Читать онлайн "При свете дня"
Глава: "При свете дня"
По улице спешил парень и Малка вздрогнула. На миг ей показалось, что это Ян. Но ветер сорвал капюшон и рыжие кудри, сверкнувшие огоньком даже на расстоянии, убили надежду. Нет, это не он. Опять не он. А она ему так верила!
– Мы обязательно увидимся через месяц. Три часа пути - это ерунда! Я смогу приезжать к тебе на каждые праздники, – так убеждал её любимый.
Но через месяц вместо Яна пришло лишь письмо: “Милая, прости, в этот раз приехать не получилось. Препод по зельеварению просто лич какой-то. Если не сдам ему контрольную работу, то мне не видать стипендии. Обещаю, что к осеннему равноденствию я обязательно освобожусь и приеду”.
И Малка верила и ждала, ведь письма приходили каждую неделю. Потом стали приходить реже. Потом перестали приходить вовсе. От заглянувших в лавку закупить трав студиозов Малка узнала, что у них не только зимняя сессия давно прошла, но и каникулы уже заканчиваются, а Ян у неё так и не появился.
Она даже специально ходила на улицу, где стоял его дом и жила семья. Надеялась посмотреть на него хоть издалека, но не вышло. А потом увидела объявление, что дом продаётся. Его семья покинула город, и где они теперь живут, Малка не знала.
Девушка ходила в храм, молила его показать любимого. Пусть во сне, чтобы только знать где он, почему забыл её. Но боги не откликались.
Она пыталась его забыть. Честно старалась! Но не вышло. И время не помогало. После смерти родителей Ян был её единственной радостью. И Малка решилась. Пошла к ведьме, что покупала травы для зелий в лавке, где она работала, и попросила помочь в беде. Отдала все деньги, что скопила, за самое сильное заклинание, что притянет к ней снова Яна, и теперь каждый вечер сидела у окна в ожидании. Пока бесполезном. Но сегодня, на седьмой день, он обязательно появится! Она чувствует!
И он пришёл. Ночью.
****
Прохладный ветер задувал под капюшон и так норовил сорвать его с головы. Петер затянул потуже шнуровку и по привычке бросил взгляд на окно соседского дома. Светлого пятна девичьего личика сегодня снова не было. А он так привык за последнее время видеть его, возвращаясь с работы. Петер немного беспокоился: не случилось ли чего с девушкой?
Насколько он знал, соседка – сирота, и родни у неё в городе нет. Семья её переехала сюда года три назад, как раз перед эпидемией чумы, и не пережила её.
– Одна только дочка и осталась, – рассказывала Петеру хозяйка, сдававшая ему комнату. – Девушка неплохая – серьёзная, работящая. Вроде даже жених у неё есть, из хорошей семьи. Студент. Учиться уехал, но наверняка вернётся. Она себя блюдёт, ни с кем другим не гуляет.
Узнав, что сердце девицы занято, Петер выбросил вначале её из головы, хотя и нашёл её миленькой, когда несколько раз сталкивался с ней случайно в пекарне. И ни о чём таком не думал, замечая каждый вечер светлое пятно лица в соседнем окне. Но всё же исчезновение привычного светлого пятна встревожило. Вдруг девушка заболела, а ей и помочь некому?
Чтобы избавиться от неуместной тревоги, Петер решил сегодня понаблюдать за соседним домом. Когда там загорелся свет, и стройный силуэт замелькал в хозяйственных хлопотах, Петер понял, что волненье его напрасно. Девушка здорова и в помощи не нуждается. Хотел заняться своими делами, но не смог. Грациозные движения девичьего силуэта словно заворожили. Петер смотрел, как она что-то готовит на кухне, потом садится и расчёсывает русые длинные пряди, выбирает платье, наряжается. Словно ждёт кого-то в гости.
“Странно! Хозяйка говорила, что жених у неё сейчас в другом городе”, – удивился Петер.
Ему стало неприятно, что девица оказалась не столь добродетельной, как о ней говорили. Он задёрнул шторки и отошёл от окна. Убедился, что соседка в помощи не нуждается, и ладно. Подглядывать за ней ему ни к чему.
Петер не собирался больше интересоваться девицей, живущей по соседству, но судьба, как в насмешку, решила по-другому. Мастер, у которого он работал, поручил ему пополнять запасы трав, которые сейчас, осенью, когда народ болел часто, уходили быстро. Так что Петер едва ли не каждую неделю стал появляться в лавке, где работала продавщицей девица из дома по соседству.
Скоро он уже знал, что зовут соседку Малка, и девушка она любезная и скромная. С покупателями Малка говорила любезно, но ни разу Петер не заметил, чтобы она кокетничала с кем-то, строила глазки или как-то ещё завлекала и обнадёживала. Это изменило его мнение о Малке. Жених, если он у неё и был, ни разу не появлялся, а потому молодая одинокая девушка имела право искать своё счастье. Не ему её осуждать, – считал Петер.
Скоро и Малка запомнила Петера, и здоровалась с ним, когда сталкивалась на улице и в пекарне. Иногда они даже болтали и скоро стали почти приятелями. Потому когда Петер заметил, что девушка выглядит плохо, то рискнул спросить – не заболела ли она.
– С чего вы взяли, Петер? Я чувствую себя прекрасно. Давно мне не было так хорошо.
– С того, что ты последнее время худеешь, бледнеешь, словно голодаешь, будто я тебе денег не плачу, – поддержала Петера хозяйка лавки.
– Глупости, у меня всё хорошо, – засмеялась Малка.
Петер не рискнул спорить, но с тех пор стал к ней присматриваться и убедился, что ему не кажется, и хозяйка Малки права. Девушка словно таяла на глазах. Петер, как ученик целителя, рискнув поссориться с Малкой, даже настоял проверить приятельницу артефактом, что выявлял болезни. Стоило поднести его к человеку, как камень в подвеске начинал светиться красным, если тот болел.
– Вот видишь, я здорова, – засмеялась Малка, когда в камне даже искры розовой не мелькнуло.
Но Петер видел, как она изменилась. От грустной, но полной сил, круглолицей девушки, что смотрела раньше на него из окна, осталась лишь бледная тень. Румянец сбежал с её щёк, под глазами легли круг, тусклые волосы и замедленные движения. И с каждой встречей Петер замечал печальные перемены в её облике.
Он не выдержал и спросил своего наставника:
– Мастера Якоб, а может ли быть так, что человек здоров, а силы его покидают?
– Может. Если к нему привязалась какая-нибудь нежить и сосёт из него силы.
– И что тогда делать?
– Избавиться от неё.
– Как?
– Зависит от того, что это за нежить.
Решил Петер тогда проследить за Малкой, поискать причины её слабости. Увидел, что девушка из дома выходит только на работу и в лавки. Но там никого и ничего подозрительного нет. А вот гость, что продолжал приходить к ней едва ли не каждую ночь, воистину странен. Как ни караулил его Петер, он никогда не видел, как тот идёт по улице, пусть даже под покровом ночи, как входит в дверь соседки, как выходит из неё.
Между тем почти каждый вечер Петер видел в окне, как девушка наряжается в ожидании гостя, потом задёргивает шторы и направляется вглубь дома, похоже, к чёрному ходу. После чего Петер видел лишь две тени на шторах, которые сидят за столом или сливаются в одну, прежде чем погаснет свет.
Но однажды девушка забыла задёрнуть шторы, и Петер смог увидеть её гостя. Им оказался скелет. В полумраке комнаты белели кости, и чернели провалы глазниц. Потрясённый Петер наблюдал, как Малка ведёт себя с гостем так, словно это обычный живой человек. Усаживает его за стол, прикасается к нему, говорит ему что-то, оживлённо жестикулируя. Но вот она бросила взгляд на окно и заметив, что забыла задёрнуть шторы, поспешно исправила свою оплошность.
На следующий день Петер попросил помощи у мастера. Рассказав всё, что увидел, сказал:
– Есть ли какое-нибудь заклинание или артефакт, что уничтожит нежить?
– В твоём случае они вряд ли помогут.
– Почему?
– Судя по-твоему рассказу, девушка сама призвала его. Лишь она одна может от него избавиться, если по-настоящему этого захочет.
– Но как она может хотеть встречаться с этим чудовищем?
– Она видит его по-другому, не так, как ты. В её глазах он прекрасен.
– Значит, ей ничем не помочь? И мне остаётся только смотреть, как жизнь вытекает из неё по капле?
– Почему же? Попробуй поговорить с ней. Посеять в ней сомнения. Если она посмотрит на умертвие при свете дня, то увидит его истинный облик. Вряд ли тогда она захочет и дальше встречаться с ним.
****
Малка вышла из лавки и направилась к рыжему соседу, что уже полчаса ходил взад-вперёд по улице. Заметив его, хозяйка отпустила девушку с работы пораньше:
– Хватит тебе сохнуть, иди погуляй с парнем. Наверняка он тебя ждёт.
Малка спорить не стала. Кто же откажется уйти с работы пораньше? Тем более что она и сама хотела поговорить с ним. Петер – парень хороший, но сердце Малки уже занято.
– Ты не меня ждёшь? – спросила она, подойдя к парню.
– Тебя.
– Пошли тогда.
Какое-то время они шли молча. Но вот Малка решилась и остановилась, чтобы говорить, глядя прямо в глаза Петеру:
– Знаешь, ты парень хороший, но у меня есть жених.
– Это не тот, что по ночам к тебе ходит?
– Заметил... Да, это он. Мой Ян.
– А почему он появляется у тебя только ночью? От людей прячется?
Малка вспыхнула. Петер ударил по больному. Последнее время она и сама об этом думала. Несколько раз уже осторожно намекала Яну, что хочет погулять с ним при свете дня, показать всем, что они пара. Но он делал вид, что не замечает намёков, и по-прежнему появлялся только в темноте ночи.
– Что ты хочешь этим сказать? Что Ян не относится ко мне серьёзно? Что я для него лишь забава?
– Я об этом вообще не думал, – явно удивился Петер. – Я другое хотел сказать... Твой Ян - умертвие!
– Что?! Ты бредишь!
– Нет, я сам это видел. Помнишь, ты однажды забыла задёрнуть шторы? Я вас и увидел. Он же скелет!
– Врёшь!
– Сама убедись! Посмотри на него при свете дня и увидишь, какой он на самом деле.
– Не хочу больше слушать эту чушь! Не провожай меня! Я сама дойду!
Малка резко отвернулась от парня и заспешила вперёд по дороге. Она злилась на Петера. Надо же придумать такую чушь! Её красавец Ян - и умертвие! она собственными глазами видит какие у него широкие плечи, сильные руки, белозубая улыбка. Разве умертвие может так обнимать, так ласкать? Целовать так страстно, что у неё кружится голова?
Почему же Петер придумал такую чушь? Если он хочет поссорить её с Яном, лучше бы говорил что-то более похожее на правду. Например, что Ян на самом деле её не любит, раз ничего не говорит о свадьбе. Что прячется от людей потому, что у него есть другая, и Ян не хочет, чтобы до его настоящей невесты дошли слухи о Малке.
Малка бы и тогда его слушать не стала, но засомневалась бы. А так она только посмеётся.
Но весь вечер, что она ожидала Яна, Малке не смеялось. На сердце от слов Петера легла тяжесть. Действительно, неужели они с Яном так и будут вечно встречаться лишь под покровом ночи? Неужели у них нет будущего?
И когда ночью вновь появился Ян, она у него спросила:
– Милый, а почему ты не познакомишь меня с твоими родителями?
– Они переехали в другой город.
– Почему тогда ты не позовёшь меня в гости?
– Тебе у меня не понравится.
– Откуда ты знаешь?
– Знаю.
Ян поцеловал Малку так, что у неё всё поплыло перед глазами и вопросы вылетели из головы. Спустя время, лёжа рядом с возлюбленным, Малка усмехалась в темноту: “Какой же Ян мертвец? Разве мертвец может так любить? А теперь уснул”. Малка умилённо посмотрела в сторону лежащего рядом любовника и прислушалась, желая услышать его дыхание. Но ничего не услышала. Казалось, Ян не дышал.
Малка осторожно положила руку на любимого, надеясь ощутить, как от дыхания поднимается грудь, как бьётся его сердце. Но ничего не почувствовала. Ни дыхания, ни сердцебиения. Она вдруг осознала, что раньше, до отъезда Яна, от возлюбленного всегда шёл мягкий жар и она согревалась, прижавшись к нему. А теперь лежащий рядом мужчина был не теплее воздуха.
“Не буду об этом думать!” – решила Малка и закрыла глаза.
****
Утром Петер, выйдя из дома, наткнулся на соседку, словно поджидавшую его. Какое-то время она молча шла рядом, а потом спросила, не глядя в глаза:
– Ты сказал, что можно убедиться, что Ян – умертвие. Как?
– Ты должна увидеть его при дневном свете.
– И что тогда?
– Солнце покажет его истинную суть, и ты освободишься.
– А если я не хочу?
– Чего не хочешь?
– Освободиться.
– Тогда умрёшь. Он ведь пьёт твою жизненную силу. Ты слабеешь всё сильнее. Это уже все видят.
– Ладно, я пойду в лавку, – сказала Малка и свернула на перекрёстке.
Петер проводил девушку взглядом. Он волновался за неё.
****
В эту ночь Ян был особенно нежен, и Малка засомневалась: стоит ли узнавать правду. Ведь узнать правду - это потерять Яна, если он действительно мертвец, призванный ею заклятьем. Но представила, что в её жизни так и будут только эти ночные встречи, и больше ничего. “Нет, хочу знать правду!” - поняла она.
– Ян, давай вместе рассвет встретим. Как раньше. Если любишь меня, не исчезай. Давай вместе увидим рассветное солнце.
– Как скажешь, любовь моя.
До рассвета сидели они под яблоней во внутреннем дворике и говорили о прошлом: как встретились впервые, как поняли, что любят друг друга, как мечтали о совместном будущем. Когда первые лучи солнца осветили землю, Малка прикрыла глаза и прощаясь, прижалась к любимому. Он обнял её, но хотя они были близки друг к другу, Малка не слышала биения сердца, а его дыхание не шевелило её волосы. Она повернулась к Яну и открыла глаза.
Её обнимали белые кости, и не серые любимые очи смотрели на Малку, а пустые провалы глазниц. “Нет, это не мой Ян”, – поняла Малка. Отпустила мёртвые руки, и скелет грудой костей осыпался на землю.
****
И ещё один раз Малка увидела Яна. Во сне. Он улыбался:
– Спасибо, милая, что отпустила меня. Теперь я отдохну. Не было мне покоя оттого, что ты страдаешь, думаешь, что я тебя обманул и забыл. Но я не забыл тебя. Я умер.
– Как?
– Я спешил домой, к тебе, и отправился в путь, хотя уже темнело. Когда проезжал по дороге на речном берегу, лошадь испугалась чего-то и сбросила меня. Я покатился по склону и упал прямо на лёд. Тонкий лёд проломился, и я утонул. Знай, это Смерть не дала мне сдержать слово. Но ты позвала, и я пришёл. Теперь ты знаешь, что случилось, и я усну спокойно.
И Ян растаял.
Малка не забыла его, но со временем боль ушла. Спустя год она встретила хорошего парня и вышла за него замуж. А с Петером она больше даже не говорила. Не могла простить, что он открыл ей глаза, хоть умом и понимала, что своими словами сосед спас ей жизнь.