Жил был седой человек, с длиннющей бородой, с лицом, изъеденным морщинами. Он прожил долгую и однообразную жизнь и почти ничего не видел, мало путешествовал, жениться тоже не решился, даже детей не имел. Звали его Марик. Его землянка находилась недалеко от деревни, но он общался только со старым мельником, с которым провёл своё детство и молодость. Но вот теперь уже мало ходил к нему в гости, у того жена была сварливая и злая женщина. Не по нраву ей был друг юности её супруга. А детей у мельника было шестеро, никто из них не состоялся как успешный человек. Все были бедны и постоянно крутились в доме отца и матери.
В лесу необычное дерево стояло, с толстенным стволом и высоты огромной. Марик облюбовал его и нравилось ему рядом с ним сидеть на пенёчке и о своём думать, мечтать то было уже не о чем. Немощный ведь был, сухой как тростинка, с характером упрямым и вредным. Никто из жителей села не приходил в гости к нему, потому что считали отшельником и чудаком. Дети, которые выбирались в лес за грибами, ягодами и хворостом, стороной обходили его хижину, чтобы ненароком не встретиться с её хозяином. Но старик уже привык к одиночеству и покою. Ведь порой они даже так сладостны, потому что дают умиротворение, внутреннюю гармонию и наслаждение.
Как-то одним летним днём, который тянулся очень долго, потому что стоял зной и невыносимая духота, Марик отдыхал у себя дома на деревянной кровати. Он уже почти сомкнул веки, но внезапно услышал стук, который доносился от входной двери. Стучали громко и настойчиво, и это раздражало пожилого мужчину. Ему уже шел восьмой десяток, кто смеет так нагло вторгаться в его личное пространство. На пороге стоял молодой юноша лет двадцати пяти. Но что-то в нём было особенное. Глаза смотрели с мудростью и душевной чистотой. Никогда ещё старик не встречал таких людей у себя в деревне. Да и вообще, где бывал раньше. Курчавые волосы парня торчали беспорядочно, крупные губы немного улыбались. Роста он был невеликого, но могучего телосложения. Рубаха прилипла к телу от жары, а шаровары были пыльными. За спиной он тащил какой-то небольшой мешок.
- Здравствуй, отец, можно я у тебя заночую. Скоро уже ночь, а я ещё не ел и не пил. Устал просто страшно, а передохнуть негде.
- А почему бы тебе в лесу не вздремнуть на травяной подстилке? У меня всего одна кровать, а кормить и поить тебя нечем. Сам не знаю, как жить и голод утолить. Мне тоже никто не помогает.
- Что-то ты невежливый, я могу и на полу поспать. А к еде неприхотливый, прошу, пусти хоть на одну ночь. Я не создам неудобств.
- Ладно, ладно, так уж и быть. Заходи в избёнку мою, только будь аккуратен, вещи тут все дряхлые как и я сам.
- Хорошо, благодарю за приём. Много я бродил по свету. Ведь дома у меня нет, после смерти отца и матери согнали меня из него. Какой-то богач решил завладеть моей землёй, и у него это с лёгкостью получилось. Где я только ни был. Полсвета обошел на своих двоих.
- То-то и видно. Разит от тебя за версту. Садись за стол, будем доедать кусок хлеба, что дал мне мой приятель, – рассмеялся старик.
- Спасибо огромное, я очень голоден. А вы что тут всю жизнь провели?
- Да, а куда мне деваться? Кому я нужен в другом месте, если в своём родном никому. Нет ни семьи, ни родни, один друг и то почти со мной не общается.
- Я вообще не представляю, как можно столько лет прожить в одном месте. Я бы так не смог. Как без развития, без трудностей, без любви и милой девушки.
- А мне так проще было, зачем мне эти трудности? Хата есть, тепло в ней, не разваливается. А семью не создал, потому что проблем не хочу. Лишние хлопоты от неё. Еще жена заставит работать, я ведь ненавижу что-то делать. Вот для себя, может, и постараюсь. А дети что? Вырастут, забудут.
- Ну это как их воспитать. Я видел много семей, где подросшие дети помогают своим родителям в старости. Как молодые и немощные жили душа в душу. Мне самому приходилось долгое время обеспечивать моих двух маленьких братьев и сестру. Я трудился в поте лица на двух работах, где платили маленькое жалование. Потом я стал господином и имел своих собственных слуг, шикарный дом и много лошадей в конюшне. Я был щедрым и добрым хозяином. Но всё потерял, потому что супруга оказалась коварной и жадной женщиной. Она обобрала меня до нитки и пустила по миру.
- По тебе не скажешь, что ты был богатым. Ну как оно, быть им?
- Ничего особенного. Ну можешь ты себе много позволить, одеться в дорогие одежды, купить вкусную пищу, накормить обильно детей и учить их, где они пожелают. Но со временем понимаешь, что дела отнимают всё свободное время, жена начинает искать утеху в другом мужчине, а дети не считаться с твоим мнением. Слуги шепчутся за спиной. А сам постоянно боишься потерять своё знатное положение, не знаешь, куда еще можно вложить средства, чтобы не прогореть. Так что я бы не сказал, что в больших деньгах счастье. Я вот даже сейчас считаю себя намного счастливее, чем тогда. Меня раньше окружал лишь обман и люди, которые пользовались моим положением. А сейчас я обрёл свободу от мнения окружающих, от притворства, теперь у меня нет слуг, которые плетут против меня козни. Особенно, зависти со стороны. Я простой человек, бедный, но свободный. Иду, куда захочу, живу, где желаю. Природа моя спутница и помощница, заступница. Она меня кормит, ведёт дорогами длинными, не встречаю я на пути подлости, потому что Бог уберегает от врагов и неприятностей, от голода, болезней и смерти.
- Хоть и молодой человек, а ты ведь намного мудрее меня, старика. Я вот тут всё куковал, а теперь вот думаю, что напрасно только время тратил. Ведь мог как ты, идти волею сердца, и ветер был бы мне помощником.
- Ты прав, отец, но никогда не поздно что-то поменять. Пошли со мной.
- Нет, я уже слишком стар.
- Ты просто сам поверил, что ты стар и ничего не можешь. На всё нам силы даны, когда чистый дух живёт внутри нас. Он и волю даёт и блаженство от судьбы.
Всю ночь дивился Марик рассказам молодого незнакомца, только имя забыл его спросить. Наутро покинул его хижину парень. А старик осознал, что увидел в нём себя в молодости. Как он хотел когда-то также с котомкой бродить по долам и по лесам, по горам великим. Вот только послушался страхов и сомнений и остался в деревне на всю жизнь. Теперь вместо покоя обрёл горечь и не мог больше находиться в доме своём. Через неделю покинул его и побрёл неведомо куда, чтобы прожить остаток лет по-другому, увидеть то, что не видал, почувствовать сладкий вкус свободы и умереть в неизвестном краю.
Комментарии отсутствуют
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!