Две стороны реальности - «В доме» Франсуа Озон

28 апреля 2023 Книги
Две стороны реальности -  «В доме» Франсуа Озон

Я люблю фильмы Франсуа Озона, не стесняюсь признать это, и потому уже не раз писал про творчество этого великого режиссёра на рубеже веков. Потому сегодня посоветую старый уже фильм 2012 года «В доме» (Dans la maison). Фильм снят по мотивам пьесы испанского драматурга и сценариста Хуана Майорги «Мальчик за последней партой» (El chico de la ultima fila, 2006).

Первое, что всегда восхищает в работах Франсуа Озона – это умение подбирать актёров. Так, чтобы с одной стороны они идеально попадали в роль, чтобы они смогли не просто сыграть её, а прожить в ней. А потом сделать так, чтобы актёр выложился, отдал себя – и оживил персонажа, стал его частью и стал частью истории, а не случайным в ней гостем. Так и здесь. Клод Гарсия, шестнадцатилетний паренёк из небогатой семьи, умный, с талантами, но вынужден учиться в занюханной небогатой муниципальной школе (для Эрнста Умоера это роль вообще стала пропуском в большое кино). И второй парень, Рахим Артоль, очень домашний, настолько, что всю жизнь его единственный друг – это его отец. Родители мадам и месье Артоль типичный средний класс: вынуждены трудиться ради зарплаты на не самой любимой, но денежной работе и хоронить свои мечты «на будущее», которое никогда не настанет. Что отец семейства, считающий начальника дураком, но стелящийся перед ним – а дома даёт выпустить пар. Что мать, которая всё думает «я ради сына оставила карьеру, но вот он кончит школу, и я всё продолжу» – и так уже шестнадцать лет. А каким колоритным и узнаваемым получился месье Жермен, пожилой учитель французского, который считает: ученики тупеют каждый год, директор и местное РОНО поголовно идиоты, не понимающие учебного процесса, родители – все как один нервные истерики, и как я должен внедрять разумное и вечное? Знаете, вот не актёры и не персонажи истории получились, а люди, с которыми мы познакомились и с которыми прожили кусочек их жизни. И которых мы вполне можем встретить на улице хоть сейчас.

Так что история, которую рассказали нам Франсуа Озон и Хуан Майорги – вполне могла случиться. Эдакая социальная драма. Клод Гарсия живёт без матери и с отцом, из-за травмы неходячим инвалидом, глядит на дом Артоль в солидном районе и мечтает туда попасть, посмотреть как живёт «нормальная семья». И неожиданно попадает, Рахиму нужна помощь по математике, а Клод знает её лучше всех в классе. Месье Жермен видит в Клоде талантливого ученика, и с благими намерениями помочь ученику даёт советы… В итоге благими намерениями выслана дорога все знают куда и ничем хорошим не кончится? Всё так, и вышла бы ещё одна неплохая социальная драма о современности, одна из…Вот только за фильм взялся Франсуа Озон.

А потому есть и драма, и социальные проблемы героев – но будет второй слой, который неплохую идею сделает редкой жемчужиной и очередным шедевром. Клод не просто приходит в дом своей мечты, он в виде сочинения свой первый визит пишет для месье Жермена на тему «что я делал в выходные». А потом, получив замечания «по литературе и стилю» – продолжает писать о своих визитах. Учитель же долгое время воспринимает это как чисто литературное упражнение, не задумываясь: Клод не просто придумывает свои визиты, он дотошно точен в своих сочинениях. Для Жермена талантливый мальчик пишет свой первый роман, учитель как профессионал даёт ему советы по «раскрытию персонажа», «построению композиции сюжета», дальнейшей теме как надо описать типичную французскую семью… И Клод в реальности воплощает эти советы, подстраивая те или иные ситуации! Выдуманная книжная, медиа-реальность начинает без всякой мистики пересекаться с объективной реальностью, уже сама заставляя всех участников – Жермена, Клода, и всех троих Артоль – подстраиваться под себя, а вновь сформированная реальность влияет на «сюжет романа». И так по кругу. «Что тебе, мальчик, ещё стоит рассказать в своём романе, исходя из литературной логики?» Вот только эмоции-то и поступки – настоящие. Страсти, проблемы, итоги (далеко не всегда хорошие) – тоже настоящие, и неважно что послужило импульсом. Нам сейчас это вторжение выдуманого медиа-конструкта в реальную жизнь очень даже хорошо знакомо. Озон сказал про это десять лет назад… и вот до сих пор актуально.

150
0
0
150
0
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Успей купить!
Присоединяйтесь
к нам в соцсетях