Выберите полку

Читать онлайн
"Назад к ЭВМ"

Автор: Анна
Глава 1. Прыжок во времени

Я сидел за своим столом в уютной квартире в тихом элитном районе Москвы и работал над проектом по разработке видеоигры. Несколько месяцев назад компания, в которой я руковожу небольшой командой разработчиков, купила один многообещающий стартап. Я сосредоточенно писал код, слушая ненавязчивую музыку в беспроводных наушниках и иногда переключаясь между открытыми вкладками. Взгляд увлеченно скользил с экрана одного монитора на другой. Ритмичный стук кончиков пальцев по клавиатуре и щелчки мыши создавали привычную атмосферу, в которой уже много лет проходят минимум восемь часов моей жизни в будни.

Зовут меня Алексей, мне двадцать четыре года, и я типичный зумер: никогда не видел ламповых телевизоров и с раннего детства знаком с Интернетом. Сколько я себя помню, моя жизнь всегда была связана с компьютерами. Программированием мне нравилось заниматься с детства: в семь лет я увидел, как отец печатает какие-то непонятные символы на клавиатуре, а потом они превращаются в работающие экраны приложения, и твердо решил, что буду разработчиком. Родители поощряли мое увлечение. Я поступил в физико-математический лицей и успешно окончил его, а затем - и университет. Сейчас у меня есть диплом магистра информационных технологий, любимая работа и квартира в Москве, взятая в ипотеку. Честно говоря, в последнее время я даже немного заскучал - все вроде бы хорошо, но очень обыденно. Хотя нет: несколько дней назад произошло кое-что очень приятное: я познакомился в сети с очаровательной девушкой Дашей, с которой, кстати, скоро у нас намечена встреча.

Взглянув на свои смарт-часы, я решил, что пора собираться на свидание. Поеду на метро - быстро и удобно. Автомобилем я так и не обзавелся, просто потому что пока не хочу. Приеду на час раньше и погуляю в парке. Дома сидеть надоело. Я привел себя в порядок, собрался и спустился на лифте в красивый холл современного дома. Консьерж, как всегда, смотрел телевизор. Я мимоходом поздоровался с ним и, выйдя на улицу, сразу зажмурился от солнечного света. Стоял непривычно теплый для Москвы октябрь. Я надел только новую красивую толстовку (свидание все же!) и джинсы с кроссовками, а некоторые и вовсе щеголяли в летней одежде.

Пребывая в отличном настроении, я прошагал несколько сотен метров до станции метро "Парк культуры", спустился вниз по эскалатору и занял уютное местечко в вагоне подошедшего поезда, где и стал предаваться приятным мыслям о предстоящем свидании. Даше - так представилась девушка - было двадцать три года, и она была прехорошенькой, а главное - тоже работала программистом, и нам явно было о чем поговорить.

Внезапно поезд резко остановился. Я почувствовал, как мое тело дернулось, словно притянутое невидимой силой. Я машинально вцепился обеими руками в край сиденья, выронив телефон и сумку. В ту же секунду свет погас, и вагон погрузился в кромешную тьму. Вокруг слышались вскрики, недовольные возгласы и ругань пассажиров: кто-то на кого-то упал, кто-то кому-то наступил на ногу. Какой-то недовольный мужчина никак не мог найти свой портфель и громко возмущался.

Я зажмурился, потом открыл глаза и начал усиленно вглядываться в окружающую меня темноту. Совершенно ничего не видно. Внезапно я вспомнил жуткие мистические истории и фильмы о том, как люди застревали в метро и не могли оттуда выбраться. Этого еще не хватало!

Нет, кажется, я зря переживал. Внезапно в вагоне снова загорелся свет, и поезд тронулся. Попадавшие на пол после резкого торможения состава люди поднимались, отряхивались, медленно приходили в себя, громко обсуждали произошедшее. Тут по громкой связи раздался голос машиниста, объяснивший, что случилась внештатная ситуация, вследствие чего и сработали аварийные тормоза. Через минуту-другую поезд уже выехал из тоннеля на станцию, и стало совсем светло.

- Станция "Домодедовская"! - объявил голос из динамика и почти сразу же добавил: - Поезд дальше не пойдет. Просим всех пассажиров покинуть вагон! Осторожно, двери закрываются!

Не успел я даже мельком поискать глазами пропавший смартфон и сумку, как поток спешащих людей вынес меня на платформу, не особо церемонясь и довольно невежливо пихая меня локтями. Досадливо поморщившись, я отошел в сторону, где было чуть посвободнее, и поискал глазами лавочку. Нужно присесть, подождать следующего поезда и подумать, что делать дальше. Телефон и сумку я найду не скоро, если вообще найду. Хорошо, что до встречи с Дашей еще есть время - успею дойти до ближайшего салона сотовой связи, купить новый девайс и восстановить сим-карту с прежним номером.

На всякий случай я кинул взгляд на электронное табло, чтобы проверить, сколько сейчас времени, и замер как вкопанный. Десять часов вечера! Не может быть! Я совершенно точно помню, что когда я выходил из дома, был только седьмой час. Я не мог провести в метро столько времени.

Внезапно я вдруг осознал, что все выглядело совершенно непривычным. Взять хотя бы саму станцию. Электронное табло было выглядело каким-то старым, как в советских фильмах. Да и станции "Домодедовская" точно не должно было быть на моем пути. Я ехал совсем по другой ветке.

А еще - пассажиры вокруг. Люди, которых я видел, входя в метро сегодня днем, совершенно не походили на этих. Тогда мимо меня сновали обычные, современные парни и девушки, мужчины и женщины. Каждый второй, если не каждый первый, говорил по телефону или пялился в планшет. А тут я как будто попал на несколько десятилетий назад. Так, мимо меня размашисто прошагал высокий парень в кожаной куртке и с большим магнитофоном на плече. Эта бандура была во много раз больше "умной" колонки, стоящей у меня дома. Проходящая рядом женщина в плаще и с пышной прической несла в корзинке живого гуся. Грузный дядька лет пятидесяти, вытирая пот со лба, тащил два старых чемодана, перевязанных веревкой и явно набитых доверху чем-то тяжелым. Кажется, похожие чемоданы я видел в детстве у бабушки на даче, на чердаке. А еще, весело щебеча, пробежала стайка ребят лет десяти, одетых совершенно одинаково: в синие брюки и куртки, с красными галстуками на шее. Я окончательно стушевался: здесь что, снимают кино про СССР?

На секунду у меня отлегло от сердца. Ну конечно! Скорее всего, я каким-то нелепым образом, сам того не понимая, случайно присоединился к массовке. Люди вокруг - обычные переодетые актеры-любители. Дети, пробежавшие мимо меня, изображали советских пионеров, одетых в школьную форму.

Вдруг меня хлопнул по плечу высокий плечистый юноша, вероятно, тоже из этой массовки: на нем были рубашка и брюки, очень похожие на те, в которых ходили другие парни вокруг.

- Здорово, Матвей!

Я удивленно обернулся!

- Эээ... мы знакомы?

- Шутишь? Друга Вальку не узнаешь?

Я попытался улыбнуться, но вышло как-то криво и неестественно. Однако парень, кажется, искренне рад был меня видеть, и мне не хотелось его обижать. Его широкая веснушчатая физиономия так и лучилась радостью. Прикинусь, пожалуй, что знаю его.

- Да узнал, просто давно не виделись, - промямлил я.

- Давно? Да пару недель всего! Прямо вечность целая! Выписали уже из больнички? Ты в общагу? И я туда, пойдем!

По-прежнему ничего не понимая, я кивнул и двинулся вслед за парнем вверх по эскалатору. Дело плохо. Если никаких съемок фильма нет, то, кажется, у меня галлюцинации. Или я сплю. Украдкой я ущипнул себя за запястье. Ничего не произошло: только на коже появилось небольшое красное пятно. Значит, все происходит наяву. Каким-то совершенно непостижимым образом я попал на несколько десятилетий назад. Внезапно я заметил, что куда-то пропала татуировка на запястье, которое я ущипнул. Но тут меня отвлек мой новый знакомый.

- Клево, да, что станцию метро открыли? Теперь до общаги десять минут пешком.

- А когда открыли? - осторожно спросил я.

- В прошлом году еще. Ты спишь, что ли?)) К восемьдесят восьмому году еще несколько станций обещают.

Кажется, картина вырисовывается. Сейчас, наверное, 1985 или 1986 год. У меня - то же тело, только моложе. Сейчас я выгляжу так, как пять лет назад. Значит, сейчас мне девятнадцать лет. Точно, татуировку на запястье я сделал в честь своего двадцатилетия: набил дату рождения: 24.10.2000. А сейчас рука - абсолютно чистая. Недавно я начал носить бороду. Где она? Я украдкой потрогал лицо: так и есть. Привычной аккуратной бороды не было. Пальцы нащупали только плохо выбритые щеки. Щетина прорезывалась на них неравномерно - островками, как во время моей юности. Нет и шрама на пальце - пару лет назад я сильно порезался, открывая консервную банку.

Я начал догадываться, что случилось, пусть пока и очень смутно. Парень, который узнал меня в метро, почему-то считает меня своим давнишним товарищем Матвеем. И он, и я живем в общежитии, в которое сейчас и направляемся. Значит, пока я не выясню, что со мной произошло, я буду активно притворяться тем, за кого он меня принимает. Рассказать всю правду и отправиться в больницу имени Кащенко в мои планы не входило.

- Крутые джинсы! - внезапно с восхищением выдохнул Валька, внезапно обратив внимание на мой внешний вид. - Где достал?

- В Нью-Йорк летал как-то на конференцию, купил по случаю, - машинально сказал правду и быстро захлопнул рот.

- Чего? - вытаращил глаза Валька? Ты был в Америке?

- Да шучу, нет, конечно. Кто меня туда пустит? У барыги одного купил, он шмотками спекулирует, - выкрутился я, вовремя вспомнив что-то из сленга отца, когда он рассказывал про студенческую пору. Притворяться, так уж до конца.

Немного пораскинув мозгами, я понял, почему так удивился Валька. В те годы, наверное, динозавра на улице было встретить проще, чем студента из СССР, побывавшего в Соединенных Штатах.

- А где нашел его? - продолжал допытываться товарищ, не отрывая восхищенного взгляда от совершенно обычных джинсов "Levis".

- Квартирник был в хате одной, - я усиленно копировал манеру разговора студента восьмидесятых, подслушанную в каком-то старом кино. Наверное, я очень комично выглядел в этот момент. - Парень один выступал, крутой такой, в кожанке. Песни Цоя попели под гитару, выпили, с барыгой каким-то познакомились. Вот и худи.. ой, кофту, джинсы и кроссовки прикупил. Понравилась очень одежка, удобная. Потом пришлось валить срочно через окно, менты заявились.

Надеюсь, я все сказал правильно.

- Капусты много с тебя взяли? - деловито продолжал расспрашивать Валька.

- Капусты? А, денег... Слушай, не помню.

О тогдашних ценах, тем более - на красивую импортную одежду и тем более - у спекулянтов, которых я не застал, так как родился в 2000 году, я не имел ни малейшего представления. Поэтому, чтобы не проколоться, предпочел уйти от ответа.

- Обувка - класс! - теперь Валька с восхищением и завистью смотрел на мои кроссовки. Настоящий "Adidas"! А деньги откуда? "Стипухи" точно не хватило бы. Или ты летом подрабатывал? В стройотряд, что ли, ездил?

- Предки дали, - наугад сказал я, понимая, что фантазер из меня - никудышный. Я же ничего не знаю о себе теперешнем. Вдруг у меня нет "предков", или они очень бедные, и Валька об этом, конечно же, знает? Судя по тому, что у меня уложилось в голове, мы с ним знакомы не первый день и плотно дружим. Про стройотряд я не стал ничего придумывать: вдруг Валька начнет подробно расспрашивать, куда именно я ездил, где жил и что делал. Тяжело фантазировать прямо на ходу.

Однако моего нового (или старого?) приятеля этот ответ вполне удовлетворил.

- Отличные у тебя предки. Ты будто мажор в этом прикиде! Дашь на вечер джинсы? Я завтра Томку на "Кобру" хочу в кино позвать. Говорят, Сталлоне там играет, крутой чувак!

"Кобра"? Не слышал о таком фильме. Да я и в кино был в последний раз, наверное, еще в университете. Люблю смотреть фильмы дома на проекторе. Но разговор поддерживать как-то нужно.

- Я смотрел когда-то "Забойный реванш" со Сталлоне, тоже понравилось. С торрентов скачал, - сказал я первое, что пришло в голову, забыв, где нахожусь.

- Какой реванш? - удивился Валька. - Что скачал?

Вот я идиот! Снова чуть не прокололся! Ну точно! Фильм "Забойный реванш" вышел, кажется, лет десять назад. Я тогда учился в седьмом классе, и мы пошли в кино с одноклассниками, прогуляв два урока. Потом я нашел фильм на торрентах и скачал себе. Конечно же, Валька ничего не знает ни про "Забойный реванш", ни про торренты. Когда вышел этот фильм, ему было... сейчас посчитаю... где-то около сорока пяти лет. Наверное, он его посмотрел, только будучи уже взрослым мужчиной. А может, и скачал с торрентов. Но сейчас-то ему, скорее всего, тоже девятнадцать, и он ничего не знает о том, что впереди.

- Ладно, не бери в голову. Наверное, перепутал просто с другим актером.

- Так дашь джинсы? Ну слушай, дай, будь другом: я за Томкой уже год ухаживаю, а она на меня - никакого внимания. С каким-то рокером патлатым гулять ходила. У него своя группа, кажется. На мотоцикле ездит.

Я уже хотел было сказать: "Сходи в любой торговый центр и купи себе сам штаны за пару тысяч". Да мне было бы просто неприятно надевать одежду, которую до меня носил другой человек. Однако Валька смотрел на меня с такой надеждой, что я не посмел отказать. Не знаю, что там за Томка, но, кажется, парень сильно влюблен. Может, и правда в джинсах у него больше будет шансов впечатлить симпатичную девушку?

Внезапно я понял: в просьбе Вальки не было совершенно ничего удивительного. Это же СССР, как я мог забыть! Какие джинсы из торгового центра? Моя мама тоже жила в общежитии, когда училась в институте, и рассказывала, что девочки постоянно просили у подружек платье или туфли на вечер, когда хотели здорово отжечь на танцах, впечатлив всех самых видных кавалеров. Уверен, парни так же делали: одалживали у друзей рубашки, туфли и т.д. Никогда бы не подумал, что жизнь выдаст такой крутой вираж, и я окажусь в похожей ситуации.

Что ж, надо соответствовать духу времени. Пусть паренек возьмет мои штаны и радостно идет на свидание, а я тем временем посижу в общаге и подумаю, как мне быть дальше. Он же не айфон и не автомобиль просит, в конце концов. Чего жадничать, с меня не убудет. Сходит на свидание и вернет. При других обстоятельствах я, возможно, просто подарил бы парню джинсы и купил себе новые, но сейчас-то они у меня одни. Не в трусах же потом ходить по улицам. Когда все вернется на круги своя, я не знаю. Я так до сих пор и не понял, что происходит: сон это, розыгрыш или просто плод моего больного воображения. Жаль, я не послушал психолога, когда он предупреждал меня о вреде переработок и выгорании. Вот и результат.

- Ладно, бери, - я решил не разочаровывать Вальку. Потом постираешь в машинке и вернешь.

- Какой машинке? - гоготнул Валька. - Ты чего, откуда она в общаге? Мы ж в тазах все стираем. Забыл, что ли, пока в больничке лежал? Да, рановато тебя выпустили. Надо было еще недельку подержать. Я аккуратно просто носить буду. Не волнуйся, не испорчу, я ж понимаю, вещь дорогая.

Да, видимо, в ближайшее время мне придется привыкнуть к суровому советскому быту студентов. Ну ладно, это не самое страшное. Да и Валька - вроде неплохой парень. Боюсь представить, чтобы было бы, если бы я его не встретил в метро. Попробую с ним подружиться (или мы уже дружим?).

- Выпить возьмем? - предложил Ванька.

Я решил не отказываться. В конце концов, надо попробовать наладить дружеские отношения с человеком из прошлого.

- Да денег сейчас нет.

- Какие деньги? - опять рассмеялся Валька. - про Арсена забыл, что ли? Погоди, нам сюда.

Я завернул куда-то за угол вместе с ним. Он спустился по шатким ступеням в какой-то подвальчик и довольно быстро вернулся с бутылкой, которую спрятал под куртку. Мы зашагали дальше. Валька что-то увлеченно рассказывал про новую вахтершу, про то, что в общежитии запретили использовать электрические плитки, про летние каникулы... Я делал вид, что слушаю, а сам думал.

Итак, несколько часов назад я просто вышел погулять на улицу из своей комфортабельной московской квартиры и сел в метро. Проехав несколько станций, я вышел в восьмидесятых годах и внезапно оказался в своем теле, только на несколько лет моложе, и снова стал студентом. Я, привыкший к комфортной жизни в доме со спортзалом и лаунж-зоной, поездкам на такси, комфортной кровати с ортопедическим матрасом и лавандовому рафу, почти ничего не знаю о времени, в которое я попал, и вынужден приспосабливаться и тыкаться наугад, как слепой котенок. Ни приложение с картами посмотреть, ни такси вызвать... Хорошо хоть какой-то товарищ рядом есть.

Телефон и сумку с деньгами я потерял в метро, но это сейчас неважно. Я здесь все равно на них ничего не куплю. Что скажет продавец, если я протяну ему на кассе в магазине купюру образца 1997 года? Даже нумизмату она не нужна, потому что не представляет никакой ценности. Это же не серебряный рубль из Российской Империи. Посмеется и выгонит, а то и в поли... ой, милицию сообщит. Про карточки и говорить не приходится. Сейчас это - совершенно бесполезный кусок пластика, который может разве что позабавить моих сверстников.

Я даже поежился, представив себе возможные неприятности. Интересно, какой срок давали (точнее, дают, я же нахожусь в СССР) за изготовление поддельных документов и купюр? Вряд ли я отделаюсь штрафом и даже пятнадцатью сутками ареста. Не скажешь же в отделении: "Товарищ милиционер, я из 2024 года, паспорт - настоящий и деньги - тоже. Их просто позже напечатают. Да Вы не переживайте, скоро СССР развалится, и президентом станет Борис Ельцин, ну тот, который сейчас - первый секретарь горкома". Да, видимо, чтобы начать ценить удобство жизни в XXI веке, мне пришлось попасть почти на сорок лет назад. Вот тебе и "заскучал"! Теперь скучать точно не придется.

.
Информация и главы
Обложка книги Назад к ЭВМ

Назад к ЭВМ

Анна
Глав: 4 - Статус: в процессе
Настройки читалки
Размер шрифта
Боковой отступ
Межстрочный отступ
Межбуквенный отступ
Межабзацевый отступ
Положение текста
Лево
По ширине
Право
Красная строка
Нет
Да
Цветовая схема
Выбор шрифта
Times New Roman
Arial
Calibri
Courier
Georgia
Roboto
Tahoma
Verdana
Lora
PT Sans
PT Serif
Open Sans
Montserrat
Выберите полку