Читать онлайн
"Серегины байки"
Санька слыл в студенческой среде не только закоснелым «книжным червем», но и дотошной «музейной молью». Хотя, почти каждый будущий археолог, по сути, ничем не отличался от Саньки: также сидел за учебниками перед сессией, изучал каталоги с находками перед практикой в очередном захолустье и молил небеса послать в яме с песком и камнями что-нибудь сенсационное.
Каждый… за исключением Сергея, у которого был свой «особый» взгляд на будущую профессию — «было бы что копать, а находки всегда будут». С таким мировоззрением он успешно доучился до аспирантуры и был на хорошем счету у педагогов. И лишь одно портило такую прекрасную «бочку меда» — его безграничная фантазия с неподдельным чувством юмора. Пара рыбьих костей становилась хмельным застольем викингов, коих в тех местах никогда не водилось; кусок бересты с буквами — посланием древнерусского «Ромео» своей несчастной «Джульетте» в сарафане… У каждой найденной вещи появлялась своя непревзойденная история, порой не имевшая ничего общего с реальными событиями. И если в стенах аудиторий такая околесица раздражала, то на изнуряющих раскопках это становилось панацеей от скуки и безнаходочной депрессии.
Вышло так, что пути двух археологов случайным образом пересеклись. Санька планировал на каникулах «прочесать» дрезденские и берлинские музеи. Серега же с пятикурсниками под руководством доцента собирался на раскопки в Египет, но за день до вылета с ринитом и ангиной слег один из членов команды.
— Как всегда, — выругался Олег Борисович, собрав оставшихся на последний инструктаж, — поехать нормально не можем: то гипс, то костыли, то прыщи, то насморк… Хилое поколение! Хватит! Или полный состав, или дома сидите все лето! Есть кто на замену?
Студенты задумались.
— Да, есть один парень на примете, — пробурчал Серега, предвкушавший настоящий копательный рай, который вот так глупо мог сорваться из-за пустяка, — только он больше по музеям шатается, пыли еще не нюхал, лопату не держал. Слышал, что с Древним Египтом хорошо дружит, еще черепки здорово нумерует…
— Вылавливай его! — воскликнул научный руководитель. — Через час жду звонка!
По своим нетайным каналам аспирант разыскал номер претендента и в коротком задушевном разговоре описал все прелести походно-археологической жизни. Про всякие неудобства Серега умолчал: еще с перепугу тот откажется, и ищи тогда нового сотоварища или (чего хуже) сиди все лето в душных каменных джунглях с попеременной вылазкой к бабушке в деревню на прополку картошки.
И вот, в назначенный день команда из десяти молодых археологов под руководством Олега Борисовича обустроилась в салоне эконом-класса авиарейса «Москва-Каир». Парни уступили девчонкам места у иллюминаторов. Серега пристроил нового «расхитителя гробниц» между собой и Дашей и ни капли не пожалел о таком решении. Пока самолет маневрировал по твердой земле, все было отлично, но стоило шасси оторваться от взлетной полосы, Саньку тут же накрыл «страх полета». Его испуганный взгляд бегал по салону, глаза с расширившимися зрачками, казалось, вылезут из орбит, пальцы с такой силой вцепились в подлокотники, что те скрипуче застонали.
— Что с тобой? — с нескрываемым раздражением поинтересовался научный руководитель у студента и, не дожидаясь ответа, изрек: — А об этом нельзя было поставить в известность? Заранее!
— Я… Сам… Не… Знал… — выдавил из себя парень. — Не… Летал… Еще…
— Вот что, — начальник переключил свой гнев на Сергея, — ты его притащил — ты и возись с ним.
Такого поворота событий аспирант никак не ожидал.
— Сашенька, солнышко, — залепетала Даша. — Хочешь, я тебе сказку расскажу?
В ответ Санька лишь заморгал, соглашаясь на отвлекающую от полета историю.
— Закрой глазки и представь, что ты идешь по лугу, душистому летнему лугу, — девушка на ходу придумывала психотерапевтическую белиберду, в коей она не была сильна. — Вокруг летают бабочки, поют цикады, жужжат пчелы и шмели. Очень громко жужжат, но не кусают. Они добрые. Ты идешь мимо кустиков, таких цветущих, зеленых, приятно пахнущих. И вдруг из-за них выскакивает…
— Мумия! — рыкнул басом аспирант, вытянув руки, как зомби.
— Сережа, какая мумия в поле? — раздраженно воскликнула Даша, не на шутку испугавшись.
Пассажиры самолета с недоумением посмотрели на археологов, поднявших шум. Парню было «по барабану». Девушка виновато улыбнулась, пожала плечами. Зато Санька приободрился, услышав любимое слово. Этот момент не ускользнул от наблюдательного аспиранта.
— Мумия… — Сергей жестами не дал раскрыть Даше рот и продолжил рассказывать загробным голосом уже свою сказку-ужастик. — Древняя… Вся в старых бинтах… Пропахшая нафталином…
Соседствовавшие со студентами невольные слушатели притихли, насторожились. Им тоже стало интересно, чем же закончится эта странная история про мумию на лугу.
— Ее везли на выставку из города в сельский музей, но по дороге грузовик подпрыгнул на кочке, и гроб вылетел из кузова в кусты. Мумия была разгневана таким непочтительным отношением, погрозила кулаком и отправилась искать обидчика-шофера. Она шла по лесной дороге, потирая ушибленную голову и пиная сосновые шишки. Шла, шла до села и нашла водителя в кабине в компании бутылки пива, воблы и симпатичной…
— Здесь же дети, Сережа! — шепотом возмутилась Даша.
— А… Симпатичной трехшерстной кошки. Она сидела у него на коленях, мурлыкала что-то под нос, лакомилась кусочками сушеной рыбы, запивая ее…
— Сергей! — в голосе студентки зазвучали нотки раздражения.
— Все-все… Я не буду… — ретировался аспирант, понимая, что с таким сюжетом дать волю фантазии он точно не сможет и пора закругляться. — Мумии стало жалко заботливого водителя, и она, улыбаясь, попросила отвезти ее в музей на выставку. Вот ужастику и конец!
С соседнего ряда послышались недовольные вздохи слушателей. Так слить непредсказуемый финал… Даже Санька расстроился, побледнел. Серега решил исправить ошибку и, собравшись с мыслями, начал новую байку.
— Студия «Нью Ужастик Энтертейнмент», — зажав нос на манер кассетной озвучки, промычал парень, — представляет хит сезона — новую серию нашумевшего сериала «Байки из древнеегипетского склепа». Но в связи с досадной неприятностью в виде тараканов-пленкоедов, у нас осталась только оригинальная звуковая дорожка. Ее мы и предлагаем заценить в нашем эфире. Слушайте и дрожите от страха!..
Санька впервые за полет расхохотался, забыв о самолетной фобии. Серегины ужастики подействовали на него лучше разрекламированных таблеток. Дождавшись, когда сосед успокоится, аспирант продолжил гнусаво-заунывным голосом:
— Бойтесь каждого шороха, каждой тени, ибо ваш час расплаты пришел! Давным-давно, когда пирамиды еще были покрыты облицовкой, а стены храмов исписывались последними новостями о походах царей, в Фивах жил фараон. Точнее, он там правил Египтом. И было у него много жен и наложниц. Сотня или более…
— Рамсес Второй, что ли? — вставил отдышавшийся после смеха Санька.
— Не… Про него и так куча всего, — нормальным голосом ответил Серега и продолжил снова гнусавить. — Имя ему было… Рамсес Третий. Однажды любимая жена и наследник решили убить его. Они не хотели ждать, когда правитель скончается от старости. Но заговор был раскрыт, а зачинщики заживо погребены в гробнице…
— Да это в каждом институтском учебнике по истории Древнего мира написано, — вмешалась Даша. — Придумай Ромео и Джульетту, как с берестяной грамотой, только египетских.
— Тогда Рамсес прогнал всех нелюбимых жен, наложниц, оставил только лучших и их детей, а потом женился на юной принцессе с северных гор. Она ненавидела своего мужа, родила двойняшек, мальчика и девочку, и умерла. Ее детей никто не любил. Принц всегда защищал сестру от нападок старших. Однажды мальчику явился Анубис и наградил страшным даром — высасывать жизнь из людей прикосновением губ…
Тут снова вмешались пассажиры-слушатели: «А как же потом он свою девушку целовать-то будет?», «Бедный ребенок!», «Ужас какой!».
— Египтяне целовались носами, а не губами! — провел ликбез Санька.
— А чтобы принцу не так страшно было, дал Анубис ему еще один дар — оживлять заклинаниями неживое: из цветов делать бабочек, из веревок — змей. Дескать, пусть развлекается, пока маленький. Двойняшки выросли. Отец решил женить сына на заморской царевне, но он не знал, что юноша поклялся взять свою сестру в жены и оберегать ее до конца жизни.
— Это же неправильно: брат и сестра, — укорила рассказчика строгая женщина с заднего кресла.
— В Древнем Египте родственные браки в царской семье были нормой, — Серега начал выпутываться из щекотливой ситуации. — Ладно, пусть будет так: юноша поклялся оберегать сестру от всяких злых людей.
Женщина одобрительно захлопала в ладоши, а парень продолжил на ходу придумывать байку.
— Дерзкий принц пошел против царской воли. Сбежали дети от страшного гнева в храм. Проклял их Рамсес, а потом сам умер…
— И где тут страшилка? — закряхтели сзади пятикурсники. — Давай, Серега!
— Тогда начал гонение на двойняшек новый фараон — их старший брат. Чтобы не быть казненными, принц забрал жизнь у своей сестры, похоронил ее и умер сам…
— Вот же, блин! — раздался недовольный мальчишеский голос с соседнего ряда.
— А так все хорошо начиналось… — вздохнула старушка, сидевшая через проход и читавшая брошюрку-путеводитель.
—Это только всем показалось, что принц умер, — аспирант в угоду слушателям повернул сюжет, — он, как мертвый, лежал в гробу и ждал того, кто откроет крышку гроба, чтобы вобрать в себя его жизнь и воскреснуть. Один незадачливый археолог уже в наши дни пожертвовал собой, стал мумией в царском гробу, а египтянин ожил, бродит по миру и ищет пропавшую из гробницы сестру, чтобы оживить ее, и убивает всех своим поцелуем, кто встает у него на пути! Будьте бдительны, если встретите прекрасного юношу в древних одеждах! Вдруг… это… он?!
— Серега! Ну, ты даешь! — закричали пятикурсники и заулюлюкали от восторга.
— Молодые люди! — сделала замечание стюардесса. — Вы в общественном месте! Соблюдайте тишину!
— Простите, пожалуйста… — Олег Борисович принес извинения за своих подопечных и шепотом добавил: — Сергей, а продолжение будет?
— Сейчас, — ответил парень, делая большой глоток минералки. Он перебирал в мыслях самые нестандартные страшилки, выбирая самую подходящую для такой разношерстной аудитории. Решив больше не экспериментировать со звуком, Серега начал рассказ своим обычным голосом:
— Вы готовы услышать безумную историю о любви человека и призрака?
— Да-а-а! — раздалось со всех сторон.
— Эта быль началась в Древнем Египте. Принцесса влюбилась в бедняка, но об этом узнал ее отец. Его гнев был страшен: он долго держал несчастного в темнице, а потом заживо похоронил месте с новорожденным ребенком — его сыном…
По салону прокатились волной вздохи и тихие всхлипы.
— Фараон женился на дочери, чтобы скрыть ее позор. Но она не забыла первую любовь, — голос аспиранта стал ниже и глуше, наполняясь зловещими нотками. — Она убила отца. Она убила их сына. Она убила всех, кто охранял ненавистного царя и исполнил приговор для ее любимого и ее первенца. Она взошла на трон. Она искала останки бедняка, но уже никто не знал, где его похоронили. Все были мертвы! Тогда царица прибегла к запрещенной магии. Ее душа улетела искать могилу, а бездыханное тело осталось в постели. Поиски ничего не дали. Только возвращаться душе было некуда — жрецы похоронили царские останки в тайном склепе...
— Дальше-то что? — не выдержал доцент.
— Дальше?.. А дальше она веками заставляла искать гроб с возлюбленным всех, кто приходил в долину, где была ее усыпальница. Если человек не мог исполнить ее волю — он умирал в чудовищных муках. Это продолжалось до тех пор, пока туда на раскопки не приехал молодой археолог. Он вступил с призраком в противостояние. Царица влюбилась в дерзкого юношу, а он в нее.
— И? — заерзала от нетерпения Дашка.
— Внимание пассажиры! Наш самолет…
— А чем история закончилась-то? — полюбопытствовала ругавшаяся на нарушителей спокойствия стюардесса, которая, как оказалось, тоже с интересом слушала Серегины байки.
— Расскажите, пока самолет не сел! — донеслось со всех концов салона.
— Царица показала археологу свой призрачный мир, в котором он захотел остаться. Но парня похитили боевики, которые хотели поживиться нетронутыми сокровищами, и едва не убили его. Царица отомстила — убила всех, хоть раз ударивших нового возлюбленного. Археолог нашел останки ее первого любовника и ребенка, достойно похоронил их в царской усыпальнице в одном из гробов. Мумию же парень вывез из гробницы и отдал в музей, директором которого был его отец, а через несколько лет стараниями призрака стал и он сам. Когда пришло время умирать, он лег в гроб к возлюбленной, закрыл крышку, чтобы никто не догадался. Его тело мгновенно высохло, став мумией, а душа поселилась в призрачном мире царицы, где его ожидали вечная любовь и нечеловеческое счастье.
— Вот это финал! — расплакалась бабулька с путеводителем. — Такой храбрый юноша!
— Любовь за гробом! — донеслось спереди.
Серега самозабвенно купался в лучах славы, сидя, раскланивался, как звезда сцены, налево и направо.
Шасси коснулись взлетной полосы. Санька с облегчением выдохнул и расползся кляксой в кресле. Он уже решил, что обратно будет возвращаться любым наземным транспортом, но только не по воздуху.
— Как тебе Серегины байки? — положив руку на Санькино плечо, полюбопытствовал аспирант на таможенном контроле.
— Круто! Но самолетом я больше не полечу. И не уговаривай!
— И не буду. Обратно вместе поедем, — улыбнулся Сергей. — Олег Борисыч меня в твои личные няньки перевел. Теперь, куда ты — туда и я!
— Да без проблем! — рассмеялся Санька. — А с ужастиками ты, это, клево придумал! Вот бы хоть один из них был взаправду!
— Взаправду? Типун тебе на язык! И плюнь три раза через левое плечо! А еще помолись, что твои слова не сбылись!
— Ты чего так? — испугался студент.
— Будь поосторожнее со своими мыслями и желаниями. Мы на древней земле. Остерегайся людей и надписей! Дольше проживешь!
— Ладно, Серег! Я же пошутил…
Санька поднял чемодан и направился к группе.
— Помни, что случилось со всеми, кто потревожил покой Тутанхамона… — предостерег аспирант замогильным голосом.
Нервно сглотнув, студент остановился, повернул голову, покосился на Серегу и опрометью бросился к Олегу Борисовичу и сокурсникам под тихий смех своего личного няньки.
.вам необходимо купить книгу