Читать онлайн "Волшебница Аайла"
Глава: "Волшебница Аайла"
Аайле приснился тигр. Свирепый и чудовищный.
Он крался по темной чаще. Учуяв – видно – добычу. Косулю. Оленя. А может быть – и собирающего хворост человека?.. Клыки и когти разорвут жертву вмиг!..
Но странно: тигр не внушал Аайле страха. Нет – ей отчего-то жалко было полосатого великана. Будто это был котенок с перебитой лапкой.
Аайла проснулась. Зябко поежилась под одеялом из оленьей шкуры – но задерживаться в постели себе не позволила. Встала – задумчиво посмотрела из окна, чуть хмуря красивые брови.
Тигр снился Аайле семь ночей подряд. Что явно было неспроста. Мудрая не по годам – красавица знала: иногда сны – предостережение, иногда – подсказка. Во сне можно увидеть свои прошлые жизни или услышать духов.
Аайла не забывала самое важное: сны – дар богов, которым надо уметь пользоваться.
И девушка умела. У стройной красавицы – переживавшей свою весну – это получилось не хуже, чем у шаманов с седыми космами.
Аайла от души старалась поступать на благо односельчанам. Отводила от деревни мор. Угадывала – в какую часть леса лучше идти охотникам, чтоб добыть много дичи. Завлекала стаи окуней и налимов в сети рыбаков.
«Почему мне снится печальный тигр?..» – не без тревоги размышляла Аайла, закусив губку.
Так ни до чего и не додумавшись – вздохнула и взялась за повседневные дела. Начала с того, что покормила кошку и собаку.
Когда Аайла вышла из дому – в деревне царило смятение. Народ обступил вернувшихся из лесу – ходивших за дровами – мужчин. Самый старший из которых – тяжело охая и часто моргая – рассказывал:
- С лесом что-то не так. Иглы осыпаются с елей. Птицы смолкли. А звери – не показываются из нор. Лягушки на озере – и те не квакают… А еще – нас преследовал лютый тигр. Он приближался к нам настолько, что мы – казалось – улавливали его дыхание. Аж души в пятки утекли!..
Сердце Аайлы екнуло.
Ее сон сбылся. Тигр рыскал неподалеку и пугал людей.
***
Родом Аайла была не из той деревни, где теперь жила. А из расположенной юго-западнее – в нескольких днях пути.
Мама Аайлы очень любила свою умницу-дочку. Но и рано приобщила к посильному труду. Баловала – но не чрезмерно. Раньше сверстниц Аайла научилась потрошить рыбу и запекать мясо; при этом у девочки всегда оставалось время на игры и веселье.
Подружки обожали Аайлу – которая верховодила в озорстве и проказах. А взрослые восторгались тем, что девочка иной раз высказывала такие мысли – какие не родились бы и в мудрой старческой голове.
Аайла уже тогда видела яркие сны – и училась эти сны понимать. Добрая и внимательная мама помогала дочке советом. А главное – наставляла: знания, приходящие из снов – нельзя использовать во зло и ради утоления корысти.
Достигнув совершеннолетия – Аайла превратилась в настоящую красавицу. С губами – сочными и алыми, как малина. Волосами – длиннее и чернее безлунной зимней ночи. Глазами – бездонными омутами.
Мама сказала Аайле:
- Девочка моя!.. Самое заветное мое желание – всегда быть рядом с тобой. Но я и ты – наделены волшебной силой. А потому – должны заботиться о людях. Если шаманы и колдуны погрязнут в алчности, будут печься только о своей утробе – вымрет племя людское. Тогда и самих волшебников ничто не спасет от гибели… На нашу деревню хватит и меня. А ты – ступай. Найди другое селение. Оберегай тех, кто там живет.
Аайла обняла маму. Уронила несколько слезинок.
Не без трепета пустилась в путь по дремучему лесу – где валежник трещал под медвежьими лапами и бродили пятнистые рыси.
Но не то что медведь или волк не встретились девушке – лиса не показала молоденькой кудеснице свой пушистый рыжий хвост. Аайла даже не поцарапалась ни о какой колючий куст. Лес будто охранял ее.
Аайле попадались родники с прохладной чистейшей водой. А сочные ягоды – разве что сами не прыгали в рот. Съедобные грибы – так и лезли под ноги. Щедрая чащоба не только не подпускала к девушке опасных зверей – но и не дала Аайле мучиться голодом или жаждой.
На ночь волшебница устраивалась под каким-нибудь могучим деревом. Спокойно и сладко засыпала.
Петляющая узенькая тропинка вывела Аайлу к деревеньке – где девушку с радостью приняли и признали своей.
***
«Как быть?..» – ломала голову Аайла.
«Тигры редко забредают в наши края. А тут принесло полосатого. Да – видно – не простого. Не всякий тигр будет упорно ходить по следам семерых мужчин… Что если это – злой дух в тигрином облике?.. Не зря ведь и лес с приходом тигра будто оцепенел или умер… Но вот почему зверь так ни на кого и не напал?..»
Впервые в жизни у Аайлы по-настоящему ныло в груди. Люди ждали помощи от волшебницы. А девушка не могла их ни утешить, ни обнадежить.
Долго думала Аайла. А на закате вышла к народу – и без дрожи в голосе сказала:
- Дорогие мои!.. Пока у меня нет ответа – как защитить деревню от беды. Но будьте мужественными. Где мало моих скромных сил – поможет кудесница поопытнее. Завтра же я отправлюсь в путь. Встречусь с волшебницей сильнее меня – спрошу совета.
Люди встревожились:
- Милая Аайла!.. Мы боимся за тебя!.. Ты пойдешь через чащу – попадешься тигру… Без тебя – деревня осиротеет.
Аайла только улыбнулась краешками губ. А на рассвете – пустилась в дорогу.
***
«Опытная кудесница», о которой говорила Аайла – была матерью красавицы. Девушка рассудила:
«Год назад мама сказала мне отыскать себе деревню – взять жителей под защиту. Но не говорила, что нам нельзя никогда больше видеться. Мама всегда учила: забота о людях – самое важное. Да, я счастлива буду проведать маму – но не об этом только я волнуюсь. А ищу – как спасти народ от тигра».
Лес встретил Аайлу мертвой тишиной. Ветер не шумел в кронах деревьях. Птицы не пели. Не стрекотали насекомые.
Но девушка не поддалась страху. Осторожно ступала она по темной чаще – так что ни одна ветка под ногой не хрустнула.
Аайла вдруг почувствовала кого-то поблизости. Будто два немигающих глаза смотрели из дебрей. Красавица поежилась. По ее спине прокатился холодок.
Но Аайла не струсила по-настоящему. Выйдя на маленькую поляну – поглядела на север. И сказала требовательно:
- Эй!.. Кто бы ты ни был – покажись!..
Немного мгновений чаща безмолвствовала. А затем на поляну ступил огромный рыжий тигр.
Глаза у него были желтые – как сгустки смолы. Длинным хвостом зверь хлестал себя по полосатым бокам.
При виде грозного хищника – и богатыря охватил бы ужас. Но Аайла почувствовала… жалость к тигру. Точь-в-точь как если бы это был повизгивающий щенок.
Но Аайла не показала зверю эту жалость. А сделала строгое лицо.
- Ну-ка, здоровенная кошка!.. Откуда ты пожаловала в наши края?.. Зачем пугаешь людей?..
Крупные слезы покатилась по тигриной морде. Человеческим голосом хищник ответил Аайле:
- Не гневайся, прекрасная девушка!.. Давай я расскажу тебе – что случилось со мной и почему я ношу полосатую шкуру. Тогда и решим – что делать.
- Ладно, – с достоинством согласилась волшебница.
Тигр улегся на траву. Слизал слезную влагу с усов.
- Я вовсе не родился зверем. А был когда-то человеком – удачливым охотником и храбрецом. Я нежно любил свою женушку и маленького сыночка. Думал: никому из смертных не повезло как мне. Но – наверное – кто-то из богов или духов позавидовал моему безоблачному счастью…
В краю, где я жил – завелся тигр-людоед. Он растерзал женщину – которая собирала в лесу ягоды-грибы. Народ боялся покидать деревню – трепетал по домам. А я – первый следопыт и удалец – оказался непростительно беспечным…
Я все откладывал поход на людоеда. Знал бы я, какими горькими муками это для меня обернется!..
Когда я куда-то отлучился – чудовищный тигр ворвался в деревню. Не тронув поджавших хвосты собак – людоед направился прямиком к моей хижине. Тяжелой лапой вышиб дверь…
Зверь загрыз и искромсал моих жену и сына. И – довольно урча – с окровавленной пастью ушел обратно в чащу.
Люди были до того напуганы и подавлены – что до моего возвращения не решались выйти из домов и похоронить дорогих мне покойников.
От отчаяния – я чуть не всадил себе в горло нож. Но стиснул зубы. Оплакав жену и ребенка – взял лук с тетивой из лосиной жилы. Каленые стрелы. Копье. Двинулся в лес.
Я выследил людоеда. Убил его – и снял с него шкуру.
Я думал: кровь врага насытит меня. Месть облегчит мои страдания. Но тоска не только не ослабла – а придавила меня горой. Мне хотелось биться головой о толстенные стволы сосен.
Не иначе – я поплатился за то, что так долго медлил. Не пошел на тигра – когда тот расправился с первой своей жертвой.
Рассудок мой помутился.
Я накинул на себя шкуру убитого зверя. И шкура эта приросла ко мне. Я обернулся тигром!..
Поняв, что стряслось – я испустил дикий рык. А затем – жалобно замяукал. Я метался по лесу. Сдирал когтями кору с деревьев. Выл и извивался.
Наконец – утомившись – я лег и уткнулся мордой в лапы. Где-то сверху раздалось мелодичное чириканье.
Удивленный (я думал, что разогнал всех птиц) – я поднял голову. Высоко на ветке – сидела птичка в цветастом оперенье. С красным хохолком.
Птичка сказала мне:
«Эй, бедняга-охотник в тигриной шкуре!.. Не жалуйся на судьбу. Отправляйся в путь. Когда встретишь юную красавицу-богиню – начнется твое избавление».
С того дня я скитаюсь. И куда бы я ни забредал – всюду лес мертвеет. Смолкают птицы. Вянут цветы. А трава – жухнет. Это мое проклятие…
Аайле стало больно и грустно. Она покачала головой.
- Ох, друг мой. Как же нам отыскать ту богиню – о которой сказала тебе птичка с красным хохолком?..
А тигр вдруг улыбнулся несмело.
- Сдается мне: эту богиню я уже встретил.
Аайла не сразу поняла, что хочет сказать тигр. А затем – всплеснула руками.
- Нет-нет!.. Ты ошибаешься, бедолага!.. Я не богиня – а только волшебница, которая иногда общается во сне с духами.
- Позволь мне остаться с тобой, – попросил тигр. – Посмотрим, что принесет нам завтрашний день.
Аайла подумала немного.
- Что ж, тигр. Я направлялась к моей мудрой маме…
***
Девушка села на зверя верхом.
На третий день пути Аайла и тигр заметили: лес не болен. Травы были сочными. Цветы – яркими и пахучими. Птицы щебетали на тысячу ладов. Скрипели древесные лягушки.
- Чувствую: это к добру!.. – радовался тигр.
На четвертый день пути Аайла и тигр вышли на поляну – откуда рукой было подать до родной деревни молоденькой волшебницы. На поляне – стоял шалаш.
Аайла поразилась:
- Кто же здесь поселился?.. Почему не идет в деревню – к людям?.. А если это кто-то с черным сердцем, не терпящий человеческого соседства – почему не уйдет глубже в лес?..
Тигр только помотал головой – не зная, что и ответить.
А из шалаша вышла моложавая женщина – красивая, как луна. И очень похожая на Аайлу.
- Здравствуй, милая доченька!..
- Мама!.. – воскликнула Аайла.
На губах у девушки заиграла улыбка. А в глазах – заблестели слезы. Аайла так давно не видела маму!..
- Я ждала вас, – сказала мать. – Духи дали мне знать: вы придете. Чтобы мои односельчане не испугались тигра – я решила встретить вас на поляне. Есть у меня для тебя важные слова, доченька.
- Еще что-то от духов?.. – спросила взволнованная Аайла.
Мама ласково потрепала девушку за щеку.
- Я всегда понимала: ты у меня не обычное дитя. Догадывалась: в тебе воплотилась какая-то богиня. А мой недавний сон это подтвердил. В том же сне духе сказали мне ждать тебя и обращенного в тигра богатыря – который станет твоим верным помощником.
Тигр довольно замурчал – и потерся о ноги мудрой женщины.
А Айала смутилась.
- Но я не ощущаю в себе силы богини!.. Понимать сны – это все мое умение.
Мать улыбнулась.
- Цветок по весне не сразу раскрывает лепестки. Нужны время и дела – чтобы проснулась твоя божественная сущность. Пустись в странствие, Аайла!.. Всюду сражайся со злом. Защищай обиженных и слабых. Так ты поймешь себя. В тебе оживет богиня.
Тигр подхватил:
- А я буду всюду с тобой, Аайла!.. Буду возить тебя на своем хребте. Верю: когда ты окончательно обретешь мощь богини – и с меня сползет ненавистная полосатая шкура.
Аайла молчала – будто оглушенная громом. Думала ли молоденькая волшебница, что окажется богиней?..
Наконец девушка подобралась. Посмотрела уверенно и прямо.
- Мама!.. Спасибо тебе за все, что ты дала мне. Пусть я богиня – без тебя, без твоих уроков я осталась бы глупенькой девчонкой. Я двинусь навстречу своей судьбе. А ты – не забудь о жителях моей деревни. Позаботься о них так же – как и о народе нашего родного селения.
Мать и дочь обнялись.
Аайла села на тигра. И – верхом на полосатом звере – направилась в чащу.
Август-сентябрь 2025 г.