Опальный адмирал

12 декабря 2023 Книги
Опальный адмирал

Не ждали?! А я приперся. 

Нечего разводить долгие разговоры и перетирать слова в муку. 

Поехали! 

Что есть стимпанк? - Торжество гуманизма, разумеется!

Литературный жанр, погружающий читателя в эпоху прорывных открытий, торжества разума над косной материей, приключений в диких землях и настоящих джентльменов. Торжество технологий паровых машин прилагается. 

Естественно, нам интересно: куда мог зайти мир, если немного тормознуть развитие ДВС? Описания монструозных поездов, арифмометров на паровом приводе, паровых дирижаблей завораживают. Однако, не это главное в паропанке. Да, техногигантизм. Да, эксперименты – куда бы еще прицепить паровую машину? Да, каменный уголь и дрова на первом месте. Хотя, почему уголь?! – Выбор энергоносителя не ограничен. Паровой котёл можно разогреть на жидком топливе (что есть грубый реал), газом или даже атомным реактором. Последнее тоже не фантастика, а типичная схема энергетических установок атомоходов. 

Техника рисует внешний антураж, узнаваемую картину, но она далеко не главное. Суть паропанка в воссоздании атмосферы Викторианской эпохи. Это особый мир, другие люди, другой менталитет и другая мораль. Это даже другое отношение к окружающему миру. 

Если автор тупо помещает в антураж паропанка людей нашей эпохи, произведение не заиграет красками. Возникает диссонанс между формой и содержанием. Читатель чувствует искусственность, неестественность героев. 

Настоящий мир паропанка. Торжество протестантской этики. «Господь дал нам этот мир, и мы должны сделать мир лучше, превратить его в Эдемский сад». Отсюда гуманизм и желание улучшить окружающих тебя людей. Впрочем, гуманизм специфический. Гуманиста викторианской эпохи в наше время моментально запишут в расисты, нацисты, сексисты, гомофобы, ортодоксы и т.д. Правильно, в общем-то. За прошедший век сам гуманизм изменился до своей полной противоположности.

Для эпохи характерно жуткое имущественное расслоение. Отсюда ценность образования, которое разом поднимает человека на определенный уровень. Играет наследие феодализма, имя, род, происхождение, титул важны. Есть свои нормы поведения для всех сословий. Нарушение этих правил превращает человека в парию. Правила касаются даже личных отношений. 

Джентльмены верят на слово. Это выражается в том что, в суде слово джентльмена весит больше слова человека подлого происхождения. Выиграть суд против благородного простолюдин может только с помощью другого джентльмена, взявшегося за восстановление справедливости.

Естественный расизм Викторианской эпохи интереснейшая штука. С одной стороны достаточно гуманное отношение к дикарям, желание облагородить их. С другой же – четкое понимание: все люди разные. Попытка негра нагло занять неподобающее ему место жестко и результативно пресекается. Белый джентльмен сам решает: какой дикарь благородный, а какой подлый.  Такое отношение возникает из того, что европеец априори ставит себя на высшую ступень развития. 

Понятие развитых и отсталых народов для европейца настолько естественно, что срабатывает интуитивно. Перечитайте «Ким» Киплинга, там такое отношение к окружающему миру красной нитью идет через весь текст. Для многих характерно отношение к отсталым народам, как к детям. Ребенок не со зла разбил чашку, но за это его положено наказать. Чисто из лучших побуждений, чтоб вырос достойным человеком. Ребенок недееспособен, он не видит границы между Добром и Злом. Для этого существует взрослый, который поправит дитя, научит и вразумит. 

Это все протестантская культура: умение и желание брать на себя ответственность. Стремление нести добро и свет во тьму окружающего дикого первозданного мира. 

О пропасти между обеспеченными и бедными я уже говорил. Детский труд не представляется чем-то из ряда вон выходящим. Труд благородное дело. А детский труд позволяет семье сводить концы с концами. Гуманизм эпохи допускает применять к нищим и бездомным принудительную трудотерапию. Некоторые даже после такого курса лечения становятся полноценными гражданами общества. Многие не выживают, но это издержки технологии. 

Зато викторианское общество не знает бед с феминистками. И не надо путать просвещенную Европу с сонным Востоком. Пусть женщины не обладают гражданскими правами, не все профессии им доступны, но зато с правами собственности полный порядок. И вообще куда важнее наличный капитал, а не строчка в конституции. 

«Закрепощенная обществом» дама Викторианской эпохи вполне может путешествовать в свое удовольствие, собирать и возглавлять экспедиции, вести бизнес, распоряжаться наемными людьми и гонять рабов на плантации. Все дело в желании и возможностях. А для низших слоев общества вопроса женского равноправия вообще нет. Наоборот, эти женщины предпочли бы не иметь права на работу, но чтоб зарплаты мужа хватало на семью. 

Не стоит забывать, труд в это время зачастую связан с нехилыми физическими, эмоциональными и психическими нагрузками. Женщин не ставят к кочегаркам не дискриминации ради, а потому что не каждый мужчина такое выдержит. 

Считается, что женщина самим Богом благословлена быть хозяйкой дома, матерью и верной помощницей своему мужчине. И только невзгоды заставляют ее добывать хлеб насущный в поте лица. 

В эту эпоху очень уважаем труд ученого и инженера. Нам сейчас трудно вообразить, но всего сто лет назад инженер значил как главный инженер сегодня. Образование доступно далеко не всем. Соответствующий склад ума, способности тоже далеко не у всех есть. Желание создавать, потратить свою жизнь на грохочущие машины, любовь к запахам перегретого металла и угля тоже не у всех встречаются. И только когда эти три начала встречаются в одном человеке – рождается Инженер. Образование, математический и технический склад ума, умение работать руками возвышают их над окружающими людьми. 

Паропанк это время активного познания окружающего мира. Прорывные открытия следуют одно за другим. Не удивительно, но люди считают, что в обозримом будущем тайн не останется вообще. Эпоха вертикального прогресса. Технологии устаревают не успев родиться. Это откладывает свой отпечаток на людей. Вера в торжество разума, справедливость, стремление построить рай на земле. А что? Ничего невозможного нет. Достаточно поставить нужное количество паровых машин, и всеобщее счастье наступит. 

Однако, это время заканчивается. На смену паропанку приходят дизельпанк и эпоха мировых войн. 

 

И с этим объявляю начало выкладки романа https://litsovet.ru/books/983567-opalnyy-admiral

127
0
0
127
0
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Присоединяйтесь
к нам в соцсетях