Выберите полку

Читать онлайн
"Экипаж подготовки"

Автор: Павел Янг
ПРОЛОГ

ВРАГ ВНУТРИ. СТРАХ В ОТРАЖЕНИИ

Люди на всём протяжении существования человечества всегда мечтали коснуться звёзд. Придумывали мифы и легенды о богах, живущих на небе, о храбрецах, дерзнувших подняться в божественные чертоги. Верили в то, что небесные тела влияют на их судьбы, придумав астрологию, основанную на двенадцати созвездиях, да и многие созвездия нарекли в честь героев древних сказаний. Люди были убеждены, что там высоко, находится потусторонний мир названный Раем. Шло время, менялись верования и взгляды, но тяга к звёздам не ослабевала. И вот настали дни, когда мифы о смелых героях превратились в реальность.

Четвёртого октября тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года Советским Союзом был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли, что ознаменовало начало космической эры.

На корабле «Восток» двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года лётчик-космонавт СССР, майор ВВС Юрий Алексеевич Гагарин, совершил первый в мире пилотируемый полёт в космическое пространство, который длился сто восемь минут. За это время корабль успел совершить полный оборот вокруг Земли, открыв дорогу человеку в космос.

Двадцать четвёртого июля тысяча девятьсот шестьдесят девятого года два члена экипажа «Аполлон-11» ступили на поверхность Луны. Нил Армстронг и Базз Олдрин совершили один выход и пробыли на спутнике Земли два с половиной часа.

Потом были запуски орбитальных станций и шаттлов. Межпланетные перелёты автоматических зондов и спутников, несущих в себе исследовательское оборудование для изучения планет. И вот, двадцать пятого августа две тысячи двенадцатого года произошло знаменательное событие, космический зонд «Вояджер-1» преодолел границу гелиосферы, став первым рукотворным объектом, вышедшем в межзвёздное пространство.

Несмотря на такие значительные достижения, дальше Луны человек пока не летал. Всё упиралось в продолжительность перелётов и следовательно длительность воздействия радиации. Люди продолжали мечтать о покорении космических далей на пилотируемых космолётах, но пока изучали окрестности родной звёздной системы с помощью роботизированных зондов.

Но научный прогресс не стоял на месте. В две тысячи тридцатом году в США испытали новый ЯРД (Ядерный Ракетный Двигатель) работающий на дейтерии, собранный из материалов, созданных с помощью прорывных нанотехнологий. Конструкция была настолько удачной и относительно недорогой, что подумывали совсем скоро запустить движок в серию, захватив мировой рынок, на котором не было пока конкурентов. В это же время, совершенно неожиданно для американцев, Россия и Китай показали свои разработки. РФ твердофазный ядерный ракетный двигатель (ТфЯРД), КНР газофазный ядерный реактивный двигатель (ГЯРД) с гораздо лучшими показателями по мощности и экономичности, а в производстве они были чуть ли не в два раза дешевле.

Американцы, увидев свой технологический провал, решили сделать хорошую мину при плохой игре, заявив, что прямо сейчас разрабатывают ядерный импульсный двигатель (ЯИД), самый-самый на тот момент перспективный и сложный в техническом плане движок. Конечно, у них были только предварительные наработки, имеющие несколько решений и учёные даже не знали, в каком направлении им двигаться, главное заявить. Страны оппоненты приняли вызов. Началась гонка, в которую постепенно включались другие государства, слишком был заманчив результат, суливший победившей в соревновании стране огромную выгоду и международное признание, как передовой державы в такой престижной нарождающейся отрасли, как скоростные межпланетные перелёты. Страсти накалялись, процветал промышленный шпионаж с подсовыванием соперникам дезориентирующей информации. Благодаря такому состязанию гражданская атомная энергетика продвинулась далеко вперёд. В две тысячи пятидесятом году был запущен в серийное производство первый термоядерный реактор.

Но по двигателям топтались на одном месте. Всё упиралось в пока не созданные гипотетические материалы и разрозненность рабочих наработок. Например, у китайцев была интересная идея платформы-толкателя имеющей блоки эффективного гашения перегрузок, у россиян компактные ядерные заряды и устройство для их отстреливания с подрывом, у американцев формулы тех самых пресловутых материалов и даже готовые небольшие образцы, но в производстве эти прототипы были очень дороги и занимали в создании много времени.

На очередном международном конгрессе, посвящённом дальним космическим перелётам, поняв, что в одиночку ни одно государство такую разработку не потянет, страны решили объединиться. И вот, после десяти лет неимоверных усилий человечество создало рабочий двигатель, способный разгоняться до двенадцати процентов от скорости света. Топливом служили дейтерий и гелий-3, упакованные в капсулы мощностью в одну килотонну. Капсулы вылетали через отверстие платформы-толкателя, расположенной в корме космолёта на специальных откатах-амортизаторах, с временным промежутком в одну секунду, где подрывались лазерами толкая корабль взрывной волной. Первые испытания в открытом космосе показали, как аппарат разгоняясь, потеряв всякое управление, начал на ходу разваливаться, улетев к планете Нептун, мимо которой его остатки пронесись через двое суток. Обломки тестового корабля зафиксировали нептуновские орбитальные зонды.

Ну что же, отрицательный результат тоже результат. Опять закипела работа. Вскоре предоставили обновлённый вариант. Учли время разгона, снизив скорость до десяти процентов за счёт замедления отстрелов и уменьшения заряда капсул, ограничив силу взрывов. Снова отправили аппарат снабжённый новым ЯИДом в том же направлении. Время полёта уже составляло сорок пять дней, зато космолёт остался целым. Ещё это дало хороший экономический эффект, тратилось гораздо меньше дорогого и очень дефицитного гелия-3.

Все расчёты полёта делались для неживых объектов, так как живые существа пока не планировали запускать из-за сильной космической радиации и высоких нагрузок и даже не мечтали об этом, хотя производили математические вычисления на данную тему. С учётом отправки экипажей в будущем, были получены расчёты для самой дальней планеты Солнечной системы Нептуна до которого придётся лететь в среднем сто суток плюс минус сто двадцать часов. А вот до Марса всего три недели. Конечно учёные-биологи уверяли, что за такой срок, как двадцать один день, человек не получит смертельной дозы и даже не заболеет лучевой болезнью. Им объясняли, что есть обратная дорога домой, время нахождения на орбите и работы на поверхности планеты, а ещё вспышки на Солнце и вообще туда людей никто пока не собирался отправлять. Но биологи не сдавались, выдвинув свою точку зрения. Чтобы не облучиться без последствий достаточно три месяца, а этого хватит для первых миссий на красную планету, потом начнётся критическое накопление радионуклидов в организме. Астрономы заявили, что всё равно лететь сейчас на Марс чрезвычайно опасно, потому что Солнце активно и останется таким еще три года, на нём постоянно происходят мощные вспышки, смертельные для человека, находящегося не под защитой атмосферы Земли. Тогда биологи предложили размещать на космолётах защитные капсулы, где прятались бы экипажи во время солнечных вспышек. После изучения данного материала решили в виде эксперимента разместить такую капсулу на космолёте.

И так, к немалому весу непилотируемых кораблей, которые строились прямо в космосе на низких орбитах, попытались добавить такую капсулу, имеющую двойные стенки с промежуточным расстоянием в метр, заполненные водой. Конструкция соответственно изменялась, вносились конструкторские решения прямо во время выполнения строительных работ на орбитах. Потратили кучу времени и денег, но ничего путного не получилось. Послав биологов подальше от роботизированных разработок, продолжили собирать по ранее заложенным схемам. Вскоре ко всем планетам понеслись огромные мощные корабли-роботы, снабжённые дополнительными орбитальными зондами и роверами-разведчиками. Настала эпоха прямого исследования планетарных грунтов и атмосфер, ведь получение образцов с того же Марса укладывалось в полтора, два месяца. Причём образцы были не несколько грамм, как раньше, а целыми килограммами.

Но эйфория быстро прошла, когда поняли, что все работающие на полную мощность производства по добыче гелия-3 не способны обеспечить даже на треть всех потребностей. Запасы изотопа из-за первых стартов давно истрачены, а где брать? Началось сокращение космических программ. В дальний ящик уехали исследования Нептуна и Урана. Урезали финансирование для Сатурна и Юпитера, Венеру и Меркурий совсем свернули. Остались только Марс с колониями разнообразных роботов на поверхности и Луна, на которой уже добывали гелий-3. О создании флота для заброски в разных направлениях дальнобойных космических зондов уже не шло и речи. Все приуныли, но ненадолго. Пришло предложение о создании огромной орбитальной роботизированной станции-завода для получения гелия-3, размещённой на орбите Юпитера. В его атмосфере обнаружили нужный изотоп просто в невероятных количествах. Снова закипела работа. Теперь урезали финансирование для всех программ, сосредоточившись на подготовке к постройке прямо на орбите гигантского корабля-станции, названного в честь спутницы богини охоты Дианы, Каллисто, которой насильно овладел верховный бог Юпитер. Станция по проекту была необитаема, присутствовать на ней могли только бригады роботов-техников, которых нужно было кому-то ремонтировать. Предложили роботов-ремонтников, а для них самосборочные отсеки, а для отсеков... В общем, всё зашло в тупик. Выходило очень дорого и малоэффективно. Получалась станция для роботов, а не для добычи гелия.

Пока решали вопросы эксплуатации в том же году учёные наконец-то изобрели сложный полимер, поглощающий практически все виды опасных излучений. Дорога в дальний космос живым существам стала открытой. Решено было в конструкцию Каллисто внести изменения, сделав её обитаемой. Провели перерасчёты и правку чертежей. Выходило, что на станции можно было одновременно разместить до тысячи человек. Благо космостроители изначально заложили идею обитаемости станции, не сказав об этом ни слова высоколобому начальству. Когда всё исправили, перепроверили и снова исправили, приступили к строительству Каллисто прямо на низкой орбите.

Станция-завод действительно выходила циклопических размеров. Она состояла из сорока палуб, собранных из надувных блоков, которые после наполнения усиливались изнутри несколькими слоями нового полимера. Палубы скреплялись между собой фермами и трубчатыми переходами. Также самые большие бортовые блоки, а их было по двадцать два с каждого борта, выполняли роль причальных шлюзов из которых выступали стыковочные узлы. Сам корпус покрывался прочными защитными противометеоритными экранами. Посередине перпендикулярно корпусу завода установили огромное кольцо с трубами-переходами и фермами усиливающими не только корпус, но и само кольцо диаметром в двести пятьдесят метров разместив в нём токамак. Впереди и сзади станции две обширные кабины управления полётом, а в середине, прямо в центре базы расположили рубку управления Каллисто. Может показаться, что такое решение было неправильным, но это на первый взгляд. Во первых, рубка была защищена очень хорошо, во вторых из неё можно было управлять не только персоналом и работами, но и движением Каллисто в пространстве, наблюдая через три дэ мониторы не только за курсом, но и за кабинами пилотов. В левый и правый борта станции-звездолёта встроили по порту-доку с убирающимися внешними стенами. Так что туда мог залететь какой-нибудь крупный шаттл. Его крепили к полу, закрывали стену, закачивали воздушную смесь, поднимали температуру, и аппарат можно было чинить в комфортных, чуть ли не земных условиях с единственным отличием, там была невесомость. Сейчас в доках стояли закреплёнными две разведывательные пилотируемые станции-зонда Аркад и Диана, по сути, средние звездолёты с лабораторными отсеками для проведения анализов взятых проб. Так же на нижних технических палубах размещались двести шаттлов самолётного типа, задача которых была собирать верхнюю атмосферу Юпитера, доставляя её на Каллисто. Строили космический завод три года и вот станция готова. Её было видно даже днём на ясном голубом небе невооружённым глазом, как крупное белое пятно размером с горошину стремительно проплывающее с запада на восток. Провели тестовые запуски, ещё раз проверили все соединения, электронику, двигатели. Настало время отправки. Каллисто укомплектовали продовольствием, водой, заправили под завязку, полностью обесточили оставив включенными только контролирующие приборы, законсервировали, подсоединили к ядерным буксирам и в автоматическом режиме отправили к Юпитеру.

Несмотря на такое длительное строительство подготовить персонал не успели. Нужны были разные специалисты в совершенно новых дисциплинах. Для этого построили специальный центр подготовки (СЦП), куда на конкурсной основе набрали претендентов. На тщательный отбор ушёл год. Началось обучение, куда кроме профессий входили навыки по выживанию в экстремальной обстановке дальнего космоса, хотя никто толком не знал, что это вообще такое. Опирались на лунный опыт. Очень ответственно подошли к физической и моральной подготовке. Учёба была рассчитана на два года.

Прошёл ещё год. Каллисто мирно крутилась вокруг Юпитера, подправляя орбиту в автоматическом режиме. И вот двести пятнадцать человек закончили спецкурсы и готовы к отправке. Но тут высокопоставленные начальники засомневались, а вдруг там, в глубинах космоса около враждебного по большому счёту Юпитера, случится авария. Потерять за раз добывающую станцию и такое количество космонавтов, причём подготовленных по специальной программе и единственных, имеющих соответствующие специализации, никто не хотел. Слишком высок был груз ответственности. Тогда, после бурных и долгих заседаний решили отправить экипаж подготовки в количестве пятнадцати участников, набранный из тех же выпускников. Лётный отряд в пять человек взяли из марсианской программы. Летящим на Каллисто предстояло подготовить станцию к прилёту основной группы специалистов.

.
Информация и главы
Обложка книги Экипаж подготовки

Экипаж подготовки

Павел Янг
Глав: 5 - Статус: в процессе
Настройки читалки
Размер шрифта
Боковой отступ
Межстрочный отступ
Межбуквенный отступ
Межабзацевый отступ
Положение текста
Лево
По ширине
Право
Красная строка
Нет
Да
Цветовая схема
Выбор шрифта
Times New Roman
Arial
Calibri
Courier
Georgia
Roboto
Tahoma
Verdana
Lora
PT Sans
PT Serif
Open Sans
Montserrat
Выберите полку