Читать онлайн
"Планета червей-2"
Бледно-бирюзовый газовый гигант пульсировал внутренними всполохами колоссальной реакции зарождения света. Внезапно громадный шар вскипел по центру яркой вспышкой и из его нутра вырвался наружу короткий слепящий луч, устремившийся в черноту космоса.
Многотысячный раз, наблюдая эту картину, все системы звездолёта землян ранее фиксировали одно и то же событие: кипенно-белая нить света неожиданно врезалась в невидимую преграду, не долетая до крошечной планеты Поса, которая вращалась напротив газового исполина. От столкновения мириады искр рассыпались по широкому радиусу, высвечивая слепящим гало маленький спутник на несколько секунд. Это означало только одно – очередной провал в попытке созидания пластины начального слоя пространства.
Вот и теперь, следя за движением луча на голограмме, электронные схемы, не обладающие эмоциями, словно затаили дыхание под безмолвный обратный отсчёт секунд. Размеренные переливы сигналов, что обычно сопровождали напряжённую внутреннюю работу звездолёта, исчезли и погрузили всё его многокилометровое пространство в звенящую тишину.
Десять…
В самом центре отсека замерло молочно-перламутровое мерцание внутри огромных раструбов и полупрозрачных труб исполинского корпуса логарифмической спирали[1] – центрального когнитивного модуля базы открывателей, именующего себя «Разум».
Восемь…
После каждой неудачной попытки Разум многократно доставал из файлов памяти записи запусков космических ракет Земли. Рассматривая лица людей, находящихся в центре управления полётами, он старался напитаться уверенностью своих далёких предков. Каждый запуск всегда сопровождался чётко выверенными командами и действиями, но всякий раз чувствовалось напряжение всех и каждого, чьи фигуры мелькали в кадрах древней хроники. Это было заметно по нервным постукиваниям пальцев специалистов космодромного расчёта, сидящих за пультами, по напряжённым взглядам офицеров инженерных служб, устремлённых в мониторы, по сурово-сосредоточенным выражениям лиц командующих, старавшихся воспринимать ровно и без эмоций звучащие слова: «Внимание!.. Сброс ШО[2]!.. Минутная готовность!.. Ключ на старт!..»
Шесть…
У людей получалось, а Разум на протяжении последних пятнадцати лет при непосредственной помощи высших существ, называющих себя расой «Асанкх» и обитающих на газовом гиганте, провёл более пяти тысяч попыток по созданию первичных пластин начального слоя пространства, но все неудачно.
Четыре…
Выполнение этой сверхсложной задачи дало бы всем жителям на крошечной планете Поса уникальную возможность расширить зоны обитания при смещении орбиты планеты и, в дальнейшем, помогло массово переходить людям в четвёртое измерение, что являло бы собой гигантский скачок в эволюции возрождаемого человечества на Поса.
Два…
Каждая неудачная попытка заставляла Разум рьяно корректировать колоссальные расчёты в поисках ошибок снова и снова. Да, он обладал эмоциями, в отличие от типичных искусственных интеллектов. Его внутренние системы содержали не только необходимые схемы и файлы с прописанными программами, но ещё хранили живые отпечатки сознаний тысяч земных учёных, пожертвовавших своими жизнями при создании гипермозга земного звездолёта и даровавших таким образом ему свои знания и эмоции. Все эти человеческие чувства и заставляли Разум идти напролом к поставленной цели.
Один…
Нервное ожидание достигло апогея и казалось, что звенящая тишина в отсеке словно завибрировала в предвкушении финала очередной попытки, в то время как на транслируемой голограмме из космоса яркая нить уже вот-вот готова была проникнуть в атмосферу Поса.
Контакт!
Тонкий луч, не долетая планеты, молниеносно разделился на сотни тысяч копий. Сияющие нити, веером разлетающиеся в вакууме, стали размножаться в геометрической прогрессии и тонкими штрихами высветили космическую черноту, являя феноменально красивый узор, от которого перехватило бы дыхание даже закоренелого скептика.
Один из коротких лучей устремился к планете и проник в её атмосферу. Через мгновение, коснувшись мачты двухсотметровой антенны, возвышающейся над туманной частью Поса, луч, ярко вспыхнув, обвил ломанной молнией стержень антенны и исчез в болотных глубинах. Импульс, проникнув под своды отсека звездолёта, вызвал какофонию единовременных звуковых сигналов. По гигантским полукруглым стенам, сплошь усеянными замерцавшими датчиками и платами, пробежала стремительная волна бело-голубого света, словно наполняя гигантское помещение микро-фейерверками. Перед когнитивным модулем появился текст на тончайших зелёных шестигранниках, соединявших своими переплетениями от пола до сводчатого потолка всё колоссальное пространство отсека:
«Аналитический Центр – Базе: проведена итерация[3] № 5 369 по созданию первичной пластины начального слоя вакуума. Соответствие заданным параметрам выполнено на 95,7%»;
«Разведцентр – Базе: по поступающим данным тестирования от расы «Асанкх» операция зафиксирована как успешная».
Внезапно доклад был прерван сдвоенным сигналом, напоминающим звон хрустальных колокольчиков и перед когнитивным модулем, поверх данных появился текст:
«Система наблюдения «Информаторий» – Базе: поступил запрос о визуальном контакте от ментального организма, ранее известного как Хлада и Флэм, ныне являющегося единым целым, именующим себя ФлэХла».
Голографическая карта космоса рассыпалась, а взамен неё появилась красная надпись:
«База – всем системам: принять в обработку полученные данные. Информаторию: ответить положительно на запрос о контакте».
Спустя пару секунд среди шестигранных визуализаторов проявилась чуть размытая фигура человека, чьи очертания подрагивали и раздваивались.
– Приветствуем вас, Разум! – мелодично произнесло в унисон двухголосье.
– Рады видеть вас, ФлэХла! – ответил торжественно приглушённо-звенящий голос, и перед центральным обменным узлом появился высокий туманный силуэт со слега угадывающимися чертами лица. – Мы несказанно благодарны вам за помощь и подсказки в создании пластины пространства! И в том, что наконец свершилось сегодня, есть и ваша огромная заслуга! Вы же появились поздравить нас? Или причиной визуального контакта в этот раз стало что-то иное, в отличие от нашего привычного ментального общения?
Голова ФлэХла раздвоилась, явив лица Хлады и Флэма. Переглянувшись, они слились воедино, зазвучав двухголосьем:
– Мы конечно же поздравляем вас, Разум, с таким невероятным достижением, но нам необходимо зафиксировать эту встречу в режиме особой секретности, без возможного доступа к её записи любому постороннему.
Силуэт Разума замер и, немного помедлив, плавно взмахнул руками, явив перед собой текст:
«База – Системе Безопасности: провести данную встречу согласно протоколам безопасности, параграф 36/9, пункт 1 – режим сверхсекретности. Подключить формат «белого шума»[4], без возможности проникновения любых разумных форм на данную встречу».
Красная надпись тут же сменилась чередой символов, стремительно побежавших вверх по тонким шестигранникам, и через мгновение выстроился текст:
«Системе Безопасности – Базе: принято к исполнению. Режим сверхсекретности активирован, включая 1 минуту до и после встречи».
Вмиг образовавшийся густой туман, замерцав искрами, заполнил всё пространство отсека звездолёта. Послышался шум, напоминающий звук гигантского водопада и синтетический голос Разума произнёс:
– Нас настораживает такая неожиданная просьба, ФлэХла. Что случилось?
Размытая человеческая фигура, тяжело вздохнув, негромко произнесла:
– Нами случайно получена информация, на основании которой, мы полагаем, что всё человеческое население Поса подвергнется уничтожению. Но не в привычной форме умерщвления, а за счёт массового лишения индивидуальности каждого, включая вас, Разум.
[1] Логарифми́ческая спира́ль (Spira Mirabilis), или «изогональная спираль» — особый вид спирали с геометрическим свойством, где каждый следующий виток подобен предыдущему (Прим.авт.)
[2] Сброс ШО – отключается "Штепсель Отрывной", который связывает космический корабль и ракету с землей (Прим.авт.)
[3] Итерация (от лат. iteratio) – единичное повторение того или иного действия, применяется в программировании относительно циклов, исполняющихся в процессе работы программы несколько раз. (Прим. авт.)
[4] Белый шум – стационарный шум, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот. (Прим.авт.)