Между Афганистаном и Советским Союзом в 1978 году был заключён договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Лидер Афганистана Тараки обратился к руководству СССР с просьбой оказать военную помощь.
В мае 1979 года командировку в Кабул совершили офицеры из 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, соединения ВДВ, которому будет суждено участвовать в необъявленной войне с самого начала и до конца.
Гвардии полковник В. П. Савицкий – командир отдельного зенитно-ракетного дивизиона 103 ВДД, который в свое время принимал участие в рекогносцировке: «Вылет был с аэродрома Чкаловский. В группу входили девять комбатов, три комполка, начальник штаба артиллерийского полка, командир отдельного зенитно-ракетного дивизиона, командир отдельного самоходно артиллерийского дивизиона, командир дивизии Иван Фёдорович Рябченко и возглавлял всю команду начальник разведки воздушно-десантных войск гвардии полковник Алексей Васильевич Кукушкин. (В декабре 1979-го года гвардии полковник А. В. Кукушкин будет назначен начальником штаба оперативной группы Воздушно-десантных войск в Афганистане. Прим. Автора.) Все мы имели дипломатические паспорта. Приземлились на рассвете. В эти дни был праздник Рамадан, все магазинчики в городе были закрыты. Пробыли мы в Кабуле двое суток, совершили пешие и автомобильные экскурсии возле тех комплексов зданий, которые предстояло захватывать, провели фото - и видеосъёмку. Рекогносцировку провели достаточно успешно, изучив все маршруты выдвижения к объектам захвата, расположение сил и огневых позиций их охранения».
Приведем воспоминание об этой поездке Владимира Шульги, который в тот момент являлся офицером-оперативником 357-го полка 103-й ВДД: «Смутное предчувствие, что на юге страны назревает что-то серьезное, терзало нас задолго до непосредственного ввода ограниченного контингента советских войск. В начале мая 1979 года командиров батальонов, полков, начальников 103-й гвардейской воздушно-
десантной дивизии, дислоцировавшейся в Витебске, на 10 дней под видом туристов вывезли в Кабул.
Их долго возили по кабульским улицам своеобразными маршрутами. Для непосвященного не менее странными могли показаться и слова «гида», проводившего эту экскурсию. Правда, непосвященный здесь вряд ли мог оказаться. Мероприятие было тщательно засекречено, прикрывалось органами военной разведки.
– Вот здание Министерства. Это ваш объект – сказал сопровождающий одному из присутствующих офицеров. – Запомните все детали. Командир батальона 317-го полка, приготовьтесь, сейчас отправимся к вашему объекту.
Автобус с советской делегацией долго кружил по городу, проезжая мимо Министерства внутренних дел, Генерального штаба, резиденции Амина, военной академии, почты, телеграфа и других зданий… Новоявленным туристам строго-настрого запрещали рассказывать кому-либо обо всем, что здесь происходило. Сотрудникам особых отделов предписывалось следить за выполнением этого запрета».
Комментарии отсутствуют
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!