Управление

Комплекс неполноценности и мания величия

Чувство неполноценности толкает группы и нации в бездну самоуничтожения.

Альфред Адлер

И у толпы бывают свои унаследованные фрейдистские комплексы.

Станислав Ежи Лец

Бред державного величия у гопников неизменно кончается катастрофой и распадом.

Игорь Гарин

Выдающемуся российскому историку Юрию Николаевичу Афанасьеву принадлежит не только крылатая фраза «агрессивно-послушным большинством стала вся страна», но и глубочайшие размышления о судьбах своей родины. Плохо понятая история, — писал он, — вещь весьма болезненная и даже крайне опасная. Неспособность разобраться в собственной истории не дает выработать коллективную идентичность, то есть не дает сформировать общее представление о самих себе на какой-либо другой основе, кроме как на основе националистической. Так бывало уже — и к сожалению — со многими народами. Например, еще в тридцатых годах прошлого века, в период становления известных тоталитарных режимов, еще до трагической схватки во Второй мировой, талантливый французский публицист и поэт-академик Поль Валери заметил, что из поля зрения плохо понятой истории ускользают «отношения первостепенной важности», а поскольку отбор «фактов» ведут на ее делянке произвольно, она представляет собой «ужасную мешанину», содержит в себе все и дает примеры всему. В силу этого плохо понятая история не способствует постижению смыслов, а, напротив, «заставляет мечтать, опьяняет народы, порождает у них ложные воспоминания, растравляет их старые раны, вызывает у них манию величия и манию преследования, делает нации желчными, высокомерными, нетерпимыми и тщеславными», и в этом смысле «история — самый опасный продукт, выработанный химией интеллекта».

Трюизмом стала мысль психоаналитиков о частой трансформации комплекса неполноценности в манию величия, причем это относится не только к отдельным личностям или группам, но и к нациям в целом. Две взаимоисключающие патологии образуют порочный иррациональный комплекс, который становится формой национального безумия, национального психоза, извращающего всю иерархию ценностей, делающего очевидное зло (скажем, порочное, бесчеловечное государство) добром, а добро (гуманность, уважение национальных прав, добрососедство, прощение) — злом. Тогда политика обретает черты психической патологии, ибо оно, это сознание, полностью иррационально, искажено, «соблазнено».

Прививки от выдуманного величия не существует, но эта болезнь все же лечится. От такого рода «величия» богиня истории Клио лечила многие народы и страны — от древних греков и римлян до современных британцев, немцев и японцев, но надо иметь в виду, что чем дольше длится хворь, тем и лечение становится более затяжным и болезненным…

Свидетельствует Борис Успенский: «Нечто подобное — такую же авторефлексию, сходное самосознание — мы наблюдаем и в Германии: немецкая культура также могла осмыслять себя как пограничная, порубежная. Отсюда, в частности, своего рода комплекс неполноценности, объединяющий обе культуры (русскую и немецкую), ориентация на чужую культуру и, вместе с тем, антитетически связанный с ней национализм, пуристический отказ от чужой культуры, поиски корней, мифологизация истории, мессианизм — подчеркивание своей особой роли».

Михаил Веллер по этому поводу писал: «Комплекс неполноценности и легкая форма латентной паранойи выражаются в мании преследования и создания вымышленного врага. Такому человеку приносит удовольствие доставлять ближним неприятности, обеспечивая себе безопасную позицию».

Если комплекс неполноценности и порожденная ею мания величия становится национальной чертой, то и психоз, порождаемый этим комплексом, приобретает государственные масштабы, становясь всепоглощающим чувством, компенсирующим ущербность. Иногда такая патология становится чуть ли не доминантой национального характера.

Свидетельствует писатель Сергей Довлатов: «Величие в рабстве — этот уникальный парадокс. Державные амбиции, восторженно принятые огосударствленной толпой — это коллективная мания величия. …Это буйство помешанных на мании величия рабов, которым хозяин-государство разрешило реализовывать свою сатаническую ненависть по отношению к свободным людям». Кстати, тот же С.Довлатов считал, что в ходе мирового исторического процесса нередко можно обнаружить банальный комплекс неполноценности.

И чревато всё это инфернальными последствиями: непрерывными войнами и смертями, настоящим чертовым дежавю. И тогда приходится гореть в аду всем, кто это пропагандирует, развязывает, поддерживает, засоряет мозги. Кто позволяет их себе засорять. Со всеми их говенными величиями, стратегиями, геополитиками, имперством, шовинизмом, скиптрами и скрепами... Всем, кому очень нравится кого-то бомбить, кто получает наслаждение оттого, что кого-то бомбят. Для кого-то это является признаком национальной полноценности. Именно в этом и заключается их понимание величия державы. Кого-нибудь бомбить и наматывать кишки на гусеницы. Не передовая наука, не масштабное книгоиздание, не мировая культура, а осознание того, что они кого-то опять бомбят или обстреливают ракетами… Кто готов за иллюзию величия или за имперскую идею своим благополучием, будущим своих детей, их образованием и возможностью увидеть мир.

За свою жизнь мы уже неоднократно имели возможность наблюдать за вызреванием нарыва национального величия. И, увы, многие полны решимости вырастить его до чрезвычайных размеров и во имя этого рекорда готовы на всё. На отказ от свобод, прав, продуктов, медицины, образования, развития, благополучия и технологий. На обнищание и изоляцию. На полный разрыв с развитой цивилизацией. Им очень хочется, затворившись от мира, сосать свою пещерную самобытность и лелеять драгоценный нарыв.

Откуда такая спесь? Что вы такого необыкновенного сделали для мира? Выкачали недра? Ограбили собственных детей? Довели народ до полного скотства? Откуда у вас эта спесь? Из комплекса неполноценности дьявольски скакнули в имперскую манию величия?.. Величия, признаками которого по-прежнему является агрессия и желание угрожать и подавлять других?

«Так вот эта вторичная, глубоко лживая, не уверенная в себе, сочетающая манию хвастовства (даже не манию величия, а манию хвастовства) и манию преследования цивилизация — она, конечно, не конкурентоспособна ни по сравнению с гораздо более уверенными в себе цивилизациями XXI века, ни даже по сравнению с более естественными цивилизациями средневековыми».

Между тем сужается круг. Все меньше пространства для проявления «величия» и «всемогущества». Меньше верных подельников. Расходы огромные, а пополнение «копилки» непрерывно ухудшается. Ресурсов много, а «денег нет»… Время течет, а ничего не меняется. И не может измениться, потому что все тот же угнетенный народ и все те же господа, которым он, как всегда, подчиняется и которых будет затем оплевывать… Для них это — служить собственному комплексу неполноценности, периодически трансформирующемуся в манию величия…

Когда у людей на подсознательном уровне сидит комплекс неполноценности, собственной ущербности, неизменно возникает агрессивность, настойчивое желание доказать всему миру, что они самые «крутые», самые духовные, самые сильные — в общем, самые-самые... А власть умело потакает этому, поддерживая низменные, темные инстинкты толпы, культивируя всевозможные фобии и предрассудки. Для чего? Для того только, чтобы в очередной раз консолидировались народные массы вокруг очередного ущербного «фюрера», главного источника всей этой клиники. Кстати, фюреры и необходимы униженным людям, главным образом, для компенсации комплекса собственной неполноценности.

В истории мы не раз сталкивались со странами, отравленными ядом мании величия с комплексом неполноценности, которые обычно являются симптомами одной и той же болезни. Вспомним ту же нацистскую Германию второй половины 30-х. Или императорскую Японию, где средства массовой информации втюхивали населению фантастический бред. Впрочем, народ — не невинная жертва, эти люди с менталитетом подъездных гопников хотят, чтобы их обманывали. Им нравится нападать на кого-то, отбирать, унижать. При этом присутствует какая-то пошлая и слащавая сентиментальность к себе любимым, традиционно свойственная уголовникам. Потом, конечно, ежели дела пойдут плохо, «включат лоха» — мол, нас, доверчивых, опять облапошили злодеи, мы ничего не ведали, ничего не знали.

Если в развитых культурах человек чувствует себя обделенным, — его естественной реакцией является преодоление своей ущербности, бедности, неполноценности, недостаточности. Он пытается повысить свой социальный статус, получить хорошее образование, работу, достаток. Дефицит должен быть восполнен! Ответ гопника прямо противоположен — точно по Достоевскому: ах я плох? ну так вот буду же я еще гаже! Отсюда же проистекает совершенное неприятие (исключения только подтверждают правило) любого успеха, преуспеяния. Гопники и объединяются исключительно для того, чтобы вымещать на других свою неполноценность. Гопнику незнаком устойчивый надежный достаток, ощущение независимости, уверенности в себе. Никакое самое большое состояние не приносит ему ощущения благополучия. Его подозрительность оборачивается на себя: глядя в зеркало, он видит не себя вчерашнего — «бедного, но честного», а какую-то незнакомую самодовольную рожу, по которой так и хочется хряснуть. И он либо разбивает это зеркало, либо бежит от него прочь: пускается в дикий нелепый разгул, стараясь поскорее спустить шальные деньги (а разве они бывают другими?). Эта всенародная нелюбовь к богатым и к богатству в значительной мере объясняет один удивительный феномен тоталитарных режимов — равенство в убожестве гопнику понятно, близко, «не обидно», — неравенство в богатстве или пускай хотя бы в достатке, сама мысль о нем — невыносима.

В заключение приведу яркое свидетельство замечательного русского писателя Владимира Николаевича Войновича: «Когда человек больше 15 лет у власти, у него едет крыша. Не в фигуральном смысле, а в медицинском — развивается мания величия и мания преследования, он кажется себе великим полководцем, вокруг которого враги, он с подозрением вглядывается в каждое лицо»…

24.08.19 07:36
175

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!