Читать онлайн
"Забытая сказка"
Старик и мальчик поднимались все выше по тропе, ведущей на гору. Там уже горели кусты красными плодами ягод шиповника, привлекая внимания птиц.
Мальчик постоянно крутил своей русой головой. Его юную душу так захватили виды вокруг, что он уже и забыл, как без умолку жаловался дедушке всю дорогу. То корзина на плечах тяжела, то подъем ужасен и ещё и по песку.
Старик же молчал, но периодически напоминал юнцу, что его отец — отважный воин. И сейчас он воюет далеко за морем, а дом остался на мальчике. И как же добрая матушка сможет доверять сыну, если он жалуется, подобно прожившему жизнь в боли и бессмысленности старику?
Фото: Андрей Фролов
Выбрав наконец-то куст, они приступили к сбору.
— Ай! — Больно укололся о шип мальчик, дедушка покачал головой.
— Я тебя в ученики взял, а ты не смотришь, как делаю я. Как же тебя учить?
— Но я рвал ягоды, как показали!
— Нет. Ты спешишь, без любви это делаешь. Вот тебя шиповник и наказал.
— Как это? — Не понял юнец.
— Мы же не воровать ягоды пришли.
— У кого воровать, дедушка?
— Как у кого? У куста. Ты же знаешь, что все вокруг живое. Приди кто твои волоски с головы рвать, разозлился бы?
— Конечно!
— Вот и шиповник злится.
— Но мои волосы не ягоды!
— Ванюша, но и их можно вырвать. А можно для оберега попросить отрезать. Вот так и шиповник: он нам силу даёт, поит и кормит ягодами весь год. Мы пришли, должны сказать ему спасибо, что уродился. Затем тянем ягодку и чувствуем: легко идёт — забираем. А тяжело — оставляем, не срок той ягоде быть сорванной.
— Долго же мы так будем собирать, — снова капризным тоном заговорил Ваня.
— Приноровишься и быстро дело пойдет. Тем более все с куста собирать нельзя: птичкам, зверям каким тоже шиповник очень нужен. Это называется собирать с любовью.
— Любовь, любовь. Все так много говорят об этом. А что это?
— Вот олух, — покачал головой старик. — Любовь, что такое! Да ты ж из любви и родился и ею же окружён.
— Как это? Меня тятя и матушка родили, а не любовь какай-то, — попробовал сорвать ягодку мальчик.
— Любовь у твоих родителей тебя родила, любовь твоих предков воспитывает сейчас, а любовь этого мира кормит и дала дожить до своих лет.
— Неужто все любовь?
— Всё. А что без любви: криво выходит.
— Как это?
— Ну, не люби тебя мама: выгнала бы и голодал, холодал. Не люби тебя и всех нас мир: засуху бы наслал, беды без конца и края. Не люби кузнец дело свое, да делая мечи краевые, для воинов наших: давно б исчезли бы мы и традиции наши.
— Страшно, дедушка.
— Знавал я одну историю, когда любовь кривой пытались сделать. А она все равно победила.
— Расскажи, дедушка!
— Ну, тогда собирай ягоду. Я тоже буду собирать и тебе рассказывать. Кхе, кхе... Итак, по молодости, когда я только учился знахарем быть, я приехал в город Танаис. Какой же величавый городище!
Стены высоченные, ладьи приходят к нему великие, товара со всего света разного. А я приехал знания новые получить. Думал, найду их в городе, а все опять к природе вернулся. Она мудрее оказалась. Так вот, пока я там жил, в один день зашёл на праздник. Гулял хозяин гончарных мастерских: выдал замуж дочь, самую младшую. Не мог ей найти жениха достойного целых пять лет. Девке той уже 15 было, боялась вся семья, что старой девой останется.
Картина городища Танаис в музее "Танаис" Ростовской области
Так вот на празднике этом была музыка, танцы разные. Я очень хотел зайти и как гость подарил одну из ценностей, что мой тятя мне в путь дал: златой и большой камень: янтарь. Несколько дней гуляли гости: танцевали, пили, праздничали. И вот в последний день свадьбы, когда многие уже устали отмечать к гостям вышел грек, поэт Агапит. Он начал рассказывать нам историю, которую привез с далеких Афин. Его сказ был о воине, попавшем в козни богов их Богов. Вот о нем и пойдет рассказ.
Звали того героя Эниас. Родился человеком, да и жил бы человеком, если бы беда в его дом не пришла.
А пришла она в лице Троянцев. Разорили его деревню, лишили отчего дома, когда он был ещё совсем кроха, младше тебя. Спас его дух дерева, который раскрыл свою кожу и впустил мальчика внутрь. Тогда же Эниас поклялся стать сильнее. И дерево, понимая, что больше никто кроме юнца не вспомнит, что оно живое и не принесет ей почести, рассказало ему секрет. А секрет был такой: стать очень сильным можно, окунувшись в особую реку. Кажется, её название Стикс. Но дойти до этой реки непросто, ведь она в Царстве Мертвых.
Но дерево пообещало помочь юнцу. Но за обещание, что мальчик не забудет о нем и будет почитать, ведая другим, о чем всем людям должны напоминать деревья. А именно о роде своем, о корнях, что держат, как наши предки и память о них. О том, что надо тянуться ввысь, изучая новое, подобно дереву, что ловит своими ветвями ветер, который знает все истории мира. А тянется оно к теплу и свету, добру и жизни: солнцу. И о том, что именно дерево является картой между миром нашим, миром Божьим, и миром мертвым.
Дерево предупредило Эниаса, что хоть и поможет ему спуститься по корням своим в Царство тьмы, но там он должен найти реку Стикс сам. И если мальчик не испугается мертвецов и ужасов разных, сможет стать неуязвимым. И потом, он ради силы может, не боясь, обратиться к самим Богам. А когда придет время выйти из мира мертвых, он должен будет позвать корни дерева, и оно вытащит его. И когда он обретет эту силу, то сможет совершить великие подвиги. И за это его могут наградить самой настоящей силой: бессмертием и вечной молодостью.
Но Эниас должен быть осторожным: Боги не терпят, когда кто-то старается стать равным им. Поэтому и обращаться к ним он должен будет только с великим почтением.
Долгая история, внучек, была, но как понимаешь, Эниас смог пройти через ужас подземного мира и окунуться в Стикс. Правда, чуть не утоп, но его заметил перевозчик Харон. Выловив мальчика, он его отругал. Харон сказал, что не место ему ещё здесь. Но разобраться, почему живой сюда попал — надо. Эниас кинулся бежать, взмолился корням дерева, чтобы вытащили его. И они это сделали.
Оказавшись снова в мире живых, ещё юнец, но уже с силой, как у Ахиллеса, Эниас спросил у дерева: что же делать дальше ему? И то поведало, что нужно вырасти и многому научиться, чтобы его заметили. И лучше всего это сделать с помощью подвигов, подобных тем, что совершил Геракл.
Долгие годы совершенствовал свои навыки Эниас. Учился он у учителей, что посылала ему судьба. Дерево научило его чувствовать мир, подобно тому, как оно чувствует и все знает своей листвой и корнями. Мальчик овладел этим знанием и всегда мог узнать с помощью ощущений на своей коже и тонкости мысли, кто направляется к нему и с какими помыслами. Животные научили его ловкости, хитрости и скорости.
Когда же Эниас полностью научился добывать себе еду сам, он отправился в путь. И встретил других своих учителей: мечников, колдунов и кузнецов.
И создал он себе оружие, которое наполнил знаниями колдуна и дерева. И позволило оно ему вершить великие дела.
А в ту пору война началась. Да противник уже не Спарта. И призвал на службу Эниаса к себе царь Афин, прослышав о его подвигах. Очень быстро он стал командовать армией и принес великие победы.
Имя Эниаса звучало все громче, всех интересовал этот удивительный человек, что возник словно из ниоткуда. Принося победу за победой, просил Эниас в качестве награды устроить поход на великую гору Олимп. Дабы беседу с Богами держать, чтобы справедливости просить у них, отмщения за семью свою убитую и защиту для всех людей. И поддержали его люди, да и собрался поход.
Эниас. Художник: Виктория Ки-ма
Боги то те, знатные лукавцы. Но Эниаса любили люди, его любили сущности подобные богам: деревья, нимфы, фавны и прочие складывали про него песни, легенды и всюду приветствовали с почестью.
Первым он повстречал Бога Гефеста. Гефест высоко оценил доспех Эниаса, получилась у них дружба. Уж больно добрый и справедливый Бог, чего не скажешь об остальных. И дал Гефест совет Эниасу: испить амброзию, дабы стать бессмертным. И тогда Боги его охотнее будут слушать, ведь дело он несет бравое: избавить весь мир от страданий.
Очень разозлилась на Гефеста жена верховного Бога: Гера. Ведь тот решился помогать смертному! А если же тот всех сделает равным Богам? Кто же станет их почитать и бояться? Кто же будет Землю верой наполнять, а самих Богов жизнью? Ведь на вере в них вся жизнь и держится.
Но найти нимфу, что приносила Богам нектар волшебный, оказалось не так и сложно для любимчика самой природы. И испил Эниас нектар сей, получив бессмертие на 1000 лет. А чтобы пить нектар и дальше, нужно было стать равным Богам пантеона, дабы пить этот напиток жизни постоянно. И вот дошла весть до самого Зевса их, что некий смертный хочет общения с ним, хочет стать равным ему и семье его. И очень это Зевсу не понравилось, но и убить его просто так он считал не правильным. Ведь были же уже такие смельчаки, и карали их Боги, да потом люди смели осуждать. А сейчас на народ ему подвластный напасть из-за моря приходит, не время того, кто людей вдохновил и сплотил против врага общего, устранять.
Но Зевс очень мудрый, поэтому устроил Эниасу проверки. Но тот их проходил, доказывая, что душа его готова к тому, чтобы быть равному даже самому громовержцу. Это очень не понравилось Зевсу, тогда он придумал такое: позволить Эниасу довоеваться до победы. А после, когда тот придет к нему, как безоговорочного победителя принять на своем пиру, где и будет решаться дальнейшая судьба война.
Пока Эниас делал все, чтобы выполнить обещания, призвал к себе Зевс дочерей своих Афину и Афродиту. Одна Богиня мудрости, другая любви. И приказал им: придумать, как можно отвлечь воина от цели его стать им равным и избавить всех людей от страдания. Ведь именно этим обещанием он за собой толпы и повел.
И стали дочери мыслить, но больше всего отцу их понравилась идея его дочери Афродиты. Она сказала так:
— Любую задачу человек с упорством решить может и не отвлечётся от неё без сильной нужды. А вот любовь, причиняющая страдание, всегда с верного пути сбивает. Жени его, отец, а я уж позабочусь о том, чтобы он до конца своего срока жизни не отвлекался от любви своей тяжелой.
Но на ком женить? Он ведь может потребовать к себе в жены Богиню, чтобы стать равным с ними. А какой-то нимфой Эниаса не проведешь, холоден он к ним. Да и нимфа будет рада любви такого честного и отважного воина. Тогда вспомнили Боги о своем соглашении с Богами иных народов. Заключили они это соглашение очень давно, когда ещё правил отец Зевса: Хронос.
Заключалось оно в следующем: Боги общими усилиями заставили спать древний ужас, что живет на самом дне Тартара. И спит это существо крепко, и ничто не должно его разбудить никогда, иначе самому миру придет конец. Охраняет сон этого ужаса смертных и бессмертных множество существ. Они же сейчас и заключили в Тартар титанов и отца Зевса.
Врата в Тартар находятся в очень далекой и холодной стране, где верят в иных Богов. И там живет у самого порога между Миром тонким и проходом в Тартар древнее оружие по имени Ауда. Создана она во времена страшной войны, когда людей ещё и не бывало. И она могла уничтожать любое живое существо: даже самих Богов. И вершила Ауда свой суд жестоко и быстро, видя на сквозь помыслы смертных и бессмертных. И обратили её сердце в камень по окончанию войны, поселили в ледяной замок на границу Тартара, чтобы всех, кто желал выйти из него или войти в темницу Богов, она останавливала.
Ауда жила там долгие века и славилась, как самое равнодушное ко всему на свете существо. Ведь все чувства её запечатаны в камень были. И хоть безупречен её облик, но живое оружие не знала никакой страсти, кроме одной: остановить нарушителей границы. Вот к ней горячей любовью и было решено привязать Эниаса. Мало кто знал из смертных об Ауде. Не знал о ней и наш славный воин. А преподнесли ему эту свадьбу так: выдают тебе в жены бессмертную Богиню.
Ауда. Хуждожник: Виктория Ки-ма
Очень обрадовался Эниас, Боги, сущности и многие люди ликовали: у смертного будет свадьба с Богиней! И праздновали они эту свадьбу пышно и весело. Ауду доставили в Олимп ради свадьбы. Как только Эниас увидел её, тут же Афродита наслала на него свои чары. И полюбил воин свою невесту невообразимо: чувство загорелось в нем как факел. Но хитростью славна Богиня любви у этих Афинян. Если бы она поселила в сердце Эниаса только желание тела своей жены, но она поступила хитрее. Ему захотелось всего её внимания, её души. И такая подлость сразу же вскрылась после свадьбы, когда настало время первой брачной ночи. Женушка Эниаса равнодушно смотрела на него, не реагировала ни на прикосновения, ни на признания в любви. Эниас посчитал, что он ей противен, что горячо его обидело. Но на утро, когда ему сообщили, что жена его обязана жить далеко на Севере, он пришел в ярость.
Долго он пытался достучатся до Зевса. Но когда увидел, что Ауду ведут уже к небесной колеснице, уехал с ней. Оказавшись в ледяном замке на границе самого Тартара, Эниас пришел в ужас от этого места. Всюду ходили тени, пугающие любого смертного. Служили Ауде сущности, сотворенные из камней ,и ни одной живой души не было рядом. Эниас ощутил холод и сказал своей жене, что сколько крови и ужаса он видел за жизнь свою, но такого не мог и представить.
И сказала ему жена:
— Ты волен покидать это место и странствовать там, куда позовет сердце твое.
— Как же я оставлю тебя тут одну?
Ауда ощутила от его слов странное покалывание. Словно камень в её груди дрогнул, но тут же замер. Некоторое время они жили вместе. Ауда рассказала, что бессмертна она и молода не от того, что пьет священный напиток. А от того, что оружие живое. Эниас разозлился на Богов, наконец-то он понял, какую злую шутку они с ним сотворили. И тогда впервые засомневался в своих чувствах к жене, от чего ему ещё хуже стало.
Но Ауда своим спокойным и добрым характером лишь сильнее усилила чувство мужа своего. Но быт их был мучительным: часто она уходила в патруль среди чудищ. Эти сущности словно не видели её, хотя она могла пройти прямо перед их носом. Эниас же, только попытавшись выйти из замка на сторону Тартара, был атакован неведомой тварью. И не работал на нем меч земной, только Ауда услышав, неладное, успела спасти мужа. Лечила она его долго, проявляла заботу, как могло позволить её каменное сердце. Даже пропуская патрули.
— Жена моя, благодарю тебя, — произнес Эниас, когда ему стало лучше. И снова ощутила странное ощущение в груди древнее оружие. Не знала она, что душа её, не хуже ни человеческой, ни Богов. И способна учиться и чувствовать, как и мы. И в этом случилась страшная ошибка Богов: Эниаса-то они смогли увести по дальше, подарив людям красивую сказку: что за почитание и за заслуги Богов, могут они стать им «равными». Но не подумали, на что может быть способно оружие, которое научилось любить.
Душа Эниаса все же была смертной. И пребывая в этом мире, он не почувствовал, как прошли века. А срок действия выпитого им напитка бессмертия не вечен. В какой-то момент заметила Ауда, что муж её стал меняться: стал старше, чем был. И он поведал ей историю обмана Богов. Тогда она обратилась к ним, попросив амброзии, напитка бессмертия.
Отказали ей Боги. И разорвался камень на её сердце от несправедливости, что они устроили для Эниаса. Она попросила мужа связаться с той нимфой вновь, да узнали они страшное: наказали ту помощницу, что дала ему испить напитка. Когда же Ауда сама попыталась уйти из Тартара, чтобы взять себе напиток Богов, страшно разозлился на неё Зевс. Но вступился Аид, напомнив: такое сильное оружие, как Ауда, нельзя устранять на случай беды. Как и гневить: ибо она способна стереть даже Бога из этого мира. Да и кто же, кроме неё удержит титанов и отца их, с великим ужасом на дне Тартара, если они решат покинуть его?
Зевс согласился с братом, ибо ни один из Богов не желал жить в таком жутком месте. Согласился Зевс выдавать для мужа Ауды напиток Богов, но момент, когда ей все же прислали его, был критическим.
Эниас умер.
Горько плакала Айда за мужем. Перед прибытием колесничего с амброзией она держала умирающего старика за руку, плакала, а он лишь с последними силами говорил ей:
— Люблю.
Ауда спускалась и в мир мертвых, но не нашла там его душу. Тогда поняла она почему: не было у Эниаса веры в Богов Афин от глубокого разочарования. И с горем и болью ушла Ауда со своего поста, обещая отомстить за разлуку.
— Деда… А как же тут любовь победила? Такая история грустная, — произнес Ванюша.
— Оживала сердце Ауды любовь. И как сказал нам поэт, оживит и Эниса. Ауда так и странствует по свету, обещая найти Эниаса, веря в невероятную вещь: что родится её муж снова.
— А как же охранять Тартар?
— Она периодически приходит на пост, но теперь не живет в царстве ужаса постоянно.
— Почему их Боги такие злые?
— Потому что и люди злы, внучек. Наши Боги позволяют прожить жизнь ещё раз, а их только ловить момент счастья и потом страдать по нему всю жизнь и смерть.
— Это как, деда?
— Потом расскажу. Солнце уже почти в зените, пора нам.
Они собрали вещи и неспешно пошли к тропе, ведущей в их поселение. Ванечка ещё долго думал об истории об Ауде и Эниасе. Он знал: Танаис, где был его учитель, недалек от сюда. Но далек ли страшный Тартар? И найдет ли Ауда своего мужа? И можно ли родиться в этом мире ещё раз?
.