Читать онлайн "Влада Иванц. Стихи"
Глава: "Пролог"
Только бы
было бы
всё хорошо.
И ничего
никуда,
как вода,
не утекло.
Этот сборник посвящен пятилетию моей литературной карьеры. И как удачно юбилей пришелся именно на 2025 год. Видимо, я начала как нельзя вовремя, выбрав для точки запуска своего «проекта» начало декады, которая за свои первые пять лет уже внесла в историю столько знаменательных событий. Итак, мой дебют пришелся на ковидные времена, когда «передозировка контентом» стала пандемией не хуже самого коронавируса. Осенью 2020 года я решила создать далеко не первый аккаунт в Инстаграм* и канал в Дзене, где и начала размещать свое творчество. Стихотворение «Путь нашей любви» стало моим первым опубликованным произведением. До этого я публиковала либо фанатский контент по Тейлор Свифт, либо свои фотографии, а (где-то с конца 2016 по начало 2020) я вообще вела страницы своих кукол (вот такие любопытные игры были у некоторых зумеров). Кстати, последнее сильно повлияло на мое дальнейшее творчество. Так, например, я сочиняла песни и записывала их от лица кукол, которые в свою очередь были чем-то вроде персонажей в моей игрушечной мультивселенной. А ведь стоит признать, что некоторые из них потом переросли в моих нынешних и будущих литературных героев. Взять ту же Люси из рассказов о Нортоне или упомянутую в песне «Give Up Already» Элис Харрисон. Первая была рыжей (а потом я передумала и поменяла ей цвет волос) куклой Барби, которой я не раз меняла имя, но самым первым и, если мне не изменяет память, последним было именно имя Люси. Со второй сложнее, ведь я создала буквально аккаунт для куклы Элис (потом я зачем-то поменяла ей имя) Харрисон в Инстаграм* и вела его с 2019 по 2020. Она тоже кукла Барби и тоже из необычной коллекции. Ее розовые волосы остались отличительной чертой героини Элис из моего литературного мира. Понятное дело, что я уже давно нашла кукольному лицу хорошую замену из реальной жизни, о котором я вскоре расскажу.
Но давайте вернемся к нашим баранам. А именно к моим первым опубликованным стихам. Официально моим полноценным литературным дебютом считается сборник «Импрессионизм», но я его таковым не считаю. Да, это первый сборник, который имеет четкую структуру и реализацию, к тому же опубликованный на официальной читательской платформе. Но примерно в 2021 году я создала сборник «@vladaivants: СТИХИ», который выходил в Инстаграм* в тогда еще существовавшем разделе «Советы». Там можно было объединить посты в подборки, чем я и воспользовалась, создав прямо в социальной сети своей по-настоящему первый сборник стихов. Но Инстаграм* очень скоро свернул эту функцию, и заодно свернулся мой первый сборник. О нем осталось упоминание в череде моих старых постов, из которого следует, что в нем были собраны стихотворения, опубликованные в 2020-2022 гг. Может, и слава Богу, что он остался лишь упоминанием, потому что то, что в 14-15 лет мне казалось крутым, сейчас мне таковым не кажется. Те видео с песнями, которые я записывала в 2017-2019 для кукол, вообще хочется забыть как страшный сон, но я все-таки считаю, что это часть моей истории, без которой меня бы тут не было. Поэтому я кринжую, но делаю это с гордостью. Так вот, в том сборнике из Инстаграм* меня больше всего пугает обложка, фото для которой я сделала в… школьном туалете (зато он был отремонтирован в отличие от кабинетов). И я думаю, что это прекрасно видно (пожалуйста, не рассматривайте).
Содержание сборника было разнообразным: там были стихотворения 2020 года «Путь нашей любви», «Осенняя грусть», «Куда мы торопимся?», которые еще не раз встречались везде, где только можно, и тексты на английском языке, вроде «Moonlight» (я его даже в переиздание сборника «The Blue Days Of Mine» не взяла), и последние «доимпрессионистские» произведения вроде «Дистант-шоу» и «Долг памяти» (последнее прямиком из школьной газеты). Подробнее обо всех этих стихотворениях вы узнаете в этом переиздании (если его вообще так можно назвать).
Если в 2020 я публиковала произведения, скажем так, свободные, написание для себя любимой, то с 2021 года началась моя активная деятельность в школьных газетах, и в моем несчастном первом сборнике появились стихотворения, написанные специально для школьных мероприятий. Помню, однажды мне понадобилось написать стихотворение для конкурса чтецов (участвовали младшие классы), посвященного дню толерантности. Я со своей задачей справилась, написала аж два небольших текста, один из которых-таки прочитали на конкурсе. Но самое интересное было, конечно же, в интернете. Там я получила комментарий, в котором мне, пятнадцатилетней, сказали следующее: «Автор, вы же понимаете, что от смысла самого термина "толерантность", не осталось ничего хорошего? То, как он преподносится, уже противоречит его здравой форме». Произведение мое, кстати, называлось «Стихотворением про доброту и дружбу». Мне жаль автора этой не очень удавшейся критики, раз ему так хорошо промыли голову, что его пугает слово «толерантность», а вместе с ним, видимо, и «уважение», и «дружба», и «доброта». Стать тем, кто вернет этому слову оригинальный и приличный смысл? Нет! Критиковать детей и внушать им, что это плохое слово? Да! Что ж, Бог ему судья, но я все еще смеюсь с этой ситуации, ведь это была самая безобидная и, скажем честно, кринжовая критика из всех возможных. Для школы я писала много и даже не так давно. Все эти произведения вы можете найти на страницах этого сборника.
Что ж, тот мой «несчастный первый сборник» навсегда останется чем-то архивным, ностальгическим и прикольным. Я тогда жила не по творческим эрам, как сейчас, а на «великом русском рандоме», поэтому мне кажется, что именно эта особенность моих ранних работ, несмотря на их несовершенность, делает их какими-то теплыми, родными и дорогими сердцу.
«Когда-то давно»
Когда-то давно, когда я начинала,
Была такой глупой и странной тогда я,
Я не знала людей, я не знала себя.
Но во мне загорелась надежда-мечта.
Спустя столько лет я лишь ею живу,
Я с ней утопаю и с нею горю.
Я всё ещё верю, что чего-то дождусь,
И если уйду, непременно вернусь.
Ты знаешь, дружище, кем бы ты нé был,
Я согрею тебя своим маленьким светом
От огня моего, что ты раньше гасил,
Но все твои зверства придали мне сил.
И сейчас я пылаю, тебя согревая.
Но всё так же ничего, никого я не знаю.
А ты ведь промокнешь, ты заболеешь,
Если погасить моё пламя сумеешь.
Слышишь? Нет треска и звуков костра.
Шторм начался, и бушуют моря.
Корабль о скалы стремится разбиться,
И словно смеется предвестница-птица.
Ты тонешь в воде, ты всё жаждешь огня.
Но вокруг нет ни дров, ни костра, ни меня.
Думаешь: «Вот бы огонь тот разжечь»,
Но пламя моё нужно было беречь.
2021 год
ЛитСовет
Только что