Теория литературы, особенно с появлением компьютеров и современного ПО, включая нейросети, много всякого разного проанализировала и кое-какие закономерности вывела. Но говорить об этом нет смысла, не каждая монография или сборка из толстых многотомных учебников и половину толково осветить нынче может. Вместо этого рассмотрим несколько конкретных подходов, которые реально работают и помогают выстроить более-менее цельное, связанное и увлекающее читателя произведение.
Простой, линейный и универсальный подход, он же “Следовательно/Хочу/Цель... Но/Препятствие/Помеха...”
Допустим, у нас есть конкурс с жанровыми ограничениями (фантастика, мистика, фэнтези) и заданное в нем условие - зеленый деревянный дракон в роли героя или значимого сюжетного персонажа. Будем отталкиваться от того, что в нашем рассказе протагонистом выступает дракон. Зададимся вопросом - что же он хочет? Да как бы много чего хотеть может, но раз уж он символ нового года, логично разыграть вариант с тем, что желает наш дракоша нечто вроде трона или положенного ему места занять. В таком подходе автоматически возникает банальное и очевидное, но все же препятствие - черный водяной кролик (кот), прошлый символ нового года. Ок, с хотелками препятствиями в глобальном смысле разобрались, теперь давайте используем сказочный подход (все же НГ, чудеса и иже с ними, опять же простота, понятность и наглядность) для построения такого себе пути героя (мономиф тут не причём, хоть и его вполне использовать можно). Итак...
Дракончик просыпается или с учетом деревянности скорее созревает/прорастает, осознает потребность, желание трон властителя года занять, для этого ему, допустим по классике, надо на какую-то гору попасть, но возникла проблема/препятствие - крылья не работают или их вовсе сперли, а может не сформировались (сознательно плохо поливал росток сменщика нынешний хозяин года). Следовательно, у дракона возникает дилемма - пешком чапать или как-то изворачиваться. В принципе, любой выбор, в идеале моральный - это всегда интересно и заставляет задуматься читателя. В нашем примере можно хотя бы самолет над место созревания дракона пустить, тогда ему придется выбирать между топать на своих, при этом практически гарантированно не успеть, или попытаться с железной птицей о помощи договориться. Разумеется, второе интересней и с авторской точки зрения перспективней. Следовательно, бежит наш дракончик за птицей стальной, но догнать не может, зато с человечками сталкивается. Пусть будет подросток на лыжах. Опционально, можно использовать простейший прием из серии пожалейки - встреченное дите заблудилось-потерялось, да хоть в жизни разочаровалось (все же история новогодняя, она как бы про возрождение/перерождение в широком смысле и потому разочарование, от банальной неразделенной любви, до обычного все плохо-плохо и ужасно в тему). Следовательно, перед драконом появляется выбор - помочь человечку или дальше за самолетом поспешать. Таким нехитрым образом мы пришли к стандартному раскрытию персонажа через поступок, действие (если в глубины теории погружаться). Разумеется, так как у нас сказка и все такое, герой должен быть сугубо положительным, следовательно, берем на борт/в зубы человечка и бодро двигаем, но теперь уже в сторону города...
Само собой, используя все тот же принцип и в пути, и в самом городе можно всякого разного накрутить, от чистого юмора - дракона замаскировать, на аэродром протащить и с пилотами договориться, чтобы сбросили в нужной точке (“Жить захочешь, не так раскорячишься” ;-)) до сладко-приторной романтики по типу дракон обернулся человеком и понеслась любовь, от которой у дракона запросто розовые крылышки с прожилками в виде сердечек вырастут, или вовсе боевик организовать, когда дракон лихо будет крушить миньонов кролика (кота), а спасенный человечек патроны подавать, но суть одна - добро победило, лицо злу обглодало, хребет вырвало и вместе с черепом в виде трофея на стену возле камина повесило, ну или как кочергу использовать стало )))
В принципе, если взять за базу стандартный трех или пятиактник, ключевые точки сделать местами пересечения линий отдельных героев, и каждую из них по методу “цель-препятствие” прописать, можно и вполне себе роман получить. Как минимум, средней паршивости, но, при хоть сколько-то толковой реализации, вполне крепкий середнячок будет. Особенно если герои достаточно разны в плане способностей/возможностей, этот подход изначлаьно поможет существенно снизить риск косяков и логических дыр по принципу:
- А чего это Б не сделал(а), как В в главе Х?!
- Да потому, что В оборотень, а Б начинающая ведьма/колдун!
Основное достоинство данного метода - универсальность.
Основной недостаток - результат во многом зависит от вашей фантазии, которая базируется на начитанности, эрудированности и опыте. Отчасти это нивелируется тем, после первого, быстрого наброска, над каждым препятствием/помехой можно посидеть, подумать, попытаться с пять-десять вариаций/альтернатив родить, и осознать, что где-то на седьмом-восьмом варианте уже что-то незаезженное, а может и вполне оригинальное получается.
Если бы автор рассказа Клен из конкурса “Зеленый деревянный дракон” потрудилась подумать, мог бы и до какого-нибудь мальчишки, опционально, имеющим проблемы со здоровьем додуматься, решившем на клен систему связи типа “две соединённых ниткой/проволокой/леской стаканчика” закинуть. Родители ограничивали в просмотре ТВ или самому интересно было слушать, что во дворе происходит, да просто с другом общался, который уехал/переехал незадолго до появления героини. Тогда в конце рассказа можно было бы сделать логичный твист, а то как-то слабо верится, что опустившуюся бабу, слывущую местной чокнутой с какого-то рожна, вдруг подберет и полюбит состоятельный красавец-мужик, при виде которого соседи поголовно робеют и спрашивать лишнее не смеют.
Событие/действие и(ли) место/локация
Прием не столько написания как такового, сколько создания концепции и первичного наброска. В обобщённом виде реализуется так - пишется два списка, в одном события/действия, в другом место/локация (можно и одним первым ограничится, но со вторым проще, больше реперных точек для воображения). Далее любым удобным способом происходит случайное сопоставление, в итоге появляется набор локаций с событиями, остается лишь перетасовать их и соединить, образовав логически непротиворечивый сюжет, который раскроет через героев, действующих в этих локациях, тему и идею вашего произведения.
Методика универсальна, но, если вы изначально определились с жанром (в идеале еще и понимаете, о чем писать хотите) и соответствующие списки составили, работа заметно упроститься. Впрочем, ничто не мешает идти универсальным путем, все же сочетания по типу “драка-деревня” или “танцы-площадь” легко подгоняются под рамки подавляющего большинства, если не всех сеттингов и жанров. К тому же, ни место, ни событие не являются чем-то незыблемым и всегда могут быть заменены, изменены или вовсе выброшены.
Небольшой пример
Приступ, Купальня
Вылазка, Трущобы
Схватка, Комната
Вылазка, Лес
Сходу рисуются простейшие сюжетцы:
- Некий персонаж пошел на приступ дамы в купальне, та затребовала плату, тащится персонаж в трущобы, там у него случается схватка в комнате, по результату которой он вынужден совершить вылазку в лес.
- Героиню хотят в купальне взять, она отмахалась и сбежала, скрылась в трущобах, но ее нашли, из драки в комнате трактира выяснилось, что она башку проломила/кипятком принца окатила, приходится спешно драпать в лес.
Не весть чего, но от этого, буквально одним нажатием кнопки полученного и за минуту написанного, можно уже отталкиваться, начинать прорабатывать детали, и хоть рассказ, хоть серию книг получать.
Другой интересный вариант использования списка с действиями - играть за две и более стороны/фракции. Например, есть у нас список действий/событий по типу этого:
Захват или оккупация
Налет
Модернизация
Стычка
Перестрелка
Блокада/осада
Похороны
Переговоры
Штурм
Перемирие
Делим его просто на пополам (для наглядности, лучше все же рандомить и больше пунктов иметь) получаем такие себе ходы/события сторон.
Белые: Захват или оккупация
Начинают войну или локальную операцию. Командира или иного героя лучше сделать персонифицированным отражением фракции.
Синие: Налет
Ответные действия героя синих, такой себе персонификации.
Белые: Модернизация
Как ответ, на успешный налет врага.
Синие: Стычка
Проба на зуб результатов модернизации.
Белые: Перестрелка
Например, первое прямое столкновение героев синих и белых.
Синие: Блокада/осада
Как вариант, синие воспользовались стратагемой “Осадить Вэй чтобы спасти Чжао”.
Белые: Похороны
Вполне возможно, что в перестрелке или при прошлом ходе противника погиб герой или другой значимый для белых персонах. Но это может быть и отвлекающим моментом с целью выиграть время. Мол, традиции нашей цивилизации не позволяют во врем траура с убийцей/врагом общаться, так что обождите дней цать.
Синие: Переговоры
Таки началось обсуждение, как дальше жить и что решать.
Белые: Штурм
Герой белых или его сменщик успешно снимает блокаду/осаду или вовсе происходит окончательное уничтожение сопротивленцев на захваченной/окупированной планете/территории/да хоть секторе. Возможно, какие-нибудь ястребы/радикалы прознали, что под соусом переговоров ради выиграть время, правитель белых решил настоящие провести и мир заключить, а потом чистки устроить, обвинив ястребов в том, что они слишком долго возились, не справились и вообще - вот причина наших бед, ату их народ мой.
Синие: Перемирие
Герой успешно отмахался от вражин, ну или героически помер, обеспечив врагу Пиррову победу, после которой и впрямь пришлось перемирие заключать.
Вполне себе банальный набросок на десяток или около того глав, который можно значительно улучшить, если посидеть, подумать, но для коммерческой литературы в рамках жанра боевой фантастки/космооперы даже это вполне за жвачку среднего уровня сойдет, востребованную массовым потребителем. Главное совсем уж реализацию на ремесленном уровне при воплощении не запороть.
Разумеется, если у вас действия под романтику, мистику или еще что-то прописаны, вы за те же десять минут получите примерно такую же основу в нужном вам ключе. А дальше уже проработка, которая и отличает потоковый проходняк от цепляющего произведения.
Жанровые пазлы/ежики (конструктор липучка)/звездочки
Несмотря на то, что нынче границы жанров все больше размываются, костяк остается. Например, в фэнтези всегда в каком-то виде присутствуют маги и артефакты. Зачастую есть другие виды разумных, вроде тех же эльфов, гномов, орков, демонов и прочей характерной живности. Что же это дает? На самом деле очень много, особенно если вы хотите стать коммерческим писателем. Ведь из уже упомянутого можно вытащить, как минимум, две цепочки: первая - набор заклинаний, которыми владеет или скорее овладевает герой, второе - артефактов.
То есть получаем что-то вроде:
- Герой осваивает - фаербол, молнию, земляного голема, малое заклинание исцеления, паралич, лезвия ветра.
- Герой получает - кольцо колдуна, жезел мага, посох волшебника, кольчугу паладина, перчатку целителя.
Уже на этой основе можно набросать кое-какие сюжетные точки, приключения и события. Допустим, жил был юноша, который в рабство попал или родители продали, купивший отправил героя могилы копать, чтоб самому не рисковать (проклятия, законы, пр.) Обнаружил в одной из могил герой двойное захоронение, или просто кольцо колдуна с дневником нашел, из которого заклинание фаербола узнал. С его помощью и от сторожа (возможно духа или голема) или вовсе хозяина избавился. Домой сунулся, увидел, что родня от голода помирает, или просто вынужден в бега податься, по лесам пробираться, чтоб в соседней стране каким-нибудь авантюристом заделаться. В ходе путешествия своего молнию освоил, а то от фаербола можно и лес запалить, и добычу в угли спалить, молния в этом плане лучше, позволяет мощность регулировать. Пока из леса выбирался, на лагерь разбойничков наткнулся, можно и спасти по классике непростого заложника, который ему за помощь жезл мага подарит и земляных големов создавать/призывать/сотворять научит. С тремя заклинаниями, да посохом, героя без проблем принимают в гильдию, даже не спрашивают, где учился и есть ли диплом колдуна/мага. Только старый волшебник его сразу раскусил, и тут же в свой отряд пригласил. Есть у него своя цель, допустим, отомстить демону за смерть семьи. Обучил волшебник героя малому заклинанию исцеления, чтоб самому не возиться, немного поприключались, руку набили, подкачались, тут-то демон и явился (раз в цать лет в мир прорывается, ну или не демон, а дракон, на этот раз зеленый и деревянный :-)) Помер волшебник потому, что герой толком заклинание паралича не освоил или истощен оказался, пока паладинов лечил. Беснуется вражина, но герой посох волшебника берет, паралич накладывает, паладины добивают/изгоняют. За сделанное героя кольчугой награждают, целитель ордена еще и свою перчатку вручает, а магистр серо-буро-малиновой магии обучает своему фирменному заклинанию - лезвия ветра, которое оказалось неэффективно против деревянного или еще какого особенного тела вражины (что как бы вызвает массу вопросов к тому, кто именно этого магистра, коронным приемом известного, послал на задание или слил информацию противнику).
На деле это не показательный пример! Всего лишь иллюстрация, мало чем от предыдущего отличимая. Настоящая суть в том, что используя базовые элементы характерные для жанра не просто десяток-другой цепочек выписывается, но и каждая отдельная “бусина” цепочки расписывается. Например, кольцо можно не только в могиле найти, но и по окончании обучения получить, и в наследство достаться может, и в бою им разжиться не возбраняется и т.д. и т.п.
Смысл в том, что когда каждый элемент цепочек, каждая бусинка становится этаким ежиком/звездочкой, появляется возможность их разными лучами/концами стыковать. Например, если у нас сознательно или при помощи рандомайзера выпадет вариант с получением кольца в бою, а заклинания молнии под пытками, легко нарисуется элемент темного фэнтези, в котором герой сначала колдуна одолеет, палец или вовсе руку ему отчекрыжив, а потом допросит с пристрастием, выведав не только нужные сведенья, но и получит знания для собственного развития. Разумеется, толковый автор в таком разрезе обязан продумать соответствующую предысторию, цель и мотивы героя, которые не должны и не обязаны оправдывать жестокость, но должны быть понятны, разумны, всеомы и адекватны с точки зрения читателя. Иначе говоря, он должен верить в то, что с такими предпосылками герой и впрямь мог на все вышеописанное пойти. Иначе будет анекдот про Вовочку, мстящего за смерть любимой жабки.
Если не в курсе, то суть такая - приходит Вовочка в публичный дом и требует девочку, обязательно больную триппером. Отстегивает “котлету зелени”, делает дела, уходит, но тут мадам не выдерживает и спрашивает, в чем дело-то.
- Видите ли, тетенька. Сейчас я пойду домой, и моя няня будет приставать ко мне. От меня она получит триппер. Потом папа будет отвозить няню домой, и после секса в машине папа подхватит триппер от няни. А ночью он заразит им маму. Утром придет молочник - это мамин любовник, - и мама наградит его!
- Ну и что?!
- А он та скотина, что убила мою жабку!
Разумеется, можно не только базовые вещи, но и характерные сюжетные ходы, вроде кабацкой драки, спасения/нападения на карету/караван, торговле на рынке и пр. расписывать. Вообще, многие начинающие авторы упорно забывают о том, что в любом мордобое герой может не только победить, но и огрести, а главное, и у победы, и у намятых боков очень даже возможны последствия, от штрафов с арестом, до каторги и мести. Именно техника пазла-ежика-звезды и позволяет, неспешно отдельные лучи прорабатывая, о них подумать, прикинуть, набросать и сюжетные ветки с целыми арками легко и логически непротиворечиво создать, заодно и дуга характера героя более плавной и естественной выходит.
Амидакудзи
Прекрасно подойдет (особенно полезно в эпических работах и сериях) с несколькими героями, имеющими свои серьезные сюжетные ветки и разные финалы. Рекомендую погуглить самостоятельно, что такое амидакудзи, но если по-простому, применительно к теме писательства, для начала придумываем Х героев, олицетворяющих один из посылов/идей произведения. Далее придумывается Х финалов, но не под конкретного героя, а вообще. После чего рисуется Х вертикальных линий, и между ними в произвольном порядка и любом числе рисуются горизонтальные отрезки, соединяющие не более двух соседних вертикальных линий. Каждая линия - это некое действие, событие или препятствие. Далее от каждого героя спускаемся вниз по вертикальной линии, при встрече горизонтального отрезка, переходим по нему, и так до самого финала. Фишка в том, что изначально имеющие/транслирующие разные позиции герои, попав на один отрезок (ситуацию) будут по-своему действовать, и каждый с гарантией к своему финалу придет (читай дугу характера выпишет).
Давайте рассмотрим классический пример с любовным треугольником МЖМ. Не будем особо заморачиваться, возьмем стандартные типажи Бизнесмен (М), Художник (М), Чиновница (Ж, ну так, чтоб хоть чутка оригинальности). Набросаем ситуаций (отрезки): встреча, знакомство с родителями, поездка на дачу. Финалы: любовь, одиночество, любовь. Получим примерно такую схему
Б Х Ж
| встреча |встреча|
|родители|родители|
|дача |дача|
любовь одиночество любовь
Б попадает на встречу, выходит на вторую линию, попадает на родителей, выходит на третью линию, попадат на дачу, возвращается на вторую и прилетает в одиночество. У остальных соответственно будет любовь. Порадуемся за них )))
Разумеется, в таком виде пример лишь наглядная иллюстрация, т.к. в реальном использовании этого метода будет масса промежуточных звеньев, над каждым из которых нужно думать, прорабатывать. На деле (личный опыт) и вовсе прикинув желаемый объем произведения, имеет смысл героев (на данном этапе не более чем имена/обозначения) и финалы выписать (а вот тут желательно четко и ясно для самого себя определиться, что автор этим сказать хотел), от балды отрезков накидать (именно переходы на них и задают объем) после чего траектории героев, ведущих к финалам, разными цветами прочертить, и уже отталкиваясь от финала, путь конкретного героя прописывать, ситуации на переходах (отрезках) создавая и в конце концов к изначально отсутствующим характеристикам прийти и задать их, чтобы в результате у читателя сложилось ощущение, будто герой с самого первого своего появления все это транслировал изначально, и именно эти его идеи/посылы/характеристики к такому вот финалу и привели.
Естественно, применять эту методику можно и нужно в сочетании с вышеописанными.
Само собой, все это, как и любой план произведения, не является жестким, ограничивающим каркасом. Вы всегда вольны его перебирать, модернизировать, изменять, образно выражаясь - это сродни подвязки огурцов или помидоров, какой-то урожай и без всего этого получить можно, но когда есть за что цепляться и на что опираться, и быстрее, и проще, и больше-толковее получается. В конце концов, тот же Станислав Лем со своим Карманным компьютером фанатов научной фантастики и другие состоявшиеся писателя, да и не только они, разнообразные методы генераторов, помогаторов и воображалка-стимуляторов применяли и применяют только в путь. Та же трех или пятиактная структура, мономиф, методы снежинки, круг Хармона и все прочее успешно используется в том или ином виде достаточно многими успешными авторами.
Что-то вроде бонуса напоследок, о котором уже упоминал - техника списка
Если вы хотите написать нечто хотя бы претендующее на оригинальность или, по крайне мере, не заезженность, набросайте план работы. Не обязательно по пунктам или какими-нибудь карточками, можно и вовсе кратки пересказ или вариацию синопсиса сделать. Выделите ключевые точки сюжета, и далее составьте список на 5-10 пунктов. Например, в каком-нибудь любовном или приключенческом романе, парочка героев должна остаться наедине, да еще и желательно вдали от цивилизации. Тут с ходу на ум приходят такие вещи, как домик в деревне и некие погодные условия или поломка транспорта. Это не так, чтобы плохо или не работает, но более чем банально и шаблонно. Давайте набросаем вариантов, где еще можно наедине остаться, да вдобавок вдали от цивилизации.
- Лодка, плот, яхта.
- Лес, пустыня, горы, дикая местность.
- Пещера, катакомбы, бункер.
- Самолет, воздушный шар, дирижабль.
- Под водой.
В принципе, фантазию сдерживать не стоит, ведь даже не подходящая по сеттингу локация, если подумать, зачастую трансформируется в нечто вполне приемлемое и оригинально, ну или можно всегда сделать ход конем и пойти на смешение жанров, превратив любовный роман в нечто с элементами мистики, хорора или вовсе фантастики и триллера. Может оно и во вред пойдет, а может бестселлером станет и ваше имя вознесет на олимп писательский. Тут никогда не угадаешь, и лишь статистика не слишком радует, но почему бы не рискнуть, глядишь и удастся испить шампанского ;-)
Само собой, куда оригинальней и интересней в примере смотрятся пункты 4-5, и тут мозги авторские должны начать бодренько раскочегариваться, ведь чтобы оказаться под водой, рядовые граждане из категории офисного планктона не слишком подходят, они хотя бы должны иметь отношения к соответствующей сфере, где всякие батискафы, подводные лодки и научные или еще какие станции на дне морском норма. С причиной изоляции и сопутствующем проблемолдинге опять же стоит по технике списка подумать, а то всякие шторма или буйство очередного мегалодона/спрута уже было. Да и эксперимент некими редисками бесчеловечный устроен не так, чтобы ново и оригинально. Впрочем, на данном этапе наверно лучше всего не что-то оригинальное, а на ковидную истерию отсыпающееся, тот же вирус или бактерия до которой докопались, впрочем, это все было в рифтерах, но кто про них знает, да и там совсем не романтика. Гм... а вот тут я пожалуй прервусь, т.к. у меня вполне себе кое-какие идеи появились, которыми делиться явно не стоит, а лучше для себя оставить и может даже на подходящий литресовский конкурс отправить, если, конечно, в этом году он вновь будет совместно с одним научно-техническим предприятием проводиться.
Всем музы, творческих и иных успехов.
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!