Выполняется поиск...

Ничего нет

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Популярные запросы
!
События
Дарим вам скидку 50% по промокоду "New50" на первую покупку книги из специальной подборки
популярных книг!
Выбор книги
Управление

Елена Чурилова «Дерево проблем»

03.02.09, 00:14
83

Несмотря на солидное название статьи и рубрики, работа, на которую вы, уважаемый читатель, сейчас обратили свое внимание - ученическая. В ней вы найдете собранную мной из разных источников полезную информацию о том, что такое художественная проблематика, чем она интересна, и для чего нужно уметь ее анализировать. И, в завершение, я поделюсь своей авторской идеей о том, как можно эффективно проанализировать проблематику художественного произведения со сложным, многопроблемным составом, применив нехарактерный (пока) для литературоведения прием построения. дерева проблем..

Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные. аргументы. за и против той или иной жизненной мироориентации.

Проблематику можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению - неповторимый авторский взгляд на мир.

Естественно, что проблематика требует повышенной активности и от читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу проблематики у него могут и должны возникать собственные соображения, согласие или несогласие, размышления и переживания, направляемые размышлениями и переживаниями автора, но не целиком им тождественные.

Число тем, которые предоставляет писателю объективная действительность, поневоле ограничено, поэтому не редкость, когда произведения совершенно разных авторов написаны на одну и ту же или сходную тему. Но нет двух крупных писателей, произведения которых совпадали бы по своей проблематике. Своеобразие проблематики - своего рода визитная карточка автора, в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.

Таким образом, с проблематикой связанно, по сути, самое интересное: вопросы, на которые иногда нет ответов или эти ответы дискуссионны; размышления, переживания, все то, что возбуждает мысль и чувства читателя.

Анализ проблематики произведения - один из наиболее интересных и увлекательных моментов литературоведческого анализа. Именно здесь открываются возможности живого, эмоционального восприятия художественных произведений, возможность свободного диалога с автором, возможность проявить собственную позицию. Однако одновременно это и наиболее сложный этап анализа, требующий от читателя и аналитика внимания, вдумчивости, глубины проникновения в авторские проблемы.

Анализ проблематики дает возможность раскрыть подлинное богатство - эмоциональное и интеллектуальное - литературных произведений. Для практического анализа проблематики всегда важно выявить индивидуальное своеобразие данного произведения, данного автора; важно найти. изюминку. данного произведения, а она, если говорить о художественном содержании, очень часто лежит в области проблематики. В качестве первого шага в этом направлении можно порекомендовать установить тип проблематики в исследуемом произведении.

О типах проблематики расскажу коротко. По учебному пособию А.Б. Есина. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - 3-е изд. -М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

Мифологическая проблематика - это фантастико-генетическое осмысление тех или иных явлений природы или культуры; объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных явлений. Т.е. мифотворчество, фольклор, в современном варианте - научно-фантастическая литература и в особенности литература. фэнтези..

Национально-историческая проблематика - связана с историческим становлением и судьбой целых народностей, национальной судьбой. Произведения с проблематикой этого типа посвящены или вызваны к жизни переломными моментами в истории народа, нации, связанными с периодами межгосударственных и внутринациональных конфликтов. Однако некоторые исследователи считают этот подход несколько зауженным, т.к. важнейшей проблемой в произведениях данного типа является проблема сущности национального характера - более глубинная, нежели проблема внешнего исторического бытия нации, народа. И существуют произведения, в которых проблемы национального характера, национальной самобытности (национального менталитета, как сказали бы сейчас) ставятся и решаются на совершенно. мирном., даже бытовом материале.

Социокультурная проблематика отражает специфический аспект действительности, осмысляемый в системе - устойчивые общественные отношения, условия и образ жизни той или иной части общества, сложившиеся в сфере массового, обыденного сознания мнения, привычки, организация быта и т.п. Основной признак социокультурной проблематики - акцент на устойчивые, сложившиеся, повторяющиеся черты бытия и сознания людей; здесь важна не динамика, а статика жизни. Второй существенный признак произведений с этой проблематикой - то, что в них осмысляются, как правило, такие свойства и качества, которые характерны для очень широкой группы людей, иначе говоря, осмысляется состояние среды, множества, а не индивидуальная неповторимость отдельной личности.

Четвертый тип проблематики, который называют романной - это идейные интересы писателей к. личностному. началу и в себе самих, и в окружающем их обществе.. Важнейшая проблема романного мышления - это проблема личности.

В истории литературы мы встречаемся, по меньшей мере, с двумя проблемными типами романного содержания. Исторически первым таким типом можно считать проблематику, в которой писатели делали основной акцент на динамике внешних изменений в судьбе и положении личности. Идейный интерес писателей сосредоточивался на том, какие превратности выпадают на долю человека, как благоприятные и неблагоприятные случайности стремительно меняют его положение и как сам человек. держится. в этом потоке несущих его событий. Произведения с такого рода проблематикой часто называют авантюрными романами; сохраняя термин, Есин называет этот подтип романной проблематики. авантюрным..

Второй тип романной проблематики ставит в центр внимания глубинную основу человеческой личности - идейно-нравственную сущность характера, поэтому такую проблематику Есин называет идейно-нравственной. В ней интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека и на процессах изменения этой позиции; в центре произведения - философский и этический поиск, попытки человека ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. Процессы нравственного и идейного самоопределения личности, человек в поисках истины - вот что является важнейшим с точки зрения идейно-нравственной проблематики.

Философская проблематика направляет идейный интерес писателей на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества и природы, как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах. Философскую проблематику почти не интересует динамика, акцент делается на статике, философская проблематика занята установлением,. констатированием. существующих устойчивых закономерностей.

Что касается непосредственно самого анализа, тут в качестве первого шага А.Б. Есин рекомендует установить тип проблематики в исследуемом произведении. После определения типа проблематики в произведении ее необходимо уточнить и конкретизировать. Так, определив проблематику произведения как социокультурную, необходимо затем перейти к более дробному делению и посмотреть, какие именно стороны устойчивого жизненного уклада интересуют писателя. Затем следует переходить уже непосредственно к тем проблемам, которые затрагивает автор.

Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. Часто встречаются произведения, в которых сочетаются два, реже три или четыре проблемных типа. Так, идейно-нравственная и социокультурная проблематика сочетаются в романах Диккенса, Бальзака, в. Евгении Онегине. Пушкина, в драмах Островского, в. Господах Головлевых. Щедрина, в рассказах Чехова. Любопытное и не частое сочетание национальной и идейно-нравственной проблематики мы встречаем в поэме Пушкина. Медный всадник., в трилогии Симонова. Живые и мертвые.. Национальная и авантюрная проблематика часто соединяются в романах В. Скотта. Наконец, существуют и произведения, в которых встречается сочетание трех или четырех типов проблематики: таковы эпопеи Л.Н. Толстого. Война и мир., Шолохова. Тихий Дон., А.Н. Толстого. Хождение по мукам., P.M. дю Гара. Семья Тибо., в которых объединяются социокультурная, национальная и идейно-нравственная проблематика; роман М. Булгакова. Мастер и Маргарита., в котором к этим типам добавляется еще проблематика философская, и некоторые другие произведения.

Наличие в содержании произведения разных типов проблематики - один из моментов художественного своеобразия этого произведения. Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения. И тем сложнее, но интереснее, будет для исследователя сделать проблемный анализ такого произведения

Анализируя роман-трилогию. Казачий алтарь. ставропольского писателя Владимира Павловича Бутенко - произведение с глубокой и многоплановой проблематикой, представленной тремя ярко выраженными проблемными типами - я столкнулась с тем, что описание типов проблематики и соответствующих проблем не дает достаточно четкой и объективной картины. Это связанно с тем, что присутствующее в романе соединение национальной, социокультурной и идейно-нравственной проблематики дает не простое их суммирование, а интеграцию, глубокое взаимопроникновение и взаимозависимость проблем разных типов. Т.е.. сваливать все в одну кучу. - не хотелось, а. разложить все по полочкам. используя традиционную схему анализа - не получалось. Так родилась идея сформировать. дерево проблем. романа.

Идея пробная, не обкатанная. Так что принимаются любые конструктивные замечания и предложения.

Теоретический материал по методике построения дерева проблем

Термин. дерево. в данном контексте предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей проблематики на основной тип проблематики (ствол), прочие присутствующие типы (ветви), подтипы (ответвления) и собственно проблемы (листы).

Метод. дерева проблем. ориентирован на получение относительно устойчивой структуры проблематики. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры учитывались закономерности и использовались принципы формирования иерархических структур.

Таким образом, формируя дерево проблем романа, успешно решаются следующие задачи:

Дерево проблем позволяет представить значительный объем информации о проблематике романа в компактной форме.

Дерево проблем отлично справляется с задачами выявления и ранжирования имеющихся в романе проблем, а так же с задачами классификации, т.е. распределения проблем по известным типам проблематики.

Дерево проблем позволяет наглядно увидеть соотношение и взаимосвязь различных типов проблематики.

Дерево проблем помогает выделить центральную - корневую проблему произведения и отследить ее влияние на различные типы проблематики.

Как построить дерево проблем?

Итак, имеется некое множество проблемных вопросов, составляющих проблематику романа, это множество содержит конкретные проблемы, каждая из которых характеризуется определенными параметрами, которые указывают на принадлежность проблемы к определенному типу проблематики.

Для построения дерева необходимо разбить проблемное множество, ассоциированное с каждым типом проблем на подмножества, т.е. распределить проблемы по типам проблематики.

Последовательность шагов построения дерева проблем:

I. Аналитический этап формирования дерева проблем:

1. Выявить основное множество проблем, затронутых автором.

2. Разбить проблемное множество на подмножества.

3. Распределить полученные группы по типам проблематики.

4. Проанализировать соотношение и взаимосвязь различных типов проблематики.

5. Установить преобладающий тип проблематики.

6. Выявить и сформулировать центральную проблему романа.

Внимательный читатель, возможно, заметил, что предложенный алгоритм построения дерева дан в обратной последовательности, чем тот, что предлагает для анализа проблематики многоуважаемый А.Б. Есин. Однако именно так, на мой взгляд, анализ получается точнее и продуктивнее. Впрочем, графическая реализация построения дерева пойдет в обратной последовательности: от общего к частному.

II.Этап: графическая реализация

Елена Чурилова

Комментарии

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Успей купить!
-80%
Обложка книги В пламени дракона

Рухнул мир? А если отыскать путь в другой? И может покорить? Рискнём? Да помогут нам драконы и любовь.

330 66 Р.
-25%
Обложка книги На рыдване по галактикам

Древний, разваливающийся на ходу корабль и его разношерстный экипаж неторопливо тащатся сквозь Вселенную, подгоняемые звездным ветром. Не корабль мечты, но и на нем можно отправиться на поиски новых миров и увлекательных приключений за край самых далеких галактик. Аудиокнига: https://www.youtube.com/playlist?list=PLelptBt7WKh3fWNUl-CXwRXcN2QqDb7Kx 

300 225 Р.
-20%
Обложка книги Волки глубокого космоса

Приключения шалопаев с легендарного рыдвана продолжаются! Пока Ярка доучивалась, Нюк в составе экипажа "Дерзающего" прочесывал Треугольник в поисках таинственной расы плазмюков. Но курсант скоро станет специалистом с дипломом, а заносчивые адорианцы вот-вот сдадутся и откроют гипер-туннель до галактики, где остались в полной растерянности и недоумении затерянные потомки первых колонистов. Вот только вопрос - попадут ли еще Соколова и Стратитайлер на борт нового экспедиционного корабля? Продо...

130 104 Р.
Конкурс:
Мы в соцсетях:
Наши приложения: