Читать онлайн "Лето"
Глава: "Глава 1"
Лето
Предвкушение поездки начиналось уже с раннего утра. Мама собирала небольшой чемодан, аккуратно укладывая туда мой незатейливый гардероб. Красивое платье с оборкой — его нужно будет надеть, когда я пойду в гости к бабе Вере, тётке моей бабушки. Туда же отправились мои любимые голубые шорты и майка в горошек — в них я собиралась пойти в парк с двоюродными братьями. Старое платье в цветочек можно было надевать когда угодно — его было не жалко.
Три каравая душистого чёрного хлеба мама завернула в чистую тряпочку и положила в покорно растягивающуюся во все стороны авоську. Этот хлеб мы всегда везли с собой — свежий, тёплый, невероятно вкусный.
— Лучший хлеб на свете, — говорила бабушка.
Собираясь, мама поучительно говорила: — На остановках никуда не выходи, ни с кем не разговаривай, следи за вещами.
Я послушно кивала, сдерживая нетерпение.
Наконец мама удовлетворённо взглянула на чемодан и сумку и сказала: — Ну что ж, присядем на дорожку — и на вокзал.
Дорога казалась бесконечной. Со страхом и волнением я представляла своё первое путешествие без мамы и папы, без старшего брата. В мыслях я уже заказывала у бойкой проводницы чай и пила его вприкуску с сахаром, глядя, как за окном мелькают деревья, и слушала стук колёс.
Это лето обещало мне массу приключений. И первое из них уже почти началось — стоило только войти в вагон стоящего на перроне, раскалённого от палящего солнца, поезда.
Мама помогла мне устроить багаж и строго наказала не спать: поезд должен был остановиться на нужной станции ровно в полночь.
— Проводница скажет тебе, когда выходить, но и ты не зевай, — сказала мама, поцеловала меня на прощание и спешно направилась к выходу.
Поезд тронулся. Люди на перроне становились всё меньше, и вскоре совсем исчезли. Приключения начались.
Я осмотрелась. В большом открытом купе сидела семья: мама, папа и двое маленьких мальчиков. Они с любопытством поглядывали на меня и шептались. Мама ловко доставала из большой сумки кусок колбасы, яйца, несколько огурцов и два огромных помидора. Она накрыла всё это тонким белым полотенцем и сказала мальчикам: — Сейчас проснётся отец — будем есть.
На верхней полке надо мной кто-то спал, укрыв лицо простынёй и негромко всхрапывая. Я достала из сумки бутерброд, заботливо упакованный мамой, положила его на стол и стала ждать проводницу. Я твёрдо решила заказать стакан душистого чая с двумя кусочками сахара. Он будет в красивом подстаканнике, будет стоять на столе, а ложка будет дребезжать в такт стуку колёс.
Храп сверху прекратился, кто-то заворочался, что-то пробормотал. Показались ноги в чёрных носках. Молодой парень спрыгнул вниз и сел напротив меня. Он весело улыбнулся и спросил: — Куда едешь?
— К бабушке, — ответила я и тут же вспомнила, что не должна разговаривать с незнакомцами.
— И я к бабушке, — подмигнул он.
— Правда? — удивлённо спросила я. — А разве взрослые ездят к бабушке? Мой брат вот не ездит.
— А он взрослый?
— Да, — уверенно сказала я. — Ему аж двадцать лет.
— А тебе?
— Мне уже одиннадцать, — гордо сказала я.
— Да, это возраст, — с улыбкой сказал парень. — Чай хочешь? Сейчас позову проводницу.
Вскоре он вышел, а его место на верхней полке занял строгий мужчина с большим баулом. Он засунул его под сиденье, снял шляпу, обтрусил её и положил на стол напротив моего стакана. Развернув газету, он задумчиво ел: колбасу с хлебом, яйца, солил их прямо в руке, откусывал маленькие зелёные огурцы. Напившись чаю, он забрался на полку и громко захрапел, иногда всхлипывая.
Вечерело. Я начала дремать, каждый раз с испугом просыпаясь — казалось, я проспала свою остановку.
Почти перед самым прибытием меня разбудила проводница. Полусонная, натыкаясь на чьи-то ноги, я пробиралась к выходу, волоча чемодан и авоську.
Поезд взвизгнул, лязгнули тормоза, состав медленно остановился. Я спрыгнула на перрон, какой-то дядька кинул мне мои вещи, и я увидела бабушку, спешно идущую ко мне.
— Наташенька, ну наконец-то! — бабушка радостно обняла меня. — Поезд опоздал, я тут уже жду-жду, извелась вся. Ну всё, пойдём, уже поздно. Сразу спать. Вещи разберём завтра.
Мы шли по тёмной, тихой улице. Идти было недалеко — бабушка жила рядом с вокзалом. Я оглядывала улицу — за год чуть подзабытую, но до боли знакомую. Вон — хлебный: завтра мы точно пойдём туда и будем ждать, когда завезут новую партию хлеба. Там — парк: тёмный и неприветливый ночью, но весёлый и шумный днём. А здесь — кулинария, где за пару копеек можно купить сладкие, обсыпанные сахаром булочки.
А вот и бабушкин дом. Тёмные окна соседских квартир, шелковичные деревья, покачивающие листьями в ночной тишине. Я думаю о том, что завтра буду собирать с земли спелые ягоды и есть их, пачкая руки и губы в чёрный цвет.
Лето — солнечное, знойное, свободное лето — уже началось.