Читать онлайн
"Роботу, собака - человек."
Человек одинок как вид. В ближайшей перспективе ему скорее всего не светит поболтать о насущном с инопланетным другом. Обсудить с разумным волосатым соседом по галактике: преимущества ловли рыбы 4мя руками или какими конкретно ногами жать на педали велосипеда, когда у тебя их больше 2ух. Зато техника и искусственный интеллект вполне приблизили нас к этому.
Несмотря на то, что обычных роботов-помощников; которыми сейчас, в 2140-ом году, красочными рядами, заполнены все магазины создают «по образу и подобию», многочисленные производители порой создают таких крокозябр, что сложно понять, как это всё многообразие вообще было придумано. И если такое чудо вдруг при встрече заговорит со мной о рыбалке, то я сам сяду на квадробус и улечу в дурку.
Привет, меня зовут Серёга и мой сосед робот. Пару месяцев назад, моя соседка, бабушка София преставилась, и в своём последнем любовном порыве к машине с прекрасными железными глазами, руками, ногами, ну и другими соответствующими человеку частями тела завещала свое имущество железной банке. Теперь её робот помощник живёт один в квартире покойной старушки. После закона из далеких 2090-ых о неприкосновенности робототехники, в мире настал какой то сумбур. Мы люди, между собой сладить не можем, но нас хлебом не корми, дай масла в огонь подлить.
Вот и вышло же так, что железный парень - Геннадий, названный обществом так в честь зарубежной корпорации их производящей: Global Engineering Nowaday или просто G.E.N. corp., теперь жил в своей собственной квартире, как человек. Мне это если честно совсем не нравилось. Я не имел ничего против робототехники, но сам её старался не использовать. Мир, что я наблюдал вокруг давно летел куда-то на дно, каждый раз пробивая его и показывая, что есть дно поглубже. После яркой маркетинговой компании, проведённой корпорацией пол века назад они заставили людей взглянуть на их обычных помощников как на предмет роскоши. Народ начал покупать себе не только домашних помощников, а роботизированных компаньонов, осуществив при этом незримые обывателям планы корпораций. Для дам это были карманные собачки и кошечки, для суровых мужиков выпускали таких же суровых железных друзей, ну и милых подруг тоже, куда без них в этом безумии. Я не мог смотреть на такую дружбу без сочувствия, всё это вызывало у меня только одно - отвращение. Наш и без того сухой мир стал ещё бесчувственнее. Одинокие люди в окружении машин. Откуда столько трепета к бездушным железным банкам у человечества было для меня загадкой, мне было сложно это всё принять, но повлиять на это совсем невозможно, по этому я просто жил, смотрел на это и делал вид, что всё в порядке вещей. Время шло, вся эта маркетинговая каша заваривалась всё гуще. Я был совсем не против последней воли бабушки Софии, к её искусственному другу, это её право. Но всё же будь моя воля, я бы отдал эту квартирку, к примеру: местному, живому, бездомному дворнику, он всегда держал в чистоте наш уровень, да и выглядел он довольно прилично для человека в его положении.
В общем сижу я дома, никого не трогаю, ностальгирую фильм из детства, вместе со своим псом Мухой, вдруг стук в дверь, да такой, что можно с инфарктом отъехать, в свои то года. Открываю, а там он, стоит, не моргает, а мог бы, хотя бы ради приличия. Наш Гена был помощником, старым допотопным роботом, не в пример современным аналогам. Кто тогда придумал их такими дылдами здоровыми делать - непонятно. Я мужик далеко не низкий, а он на меня в упор смотрит и молчит. Выглядел он очень странно, после того, как им всем вкатили когнитивные функции нового поколения, новые роботы стали более "живыми", если можно так сказать, но старые модели, напротив, стали совсем не от мира сего.
- Эй, ты извращенец что ли?
- Нет, что? Простите. Я ваш сосед Ген:32022760
- Рассказывай... Гена.
- У Вас есть шестигранник в инструментальном наборе?
- Есть, с недоумением ответил я.
- В обмен на любую законную помощь, прошу Вас затянуть мой гидроузел.
- А у тебя сил, что ли не хватает, робот?
- Не дотягиваюсь до спинного отдела.
- Ладно, пошли, у себя дома я тебя ковырять не стану. А то ещё Муха погрызёт.
Мы зашли в квартиру и если бы Ген был осознанным, то я мог подумать, что чердаком он всё таки потёк, на полках по всему дому стояли фотографии молодой бабушки Софии с Геной в обнимку, словно они влюбленная парочка. Телек в гостиной на репите проецировал в воздух запись бывшей хозяйки. Записи её голоса звучали по всей квартире. На кухне вылизанной до кристальной чистоты раздавался вкусный аромат чая из сервиза века по меньшим меркам 19го.
- Скучаешь? Спросил я, решив выявить все подвохи нового друга одним вопросом.
- Она была очень добра ко мне. На сколько железный способен показать свои чувства, этот ответ был максимально наполнен скорбью.
- Ну да, ну да, как скажешь, показывай, что тебе там раскрутить?
- Нет, что Вы, мой гидроузел...
- Да не нуди, шучу.
Пока я прикручивал к несущему скелету блок, куда сходятся трубки с жидкостью Гена поведал мне, что если блок открутится полностью, то с большой вероятностью вырвет давлением половину трубок и жидкость выльется, а давление в системе упадёт, это значило, что наш железный дровосек потеряет способность ходить, да и вообще шевелиться. Мне это конечно совсем не нужно, но знания как говорится сила. Еще Гена поведал о том, как ему стало одиноко без взаимодействия с человеком и о том, что возможно, когда ни будь, он тоже заведёт собаку. Поведал о своих друзьях с конвейера, почему-то назвав их семьей, что шлют ему свои ,неоднозначные, конечно же наполненные добром, месседжи прямиком в железную голову.
- И о чем же вы там общаетесь, интересно знать. Не удержавшись от сарказма, выпалил я, докручивая последние болты блока. - Неужели с Рождеством друг друга поздравляете и в гости на праздники зовёте ?
- Это стандартный обмен данными об ошибках, запланированный корпорацией. Сухо ответил робот.
- То есть Рождество вместе Вы проводить не планируете?
- Боюсь эта задача в нас пока не заложена.
- Но хотелось бы?
- На сколько я знаю человеческие отношения, проводить с семьей время, важный аспект взаимодействия.
- Ну тогда тебе точно стоит съездить к семье, представляю выпученные глаза владельцев тех роботов, «родственник» которых приехал с подарками отпраздновать Робо-Рождество в квартире человека. Пыхтя над последним неудобно расположенным болтом ответил я Гену.
Представив всю абсурдность ситуации я снова хохотнул в голос, а углубляющийся в тему семейных отношений Ген, не понимая сарказма, тем временем всё больше рассказывал о «семье». Он говорил о том, что роботы из одной производственной партии, друг к другу, имеют родственную привязанность, чем ближе серия, тем сильнее связь, в общем наш болтун пытался меня убедить, что следующий после него железный чувачок на конвейере был ему, чем-то вроде родного младшего брата, о том, что он вдруг оборвал связь и пропал с радаров корпорации и о том, как мой сосед Ген очень надеется снова услышать сообщения от потерянного брата.
В этот железный бред сложно было поверить, но я ещё ни разу не слышал, что бы роботы могли соврать или придумать вымышленную историю, убедить в ней себя и рассказать её первому встречному. Эта история конечно выбивалась из общей картины моего мира, но мне на Гену, как и на всех железных с их какими бы то ни было странностями было глубоко всё равно. И я забыл про это, как только захлопнул дверь домой.
На следующий день, Гена в 7 утра прибежал ко мне, с какими то вязаными дырявыми сумками - сетками. И в своём стиле долбанул в дверь так, что проснулись наверное даже постельные клещи. Муха от внезапности даже гавкнул сквозь сон, хотя он у меня пёс не очень то разговорчивый. Через силу я еле заставил себя встать, эти последние минуты сна утром перед работой на вес дороже золота. Открыв дверь, я с трудом удержал себя тут же её не закрыть.
- Ну чего у тебя там, опять болты раскрутились? Зевая, сказал я.
- Дорогой мой сосед, я обязан Вам, прошу принять мою помощь с доставкой продуктов.
- Ты ненормальный что ли?
- Мое поведение было протестировано корпорацией Global Engine.....
- Ты какого лешего в 7 утра приперся? перебил я Гена, не дав договорить его затертый до дыр текст.
- Мы с Вами вчера заключили сделку, условия которой я до сих пор не выполнил.
- Ну и не торопись. Поверь ты сразу узнаешь, как мне понадобишься.
- Позвольте уточнить...
Тратить впустую драгоценные минуты, которые можно потратить на сон я не хотел, да и не стал, по этому закрыл дверь прямо перед его механическим носом не дожидаясь логического завершения диалога. Выгоды от нашей «сделки» я не искал, чем он может мне помочь: сгонять в магазин или передвинуть диван? И вскоре я забыл про должок. Время шло и всё чаще я начал замечать, что наш местный, самостоятельный Ген отходит от нормы. Что движет искусственным интеллектом, когда стоя в своём углеродной-волоконном облачении на улице, он с маниакальным видом, без единого движения, смотрит на прохожих шевеля только глазами? И когда мы с Мухой попадали под следящее всевидящее око, оба непроизвольно ускоряли шаг. От пронизывающего взгляда роботизированных глаз, по коже пробегал лёгкий холодок, а Муха натягивал поводок как струну, пытаясь ретироваться как можно быстрее. Муха не был трусливым псом, но чуял, что эта тварь, далеко не божья.
Заявить на странную работу робота означало вступить в конфликт с G.E.N.corp., это было бы весьма глупо не просто для обычного человека, с ними не связывались даже государства. В общем оставалось только ждать, что же он в итоге выкинет. В пользу соседа могу сказать одно, он был вежлив и со всеми здоровался.
Наш город был наполнен такими соседями, обычно их поведение не вызывало внимания, они спешили за продуктами, выносили мусор, выгуливали собак, работали за хозяина. Приносили в дом заработок получали задания от владельцев и выполняли их. Но наш сосед был «свободным», таящим в своей голове задачи одному ему известные, которые он сам себе и выдавал. Он был тем, кто всё таки попал под закон о защите прав роботов. На моей памяти не было ни одного такого случая. Я, решивший, что не смотря на закон за странным роботом уже скоро приедут, был весьма удивлён, что по прошествии времени он так и остался жить в квартире бабушки Софии. И что самое интересное, во всей этой истории, ни кто из служб контроля в корпорации G.E.N. не обратил на этот, отклонившийся от нормы, случай никакого внимания.
Никакой организации, контролирующей подобные случаи не было, да и кого там контролировать, на весь наш город он такой скорее всего один. В нашем городе живет миллиона 4 с половиной, прибавить к этому числу всех помощников и получим среднестатистический провинциальный город с общим населением в миллионов 7. Здесь наш сосед легко терялся из виду корпорантов. Да и со своими странностями он тревожил разве что тех, кто жил с ним на одном уровне.
Уровнем люди назвали пространство объединявшее весь город через каждые этажей 10. В этом пространстве находились площади и парки, от каждого уровня там и тут вели многочисленные дороги, переходы, лестницы, эскалаторы, лифты и остановки для квадробусов, соединяя город между собой.
Мы с Мухой жили на 6ом уровне, а это примерно шестидесятые этажи. Не смотря на цифру высота здесь не ощущалась, плотная сеть переходов, оград и иных застроек скрывала всё, что находилось ниже, да и выше тоже. Искусственного света было достаточно, но солнца здесь ни кто не видел. Яркий мрак неоновых линий.
.