Читать онлайн "Как не попасть в Афганистан"
Глава: "Глава 1"
От автора.
Прошло более тридцати шести лет с тех пор, как я вышел из Афганистана вместе с сороковой армией, добросовестно отслужив 2 года и 8 месяцев вместо положенных двух лет. Перед выводом войск не было замены. С тех пор многое произошло в жизни, но никогда не возникало желания написать о моей службе там, как говорили, за речкой. Конечно, встречаясь или разговаривая по телефону с сослуживцами, мы вспоминали службу и своих товарищей, смеялись частенько. В армейской службе без юмора не бывает. Но писать не тянуло. А тут вдруг решил попробовать. И, главное, что это первый раз в жизни. В этих рассказах вы не найдете ни строчки вымысла. Только то что было на самом деле. Зачастую повествование будет восприниматься, как сухая констатация фактов. Думаю, получилось нечто среднее между художественным произведением и мемуаром. Я не писатель, никогда не учился этому. Это мой дебют в литературе! Итак, начнём.
Как не попасть в Афганистан.
Вы задумывались над тем каким образом попадал советский офицер в Афганистан? Бывало, конечно, и добровольно. Но чаще всего - по приказу. Служба есть служба. А у меня получилось ни то ни сë. Но, начнём по порядку.
В далёком, теперь уже, 1985 году я закончил военное училище по специальности инженера по эксплуатации техники тропосферной и радиорелейной связи. И, будучи обычным лейтенантом без папы-полковника, а тем более генерала, был направлен в легендарный город Читу-столицу Забайкалья. Но, как оказалось, в Чите напрочь отсутствовало жильё, для холостых офицеров. А из, примерно, двадцати человек, направленных в Читу, нас холостяков было 16! И мы поехали обратно. Не в среднюю полосу России конечно, а всего лишь за 500 км на запад от Читы, в славный город Улан-Удэ. Всего лишь 500 км! Для средней европейской страны немыслимое расстояние между городами, а для России норма. Например, от Иркутска до Улан-Удэ тоже 500 км. Честно говоря, мы ни разу не пожалели, что попали в Бурятию. Город Улан-Удэ небольшой, очень сильно разбросан, но всё же столица. Цивилизация. Полк наш располагался на самой окраине города в посёлке Восточный. Ровно 3 рубля и 20 копеек на такси от нашей части до ресторана “Селенга” в центре города! А это 15 километров пути и 20 копеек за посадку. Такса была 20 копеек за километр. 3 рубля всегда были,а вот 20 копеек никогда! Частенько приходилось их искать. Прибыли в часть, представились командиру. Полковник посмотрел на нас, поздоровался, сказал пару слов про трудности армейской службы и объявил нам наши должности. Видимо всё решено было заранее. И угораздило же меня попасть в тропосферную роту! А где еще служить с моей специальностью. Самое оно! Но рота оказалась не совсем обычная. Помимо повседневной службы в наши обязанности входила, так называемая, помощь строителям. Три дня в неделю один из офицеров водил личный состав на обычную гражданскую стройку, где бойцы убирали строительный мусор из подъездов и подвалов новостроек, хотя задачи по боевому предназначению с нас не снимали. А за это, по рассказам командира, город выделял нашей части квартиры в новых домах. Вот такой вариант добывания жилого фонда! В то время жильё для военных почти не строили и очень многие офицеры и прапорщики годами снимали квартиры. Конечно же я сразу оказался самым молодым и самым главным “специалистом по гражданскому строительству” и чаще других водил роту на работы. И мне это нравилось! В такие дни мой рабочий день продолжался до обеда! Привожу роту на обед и свободен! А старшие товарищи офицеры предпочитали коротать время в подразделении.
Война в Афганистане шла шестой год и, кажется, настал момент, когда без меня там было уже не обойтись.
И, вот, как-то, в один из январских дней привёл я роту со стройки и уже было собрался домой, но тут вызывает командир роты и ошарашивает новостью! В часть пришла разнарядка на двух человек, в том числе моей специальности, для отправки в Афганистан. Рассматривается и моя кандидатура! А ротный очень не хотел меня отпускать. Конечно, на стройку некому будет ходить с людьми! Почти все остальные офицеры пенсионеры. Да и служил я нормально. Как говорится командир он и в Африке командир. Я уже было подумал, что завтра с вещами на самолёт! Но не тут то было! Мой бывалый ротный придумал отличную военную хитрость, как мне остаться. Утром, значит, увожу роту на стройку - благо мы уходили до прихода в часть офицеров. Нужно было к 8.00 попасть на объект. Привожу на обед и сразу домой. В части нигде не отсвечиваю. В дни, когда нет стройки у меня отгул или ещё что - нибудь. Похожу - похожу, а там, глядишь, другого найдут. Мудрый был капитан. Надо сказать, что эта схема работала безупречно месяца полтора. За это время ни разу не смог зам командира полка вызвать меня для беседы. А в приказном порядке, почему то у нас не отправляли. Обязательно надо было лично рапорт написать, что очень хочу служить. Но однажды и наша военная хитрость дала осечку! Случилось так, что в воскресенье я был ответственным и привёл роту в клуб на фильм. Тут-то я и попался зам командира! Пересеклись наши пути. Деваться некуда - пошли беседовать к нему в кабинет. Отнекивался я минут 20. Дескать, служу хорошо, и всё нравится, и технику знаю, и с людьми есть взаимопонимание, и прослужил то всего 4 месяца. Только привык - и снова перемены. Результат нулевой! Подполковник упёрся, как бульдозер! Вывел я его из себя! Начал он ругаться костерить меня и современную молодёжь: “Мол, вам теперь только джинсики и магнитофончики подавай, а за Родину воевать некому!” На что я резонно заметил, что за джинсиками и магнитофончиками все в Афганистан едут! Этим я его окончательно взбесил. Дал он мне на раздумье 2 дня и выгнал из кабинета! Я решил всё равно отказаться. Думаю, если бы я упёрся, меня бы не отправили, но и на перспективе в дальнейшей службе можно было бы поставить крест. Однако, моё решение изменилось в тот же вечер.
Привёл роту с фильма, вечерняя поверка, отбой - и в одиннадцатом часу вечера я дома. Надо сказать, что нас поселили в трёхкомнатной квартире. Что-то вроде офицерского общежития сделали тыловики из хрущёвки - трешки. Ну, как сделали, сказали адрес. Даже ключей не дали, потому, что замка не было у входной двери. Бомжи жили в этой квартире, но, кажется, не долго. Правда, успели продать электроплиту и унитаз. За несколько дней мы привели нашу общагу в более менее приемлемое состояние. Вставили замок, тыловики установили новый унитаз и кто-то из них подарил нам ураганную самодельную электроплитку у которой спираль раскалялась докрасна, от этого увеличивалась в размерах и немного выпирала из посадочного места. Накакого регулятора температуры. Вилку в розетку и вперёд! Всё бы ничего, если бы не количество жильцов: 10 человек - всё-таки многовато на такую квартиру. Захожу на кухню, а там мой товарищ в мрачном настроении в одиночку пьёт водку! Сажусь рядом - надо же помочь другу. Само собой разговорились. И оказалось, что мой друг получил точно такое же предложение, как и я! И общение с подполковником у него было не менее ярким. Кажется всю ночь просидели обсуждая своё положение. В конце концов решили ехать в афган. Всё равно жизни не будет, если откажешься, да и вдвоём как то сподручнее. На следующий день пришли в часть и написали рапорта. И стали ждать. Отправили наши документы куда следует и через месяц приходит на меня приказ - прибыть туда, не знаю куда, и номер части в Республике Афганистан. А на моего товарища приказа нет! Делать нечего, устраиваю отвальную для сослуживцев, сажусь в самолёт и в отпуск. Перед афганом полагалось отгулять, чтобы, значит, служилось там без помех. А на моего друга приказа нет и нет… Как я узнал впоследствии, он месяца через два после моего отъезда выпил лишнего в нашем любимом ресторане “Селенга”, подрался с милицией, угодил в обезьянник и на этом его сборы в Афганистан закончились. Замарал честь и достоинство воина-интернационалиста и политотдел зарубил его кандидатуру. Через несколько лет уволился он со службы.
Ну, отпуск значит отпуск. Перед такой дальней командировкой нужно хорошо отдохнуть, решил я и полетел в Ялту. Деньги были. Советский офицер получал достойное денежное содержание, тем более в отдалённых районах. Сел в самолёт в Саратове и на борту узнал новость! Оказывается, несколько дней назад случилась какая-то авария на Чернобыльской АЭС. Что это, где это, чем это грозит всем нам - было абсолютно непонятно. В Крыму было спокойно, только стали прибывать люди из Припяти. Их где-то селили, размещали… Ходили разные слухи и разговоры и всё это шло мимо меня. Я старался отдыхать, но, конечно, мысли об афгане не покидали. Как там будет, что меня ждёт…
Наконец наступил тот день, когда самолёт, на котором я летел, приземлился в аэропорту Ташкента.
Предстояло отыскать в этом городе неведомую пересылку. Так называлось место, через которое военные попадали в афган. Ничего особенного, обычная с виду воинская часть, даже недалеко от центра. Не помню, как я до неё добрался, кажется, без проблем. Там мне показали комнату с двумя офицерами, которые, судя по внешнему виду, находились в этом чудном месте не один день и обычную армейскую кровать. На все мои вопросы о времени вылета ответов не было. Когда повезут никто не знает. Познакомился с соседями. Хорошие ребята, только голодные и очень сильно хотят выпить. Как оказалось, на этой самой пересылке человек может жить и день, и три, и неделю. И неизвестно на сколько он туда заехал. Пройдёт слух, что завтра вылет и пошёл народ в кабак тратить последнее. Ведь за речкой рубли не нужны. А потом отменят вылет и ещё несколько дней куковать. Благо, что каждый день приезжает новый пассажир с деньгами и ведёт голодных соседей на ближайший рынок кушать превосходный узбекский плов, лагман и поправлять пошатнувшееся здоровье. Деньги не жалели. С собой везти смысла не было. Можно было, конечно, обменять рубли на афгани, но там в ходу были купюры по 25, 50 рублей, а это были приличные деньги в советское время и везти их надо было тайно. Контрабанда, да и только! Таможня не пропускала. Никто не запрещал выходить в город. Единственное правило - ночевать на пересылке. Борт всегда вылетал утром, чтобы к вечеру вернуться в Ташкент. Поэтому часа в 3 ночи народ будили, собирали, сажали в автобус и на аэродром. Абсолютно в любом состоянии! Лишь бы на ногах держался. Потом таможня вскользь проверяет багаж, погранцы ставят штамп в служебном загранпаспорте и вот ты уже не в СССР. Шагаем на борт, все вещи с собой и взлёт! Время в пути 3 часа.
Кто-то входил в Афган по земле через Кушку, Термез, а мне довелось прилететь в Кабул на самолёте. Но если вы думаете, что это был обычный гражданский ТУ, то глубоко ошибаетесь. Это был транспортный Ил-76Д, в простонародье прозванный скотовозом. Представьте себе огромное нутро десантного самолета в котором откинуты сиденья вдоль бортов. На них сидят, лежат, спят, болеют с похмелья, поют, смеются и балагурят человек сто военных и гражданских вольнонаёмных, которым выпало в этот день лететь в Кабул. А весь их багаж, сумки, чемоданы и всякая разная поклажа навалены посередине и катается эта куча туда - сюда при каждом манёвре летучего монстра! Нужно сказать, что виражи он закладывает будь здоров, как будто лётчики решили вытряхнуть из нас всю мирную жизнь, особенно при посадке в Кабуле. На это мало кто обращает внимание. Через десять минут, с высоты около 10 тысяч метров, практически падая по крутой спирали, заставив пассажиров изрядно понервничать, борт, сопровождаемый двумя вертушками, отстреливая тепловые ловушки приземляется и вкатывается на стоянку. Всего лишь один взгляд в иллюминатор и тут приходит осознание того, что ты уже на войне, в чужой стране, о которой раньше только в учебнике географии читал. И произойти с тобой может всё что угодно в любой миг. Скажу вам, ощущение так себе. Мороз по коже у мурашек, хапнувших адреналина. Вот так я впервые попал а Афган. Продолжение следует.
Олег Солдатов.
ЛитСовет
Только что