Запускаю серию мини-блогов для всех 33 букв русского алфавита. Да, включая "ъыь". Блоги могут содержать цензуру, юмор понятный только автору, немного бесовщины и собственных представлений. По традиции тем, кто не согласен - вэлком.
А. Атмосфера.
Погружение в мир книги не всегда требует дополнительных описаний. Из серии как стояла ваза и сколько лепестков у красной розы. Но если они и есть, то не вполне относятся к атмосфере. Что же это такое? Для меня это ощущение. От происходящего, от диалога, от визуализации в моей голове после прочитанного. Атмосфера — не равно локация места действия. Например, излюбленное многими «Серое небо, облаченное в кучные облака, вот-вот грозилось извергнуть дождь» не задает мне настроение. Что не скажешь о таком варианте «Кучные облака затянули серостью сознание (имя героя). Капли дождя омывали лицо, смешиваясь с горечью страданий». Да, я о взаимосвязи и непосредственном отождествлении описаний через призму ощущений. Так даже проще передать атмосферу. Не «шёл сильный снег», а «подтягивал ворот пальто, ощущая как залихватский снегопад, так и стремился коснуться кожи».
Порой мы (авторы самоучки) детализируем локацию, но забываем о том, как это влияет на эмоциональный фон героя. Наш гг на море? Супер, классно. Мы представляем себе бескрайнюю синеву, песчаный пляж и шезлонги. Условно. Автор также говорит нам «песчаное побережье касалась пенная волна», но должен говорить герой, через собственное мироощущение (даже если вы пишете в третьем лице). Давайте вспомним всем известный отрывок «На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине» (х/ф «Достучаться до небес»).
Это и есть атмосфера. Не в наборе эпитетов и природно-погодных условий, красоте леса и алых закатах. А в передаче ощущения. В противном случае вы ставите в книге декорации. Как этого избежать? Почувствуйте. Посмотрите на небо, увидьте переливы света и игру тени, вдохните, уловите запахи витающие в воздухе, прислушайтесь и услышьте звуки вселенной, в которой живет ваш герой. И опишите это. А «серое небо с грозовыми тучами» отложите в папку неуд.
Это атмосфера мира. Примитивно и наглядно. Но есть также атмосфера действа. Например, герой убегает от погони. Ну бежит и бежит, да и флаг ему в руки. А что на счет того, как бьется сердце, как шкалит адреналин, а в висках клокочет кровь? Метод тот же — почувствовать то, что испытывает ваш герой. Прожить и передать читателю. В таком случае атмосфера книги позволит вытащить худой сюжет и прикрыть дыры. Только вдумайтесь насколько может стать поездка в метро атмосферной, если включить в описание хотя бы три из шести органов чувств.
Мы говорим, что автор пишет хорошо, когда чувствуем атмосферность.
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!