Выполняется поиск...

Ничего нет

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Популярные запросы
!
События
Дарим вам скидку 50% по промокоду "New50" на первую покупку книги из специальной подборки
популярных книг!
Выбор книги
Управление

Фобия. Глава 1.4. Душанбе и Кунейтра. Алия и её истории

31.05.12, 12:09
55

Глава 1.4.

Душанбе и Кунейтра. Алия и её истории

У народа отнимают прошлое, чтобы лишить его будущего.

Л. В. Шебаршин, генерал-лейтенант КГБ,

Начальник ПГУ КГБ СССР, востоковед

Алия[1]...

У этого слова mdash; множество значений. Чаще всего оно употребляется в контексте репатриации евреев в Израиль. Различают несколько алий. Остановимся на наиболее впечатляющих из них.

В 1949mdash;1950 годах Израиль эвакуировал по воздуху из Йемена 50 тысяч евреев местной общины, стекавшихся со всех концов страны в лагерь laquo;Избавлениеraquo;. Операция получила название laquo;Ковёр-самолётraquo; или laquo;На орлиных крыльяхraquo;. Начиная с сентября 1949 года, самолёты ежедневно перевозили в Израиль по 500 йеменитов. До конца 1949 года в Израиль прибыло 35 тысяч беженцев из Йемена. Последний рейс был в сентябре 1950 года.

В 1991 г., из-за жестокой гражданской войны в Эфиопии, евреям, скопившимся в Аддис-Абебе, грозила смертельная опасность. Правительство Израиля, Армия обороны Израиля, laquo;Джойнтraquo; [2] и Еврейское Агентство провели 24-25 мая 1991года операцию laquo;Соломонraquo;, в ходе которой за 36 часов в Израиль было переправлено 14310 эфиопских евреев. Это была крупнейшая операция, в ходе которой в Израиль было привезено наибольшее число евреев в кратчайший срок. После завершения операции laquo;Шломоraquo; в Израиль репатриировалось ещё около 5 тыс. евреев из Эфиопии. Сегодня всё эфиопское еврейство, насчитывающее около 50 тыс. человек, живёт в Израиле.

Впечатляет? Но не об этом, здесь и сейчас мы будем говорить об алии 70-х. Об laquo;исходе евреев из СССРraquo;, mdash; так называли происходящее на Западе. Или laquo;эмиграции некоторой части советских евреевraquo;, mdash; как, более оправданно, обозначили это явление власти СССР. Полноценный исход произошёл в 90-е. После того, как СССР не стало, из распавшейся страны выехало более 1,5 миллионов евреев.

Ровно за два года до описываемых событий, 10 июня 1968 года, через год после разрыва дипломатических отношений с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить советским евреям эмигрировать из страны. Как результат, в конце 60-хmdash; начале 70-х годов политика Советского Союза в отношении репатриации в Израиль смягчается.

С 1969года по 1975год в Израиль прибыло около 100 тыс. репатриантов из СССР. В 80-е годы наблюдался спад этой алии по вполне естественным причинам: желающие выехать из страны mdash; уже из неё выехали.

Вместе с этим, до начала 70-х годов израильская цензура запрещала публикацию каких-либо материалов, связанных с еврейской репатриацией из СССР. Помалкивала об этом и западная пресса. Замалчивание процесса, а также тот факт, что иммигрирующие евреи подвергались на местах их проживания в СССР беспрецедентно жёсткой бюрократической обструкции, дало повод к принятию в 1974 году поправки Джексона-Веника, всерьёз ограничившей торговлю со странами социалистического блока.

С распадом Советского Союза эта поправка, казалось бы, утратила свой смысл. Однако она не отменена и по сей день. От такого рода ограничений освобождены лишь бывшие прибалтийские республики СССР, а также Грузия (которая и без этой поправки расшаркивается перед США), Кыргызстан, Албания (во всех перечисленных странах евреев буквально вышвырнули за пределы их границ). Поправка Джексона-Веника также не распространяется на страны, где постоянно ущемляются права человека (в том числе и евреев), но при этом внешнеполитический курс носит откровенно антироссийский характер.

Анализировать недостатки алии 69-75гг. не будем. Мы лишь прикоснёмся к этой теме, поскольку именно в алии кроются истоки описываемого ниже сюжета и событий, пришедшихся на детство наших героев.

Даже детство не бывает вне политики, просто оно не отдаёт себе в этом отчёта.

10 июня 1970 года, Таджикская ССР, г. Душанбе. Ретроспектива первая

Лето.

Днём градусник зашкаливает за сорок, даже асфальт плавится.

У обочины дороги, на остановке вблизи пешеходного перехода, переминается с ноги на ногу стайка мальчишек. Стоять приходится приплясывая, mdash; тротуар и дорога ощутимо пышут застоявшимся жаром, даже сантиметровой толщины резиновая подошва laquo;вьетнамокraquo; не спасает. Стоять на проезжей части mdash; вообще невозможно: раскатанный машинами асфальт плывёт, словно мёд по стенкам сепаратора. Стоит зазеваться, и прилипнешь, как муха к листу отливающей хищным глянцем магазинной липучки.

Мальчишек пятеро. На вид им лет по десять-одиннадцать mdash; типичные пятиклассники, носящиеся во время летних каникул по улицам в поисках приключений. Дочерна загоревшие, они одновременно разные и чем-то неуловимо похожи друг на друга.

Чем?.. Да Бог их знает. Наверное, общим детством.

Помните, как все мы порой с одного нечаянного поворота головы вдруг узнаём земляков?.. Вроде бы и не были знакомы, но у своих есть что-то такое во взгляде, в манере держаться и говорить. Есть то, что невольно останавливает взгляд, а отчаянно защемившее сердце отзывается на увиденное дробным перестуком: свой, оттуда!..

При чём тут землячество, спросите вы? Да при том, что оно само родом оттуда mdash; из детства ... Общее детство mdash; это великая сила, и нет на свете дружбы прочнее, чем та, что родилась в детские годы.

Один из мальчишек, чуть более крупный, чем его товарищи, быстро перебирая ногами, сбегает с тротуара и напряжённо замирает, остановившись чуть ли не под колёсами не успевшего притормозить ММЗ-553. Самосвал, вильнув, словно ожившая голубая мыльница, пролетает в опасной близости от ослепительно белобрысого смельчака. Пронзительно сигналя, он стремительно уходит за длинный пологий поворот mdash; в сторону Химчистки и железнодорожного переезда. Тугая волна горячего воздуха обдаёт оторопевших мальчишек, а отставшая от неё волна асфальта, донельзя размякшего под беспощадным солнцем, с неспешной вальяжностью настигает их друга, семенящего вблизи тротуарной бровки. Она подбрасывает его вверх, и он, лёгким толчком ног скорректировав полученное ускорение, с довольным видом спрыгивает с глянцево-чёрного гребня за пределы дорожного полотна mdash; назад, на обочину.

Рисковый товарищ в глазах мальчишек должен выглядеть несомненным героем. Вряд ли кто из них решится повторить такое.

mdash; Лёнька! mdash; обращается к смельчаку один из них. mdash; А ты дурак, Лёнька!

mdash; Ещё какой! mdash; улыбается бледными губами тот, неуклюже пряча подрагивающие ладони подмышками.

Рубашка каскадёра-самоучки быстро темнеет от пятен проступившего пота. Похоже, сумасбродная выходка далась ему непросто.

mdash; А если бы под колёса влетел? mdash; интересуется кто-то из мальчишек.

mdash; Значит, вкатало бы в асфальт, mdash; пожимает плечами Лёнька. mdash; А потом, что осталось, соскребли бы лопатой.

mdash; Точно, дурак, mdash; подытоживает тот же самый голос. mdash; Тебе в Кокташе с дуриками чалиться, а ты по улицам без намордника ходишь да под машины кидаешься! Зря тебя, дурака, в пятый класс перевели!

mdash; Конечно, зря, mdash; вяло соглашается Лёнька и огорошивает. mdash; А в школу я с вами не пойду. Уезжаем мы, mdash; и обиженно шмыгает носом. mdash; Лучше б под асфальт закатали ...

mdash; Лёнь, а куда едете?.. mdash; интересуется всё тот же голос. mdash; Далеко?..

mdash; Дальше некуда ... mdash; вздыхает Лёнька и, просевшим до хрипловатого дисканта голосом, добавляет: mdash; К чёрту на кулички ...

В наступившем молчании изредка пролетающие мимо грузовики кажутся огромными рассерженными шмелями, басовито обсуждающими сообщённую Лёнькой новость:

mdash; Уезж-ж-жае-а-ае-е-ет ... Наку-у-ули-и-ич-ч-чки ... Под асф-ф-фа-а-ал-л-льт ....

Впрочем, когда это ещё будет?

Мальчишки всех времён живут сегодняшним днём. В этом возрасте даже следующий месяц воспринимается как нечто абстрактное и беспредельно далёкое.

Сегодня мальчишки едут на laquo;Металлосбытraquo; mdash; так называется находящийся на окраине города завод по переработке металлолома. Расположен он на конечной остановке 15-го маршрута. 15-й mdash; это номер курсирующего мимо их школы автобуса. Привычных сейчас маршруток тогда ещё не было. Да и вряд ли бы мальчишки воспользовались бы маршруткой.

Не по карману.

Впрочем, когда это ещё будет? Маршрутки, мобильники, жевательная резинка, распавшаяся, словно порванные бусы, страна, сломанные, будто сухие прутики, судьбы ...

На Металлосбыте находится личный Клондайк Масложировских пацанов. Поездки туда mdash; своего рода ритуал районного значения. Ну, может не ритуал, но праздник mdash; во всяком случае. Каждый раз сердце юных искателей приключений и сокровищ замирает в предвкушении встречи с просочившимся в реальность чудом. Реальное чудо mdash; это когда не где-то там, в сказке, а здесь и сейчас. Разве не чудо эти длинные латунные ленты, с пробитыми в них фигурными узорами? Из них получаются такие здоровские украшения на поясные ремни и приклады самодельных самострелов, что просто дух захватывает. Чудесные ленты изредка попадаются в похожих на военные амфибии стальных чанах с обрезками цветных металлов. А корпуса непонятных приборов, набитых, словно лягушки икрой, разноцветным бисером электронной начинки? Это ли не сокровище?

Если найденного много, мальчишки честно делят его поровну. Глупо жадничать, когда добычи хватает на всех. Другое дело mdash; находки уникальные. Штучные. В этом случае действует laquo;Право первой руки и зоркого глазаraquo;. По-другому оно называется laquo;Кто раньше встал, того и тапкиraquo;.

В прошлый раз, опередив всех, к такой находке успел самый мелкий из мальчишек mdash; Серёга.

Интуиция завела его в карман, образованный горами приготовленного laquo;под прессraquo; разношёрстного железа. И ... почти сразу же он натолкнулся на оружие. Чему удивляться? mdash; оружие тоже утилизируют. У каждой вещи есть свой срок жизни, у огнестрельных поделок mdash; тоже.

Молодые искатели сокровищ в этот постоянно менявший форму карман не заглядывали mdash; чего искать среди проржавевших бочек, искорёженных кроватных рам и бесформенных обрезков арматуры и кровельного железа? А вот Серёга зачем-то заглянул ...

В проржавевшей, похожей на двуспальный гроб ладье, в каком-то будничном беспорядке, были свалены ствольные коробки малокалиберных ТОЗ-8 и груда тронутых точками ржавчины затворов к ним. Каждый из стволов мелкашек, несколько раз по своей длине, был проплющен свирепыми ударами какого-то чудовищного пресса. Казалось, что толстая закалённая сталь нарезных стволов поддалась его воздействию, приобретя на время мягкость пластилина.

Испорченные стволы никуда не годились, и мальчик сразу же потерял к ним интерес. А вот затворы оказались неповреждёнными mdash; даже бойки на месте mdash; поэтому тут же перекочевали в синюю холщовую сумку, с которой мама ходила за продуктами, а теперь отдала мальчику под его нужды. Минуту спустя туда же отправился вполне целый laquo;Макаровraquo;. У пистолета, правда, отсутствовал боек, Серёга сразу определил это по пустому отверстию в казённике, и была раздроблена рукоятка, прятавшая магазин с патронами. Несмотря на это, при попытке передёрнуть затвор, затворная рама послушно совершила положенный ей пробег, курок взвёлся, а после нажатия на спусковой крючок, раздался чёткий сухой щелчок. Пистолет был исправен, правда, заряжать его теперь стало сложновато mdash; вручную, после каждого выстрела, через отверстие в оттянутой до предела затворной раме. Такой способ требовал определённой сноровки. Что касается бойка mdash; проблема была решаемой: Серёга от кого-то слышал, что его можно выточить надфилем из обычного гвоздя, а потом закалить, разогрев на газовой конфорке и сунув в блюдечко с машинным маслом.

Дело оставалось за малым mdash; раздобыть образец отсутствующего бойка.

Сирия, долина Кунейтры. Новая история. Часть I

XVIII век mdash; начало отсчёта новой истории Голан. К власти приходят курды, а в XIX веке, с Кавказа, из Российской Империи, после очередной русско-турецкой войны, за счёт царской казны, вместе с семьями, личным имуществом и домашним скотом, переселяются непримиримые черкесы.

Мухаджиры [3] ...

Осев на Голанах, они основали Кунейтру. laquo;Основалиraquo; условно, поскольку строили свои дома на старых фундаментах когда-то процветавшего, но пришедшего в упадок и забвение города. В XIX веке, после того как Турция окончательно распространила свою власть на Голаны, происходит коренной перелом в статусе не раз отличившихся на турецкой службе исповедующих ислам черкесских переселенцев. За ними официально закрепляют изрядную часть местных земель, и они основывают на них 12 посёлков. С началом первой алии, в 1886 году, после более чем 200-летнего перерыва, здесь вновь образуется первый еврейский посёлок, а за ним mdash; ещё несколько. По разделу 1917 года Голаны вместе с Сирией отходят ко французскому мандату, и часть умудрённых жизнью евреев тут же мигрирует в долину Хулы. Сделали они это более чем вовремя. На новом витке история повторилась: оставшиеся на прежнем месте евреи вскоре оказываются вырезаны арабами-сирийцами. К 1961 году население Голан насчитывает около 30 тысяч друзов и черкесов, имелось множество сирийских военных поселений и укреплений, но не было ни одного мирного жилого поселения собственно коренных арабов-сирийцев. Ахль-аль-Шам, или laquo;люди Сирииraquo;, к которым исторически относились выходцы из арабских племён, ранее воевавшие за Восточную Римскую империю, традиционно селились севернее и западнее. С высокой долей вероятности можно утверждать, что здесь их, как этноса, никогда не было: территория Голан была включена в государственные границы современной Сирии лишь за 17 лет до этого, в январе 1944 года, когда Сирия снова появилась на картах как суверенное государство. Чтобы быть точными, добавим, что в 1944 году её независимость провозгласила вишистская Франция (во время немецкой оккупации ей стало не до колоний), но сами сирийцы сделали это лишь два года спустя, опомнившись и осознав свою самостоятельность только в 1946-м. На тот момент Голаны и долина Кунейтры представляли для них скорее статусную, чем экономическую или стратегическую ценность.

После прекращения действия французского мандата, создание новых еврейских поселений на территории Голан стало невозможным. Более того, 27 ноября 1947 года, вмешательство в ситуацию не разбирающихся в ней laquo;доброхотов со стороныraquo; привело к новой трагедии: после принятия решения ООН о разделe Палестины в Сирии прошли массовые еврейские погромы. 1 декабря 1947 года только в одном Алеппо, еврейская община которого насчитывала от 6 до 7 тысяч евреев и жила в городе около 2,5 тысяч лет, было разрушено 150 еврейских домов, 5 магазинов и 10 синагог. Десятки евреев были убиты, несколько сотенmdash; ранены. Власти Сирии демонстративно самоустранились от защиты своих еврейских граждан. После череды погромов, уцелевшие евреи бежали в Турцию и Ливан, на территорию будущего Израиля, в страны Южной Америки и в США. В течение 1948 года еврейская община Сирии, насчитывавшая в 1900 году 50 000 человек, сократилась до 30 000. Погромы, то вспыхивая, то затухая, продолжались и в последующие годы.

В настоящее время в Дамаске и Латтакии проживает не более 100 сирийских евреев. Вопрос решён. Обвинять сирийцев в антисемитизме теперь некому.

22 июля 1970 года, Таджикская ССР, г. Душанбе. Ретроспектива вторая

Полночь.

Прошедшим вечером Серёге удалось разобраться с вусмерть окислившимся от старости разъёмом подаренного отцом РП-5Б. Серьёзная штуковина этот РП. На день рождения презент ... Знали бы прошлые и пришлые борцы за национальную идею (те, что из числа гуманитариев) mdash; скольким мальчишкам именно такие нечаянные подарки определили судьбу и вывели в профи мирового уровня.

Фото 1. РП-5 mdash; радиоприемник пеленгаторный (поисковый, самолётный) для слуховой пеленгации. Имел пять поддиапазонов от 1,5МГц до 25МГц.

РП-5Б mdash; выслуживший все мыслимые и немыслимые сроки коротковолновый самолётный приёмник, вчистую списанный Серёгиным отцом с согласия высокого начальства. За это согласие пришлось отдать свежевыделанную медвежью шкуру. laquo;Хорошо, что медвежью, а не своюraquo;, mdash; пошутил по этому поводу отец.

Более двадцати лет приёмник проработал в составе связного оборудования высокогорной метеостанции, оттуда отец его и списал. Поначалу такие приёмники ставили на скопированные с американских laquo;Дугласовraquo; военные транспортники и на самолёты радиоразведки, но потом, в один прекрасный день, после замены на более современные Р-305, Р-311 и Р-326, передали в многочисленные клубы ДОСААФ и на не менее многочисленные метеостанции.

У Серёги было подозрение, что отцовский подарок так и не заработает. Уж больно допотопно он выглядел. Допотопно, несмотря на всю свою историческую крутизну.

Распотрошённый разъем, в конце концов, сдался, но до этого сломался кончик любимого маминого кухонного ножа, а шлиц заточенной на точильном камне отвёртки mdash; всерьёз пропорол многострадальный большой палец левой руки. Сноровки не так давно переученному одиннадцатилетнему левше пока не хватало mdash; вот левой руке и доставалось почём зря: то ножом, то молотком, а то и заточенной до бритвенной остроты отцовской стамеской, однажды насмерть впившейся в подвернувшийся на её пути сустав. Стамеска застряла аккурат между костяшками большого пальца. Выдергивать её пришлось, стиснув зубы и накрепко зажав травмированную ладонь коленями. Пострадавший палец полгода стрелял вспышками боли и не гнулся, но потом ничего mdash; прошло, разработалось.

В этот раз травма совсем пустяковая: уже четверть часа спустя, затянув зубами бинт на обработанном перекисью пальце, мальчик возвращается к упрямому разъёму. В своей прошлой жизни торчащий из приёмника экранированный шнур, оканчивавшийся треклятым разъёмом с тремя расщеплёнными на кончиках штырями, запрессованными в чёрную пластиковую вставку, должен был соединяться со своей ответной частью. Разъём довольно недвусмысленно назывался laquo;папойraquo;, а его ответная часть, уныло скалящаяся щербатыми латунными гнёздами, забитыми мутно-белыми кристалликами окислов, mdash; laquo;мамойraquo;. Сама ответная часть красовалась на крашенной зелёной эмалью батарейной коробке, скрывавшей в себе три обитых синей байкой секции для сухих аккумуляторных батарей. Одна из батарей mdash; самая увесистая mdash; анодная, на 170 вольт. Теперь таких не достать. Две других, соединённых последовательно mdash; накальные, mdash; каждая на 6,3 вольта. С ними проблем не было mdash; таких батарей и в гидромете полно, и у вояк можно выменять. Военные связисты используют их в ТАИ-43 mdash; полевых телефонных аппаратах, удачно слизанных у Вермахта в том самом приснопамятном 1943 году, без малейшего зазрения приведённом в названии столь древнего аппарата. Серёгин отец старше до сих пор эксплуатируемых армией допотопных телефонов всего на девять лет. Прежде всего, это говорило о качестве изготовления и надёжности конструкции аппаратов, но всё равно было забавно.

А батареи ... Бог с ними, с батареями. Решить проблему их отсутствия Серёге удалось с помощью увесистого анодно-накального трансформатора (ТАНа), подобрав обмотки и подключив на выход одной из них селеновый выпрямитель, больше похожий на миниатюрную батарею отопления из ближайшего гастронома. Окончательный вид конструкции, аккуратно закреплённой разномастными болтиками на фанерном обрезке, придал простенький П-образный фильтр, собранный из двух, напоминающих водочные стопочки, электролитов и дросселя, смахивающего на уменьшенную копию ТАНа.

Приёмник заработал сразу же, как прогрелись его упрятанные в чёрные металлические корпуса лампы. Приглушённое свечение настроечной шкалы, плавно регулируемое специальной ручкой, и шум эфира в головных телефонах (неграмотные дворовые пацаны упрямо называли их laquo;наушникамиraquo;) вызвали у Серёги нешуточный восторг. Он еле дождался припозднившегося с работы отца, чтобы продемонстрировать: laquo;Вот оно! Работает! Сам сделал!!!raquo; Жаль, только две станции ловит: laquo;Маякraquo; и ещё одну, mdash; вещающую попеременно на русском и таджикском.

Отец одобрительно похлопал Серёгу по плечу, приложил к уху одетый в чёрную резину капсюль головных телефонов и замер. Хмыкая и монотонно кивая, он додумал какую-то явно приятную ему мысль и расщедрился: пройдя на балкон и перетряхнув многочисленные ящики с laquo;мужскими сокровищамиraquo;, с видимым удовольствием вручил опешившему мальчику два фарфоровых изолятора, бухту многожильного медного провода и завёрнутый в провощённую бумагу посеребренный разъём.

mdash; Распаять сумеешь? Без антенны и заземления этим монстром только сусликов убивать!

При чём тут борьба с грызунами Серёге не ясно, но советом он воспользовался с удовольствием. Как и следовало ожидать, небезуспешно. В самом деле: как можно было забыть про антенну и заземление? Вон mdash; и соответствующие разъемы на корпусе приёмника имеются... И даже надписи при них ... Куда смотрел? О чём думал?

Причины случившегося непонятны, но досадный факт налицо mdash; проглядел ...

Быть должным нехорошо, а серьёзные подарки надо непременно отдаривать. Подсказки и помощь отца в обустройстве антенны и заземления оказались настолько кстати, что Серёга решается. Вынув стопку книг из застеклённой книжной секции письменного стола, он достаёт оттуда завёрнутые в кусок старой наволочки найденные полтора месяца назад ружейные затворы. Отец занят чтением, и некоторое время мальчик не решается его отвлечь, стоит, переминаясь, на входе в зал и молчит, ощущая тревожную тяжесть свёртка с затворами во вспотевшей ладони.

Наконец, родитель замечает Серёгу и вопросительно вскидывает брови.

mdash; Спасибо, папа. Всё работает, mdash; сообщает ему тот и, торопясь, словно боясь передумать, добавляет: mdash; Это mdash; тебе!

Отец откладывает книгу в сторону и, не торопясь, разворачивает переданный ему свёрток.

mdash; Откуда это у тебя?

mdash; На Металлосбыте нашёл.

mdash; Давно?

mdash; Два месяца назад.

mdash; Кто ещё об этом знает?

mdash; Никто. Я никому не говорил.

mdash; Совсем никому?

mdash; Совсем.

mdash; Правильно, mdash; одобрительно кивает отец. mdash; И дальше не говори! Хранение незарегистрированного оружия mdash; это статья!

mdash; Это не оружие ... mdash; попытался возразить Серёга.

mdash; Оружие, mdash; не соглашается отец и уточняет: mdash; Из этого можно собрать оружие, и другого назначения у твоей находки нет. Плюс mdash; налицо факт незаконного приобретения. А это mdash; хоть так, хоть эдак mdash; статья. Больше ничего не нашёл?

mdash; Больше ничего ...

Серёга чешет в затылке, вздыхает и окончательно решает никому не говорить про найденный laquo;Макаровraquo;. Никому и никогда.

Даже отцу.

Мало ли ...

Три следующих ночи он слушал эфир. Ночью слушал, а днём, переполненный впечатлениями, отсыпался. Эфир, как и сам Серёга, был переполнен, словно метеостанцевская квашня с подошедшим тестом. При малейшем повороте верньера, одна станция тут же сменялась другой, mdash; казалось, что им нет числа. Даже не верилось, что где-то за стенами квартиры, за чертой города, за границами республики и страны может быть столько передатчиков. Поначалу интерес мальчика вызвали переговоры геологических экспедиций: хорошо поставленный женский голос с выражением зачитывал телефонограммы их участников своим семьям. В те удивительно простые времена их послания казались мальчику совершенно трогательными в своей наивности. Скучают люди ... В подслушивании личных посланий было что-то от подглядывания в замочную скважину, и Серёга, хладнокровно отметив эту неприятную для порядочного человека ассоциацию, мысленно отругал себя за не совсем здоровое любопытство.

Потом он набрёл на индийскую музыку. Теперь полуночные бдения за книгой скрашивали звучащие из наушников звонкие голоса индийских певичек, томно сетующих на нелёгкую долю одетых в прозрачные ткани и увешанных драгоценностями красавиц. laquo;Поди, мёрзнут зимой по такой одёжке!raquo; mdash; иронично вздыхал Серёга, в деталях представляя танцующих на снегу индийских певичек. Танцевали они, как и положено, босиком. laquo;Снегурочка терпела и Зое Космодемьянской велела! Теперь mdash; ваша очередь!raquo; mdash; свирепо оскалясь заявлял мальчик плачущим индианкам, когда бывал не в духе. Впрочем, чаще у него было хорошее настроение, и тогда отогревшиеся индианки танцевали на дорогих персидских коврах. Танцовщицы казались ему сказочными гуриями из восточных сказок. Склонная к шаблонам фантазия упрямо рисовала их чёрно-белыми, как в первых индийских фильмах. Чёрно-белыми они были и на продающихся в киосках Союзпечати открытках.

Красавицы!.. Мальчик не отказался бы посмотреть на таких вживую.

В те дни на экраны вышли совсем новые фильмы из Индии mdash; непривычно широкоформатные и цветные, но это было совсем не то. Из них пропало то, что будоражило фантазию mdash; исчезла волнующая воображение недосказанность.

Потом, бродя по ночному эфиру, Серёга наткнулся на laquo;Немецкую волнуraquo; и laquo;Голос Америкиraquo;. laquo;Волнаraquo; злопыхала и напропалую врала. laquo;Голосraquo; вещал отстранённо и убедительно. В первой же пойманной передаче laquo;Голосаraquo; картавящий диктор обильно скорбел и множественно возмущался, рассказывая про очередную алию и про те препятствия, которые ей чинят власти СССР. Что такое алия и с чем её едят mdash; было непонятно, но интересно ... По всему получалось, что с этой самой алией у советских евреев mdash; проблемы.

laquo;Надо бы у Лёньки спросить, что это за зверьraquo;, mdash; сделал зарубку в памяти Серёга. Термин показался ему медицинским. laquo;Даже интересно mdash; это заразно или нет?raquo; mdash; попытался прикинуть он.

Из-за вопиющего недостатка исходных данных, из его пустых гаданий ничего путного не получилось, и мальчик окончательно утвердился в предположении о медицинском происхождении этого странного слова. Со слов диктора, коварная хворь laquo;алияraquo; досаждала исключительно евреям. Каким образом советские евреи её подцепили, а остальные народы страны mdash; нет, mdash; мальчик не задумывался. В одиннадцать лет даже самые нелепые казусы окружающей действительности воспринимаются как данность, как ещё один факт бытия. Да и мысли занимало другое: Серёге было жаль страдающего от зловредной алии друга Лёньку.

laquo;Бедные евреи ... mdash; засыпая, совершенно искренне вздыхал он. mdash; Всё-то у них не как у людей ...raquo;

Сирия, долина Кунейтры. Новая история. Часть II

Шестидневная война явилась продолжением многолетней вражды между Сирией и Египтом, с одной стороны, и Израилем mdash; с другой. Начиная с 1948 года, существовавшие между этими странами противоречия породили множество конфликтов, и, в конце концов, вступившая в пору совершеннолетия взаимная неприязнь вылилась в полномасштабную войну. Началась она 8 июня 1967 года. 10 июня был захвачен Баниас. Кунейтра и ещё 23 сирийских населённых пункта сдались без боя. В результате тяжелейших боёв сирийские войска были вытеснены с Голан.

На юге Израиль захватил территорию Синайского полуострова вплоть до Суэцкого канала, на северо-западе mdash; примерно половину Голанских высот, ранее принадлежавших Сирии, а также так называемый Западный берег и Сектор Газа (по странной иронии судьбы laquo;Сектор Газаraquo; переводится с арабского как laquo;Сектор Войныraquo; mdash; прим. автора). Изрядный кусок Сирийской территории с расположенными на ней населёнными пунктами, в том числе и небольшой городок Кунейтра, приютившийся в низине у горы Асуюн, на долгих четыре года стали важнейшими опорными пунктами ЦАХАЛа. После Шестидневной войны под израильской оккупацией оказалась территория с населением около 1 млн. человек (116 тыс. человек на одних только Голанах). 400 тыс. палестинцев, сирийцев и египтян стали беженцами.

Жизненный уклад не покинувших свои дома жителей остался на оккупированных территориях прежним. Правда, пару лет спустя у них стали появляться новые соседи mdash; большей частью переселенцы из СССР. Появилась и новая валюта mdash; шекель (по-арабски mdash; laquo;секельraquo;). Гинекологи перевели бы это название как laquo;клиторraquo;. Впрочем, не будем иронизировать mdash; деньги не пахнут, и коренное население приняло новую валюту без видимого возмущения. Там, где часто меняется власть, у людей вырабатывается привычка легко приспосабливаться ко всему новому. Для них это вопрос выживания. Адаптационный процесс протекает особенно быстро, когда происходящие изменения носят негативный окрас и входят в жизнь сами, без приглашения. По таким поводам и родилось ироничное: laquo;Съели и не подавилисьraquo;. Обыватели охотно идут навстречу тем, кто их притеснял и беспокоил: отмотавшим срок убийцам, laquo;раскаявшимсяraquo; воришкам и переставшим себя контролировать алкоголикам, и лишь сделанного им добра люди не прощают. Никогда и ни при каких обстоятельствах. Недальновидных и завистливых сделанное им добро mdash; унижает. Извращённая логика шепчет им, что помогавший имел какой-то злой умысел, что они, приняв помощь, проявили слабость, а те, кто им помог mdash; оказался сильнее, и тем самым их люто оскорбил и унизил. Зато когда речь идёт лишь о возможности всплеска насилия по отношению к ним, таким гордым и непримиримым, обыватели ведут себя удивительно покладисто. Причина такого поведения проста: хорошее и доброе можно хаять упоённо и безнаказанно, а зло mdash; оно с зубами. Со злом принято считаться. Самоутверждаться за его счёт mdash; чревато. Может боком выйти.

Мусульмане mdash; такие же люди, как и представители любой другой конфессии, и, по части следования малодостойным поведенческим моделям, исключением не являются. К тому же ислам, недвусмысленно возражая против ростовщичества и стяжательства, не относит деньги (независимо от того, кто их напечатал) к перечню оскверняющих мусульманина материй. А раз не относит ... Мы всего лишь о том, что особых причин проявлять недовольство у местного населения не было. Шекелей на оккупированных территориях было вдоволь, mdash; сколько наработаешь или наторгуешь. А вот политикам проигравшей стороны шекелей не досталось, и поэтому после окончания Шестидневной войны тут же началась так называемая laquo;Война на истощениеraquo; (1967-1970гг.).

Уже 1 июля 1967 года египтяне обстреляли израильские позиции вблизи Суэцкого канала, а 21 октября 1967 года потопили израильский эсминец laquo;Эйлатraquo;. Погиб экипаж в количестве 47 человек. Египетские военные начали устраивать засады израильским патрулям, и лишь в конце июля 1970г. в Египте приняли решение поддержать мирный план государственного секретаря США Уильяма Роджерса, предусматривавший прекращение огня, в обмен на уход израильтян со всех оккупированных ими территорий.

Израиль, не обольщавшийся по части арабского миролюбия, в первые же послевоенные годы построил на новых территориях хорошо продуманные линии укреплений, сделав это как на Голанских высотах, так и Синайском полуострове. Апофеозом окончательного отторжения захваченных земель стал 1971 год, в котором Израиль потратил полмиллиарда долларов на постройку мощного укрепрайона на Синае, получившего название laquo;линия Бар-Леваraquo; в честь спроектировавшего её генерала Хаима Бар-Лева. В 1967 году, надо полагать в дополнение к набиравшей обороты фортификационной стороне вопроса, в Израиле был принят laquo;Закон о Голанахraquo; и разработан проект их заселения, в ходе реализации которого был основан город Кацрин и 25 еврейских посёлков.

Не будь арабы столь обидчивы и бескомпромиссны, проект laquo;Израиль от моря и до моряraquo; вполне мог стать реальностью.

20 сентября 1973 года, Сирия, 67 километров южнее Дамаска, окраина Кунейтры.

До Войны Судного Дня две недели

Воскресенье.

Мальчишек двое.

На вид им лет по тринадцать. Оба дочерна загоревшие, но это не мешает им быть категорически не похожими друг на друга. Один mdash; худющий, словно щепка, черноволосый и смуглый, второй mdash; несколько полноватый, пепельно-русый и голубоглазый. Они молча сидят на двух вросших в землю придорожных камнях. Бездельничают ...

За спинами мальчишек mdash; дом одного из них, Лёньки. Стандартная прямоугольная коробка дома выглядит ухоженно, но не совсем уютно mdash; видно, что построен он недавно, и хозяева пока его не обжили: наружные стены не оштукатурены, а выстроившаяся вдоль фасада ровная линейка молодых олив и гранатовых деревьев mdash; урожая не давала. Им рано плодоносить. Не подросли. Более-менее серьёзно смотрятся лишь пара быстрорастущих широколистых фиг, но погоды они не делают: зелени в Лёнькином дворе маловато. Ко всему прочему, непривычный к такому зрелищу глаз режут крутые скаты нарядной, крытой красной черепицей крыши. Зачем они в местном сухом климате mdash; непонятно. У здешних домов крыши mdash; плоские.

Это удобно. На таких плоских крышах местные жители коротают тёплые летние вечера, наслаждаясь наступившей прохладой и неспешно обсуждая за чашечкой чая не балующие разнообразием местные события и виды на урожай.

Особых развлечений в Кунейтре нет, но вечерние посиделки на холодке mdash; это традиция, освящённая временем. Впрочем, поговорить с близким другом можно и в полуденный зной, укрывшись в тени вековых олив, или когда рядом стоит наполненный водой зир. Зир mdash; это глиняный кувшин, вода в котором остаётся холодной даже тогда, когда дует хамсин mdash; горячий ветер со стороны аравийских пустынь. Запаслись таким зиром и сидящие на камнях мальчишки.

Одного из них, мы уже говорили, зовут Лёнькой, второго mdash; Халидом.

Халиду с Лёнькой интересно: тот буквально напичкан поразительными историями и на удивление многое умеет. Местные пацаны и половины Лёнькиного не знают. Даже не верится, что это обыкновенный, такой же как и сам Халид, бача.

Не догадываетесь, что это слово означает?..

Ничего особенного: бача mdash; он и в Африке бача. Так в Кунейтре называют ещё не вступивших в пору отрочества пацанов. Бача Лёнька бегло говорит на фарси, хотя упрямо называет его laquo;таджикскимraquo;. Государственный язык в Сирии mdash; арабский, но Сирия mdash; страна многонациональная, mdash; кого только в ней не встретишь. Как правило, местные жители говорят на нескольких языках, многие mdash; на иврите, более чем схожем с арабским. А чего бы им на нём не говорить, если это решает довольно злободневный вопрос заработков, а в самом Израиле второй государственный язык mdash; арабский? Домашние Халида предпочитают говорить на фарси. Получается, что его семья mdash; таджики?.. Шутник он, этот Лёнька. Хотя, пусть себе шутит mdash; с Халида не убудет. Иногда это даже забавно. Жаль только, видятся они не слишком часто mdash; только на каникулах и в выходные. На неделе друг учится в расположенном за холмами интернате. Собственно, там и находится настоящий Израиль. Настоящий, а не тот, который из-за решительности израильтян и головотяпства сирийцев наступил в Кунейтре.

laquo;Снимите шляпы, медам и мусье! Сегрегация на марше! Убываю на большую землю mdash; у местных идиотов их идиотизму учитьсяraquo;, mdash; саркастически комментирует свои поездки Лёнька.

Халид недоумевает: К Иблису упомянутый Лёнькой идиотизм mdash; его в любой школе хватает. Даже в Кунейтре. Но что значит таинственное слово laquo;сегрегацияraquo; и вполне понятные слова laquo;большая земляraquo;, смысл которых, между тем, совершенно непонятен? Если верить Лёньке, то получается, что всё это изобилие mdash; Голаны, Кунейтра и раскинувшаяся от горизонта до горизонта долина mdash; laquo;малая земляraquo;?

mdash; laquo;Малая земляraquo; mdash; это Новороссийск! mdash; окончательно запутывает ситуацию Лёнька. Он mdash; известный любитель путать собеседника, и частенько разговаривает загадками.

laquo;Поколотить его, что ли?raquo; mdash; меланхолично разглядывает приборзевшего друга Халид.

Мысль это хорошая и здравая, но, после некоторого размышления, мальчик всё же оставляет её: Лёнька не по годам крупный бача, mdash; ещё неизвестно, чем такая затея окончится. Хотя, почему неизвестно? Поколотит или нет, но на Иордан и Теривиадское озеро его больше не возьмут. Факт.

Халид с сожалением вздыхает и, отставив воинственные фантазии до лучших времён, решает сменить тему разговора.

mdash; Зато у нас mdash; горы красивые! mdash; с апломбом заявляет он и, коротко мотнув стриженой головой, показывает старательно оттопыренным подбородком на плоскую макушку горы Авиталь[4], у подножия которой расположена его родная Кунейтра.

Горы здесь и в самом деле живописные. Со стороны долины их склоны покрыты одичавшими садами, среди которых, вечерами, в период созревания урожая, словно гигантские чёрные бабочки, порхают крупные летучие мыши. С наступлением сумерек, они огромными бесшумными стаями прилетают полакомиться плодами, покидая многочисленные пещеры и горные расщелины, в которых коротают светлое время суток. В конце февраля летучих мышей ещё не видно, а закрывающие горизонт Голаны укрыты плотной бело-розовой дымкой цветущих деревьев. Местная весна в это время в самом разгаре, и повсюду журчат многочисленные ручьи. Жаль только, что в мае большинство из них пересыхает ...

mdash; Не горы, а холмики, mdash; иронично кривит губы Лёнька. mdash; Вот у нас, в Душанбе, mdash; это горы! Ты про Пик Сталина[5] слышал, салага? А про Памир или Гиндукуш?.. mdash; и, не дождавшись вразумительного ответа, безжалостно добивает: mdash; Да на твои Голаны на велосипеде можно кататься! Разве это горы?

Слышать такое обидно. Лёнька будто забыл как красиво здесь весной, когда цветение миндаля, словно невиданным здесь снегом, сплошным ковром покрывает окрестные холмы, а пропитанный медовым ароматом воздух прозрачен, как хрусталь. Когда расчувствовавшиеся кузнечики стрекочут так, что впору оглохнуть.

Про Памир Халид, конечно же, слышал, mdash; на уроке географии рассказывали. Но кто мог знать, что Лёнькин Душанбе mdash; это и есть тот самый Памир? Что касается велосипеда... его у Халида нет. Даже не предвидится. Он косится на сверкающий новеньким хромом Лёнькин laquo;Schwinnraquo; и обиженно шмыгает носом.

Интуиция подсказывает: велосипед mdash; это обидный аргумент. Даже очень обидный.

В Кунейтре у многих есть велосипеды, но такой mdash; американский mdash; только у Лёньки.

Проку с того, что владеющий этим сокровищем друг никогда не жмотничает и без проблем даёт на нём покататься?.. Велосипед всё равно остаётся чужим mdash; Лёнькиным.

Сдерживающие факторы, скрипя, сдают изрядно подорванные позиции, и Халид возвращается к прежней мысли. mdash; laquo;Поколотить его, что ли?..raquo;

Поездки на Иордан и Тивериадское озеро уже не кажутся ему столь привлекательными и желанными. Обида медленно, но верно начинает перевешивать. Лёньке же хоть бы хны. Неправильно истолковав изменившееся настроение собеседника, он пересаживается чуть ближе и примирительно хлопает того по плечу, а затем, ностальгически сощурившись, подливает масла в до предела накалившуюся ситуацию:

mdash; В Душанбе mdash; хорошо ... Кругом чинары и тень, и друзья классные ... А ещё там, прямо в городе, mdash; Комсомольское озеро ... И мороженое на каждом углу mdash; ешь, хоть лопни! А какие там персики и дыни!..

mdash; Если там так хорошо, то зачем вы сюда приехали? mdash; презрительно кривясь, интересуется окончательно уязвлённый Халид, мысленно отмечая и вовсе обидное: mdash; laquo;Чинары, тень ... Столетняя олива во дворе Халида всяко даёт не меньше тени, чем Лёнькины душанбинские чинары!.. Друзья у него там!.. А я, получается, уже и не друг?..raquo;

mdash; Я бы и не поехал ... mdash; вздыхает Лёнька, молодые оливы во дворе которого пока ещё не дают тени и не плодоносят. mdash; Это всё родители, калёное шило им в жопу ... mdash; и, явно цитируя кого-то, роняет и вовсе непонятное: mdash; Папахену концлагеря в его долбанном кибуце не хватало!..

Из рассказов Лёньки Халид помнит, что в Душанбе у того остался старший брат, на которого Лёнькины родители переписали квартиру. Как такое могло случиться и что значит laquo;переписать квартируraquo;, mdash; тоже непонятно. Если это твой дом, и ты сам его построил или купил, почему его надо у кого-то, не имеющего к нему отношения, переписывать, когда можно отдать просто так? А если Лёнькин брат ещё не завёл семью, то он не имеет права отделяться! Это логично. По-другому просто не бывает. Более того mdash; как он может получить жильё своих родителей, если они ещё не умерли? Или это он его построил? Если семья переезжает, то и он должен ехать. В насквозь непонятной Лёнькиной истории присутствует лишь один достойный уважительного восхищения факт: его брат не только не поехал в далёкий Израиль, но и с удовольствием пошёл служить в Советскую Армию. Сам, не дожидаясь повестки, пришёл в военкомат и написал рапорт. И не куда-нибудь пошёл mdash; в морскую пехоту! Где ещё должен служить молодой мастер спорта по пулевой стрельбе из винтовки?

Мужественный поступок далёкого Лёнькиного брата вызывает у Халида нешуточный восторг. Вот бы и ему так!

laquo;Справедливо решил! Правильно!raquo; mdash; в очередной раз мысленно отмечает Халид, но Лёньке ничего не говорит. Больно уж хорошо тот про брата рассказывает. С теплом. Не ровён час обидится, mdash; ведь в СССР остался не Лёнька, а его брат.

У Халида ни братьев, ни сестёр нет. Если верить нечаянно подслушанному разговору, родился он с большими проблемами. Намучавшиеся во время родов врачи в сердцах заявили, что его мама больше не сможет рожать. И ещё что-то наговорили: про laquo;губительное несовпадение резусовraquo;, и про то, что рождение Халида mdash; это чудо, которое не обошлось без помощи Отца Всего Сущего, да пребудет с ним мир. А чудеса, и это известно всем mdash; епархия Аллаха. Только как к этому чуду относиться самому Халиду? Что хотел сказать сотворивший его Аллах? Чего он ждёт от мечтающего о небе мальчика? И при чём тут непонятный laquo;резусraquo;?

Что это такое, Халид, к своему стыду, не знает, но спросить у родителей не решается. Проговоришься, а потом объясняйся mdash; откуда такое услыхал? Признаваться, что подслушивал? Ну уж нет! Впрочем, если у тебя есть друзья, безвыходных ситуаций не бывает.

mdash; Лёнька?.. mdash; спрашивает Халид своего друга. mdash; А что такое резус?

mdash; Резус? mdash; рассеянно переспрашивает Лёнька и, зевнув, пожимает плечами. mdash; Во-первых, не что, а кто ... Это обезьяна такая, mdash; макака резус, mdash; но потом в бесстрастных глазах друга вспыхивает интерес и он, иронично взглянув на своего собеседника, вдруг резко наклоняется и хватает того двумя пальцами за острый кончик расстёгнутого воротника выгоревшей на солнце рубашки. Хватает крепко, словно клещами, и, легко преодолев рефлекторную попытку высвободиться, нарочито-серьёзным тоном сообщает: mdash; Очень они, эти макаки, знаешь ли, на тебя похожи! Признавайся, маймунбача, родственниками интересуешься?..

Терпеть такое невозможно, и Халид без замаха бьёт своего друга прямо в увесистую сливу его ехидно наморщенного носа. Эх, прощай Иордан!.. Лёнька отпускает едва не оторвавшийся воротник, ахает и, нелепо взмахнув руками, заваливается на спину, прямо в дорожную пыль. Встав и наскоро отряхнувшись, он, к удивлению Халида, драться не лезет, а, как ни в чём ни бывало, снова усаживается на свой камень. Запрокинув голову и зажав разбитый нос пальцами, Лёнька неподвижно, словно греющийся на солнцепёке жук-рогач, замирает в этой нелепой позе. Минуты через три он осторожно отпускает заметно припухшую картофелину носа и начинает сосредоточенно изучать разводы свернувшейся крови на собственной ладони. Поизучав, удовлетворённо хмыкает и переводит ироничный взгляд на Халида.

mdash; Нехрен было гусей дразнить ... mdash; спокойно сообщает он.

Взгляд при этом у него спокойный, даже одобрительный. Происходящее настолько не вписывается в местные стереотипы, что Халид чувствует себя легендарным Саладином, у которого коварные крестоносцы украли уже одержанную над ними победу. Впрочем, это он, конечно, зря: Лёнька mdash; не крестоносец, а Халид mdash; никакой не Саладин.

mdash; Ты не сердишься? mdash; осторожно спрашивает он вставшего с камня и продолжившего отряхиваться друга.

mdash; Вот ещё! mdash; фыркает тот из облака поднятой им пыли.

laquo;Мир, mdash; понимает Халид. mdash; Раз не сердится, значит mdash; мир!raquo;

mdash; Лёнь ... mdash; просит он, интуитивно чувствуя необходимость фиксации появившегося в ситуации позитива. Его радует обрадовано встрепенувшееся чувство прежней доверительной дружбы, чуть было не разрушенной из-за его дурацкой вспыльчивости. mdash; Расскажи про брата.

Что такое laquo;конфликт поколенийraquo;, Халид ещё не осознаёт. Более того mdash; никогда о таком не слышал, но чуть ли не наизусть помнит, как Лёнькин брат заявил оторопевшим родителям: laquo;Дед с войны три ордена принёс! За страну воевал! Был ранен, чуть не погиб! Хотите сказать, что он зря проливал кровь? Что это ничего не стоит?raquo;

Хорошие слова! Правильные! Почему бы не услышать их ещё раз?

Да и брат у Лёньки классный! Настоящий мужчина!

mdash; Чего тут рассказывать? Я, вроде бы, уже всё рассказал ... mdash; пожимает плечами польщённый Лёнька. mdash; Но брательник у меня классный! Представляешь, взял и заявил, что страна его не бросила, и он её бросать не будет! Теперь в морской пехоте служит! Сержант! Морпех! Мужик!!!

Кто такие морпехи, Халид лишь догадывается, но подозревает, что это более чем круто, а потому, с удовольствием, кивает. Да и как не кивать? Как не соглашаться? mdash; споры отца со своим братом на столь злободневную для коренных жителей Кунейтры тему mdash; он помнит чуть ли не наизусть. Будь она неладна, эта тема! Кунейтру, словно мешавшую улепётывать обузу, сирийская армия бросила. Бросила без единого выстрела, без боя, вместе со всеми её жителями. Ничего страшного не случилось, но всё же ...

mdash; Лёнь? А если бы твой брат был здесь, он бы мне навалял?..

mdash; За что? mdash; недоумённо таращится Лёнька.

mdash; Ну, это ... За нос.

Внутри Лёньки словно лампочку включили.

mdash; За нос? За нос, без балды, навалял бы! mdash; веселится он. mdash; Брательник у меня такой mdash; свои носы в беде не бросает!

laquo;Вот, mdash; мысленно подытоживает Халид, mdash; У русских даже евреи своих не бросаютraquo;.

Впрочем, евреи не бросают друг дружку и здесь, на Святой Земле. Зря! Ох, и зря одноклассники Халида обзывают израильтян трусами. Получается, сирийская армия продула отъявленным трусам? Но тогда в ней служат болтуны и ещё большие трусы и бездари чем в израильском ЦАХАЛе?!.. В том числе и его дядя Фарух?

Халид вспоминает поджарую фигуру дяди, его уверенную белозубую улыбку и спокойную манеру держаться, и в сомнениях качает головой: что-то в рассуждениях кунейтрцев о трусости сирийской армии не так. Не может быть, чтобы дядя Фарух был трусом! Не может быть!

mdash; Дядя сказал, что Кунейтра скоро снова будет сирийской, mdash; совершенно ни к месту, в конце концов, заявляет Халид и, гордо задрав нос, смотрит на своего друга свысока, с вызовом.

Переживший века неистребимый мальчишеский максимализм не позволяет ему оставить за Лёнькой последнее слово в сегодняшнем споре.

Справки

[1] Алия (ивр.#1506;#1500;#1497;#1497;#1492;mdash; буквально laquo;подъёмraquo;, laquo;восхождениеraquo;, laquo;возвышениеraquo;) mdash; ивритский термин, под которым чаще всего подразумевается Алия ла-Арец, то есть репатриация евреев в Израиль, а до основания государства Израильmdash; в Палестину. Является одним из основных понятий сионизма, закреплённым в Законе Израиля laquo;О возвращенииraquo;. Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида (laquo;спускraquo;, laquo;нисхождениеraquo;).

Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом оле (в женском роде ола, мн. ч.mdash; олим), эти слова иногда используются и в русских текстах. Подавляющее большинство израильских евреев сегодняmdash; либо олим, либо потомки совершивших алию.

Различают несколько разнесённых во времени потоков переселенцев (алий) в Израиль.

Алия Бет mdash; нелегальная иммиграция евреев в Палестину в период с 1933 по 1948 годы.

Алия молодёжная mdash; сионистская организация, занимавшаяся спасением еврейских детей и молодёжи от нацистов во времена Третьего Рейха.

[2] Джойнт mdash; laquo;Американский еврейский объединённый распределительный комитетraquo;; до 1931 года mdash; laquo;Объединённый распределительный комитет американских фондов помощи евреям, пострадавшим от войныraquo; mdash; крупнейшая еврейская благотворительная организация, созданная в 1914 году. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке.

[3] Мухаджиры mdash; переселенцы. В середине XIX века мухаджирами стали непримиримые чеченцы, за счёт царской казны переселённые в Турцию, Сирию и Ливан.

[4] Авиталь (1204 м) mdash; вторая по высоте гора Голанских высот, находится вблизи сирийского города Кунейтра. Название горы происходит от ивритских слов laquo;авиraquo; mdash; отец и laquo;тальraquo; mdash; роса. Здесь и в самом деле выпадает много росы. До 1967г. гора Авиталь служила тренировочным лагерем сирийских неформалов. Сейчас здесь заповедник и военная база. На самой вершине размещена израильская станция слежения. Гора Авиталь была одной из семи гор, на которых в древние времена зажигались костры для передачи информации из Иерусалима в Вавилон. Слева, если смотреть с горы, видны отроги Хермона, прямо mdash; разрушенная Эль-Кунейтра, шоссе, мечеть, наблюдательная башня Сил разъединения ООН. Руины Кунейтры частично лежат в нейтральной зоне, частично на сирийской стороне. Виден также городок сил ООН, размещенных здесь по окончании Войны Судного Дня, которые сменяются каждые 12 месяцев. За ним mdash; бывшая сирийская база танковой бригады. Справа на горе mdash; ветряки-электростанции самого восточного кибуца в Израиле.

[5] Пик Сталина (7495 м) mdash; старое название Пика Коммунизма, самой высокой вершины бывшего СССР, относящейся к Памирской гряде. Теперь это mdash; наивысшая точка Таджикистана, переименованная в пик Исмоила Сомони (#1178;уллаи Исмоили Сомон#1251; mdash; тадж.). Местные жители называют величественную гору Узтерги, что в буквальном переводе означает laquo;кружит головуraquo;.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Успей купить!
-20%
Обложка книги Второй шанс

А вы верите в жизнь после смерти? Вот и я не вверила, а она есть! Но второй шанс дается не каждому. Мне повезло начать все сначала.Легкая сказка на вечер))) (Эту книгу я написала очень давно одной из первых, поэтому в ней будет немного корявый слог)))

139 111 Р.
-50%
Обложка книги Пепел Дружбы: Сердце Хаоса

Сибирь вымерла. Но кошмар — жив.Алексей, Влад, Света, Гриша и Катя выжили в аду первых дней катастрофы, найдя временное убежище в бункере «Рассвет». Но затишье оказалось иллюзией.Тени, что скрывались во мраке, изменились. Они стали тише. Умнее. Холоднее. Теперь они охотятся не инстинктом, а расчетом, словно управляемые незримым, безжалостным разумом.Чтобы выжить, героям предстоит не просто сражаться. Им нужно понять врага, чей замысел скрыт за ледяной шифровкой древнего арте...

300 150 Р.
-20%
Обложка книги Верёвка из песка

Жизнь Алисы неожиданно разделилась на до и после! Она имела стабильную работу, сына, собачку и безоблачное будущее! Страшные и необъяснимые события начали происходить после того, как она вернулась из отпуска. Кто-то проникает в квартиру и жестоко убивает собаку. От страха за жизнь маленького сына, она отправляет его к своей матери в деревню, а сама обращается к частному детективу, для того, чтобы с его помощью разобраться в том, что происходит!

200 160 Р.
Конкурс:
Мы в соцсетях:
Наши приложения: