тайне всё держать, да не сумели — ни Минжур среди людей, ни Санай у себя в мире духов. И там, и там, конечно, любопытные нашлись узнать, куда те двое пропадают каждый день. А как увидели да поняли — и люди этому, и духи удивились. Но никто не рассердился. А вот любопытных ещё больше стало — кто же откажется собственными глазами на духа воды взглянуть. Да и на девушку красивую взглянуть тоже никто не против...
Духи воды примерно так же думали. Многие из них стали к человеческим парням присматриваться, а кто посмелее — и показываться стали. Время прошло — и вот уже в назначенное время не одна, а две речные девы из воды вышли. А потом и больше. А что дальше было — там уже у всех по-разному. Какой-то парень, говорят, насовсем к духам воды решил уйти, даже невесту свою бросил. А многие из духов стали как Санай часто на берег выходить — к кому-то одному.
Много так времени прошло, и вроде хорошо всё было, но не по нраву стало молодым мужчинам, что могут только час вместе с любимыми пробыть. А уходить к духам воды не каждый был готов. Думали, да и вот чего придумали — устроить большой праздник, чтобы забыли девушки о времени.
Сказано — сделано. И правда не заметили духи воды как время пролетело, а когда спохватились и вернуться поспешили — некуда было возвращаться, высохли уже их реки.
Прогнали прочь речные девы всех мужчин и стали думать, как им жить теперь. Что сами обратились смертными — этого им не изменить уже. Не за себя, за землю, что, будучи духами, хранили, девушки боялись. Более всех виновной себя Санай считала, ведь с неё всё началось. Только не знала она, как помочь земле, что без присмотра теперь из-за их беспечности останется.
— Будут другие духи, но беда, что нет здесь больше рек, а значит, нет движения, — печалилась Санай. — Значит не смогут они двигаться вместе с водой.
— Но смогут вместе с нами! — подошла к ней другая девушка. — Ведь мы всё-таки были духами, и в каждой из нас есть частичка наших рек, и в детях наших тоже будет. В другом беда — мы не умеем жить как люди. А согласятся ль с нами пойти те, из-за кого мы теперь смертные?..
Не всем хватило смелости, но, может быть, оно и к лучшему — лишь самые достойные с речными девами пошли. Минжур же первым согласился и сказал, что будет их вести, поскольку помнил хорошо все реки и пути их. Да и вину за собой чувствовал — ведь праздник тот его идеей был, кто же мог знать, что выйдет так...
С тех пор рек в той части земель всё так же мало, а потомки речных дев и тех мужчин всегда в движении — нигде подолгу не задерживаются, чтобы поток не останавливался. И пока есть они — хранят духи воды те земли, как и раньше.
.