Были такие времена, когда участие (а особенно премьера фильма) на всяких Каннских, Берлинских и прочих фестивалях ещё не было клеймом: снято ради приза и отчётности поцеловать в одно место жюри, а зритель как-нибудь где-то сбоку. Но это не точно. Впрочем, стоит отметить, что настоящему таланту даже Каннский кинофестиваль не помеха. К примеру, Франсуа Озон. В 2013 году он представил там свой фильм «Молода и прекрасна» (фр. Jeune et Jolie). Наград не завоевал, но оно и к лучшему. Ничего не мешает наслаждаться действительно хорошим кино.
У Франсуа Озона меня всегда восхищали две вещи. Первое – это гармония всех элементов фильма, когда работа оператора и звуковая работа композитора дополняют и подчёркивают игру актёров, а в каждом кадре ощущается замысел режиссёра как автора. В противовес сегодняшней моде на красивый аудиовизуальный продукт с заменой актёров и режиссёра на продукт, идентичный внешне натуральному. Второе – это то, как Озон умел всегда сначала подбирать актрис, а потом их снимать. Испытываешь во всех смыслах эстетическое наслаждение, причём в его фильмах встречаются актрисы разных возрастов… но всегда это будет очень эффектная подача женщины, восторг и преклонение перед образом мудрости и возраста или перед образом красоты, молодости… смотря как захочет режиссёр. В данном случае, главную роль семнадцатилетней парижанки Изабель в картине исполнила актриса и модель Марина Вакт. К слову, родилась она в 12-м округе Парижа, так что тут ей даже не пришлось особо вживаться.
При этом стоит обязательно отметить, что Озон не любит давать характеристику своим героям «в лоб». Он предложит оценить характер, мотивы и мышление через поступки, жесты, мимику и тысячу других мелочей… А дальше всё опять зависит от актёра, который сможет рассказать зрителю без слов. Или не сможет… впрочем, как раз Марина Вакт смогла (пусть даже на момент съёмок ей был 21 год). Более того, по сюжету в фильме немало обнажёнки и эротических сцен. И ни разу и нигде нет и тени похоти или пошлости. Более того, именно красота обнажённого тела действительно важный элемент сюжета, без которого история не выйдет той самой, достоверной, целостной.
Ну и конечно, как всегда у Озона – это сюжет. Семнадцатилетняя Изабель – из благополучной и обеспеченной семьи. С довольно властной мамой, семь лет назад та развелась с отцом и вышла замуж второй раз. Дети с мамой, конечно, но с отчимом отношения хорошие. Мама придерживается достаточно свободных взглядов, с пониманием относясь к пожеланиям молодёжи. Понятно, что и мальчики за дочкой ухаживать будут, тем более она очень красива. И остальное должно быть, так у всех бывает. В итоге, сначала потеряв девственность во время летнего отдыха втихаря от мамы (а что тут такого, ну так же все делают, это нормально и как все)… по возвращении в Париж втайне от всех Изабель начинает заниматься проституцией, причём с клиентами заметно старше себя. И вот в этом-то и особенность. Нет, тут совсем не «подростковые гормоны и жажда секса». Тут не попытка заработать лёгкие деньги. Пусть даже плату за секс она берёт, считает, складывает в тайное место… не потратив на себя ни цента. Более того, когда всё вскрылось, она признаётся психологу, что после первого неудачного опыта она долго вообще не получала никакого удовольствия, была равнодушна от секса. Да и потом спокойно и равнодушно относилась к необходимости раздеваться, выполнять разные непристойные требования клиента. Просто в какой-то момент эта девочка из обеспеченной семьи ощутила себя статусной, красивой и самой важной… вещью. Ну или породистой собачкой, которую холят, лелеют и держат на строгом поводке морали и поведения, положенного для её общественного статуса.
Пусть мать, узнав в итоге про занятие дочери, в гневе говорит «я всегда тебя готова была выслушать и пойти тебе навстречу» – на самом деле давно нет, для неё дочь уже давно «семейно-социальный элемент», а не живой человек. Потому-то, как признаётся Изабель, её дразнил именно сам процесс. Договориться с клиентом, каждый раз новое место встречи, новый человек. Пусть он видит в ней рабыню, служанку, игрушку, но он видит в этом статусе именно её, а не общественно-социальную функцию. Тебе может быть больно и обидно, но зато ты ощущаешь на этот миг себя человеком со своей волей и желаниями, обидами и страстью, а не бездушной куклой под контролем матери, школы, общества… да всех, кто сумеет. Понятно, что ничем хорошим такая двойная жизнь не закончится. Вот только… вроде бы в итоге хэппи-энд, каждый осознал и проникся – но проблема-то не решена. Её лишь загнали обратно под штукатурку общественных норм и социальных правил.
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!