Белая готика в литературе

26 мая 2023 Жанры
Белая готика в литературе

Сегодня пришло время рассмотреть новейший литературный жанр, Белую (нео)готику. В данном блоге уделим внимание атмосфере и обозначим ментальую структуру стиля.

Точным примером жанра является миниатюра Пурпурный Тенши из сборника «Японские» притчи:

Цель нового жанра – раскрыть новый мир за гранью сознательного опыта. Непознанные явления, которые вызывали страх в классической нуар-готике, теперь становятся явью. Если говорить про особенности стиля и героев, то направление часто описывает ангелов и кукол. Атмосфера – романтически глубокая и многогранная. Однако готика не будет готикой без мрачного вступления, либо эпилога, безнадёжно переворачивающего смысл. Литературные герои отличаются проницательностью и силой духа, присущая им уязвимость не становится фатальной, и теперь они адекватны сохранить самосознание и раскрыть тайны потустороннего мира (иными словами, современные авторы способны осознанно подойти к раскрытию образов, опираясь на психологию творческих процессов).

В значительной мере развитие жанра сопряжено с ростом психологической культуры. Например, помог «Словарь символов» Х. Э. Керлота, труды К. Г. Юнга о символах, и его последователя Иоланды Якоби «Образное царство души». Имея толику творческого воображения, авторы с лёгкостью смогут постичь язык образов и отразить его прожитыми литературными образами. Для целостного понимания неоднозначных мотивов и мировоззрений персонажей, лично я обращаюсь к аксиопсихологии З. С. Карпенко, а также собственным научным классификациям ценностей личности. 

Но помимо атмосферы особенно важно понять особую психологическую структуру нового жанра, поскольку развитие любого искусства в значительной мере сопряжено с ростом психологической культуры. Для этого пришлось обращаться к классике: нуар-готике прошедших веков, а также фэнтези, бытовавшего ещё до Толкиена. Сначала выделим, интересующую нас, главную особенность фэнтези – его отличие от феерии. Разница определена присутствием явной грани между повествованием (в начале произведения) и тревожной феерией (основной частью). Например, "Хроники Нарнии" ("Тайна платяного шкафа") Клайва Стейплза Льюиса, описывают детей, укрывшихся от ужасов Второй Мировой войны... в шкафу – им проще было создать новую реальность, чем вернуться в прежнюю. Либо героиня "Волшебника из страны Оз" Лаймена Фрэнка Баума, которая не успела спрятаться от урагана и определённое время… проболталась между жизнью и смертью. Т.е. события задаются в рамках жизненного повествования… в нём и остаются, но с определённого момента сознание героев устаёт от жестокой обыденности и начинает воспринимать реальность образно и феерично. 

Ещё одна важная деталь фэнтези: хотя бы вскользь в нём переплетаются человеческий мир, мир духов, и преисподняя. Как видно из примеров, герои, переступившие грань жизни и смерти, из повествования попадают в мир феерии. Говоря научно, после пережитого стресса привычные стереотипы и предрассудки пропадают и сознание строит для себя новую экзистенцию, некий ковчег, возвышенно описываемый в тексте художественным языком. Причиной этому может стать глубокий невроз, клиническая смерть, реже патопсихологические особенности героев. 

Другая грань – божественная, в фэнтези она весьма размыта и не предполагает объяснения. Она сопоставима с границей сверхсознательных процессов личности, построенных на сознательных деяниях; сознательных – значит понятных для читателя. Литературные символы можно сравнивать с психологией творческих процессов, правополушарным мышлением, чередой архетипических ассоциаций, или опытом преодоления себя в ходе сюжетных испытаний. Так, труды М. Г. Ярошевского хорошо дополнили теории психоаналитиков в изучении сверхсознания, П. В. Симонов, определяет сверхсознательные процессы личности, как художественную интуицию. К. С. Станиславский доказал, что сверхсознание основано на сознании, а не на уходе от него.

Таким образом, в новом жанре Белой готики тоже должно быть две грани сознания героев: подсознательная (грань невозврата) и духовная, на этот раз контрастно связывающая фееричное и практическое восприятие реальности. Так можно выделить три ментальных этапа, разделённых двумя гранями бессознательного:

I этап – это связь с классическим жанром готики.

II этап – пересечение фееричной границы с подсознанием (грань невозврата).

III этап: главная особенность жанра – сверхсознательная связь мистерии с бытийным опытом.

В последующих блогах более подробно рассмотрим структуру жанра и новые примеры.

 

( P.S. Картинки кликабельные. Приятного прочтения! )

 

303
4
0
303
4
0

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

27.05.23 09:27

Очень интересно. Буду ждать следующей статьи. Спасибо, что пишете об этом жанре. Мне он интересен, как читателю, прежде всего.

Спасибо Вам! Рад знакомству с единомышленником!
Скоро выложу более детальный обзор жанровой структуры.

Но сначала лечу знакомиться Вашим творчеством...)

Спасибо! Я очень рад, что есть возможность узнать больше о готическом жанре. Какое-то время о нём и вовсе забыли. Хорошо, что сейчас он возрождается.)
Очень рад нашему знакомству!)

Верно, с развитием психологии личности преображается и искусство.
Особенно готический жанр имеет точные ассоциации с подсознанием,
а у неоготики -- прямая параллель со сферой сверхсознания.
Именно так и появился новый поджанр.

Успей купить!
Присоединяйтесь
к нам в соцсетях