Классическая литература играет значительную роль в развитии сознания ребёнка в период формирования критического мышления. Сначала мы воспринимаем её через полусказочные образы простых и понятных произведений детской литературы, постепенно поднимаясь к более сложным, сатирическим и драматическим сюжетам так называемой «серьёзной» классики.
Произведения мастеров писательства значительны тем, что рассуждают о вечных вещах, больших или маленьких, иносказательными образами, лишёнными всяческой пошлости, мнимой глубокомысленности и пустословия, присущих некоторым современным книгам.
Но всё же для освоения классической литературы, особенно в подростковом возрасте, могут возникнуть препятствия в виде незаинтересованности в чтении вовсе или же в освоении конкретных произведений. Причин этому может быть много, но главный вопрос в том, как заинтересовать юного читателя в философской литературе классиков?
Что хотел сказать автор?
Некоторые преподаватели считают, что мыль автора может существовать лишь в единой интерпретации, исключая варианты другого понимания. В основном смысл произведений в классической литературе понятен и прост, но существуют тезисы, по поводу которых мнения расходятся. Меж тем, итоговые сочинения, пересказы и эссе учат школьников ни столько развивать своё философское мышление, сколько двигаться по проторенному годами руслу.
Мышление ребёнка во все времена отличалось от мышления взрослого. Оно не сформировано, не консервативно и имеет куда большую гибкость. С одной стороны отсутствие опыта позволяет ошибаться, но с другой это же обстоятельство способно сыграть на руку. Поиск множества вариантов смыслов учит ребёнка анализировать информацию, развивать логику, а также формировать морально-этические модели.
Искусство, искусство и ещё раз искусство
Литература – вид искусства, направленный на формирование мысленных образов, которые не всегда могут быть чёткими. Некоторые классические произведения требуют наглядности, к чему прибегают преподаватели по средствам других форм искусства, в частности театра и кино. В современном мире существует бесчисленное множество постановок по классическим произведениям в различных интерпретациях. Актёры оживляют героев романов на сцене, погружая ребёнка в сюжет, демонстрируя ему яркие эмоции и переживания. Таким образом у ребёнка складывается визуальное представление произведения, что в будущем подстегнёт его зарыться уже в более глубокие слои, чья иносказательность станет ему более понятной.
То же касается и кино. Порой фильмы даже ярче представляют мир, созданный автором, чем первоисточник. Режиссёры вкладывают в сюжеты новые краски, пользуются фильмографическими приёмами, призванными обращать внимание на важные детали. На благо восприятия работает и музыка, олицетворяющая персонажей и сюжетные линии, которая также позволит школьнику в понимании и запоминании.
Магия рассказчика
Одну из наиважнейших ролей в воспитании литературного вкуса и рвения играют родители. С самого детства нам рассказывают и читают сказки, которые мы с удовольствием слушаем и вспоминаем через время. Этим же приёмом можно воспользоваться и для прививания ребёнку желания читать. Можно начать с чтения для ребёнка вслух сложных в языке произведений, которые ещё он не в состоянии осилить, или же пересказа любимых вами сюжетов. Таким образом вы создаёте для него то самое знакомое ощущение сказки, но уже с более глубоким подтекстом, а также превращаете чтение в некое театральное действо. Вероятно, что позже ребёнок самостоятельно захочет ознакомиться с интересующими произведениями или вовсе примерить роль рассказчика на себя, начиная незаметно для погружаться в мир хорошей литературы.
В заключении стоит сказать, что всё вышеперечисленное призвано не только повысить интерес ребёнка к чтению, но и всесторонне его развить, охватить комплексно все сферы культуры, формируя полноценную и заинтересованную в развитии личность. И развитии не только умственном и технологическом, но и духовном, что и рождает по-настоящему цивилизованное общество. Как выразился Антоний Кэмпиньский: «Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру».
Делитесь своими мыслями. Расскажите о своём опыте приобщения к миру классической литературы и литературы в целом. Согласны ли вы с концепцией общекультурного развития при изучении классики?
ЛитСовет
Только что
Степан С.
Школьную программу по литературе надо радикально менять, имхо. Гоголь, Достоевский... Не хочу кощунствовать, но этим языком никто уже не говорит и не пишет (как ни странно, пушкинская проза воспринимается не такой тяжеловесной). Детям трудно вникать в такие произведения, которые и взрослый без подготовки не переварит. А ведь - страшно сказать - в мои школьные годы (как сейчас - не знаю) давали еще Державина и Ломоносова. Спасибо, что доТредиаковского не додумались. Надо давать больше 20-ого века (и не самого начала), чем 19-ого. Добавить переводную классику. Не исключая и фантастику вроде Роберта Шекли (смею надеяться, Шекли уже можно причислить к лику классиков). Спасибо!..