Ничего нет
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
популярных книг!
-
По жанрам
Жанры
-
По тегам и меткам
Теги
-
По персонажам
Персонажи
- Авантюристы
- Авторские расы
- Вампиры
- Ведьмы
- Гномы
- Добрый волшебник
- Драконы
- Животные
- Злой волшебник
- Зомби
- Исторические личности
- Киборги
- Клирики
- Клоны
- Книжные герои
- Люди
- Маги
- Мифические животные
- Мифические существа
- Мутанты
- Нечистая сила
- Оборотни
- Орки
- Пираты
- Последний герой
- Призраки
- Принцессы
- Пришельцы
- Прогрессор
- Роботы
- Рыцари
- Спаситель
- Старший Брат
- Супергерой
- Существа из прошлого
- Темный властелин
- Чужие
- Шпионы
- Эльфы
БАННИК ("Энциклопедия оборотней")
Статья в. Энциклопедию оборотней.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВНЕШНИЙ ВИД
БАННИК mdash; (рус. mdash; Байник, Баенный, Баенник, Байнушко, Банной, Банный, Баянник, Банный хозяин, Банный леший, Жихарь; белорус. mdash; Лазьник (Лазнiк, Лазеннік от белорусск.. лазня. -. баня.)) mdash; дух, живущий в бане, ее laquo;хозяинraquo;, в славянской мифологии пугающий людей и требующий жертв, которые ему оставляли в бане после мытья.
Прозвища laquo;Жихарьraquo;, laquo;Пастырьraquo; и laquo;Хозяинraquo; наглядно говорят, кто исконный хозяин бани.
Эти имена давались только добрым домовым духам. Если же попадался особенно свирепый злой банный дух, то и имя у него было соответствующее: Банный анчутка, Банный чёрт, Банный шиш.
Страшный черный лохматый старикашка, облепленный грязью или листьями от веников. Огромного роста с железными когтями, которыми душит или laquo;запариваетraquo; моющихся. В быличках Баннику приписывались гипертрофированные руки: большие и мохнатые.
Бывает Банный хозяин и крохотный, тощенький. Но всегда очень сильный старик. Иногда он mdash; сед и мохнат, иногда mdash; наг и покрыт грязью или листьями (Волог.). Из одежды лишь липкие листья, отвалившиеся от веников. Беззубый, с длинными волосами и всклокоченной, покрытой плесенью бородой. Глаза mdash; радужные. Голос Банника скрипуч или похож на голос знакомых людей. Бормочет гробовым голосом.
Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная, с длинными руками, большими зубами, черными растрепанными волосами до пола и широко расставленными глазами.
В женском обличье банный дух зовётся: Банниха, Байница, Баенная матушка, Банная хозяюшка (Арх., Свердл., Тобол.), на Пинеге и Печоре mdash; Обдериха.
Как женская разновидность банного духа может выступать также Шишига mdash; (от диалектного глагола шишить mdash; копошиться, шевелиться, делать украдкой) демоническое существо, выглядевшее как маленькая женщина, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы. Принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться. Может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).
Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки.
Банник бывает и невидим, тогда он обнаруживал свое присутствие шумом. Но может, будто оборотень, показываться в различном обличье: обернуться котом (Арх.), белой кошкой (Карелия); собакой, лягушкой (Новг., Волог.), маленькой собачкой (Печ.); белым зайцем (Лен., Новг., Волог., Карелия) или веником, угольком (Арх.).
Также губящий людей Банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает laquo;поддаватьraquo; (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет laquo;соседку-банникаraquo; руганью (Новг.).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Банник был не просто разновидностью домового. Его происхождение сложнее -mdash; в нём участвовали и дух воды, и духи-предки, и духи огня, поскольку в бане ритуальная роль приписывалась огню. Считается, что изначально Банник несомненно был предок, но с течением времени он переосмыслялся, и стал представителем не столько предков, сколько пограничья между. своим. и. чужим. пространствами. А в качестве охранителя границы он и не должен быть особенно доброжелательным персонажем. Этим Банник напоминает бабу-ягу, так же охраняющую границу, и проявляющую то благожелательную натуру, то вредоносную. Пословица. Нет злее банника, нет его добрее. тоже косвенно подтверждает принадлежность Банника к границе. Еще существует мнение, что образ коварного Банника является персонификацией жара, морока, душащего человека, персонификацией опасностей, которые подстерегают в бане.
В последней ипостаси (менее прослеживаемой в XIX-XX вв.) Банник ближе к наделенным универсальной властью языческим божествам (некоторые исследователи сопоставляют его с древнерусским Волосом), к божествам очага, покровителям семьи.
БАННАЯ СЕМЕЙКА
Иногда Банники обитают в баньке коммуной со-товарищей, среди которых есть главный mdash; ldquo;Банный дедушкаrdquo;. А иногда laquo;Хозяинraquo; живет по-семейному обстоятельно: жена, детишки. Некоторый намек на такую laquo;семьюraquo; есть в восточносибирской быличке: laquo;И в банях чудилось тоже. Значит, все перемылись. И пошли вдвоем мать с ребятишками... Налила, говорит, воды, начинает мыть. А под полком mdash; полок кверху поднимается mdash; ребенок ревет: bdquo;Увяк, увяк...ldquo; А тут кто-то и говорит: bdquo;Ну, погоди, я тебя счас помою...ldquo; А баба та собралась, ребенка в пазуху mdash; да нагишом из бани...raquo;
Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как Банница.
Моется Банник только грязной водой, стекшей с людских тел.
Восточные славяне, болгары и поляки считали, что в доме, где есть дети некрещёные, должен ночью гореть свет, чтобы демоны (у русских mdash; домовой, банник, леший) не подменили ребенка и не подложили своего детеныша mdash; безобразного и крикливого.
Детишек своих Банник частенько пристраивает, подменяя малых деток, оставленных в бане без присмотра. Детёныш Банника (подброшенный ребенок именовался подменышем) обычно уродлив, большеголов, пузат, не разговаривает, всегда кричит и плохо растёт. Обычно через несколько лет подменыш умирает, превращаясь в головешку или веник.
Довольно часто Банники женятся на Кикиморах, союз с которыми порождает Анчуток.
МЕСТА ОБИТАНИЯ
Баня всегда имела огромное значение для славянина.
В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости. А то и изгнать болезнь. laquo;Баня парит, баня правит, баня все поправитraquo;, - говорят до сих пор.
По мнению ученых, баня mdash; один из самых древних дошедших до нас прообразов крестьянских жилищ, жилищ наших предков, где обитали и продолжают обитать, по поверьям XIX-XX вв., разнообразные божества и наделенные сверхъестественными способностями существа явно не христианской природы mdash; Банный хозяин, Проклятые и даже Русалки.
Баня стояла на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами. Верующие люди считают баню mdash; символ, казалось бы, чистоты mdash;. нечистой.. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам. В древности слово. нечистый. означало вовсе не что-то греховное, дурное, а просто менее священное, более доступное действию злых сил.
Все вообще, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях.
Даже банище mdash; место, где баня стояла, mdash; почиталось опасным, и строить на нем жилое, избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.
По распространенным представлениям, поселяется Банник тогда, когда в бане рождается ребенок.
Банник любит тепло. В самой бане он занимает место за каменкой, сложенной из больших камней банной печью (Олон., Карелия): laquo;У банника волосы растрепаны, за каменкой сидитraquo; (Арх.), или в подпечье, там, где обычно парятся люди, а когда сердился, перебирался под полок. На Русском Севере считали, что Банник живет в куче неошпаренных банных веников,
В восточносибирской быличке моющаяся позже всех девушка обнаруживает его под лавкой: laquo;...за водой-то нагнулась, а под лавкой сидит маленький старичок! Голова большая, борода зеленая! И смотрит на нее. Она кричать и выскочила!raquo;
Как и домовой, привязан к конкретному месту.
В нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго.
БАННИК ЧЕЛОВЕКУ НЕ ТОВАРИЩ
Банник mdash; существо откровенно темное, коварное и жестокое (laquo;Банник человеку не товарищraquo;). Упоминания о laquo;добром Баенном пастыре, у которого просят разрешения топить баню, единичны. Банник любит устрашать людей, требуя от них при этом какой-либо жертвы. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, происходящие в бане.
Хулиганить по-настоящему он начинает тогда, когда люди не блюдут традиции бани и нарушают его запреты и наказы.
Из самых невинных шуток можно назвать стук в стенку. Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.).
Он мог взять и выстрелить камнями, раскаленными в печке-каменке и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой mdash; ковш с крутым кипятком. Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Также он бил по плечу, сводил с ума, лишал речи, засовывал головой в каменку, разбрасывал и рвал забытые вещи. Мог затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти mdash; отравить угарным газом.
Мог также погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи). Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух.
Еще Банник мог так закрыть дверь, что, хоть снаружи топором руби, не откроешь. Зато, если святой водой брызнуть, она сама открывалась
Банника винят во всех неудачах в бане.
Забайкальские крестьяне считали, что, если человек, услышав возню Банника под полком, убежит, laquo;Банник изорвет оставшиеся вещиraquo;.
Банники обожают драки и дерутся по всякому поводу и со всеми подряд mdash; с лешими, домовыми, водяными, а также между собой.
Как истый laquo;хозяинraquo; бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, laquo;стукочетraquo;, кидается камнями:
laquo;Вот банный съест тебя, не балуйraquo; (Свердл.)
На Баннике также лежит прямая обязанность удалять из бани угар,
БАННИК-ЛЕКАРЬ
laquo;Нет злее банника, да нет его добрееraquo;, mdash; говорят в коренной Новгородчине, но твёрдо.
Банник иногда проявлял себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей mdash; хозяев бани.
В противовес Баннику, существует вера в Банную матушку (бабушку).
Это добрый дух, обитающий в бане, лечащий от всех болезней и покровительствующий слабым и больным, а также роженицам и младенцам. Роды в крестьянских семьях происходили обычно в бане, где мать с новорожденным оставалась еще некоторое время. Тут же их омывали и даже парили. Омовение сопровождалось различными магическими действиями и обращениями к доброй Банной матушке, которые должны были обезопасить роженицу с ребенком от всего недоброго.
Роженицы чутко слышат возню Банника в ночной тишине mdash; и под полком, и за каменкой, и в куче свежих неопаренных веников. По этой причине их никогда не оставляют в банях в одиночестве, всегда при них неотлучно бабка-повитуха. Все твердо убеждены, что Банник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю, как это водится у богатых и добрых мужиков.
К доброму духу бани-целительницы призывали, когда надо было laquo;смытьraquo;, излечить хвори. В крестьянском быту невозможно было найти лучшего лекарства от laquo;болезней горячечных, простудных и воспалительныхraquo;, чем баня с хорошим паром. Лечебные ее свойства известны с давних пор и до сего времени остаются весьма популярными.
Считалось, что в лечении Баннику нет равных. В древности любую хворь лечили, парясь в бане, и исцеление приписывалось не целебным свойствам пара, а лекарским умениям Банника.
ШАПКА-НЕВИДИМКА И ЦЕЛКОВЫЙ
У Банника можно научиться играть на музыкальных инструментах. По поверьям некоторых районов России, Банник имеет волшебную красную шапку-невидимку. Обычно он кладет её сушиться на каменку.
Шапку-невидимку можно выкрасть раз в год. Для этого необходимо было прийти в баню во время христовой заутрени и, найдя там банника, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать как можно быстрее в церковь. Если успеешь добежать, прежде чем банник проснется, то будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьет.
По поверьям Олонецкой губернии, чтобы получить шапку-невидимку, нужно пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой. В Печорском крае верили, что получивший такую шапку мог стать колдуном после Вознесения.
Также есть у Банника. беспереводной. целковый. Для того, чтобы получить его, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить ее в баню со словами:. На тебе ребенка - дай мне беспереводной целковый.. Затем быстро выбежать и крестом очертить себя три раза, тогда банник не сможет навредить и отдаст желаемую монету (Ворон.).
ГАДАНИЕ
Считается, что Банник знает будущее и может его открыть людям. Как место обитания нечистой силы баня считалась одним из помещений для святочных гаданий.
Вообще шутить с собой Банник не позволяет, но разрешает на святках приходить в баню завораживаться. Причем само гадание происходит следующим образом: гадающий просовывает в двери бани голую спину, а Банник либо бьет его когтистой лапой mdash; к беде, либо нежно гладит мохнатой и мягкой, как шелковая, большой ладонью mdash; к счастью.
laquo;Северно-русские девушки берут землю из-под девяти столбов забора, бросают ее на каменку и приговаривают: laquo;Байничек, девятиугольничек! Скажи, за кем мне быть замужем?raquo; Затем отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: laquo;Мужик богатый, ударь по ж... рукой мохнатой!raquo; Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характерraquo;.
Но любое гадание почиталось делом опасным, потому что Банный хозяин мог погубить неосторожного гадающего.
РАССКАЗЫ ОЧЕВИДЦЕВ
Рассказ 1
Как-то, запоздавши в дороге, забрался он, перед праздником, в свою баню после полуночного часа. Но, раздеваясь, второпях вместе с рубахой прихватил с шеи крест, а когда полез на полок париться, то никак не мог оттуда слезть подобру-поздорову. Веники сами собой так и бьют по бокам. Кое-как, однако, слез, сунулся в дверь, а она так притворена, что и не отдерешь. А веники все свое делают mdash; хлещут. Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать mdash; не откликается, начала ломиться и дверь mdash; не поддается. Выкликала она ревом соседей. Они пришли помогать: рубили дверь топорами mdash; только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку баба знахарка, окропила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти, насилу отерли его снегом.
Рассказ 2
Собрались на святки (около Кадникова, Вологодской губернии) девушки на беседу, а ребята на что-то рассердились на них mdash; не пришли. Сделалось скучно, одна девка и говорит подругам:
mdash; Пойдемте, девки, слушать к бане, что нам Банник скажет.
Две девки согласились и пошли. Одна и говорит:
mdash; Сунь-ка, девка, руку в окно. Банник насадит тебе золотых колец на пальцы.
mdash; А ну-ка, девка, давай ты сначала сунь, а потом и я.
Та и сунула, а Банник и говорит: laquo;Вот ты и попалась мнеraquo;. За руку схватил и колец насадил, да железных, все пальцы сковал в одно место, так что и разжать их нельзя было. Кое-как выдернула она из окна руку, прибежала домой впопыхах и слезах, и лица на ней нет от боли. Едва отдышалась, то сказала: laquo;Вот, девушки, смотрите, каких Банник-то колец насажал. Как же я теперь буду жить с такой рукой. И какой Банник-то страшный, весь мохнатый, и рука-то у него такая большая и тоже мохнатая. Как насаживал он мне кольца, я все ревела. Теперь уж больше не пойду к баням слушатьraquo;.
Рассказ 3
В баню, где на полке прячется крестьянин, laquo;входят как два человека и тащат солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили ее на крестьянина. Тот лежит ни жив, ни мертв и читает молитву: laquo;Да воскреснет Богraquo;. А они услышали и ему в ответ: laquo;Да растреснет лобraquo;. Он читает дальше: laquo;Да расточатся враги Егоraquo;. А они: laquo;Да раскачается осинаraquo;. И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит mdash; и кожа на нем. Банники пропали. Утром проснулся, глядь mdash; а на нем лежит рогожаraquo; (Новг.).
Рассказ 4
В повествовании, записанном на Печоре, работник просит хозяина взять его с собой в баню: laquo;bdquo;А ты не забоишься-ле? Ко мне из-под полка человек выходит. Ты с ума сойдешьldquo;. mdash; bdquo;Нет, я не боюсь и не сойду с умаldquo;. lt;...> Роботник пошел, стали мытця, а из-под полка страшной старик и вылез. Роботник им веники роспарил, оба они и мылись, а потом старик скатился под полокraquo;.
Рассказ 5
laquo;Один мужик пошел с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал на вышки. Они спугались и пошли на вышку благословясь, а там никого нет. Они спустились и опять стали мытце. Вдруг закричало не руским голосом: bdquo;Уходите скорея, а то заем!ldquo; Мужик да баба побежали домой голыraquo; (Новг.).
КАК ПОЛАДИТЬ С БАННИКОМ
Банники требуют строгого себе подчинения.
Условия их просты, но если не соблюдать эти правила, Банник может защекотать, задушить, запарить и даже затащить на каменку. Станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; а если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, отвешивая поклоны и приговаривая. Мойся, хозяин!., может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.
Баня должна стоять там, где того желает их подлинный, мистический хозяин. В противном случае Банник не замедлит с местью. Действует он довольно подло и наверняка mdash; вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоит переложить баню mdash; и больной идет на поправку.
Во время строительства новой бани или при переезде на новое место Банника, приглашают с собой. Под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывают задушенную, не ощипывая перьев, черную курицу.
Закопавши курицу, уходят из бани задом, и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу ее.
После совершенных обрядов Банник обживает новое место, и в бане можно мыться.
Когда впервые топят новую баню, чтоб задобрить Банника, его угощают - бросают сверху на каменку кусок ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. (Волог.).
У Банного хозяина спрашивают разрешения, когда желают истопить баню: laquo;Банный хозяин, дай мне баню истопить!raquo; mdash; и так трижды.
В баню, где нет оберегающих икон и где моются, парятся, снимая охранительный нательный крест, входят, прося разрешения у Банного хозяина, приговаривая: laquo;Крещеный на полок, некрещеный с полкаraquo; (Смоленская губ.), laquo;Банный князь, Возьми нашу грязь, Дай нам чистое телоraquo;.
Перед мытьем почтительно просят: laquo;Банная хозяюшка, пусти нас помыться, пожариться, попаритьсяraquo;.
В бане нельзя громко говорить, шуметь, стучать или смеяться иначе Банник рассердится и напугает. Самый строгий запрет распространяется на брань. Ведь считается, что произнесенное в бане проклятье обязательно сбудется.
Также Банник не любит, когда подгоняют того, кто парится в бане, или когда приходит в баню пьяный (ldquo;Байничек вина не пьёт и нам до пару не велит!rdquo;). По этой же причине в баню ходят выгонять похмелье (ldquo;Байнушка поможет mdash; хмель от него бежит!rdquo;).
Тяжким оскорблением для Банника является, если залить печь-каменку, плеснуть на неё, например пивом или квасом.
Нельзя ходить в баню в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь). (ldquo;Ночью в баню не ходи mdash; там шиши парятся!rdquo;).
Банник любит попариться на. четвертый пар.. Так назывался заход после того, как в бане попарилось три смены людей. Считается, что после трех перемен посетителей Банник моется вместе с другими домашними духами mdash; домовым, дворовым, кикиморой. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о четвертой роковой банной laquo;сменеraquo; распространено на Руси повсеместно.
Для людей же банная пора обыкновенно полагается около 5-7 часов по полудни.
Категорически запрещается ночевать в бане. На ночлег Банный пускает в том случае, если путник вежливо попросит у него позволения: laquo;Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!raquo; Такого прохожего Банник охраняет от всякой нечистой силы.
Любая нечисть очень боится железа и Банник не исключение.
Во владимирских деревнях, чтобы выгнать Банного черта (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: laquo;Черту в лоб!raquo;
Христианские обереги крест, молитва и упоминание Господа против Банника действуют недостаточно эффективно.
Например, с крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе дома. Все вообще, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях.
Пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она была чистая, - нельзя.
Спугнуть Банника может голос другого человека из-под окошка. Если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу домового: laquo;Батюшка, выручи!raquo;
Чтоб поладить с Банником, уходя из бани, нужно оставить хоть маленький кусочек мыла, хороший пар, в углу mdash; свежий веничек и лоханку чистой воды. Банники любят внимание и заботу!
Вымывшись не благословив, не перекрестив, нужно отблагодарить Банного хозяина laquo;Спасибо, хозяюшка, за парну баньку. Тебе на строеньице, нам на здоровьицеraquo;, или laquo;Спасибо тебе, байнушко, на парной баенкеraquo; и пригласить его с ответным визитом к себе: laquo;Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гостиraquo; (Терский Берег Белого моря).
Поблагодарить нужно и саму баню за хороший пар и чистое тело: laquo;Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровьеraquo;, laquo;Спасибо, банюшка, обмылаraquo;.
ВЫВОД
Сегодня про Банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани mdash; темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи.
В современных условиях этот дух претерпел метаморфозы, перебрался в тёмные и сырые ванные комнаты, душевые, бассейны. От темноты и холода Банник обрел более отчужденный, а порой и более вредоносный характер. Зовется в таких местах он Ванным. Может напугать отражением в зеркалах, откуда будет пялиться глазами на выкате. Но по-прежнему его можно узнать по всклоченной бороде и потрепанным волосам. И если прогневить Ванного нечистотой помещения и грязным бельем, то ждать тогда засора и прорвавшихся канализационных труб.
Список литературы:
1. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография, mdash; М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. mdash; 511 c.
2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, mdash; М.:Русское слово, 1997
3. Гаврилов Д., Наговицын А., Боги славян. Язычество. Традиция, mdash; М.:Рефл-Бук, 2002
4. Мифология древнего мира, mdash; М.:Белфакс, 2002
5. Калашников В. Боги древних славян, mdash; М.:Белый город, 2003
6. Калашников В. Славянская мифология. mdash; М., Белый город, 2002 г. mdash; 48 с.
7. Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. mdash; М., Советская энциклопедия, 1987 г. mdash; т.1 mdash; 671 с.
8. Нечистая сила /автор-составитель Е.В. Прокофьева. mdash; М.: АСТ, 2001. mdash; 336 с.
9. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. mdash; М., Издательство АСТ, 2001. mdash; 624 с.
10. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу mdash; М.:. Современный писатель., 1995
11. У.I.Коваль. Народныя ўяўленні, павер'і і прыкметы. mdash; Гомель, 1995
12. Левкиевская Е. Мифы русского народа, mdash; М.:. Астрель, АСТ., 2003
13. Міфы Бацькаўшчыны: Літаратурна-мастацкае выданьне mdash; Менск: Беларуская Энцыклапедыя, 1994
14. Материал из свободной русской энциклопедии laquo;Традицияraquo;.
15. Мифологическая энциклопедия, myfhology.info
Комментарии
Успей купить!
Рухнул мир? А если отыскать путь в другой? И может покорить? Рискнём? Да помогут нам драконы и любовь.
Его существование - лишь череда случайностей, но именно это позволит ему обрести истинное счастье, а заодно помочь заплутавшей эльфийке разобраться в себе. Даже обладая магическим даром и умением путешествовать между мирами, приходится преодолевать не простой путь, чтобы добраться до самых простых истин. От автора: является частью цикла "Эльфийские сказки" Имеются отсылки на рассказ - предысторию "Босиком по мирам". Всем тепла!
Минул год с начала зомбиапокалипсиса. Миллионы людей погибли. Миллионы мертвецов бродят по территории бывших Соединенных Штатов в поисках еды. Но две хрупкие девушки выжили, научившись полагаться на самих себя. И мертвецы - не самая большая их проблема. Порой только стальная воля к жизни заставляет их продолжать жить и бороться. Воля к жизни и пара пушистых комочков, нуждавшихся в помощи. До их встречи еще один такой же бесконечный, полный испытаний на прочность, год. Продолжение романа "Дор...
Комментарии отсутствуют
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!