Выберите полку

Читать онлайн
"Нет никакого добра"

Автор: Светлана Весельева
.

Ангел толкнул деревянную дверь и прошёл в дом. На него пахнуло теплом и вкусным ароматом хлеба, скрипнула под ногами половица. Ангел встряхнул крыльями, отряхивая снег. Белые комочки осыпались на пол и тут же растаяли, превращаясь в маленькие лужицы. Ангел переступил с пола на цветной домотканый коврик, потёр ногу о ногу, пытаясь отогреть замёрзшую ступню, и посмотрел на мужика, сидящего в центре комнаты за столом.

Мужик чинил валенок под свет керосинки. Он поднял голову и с минуту молча разглядывал высокую белую фигуру, возникшую на его пороге. Не найдя в этом явлении ничего интересного, мужик вернулся к работе, и в его руках быстро замелькала игла.

Ангел снова потёр ногой о ногу. В этот раз от недоумения. Обычно, когда он входил в человеческое жилище, хозяева дома бухались на колени в благоговейном трепете, стукались лбами об пол, выражая особое почтение, потом эти лбы крестили и смотрели на ангела влажными глазами с улыбкой умиления. А этот даже с места не сдвинулся. Может, зрением слаб?

— Ты это… перекрестился бы, что ли… невежливо молчать, когда гость на пороге, — заметил ангел.

— А я тебя звал в гости? — спросил мужик, не поднимая головы.

Ангел молча стал рассматривать комнату. Выбеленная печь распространяла жаркое тепло, трещали в её зеве дровишки. На столе, рядом с которым работал мужик, лежал каравай, прикрытый чистым полотенцем. И дух от этого каравая шёл такой, что ангел сглотнул.

— А я ведь к тебе по делу. Весть благую принёс, — снова нерешительно проговорил ангел.

— Принёс — выкладывай, — сказал мужик и посмотрел на гостя. Белая ангелова рубаха вымокла до колен. Значит, снегу за день насыпало много, надо бы дорожку почистить.

— Услышь, Семён! — начал ангел, простирая вперёд руки и придавая голосу мистически-трагические нотки.

— Может, к делу сразу? — оборвал его Семён. — Чего надо? За сапогами, что ли, пришёл? — спросил он, разглядывая красные с мороза босые ноги ангела.

— Почему за сапогами? — смутился ангел.

— Ты босой, а я сапожник, — сказал Семён.

— Нет, я пришёл предупредить тебя. В эту ночь вся вода в округе будет отравлена. И всякий, кто её выпьет, станет сумасшедшим. А ты Семён — мужик хороший и решено было тебя от этой участи спасти. Ты воду из колодца три дня не бери. Ходи за водой к лесному ручью. А через три дня вода очистится, и вреда тебе от неё не будет, — сказал ангел и замолчал, предвкушая, как мужик сейчас бухнется на колени и со слезами умиления станет благодарить его.

— А ты ко мне к первому зашёл или к последнему? — спросил Семён, не поднимая от работы головы.

— Чего? — не понял ангел.

— Соседей моих всех предупредил или после меня по селу пойдёшь?

— Никуда не пойду. Только тебя велено спасать, — ответил ангел, подняв в удивлении белые брови. Этот дурак не понимает, что ему честь великая выпала?

— Понятно, — буркнул Семён.

— Что понятно? Ты сходил бы за водичкой к колодцу, пока не поздно. А то потом далеко по сугробам тащиться придётся, — как маленькому ребёнку принялся объяснять ангел.

— Зачем я пойду? Завтра встану, а все в селе с ума сошли. Ну и зачем я в уме останусь? — возразил Семён.

— Ну не дурак ты, Семён? — раздосадовано взмахнул крыльями ангел.

— Ты – то чего переживаешь? — спросил мужик.

— Так, добра тебе хочу, — ответил ангел.

— Нет никакого добра, — сказал Семён и принялся крутить в руках заштопанный валенок. Хороша работа!

— Как нет? А что есть? Зло? — удивлённо спросил ангел.

— И зла нет, — сказал Семён и взял в руки второй валенок.

— Да не может такого быть… Как же без добра? Вот ангелы они всегда добро творят. Если нет добра, то зачем ангелы? — растерялся ангел.

— А раз есть добро, скажи мне, что оно такое? — спросил мужик и уставился на ангела.

— Ну как же? Добро оно… это... это когда делаешь кому-то другому хорошо, — залепетал ангел, пытаясь найти нужные слова.

— А хорошо это как? — не унимался Семён.

— Ну, это когда не зло, понимаешь? — спросил его ангел, в душе отчётливо осознавая, что он не может объяснить, что такое добро.

— А зло это что? — спросил мужик.

— А это… Это, когда недобро, — совсем смутился ангел.

— Ну вот кошка у меня, Маруська, — мужик кивнул головой под стол. Ангел посмотрел вниз. Под столом, свернувшись клубком, спала серая кошка. — Разорила сегодня мышиное гнездо. Всех поела и мамку, и мышат маленьких. Это зло?

— Зло! — уверенно сказал ангел, чувствуя, как закипают у глаз слёзы. Мышат маленьких было жаль.

— Так у Маруськи шесть котят. Если она не поест, кормить их будет нечем. Помрут её детки. Стало быть, она добро сделала, когда мышат поела.

— Стало быть, добро, — отозвался эхом ангел. Котят тоже было жаль.

— Ну, так сходи к мышиному отцу, расскажи какое добро он там в норе сейчас оплакивает, — усмехнулся Семён. — Ты сам-то, зачем мне благую весть нёс? Чтобы я один на селе спасся, а остальные с ума сошли? По-твоему, это и есть добро? Пойди сюда, пернатый, — позвал мужик ангела.

Ангел подошёл ближе. В голове его никак не укладывалось то, что сейчас сказал Семён. И непривычные, страшные мысли закрутились водоворотом.

— Вот, надень, — сказал Семён и протянул ангелу валенки. — Смотрю, ноги твои совсем замёрзли.

Ангел надел валенки и вдруг просветлел лицом:

— Ну вот же! Вот же оно, добро! Ты дал мне валенки, чтобы ноги не мёрзли. Разве это не добро?

— Не знаю. Никто не знает, что есть добро, а что зло. Может, тебя начальство твоё небесное за эти валенки с должности снимет. Разве добро?

— Что же тогда есть, если нет добра и зла? — сдался ангел.

— Благодарность, — пожал плечами Семён.

— Благодарность? Это когда ты мне, а я за это тебе? Добро оно бескорыстное, его просто делаешь для другого и не ждёшь… — начал ангел и осёкся, уловив на себе внимательный взгляд Семёна. — Я тогда пошёл? — спросил он, испугавшись новых вопросов.

— Иди, — сказал Семён.

Ангел вернулся к дверям. Его ноги в валенках согрелись, и от этого по всему телу стало пониматься тепло. Он взялся за ручку двери. Но потом обернулся и сказал:

— Никто не будет травить воду. Просто ты в небесной канцелярии почему-то в праведниках записан. Вот решили мы проверить, что ты будешь делать, если всему селу станет угрожать погибель. Станешь всех спасть или сам спасёшься? Думали, побежишь по селу предупреждать. А ты с места не сдвинулся, — разочарованно сказал ангел, глядя в пол.

— Так я вчера свалился с соседской крыши, когда снег убирал. Бабка там одинокая живёт. Снегом могло крышу порушить. Ногу вот ушиб. Куда мне по селу бегать? Я даже тропинку прочистить не могу. А сам ты на что ставил? Что буду водой запасаться, или что по селу побегу? — улыбаясь, спросил Семён.

Ангел посмотрел на ноги мужика. Так и есть, правая нога перемотана шерстяной шалью.

— На то, что за водой побежишь, — усмехнулся ангел, и щёки его покраснели стыдливым румянцем.

Он вышел во двор, занесённый снегом. Жёлтым пятном висела в чёрном небе луна. От деревянных домишек тянулись в мёрзлую темноту струйки серого дыма. А под валенками скрипел снег, прихваченный морозом до ледяной корочки.

«Да как же это — нет добра? — думал ангел. — Не может же такого быть. Вот крышу он бабке чистил, это же добро. Или нет? Ведь свалился с той крыши, и ходить теперь не может. Значит, помогать бабкам — это зло?»

Ангел обернулся и посмотрел на светящееся тусклым светом маленькое окошко. Семён сидел за столом, а серая кошка тёрлась о его ноги. Мужик что-то говорил ей и почёсывал за ухом. А ведь люди все знают про добро и зло. Их когда-то из рая выгнали за то, что они плод от дерева познания добра и зла съели. Значит, знают они истину. Значит, если мужик говорит, что нет добра, то его и нет?

Ангел в растерянности посмотрел по сторонам. Взгляд его упал на лопату, прислонённую к стене у самого порога. Ангел взял лопату и принялся чистить снег от дверей до калитки. А если добра нет, то зачем тогда ангелы? Комья снега слетали с лопаты и образовывали пушистые горы возле тропинки. Ногам в валенках было тепло и сухо.

«Вот мужик говорит, что есть только благодарность, — думал ангел. — А что она такое? Это как будто ты на рынке торгуешь. Мужик мне валенки, а я за это ему дорожку прочистил». И тут ангел замер у самой калитки с лопатой наперевес. Вот это и есть благодарность? А ведь он это не из-за валенок! Правда, не из-за валенок! Просто подумал, что нога у мужика болит, и лопата сама в руки прыгнула. А если бы не валенки, он бы подумал про больную ногу? А что, если благодарность и есть то самое добро, которого нет? Надо сказать Семёну об этом!

Ангел побежал по расчищенной дорожке к дому, и собрался было ворваться в тёплую комнату, но керосиновая лампа на столе погасла. Дом Семёна погрузился в сонную темноту. Ангел тихо поставил лопату возле стены. И, расправив белые крылья и поджимая под себя ноги, чтобы не соскользнули валенки, взмыл в мёрзлое небо, так и не ответив на главный вопрос Мироздания: что же такое добро, которого все хотят, но никто не может объяснить?

Конец

.
Информация и главы
Обложка книги Нет никакого добра

Нет никакого добра

Светлана Весельева
Глав: 1 - Статус: закончена
Оглавление
Настройки читалки
Размер шрифта
Боковой отступ
Межстрочный отступ
Межбуквенный отступ
Межабзацевый отступ
Положение текста
Лево
По ширине
Право
Красная строка
Нет
Да
Цветовая схема
Выбор шрифта
Times New Roman
Arial
Calibri
Courier
Georgia
Roboto
Tahoma
Verdana
Lora
PT Sans
PT Serif
Open Sans
Montserrat
Выберите полку