Сегодня пришло время рассмотреть новейший литературный жанр, Белую (нео)готику. В данном блоге уделим внимание атмосфере и обозначим ментальую структуру стиля.
Точным примером жанра является миниатюра Пурпурный Тенши из сборника «Японские» притчи:
Цель нового жанра – раскрыть новый мир за гранью сознательного опыта. Непознанные явления, которые вызывали страх в классической нуар-готике, теперь становятся явью. Если говорить про особенности стиля и героев, то направление часто описывает ангелов и кукол. Атмосфера – романтически глубокая и многогранная. Однако готика не будет готикой без мрачного вступления, либо эпилога, безнадёжно переворачивающего смысл. Литературные герои отличаются проницательностью и силой духа, присущая им уязвимость не становится фатальной, и теперь они адекватны сохранить самосознание и раскрыть тайны потустороннего мира (иными словами, современные авторы способны осознанно подойти к раскрытию образов, опираясь на психологию творческих процессов).
В значительной мере развитие жанра сопряжено с ростом психологической культуры. Например, помог «Словарь символов» Х. Э. Керлота, труды К. Г. Юнга о символах, и его последователя Иоланды Якоби «Образное царство души». Имея толику творческого воображения, авторы с лёгкостью смогут постичь язык образов и отразить его прожитыми литературными образами. Для целостного понимания неоднозначных мотивов и мировоззрений персонажей, лично я обращаюсь к аксиопсихологии З. С. Карпенко, а также собственным научным классификациям ценностей личности.
Но помимо атмосферы особенно важно понять особую психологическую структуру нового жанра, поскольку развитие любого искусства в значительной мере сопряжено с ростом психологической культуры. Для этого пришлось обращаться к классике: нуар-готике прошедших веков, а также фэнтези, бытовавшего ещё до Толкиена. Сначала выделим, интересующую нас, главную особенность фэнтези – его отличие от феерии. Разница определена присутствием явной грани между повествованием (в начале произведения) и тревожной феерией (основной частью). Например, "Хроники Нарнии" ("Тайна платяного шкафа") Клайва Стейплза Льюиса, описывают детей, укрывшихся от ужасов Второй Мировой войны... в шкафу – им проще было создать новую реальность, чем вернуться в прежнюю. Либо героиня "Волшебника из страны Оз" Лаймена Фрэнка Баума, которая не успела спрятаться от урагана и определённое время… проболталась между жизнью и смертью. Т.е. события задаются в рамках жизненного повествования… в нём и остаются, но с определённого момента сознание героев устаёт от жестокой обыденности и начинает воспринимать реальность образно и феерично.
Ещё одна важная деталь фэнтези: хотя бы вскользь в нём переплетаются человеческий мир, мир духов, и преисподняя. Как видно из примеров, герои, переступившие грань жизни и смерти, из повествования попадают в мир феерии. Говоря научно, после пережитого стресса привычные стереотипы и предрассудки пропадают и сознание строит для себя новую экзистенцию, некий ковчег, возвышенно описываемый в тексте художественным языком. Причиной этому может стать глубокий невроз, клиническая смерть, реже патопсихологические особенности героев.
Другая грань – божественная, в фэнтези она весьма размыта и не предполагает объяснения. Она сопоставима с границей сверхсознательных процессов личности, построенных на сознательных деяниях; сознательных – значит понятных для читателя. Литературные символы можно сравнивать с психологией творческих процессов, правополушарным мышлением, чередой архетипических ассоциаций, или опытом преодоления себя в ходе сюжетных испытаний. Так, труды М. Г. Ярошевского хорошо дополнили теории психоаналитиков в изучении сверхсознания, П. В. Симонов, определяет сверхсознательные процессы личности, как художественную интуицию. К. С. Станиславский доказал, что сверхсознание основано на сознании, а не на уходе от него.
Таким образом, в новом жанре Белой готики тоже должно быть две грани сознания героев: подсознательная (грань невозврата) и духовная, на этот раз контрастно связывающая фееричное и практическое восприятие реальности. Так можно выделить три ментальных этапа, разделённых двумя гранями бессознательного:
I этап – это связь с классическим жанром готики.
II этап – пересечение фееричной границы с подсознанием (грань невозврата).
III этап: главная особенность жанра – сверхсознательная связь мистерии с бытийным опытом.
В последующих блогах более подробно рассмотрим структуру жанра и новые примеры.
( P.S. Картинки кликабельные. Приятного прочтения! )
Комментарии
Сортировать по
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Очень интересно. Буду ждать следующей статьи. Спасибо, что пишете об этом жанре. Мне он интересен, как читателю, прежде всего.
Спасибо Вам! Рад знакомству с единомышленником!
Скоро выложу более детальный обзор жанровой структуры.
Но сначала лечу знакомиться Вашим творчеством...)
Спасибо! Я очень рад, что есть возможность узнать больше о готическом жанре. Какое-то время о нём и вовсе забыли. Хорошо, что сейчас он возрождается.)
Очень рад нашему знакомству!)
Верно, с развитием психологии личности преображается и искусство.
Особенно готический жанр имеет точные ассоциации с подсознанием,
а у неоготики -- прямая параллель со сферой сверхсознания.
Именно так и появился новый поджанр.