Выполняется поиск...

Ничего нет

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Популярные запросы
!
События
Дарим вам скидку 50% по промокоду "New50" на первую покупку книги из специальной подборки
популярных книг!
Выбор книги
  • Главная
  • Блоги
  • ПТСР у главных героев "Берега мёртвых": как написать живого человека
ПТСР у главных героев "Берега мёртвых": как написать живого человека

ПТСР у главных героев "Берега мёртвых": как написать живого человека

25 октября 2025
9

"Почему Блу все время видит один и тот же сон с какой-то головой в тумбочке и не любит вспоминать прошлое, а Лорита, напротив, живет воспоминаниями и бесконечно рефлексирует?" - этими вопросами частенько задаются те, кто читает нашу с Janny зомбосагу с "Берега мёртвых". 

Действие центрального романа стартует весной третьего года от начала эпидемии, и обе главные героини к этому моменту уже не по разу травмированы как физически, так и психологически. Собственно, книга начинается с очередной травмы: разгрома их дома у реки, гибели трети общины и похищения Блу работорговцами с побережья. События, которые сделали девчонок закрытыми, жесткими, бескомпромиссными, упоминаются вскользь и быстро заслоняются новыми неприятностями и стрессом.

В приквеле "Дорога мёртвых" мы проводим читателей по всем вехам и подробно показываем, как рождаются их психотравмы, как они с ними выживают, сживаются, пытаются преодолеть, что в условиях отсутствия какой-либо медпомощи, конечно, дело сложное. 

Получить посттравматическое стрессовое расстройство посреди зомбиапокалипсиса, напротив, дело нехитрое. Усугубляется вся эта история не только стремительной потерей родных и близких от первичной инфекции, но и там фактом, что восставшие тела необходимо упокаивать. Чем-то тверденьким прямо в голову. У Лориты на этом этапе преимущество - она сирота, мигрантка и ни к кому особо не привязана. Психика Блу расшибается об эту суровую необходимость в первые же дни, как только эпидемия выходит из-под контроля - все ее музыканты гибнут буквально за пару суток, и последнего - старого друга, искусанного и сгорающего от лихорадки, она вынуждена избавить от мук собственными руками. После чего остается одна на чужом континенте - они в Штаты по приглашению приятеля прилетели, пару концертов в его клубе сыграть. Там же случается травмирующий эпизод с головой в тумбочке. 

Психика у Блу в целом крепкая, воля мощная, и все же, невзирая на всю свою неформальность, она - девушка из хорошей семьи, без печального или жесткого бэкгрануда. Поэтому все, чему она становится свидетелем и участником, глубоко шокирует ее и вызывает начальную диссоциацию (эмоциональное отключение от травмирующих событий). Сознательное избегание плохих воспоминаний "Я не помню, что там случилось, я не хочу об этом помнить, я подумаю об этом завтра" и нарастающая диссоциация в конце концов приводят к локализованной амнезии. Рассудок сохранен, человек способен функционировать дальше, причем в фазе "бей" - активной самозащиты. 

Как Блу спасается и лечит себя в условиях языкового барьера, изоляции, постоянно повторяющихся стрессов? Любовь и забота. Маленький, беспомощный волчонок из передвижного цирка, и вот она уже не просто жертва обстоятельств и вынужденная убийца - она мать. Она заботится, кормит, защищает и воспитывает, получая в ответ безусловную любовь, принятие и крепкого соратника по мере роста детеныша. Помогает ли ей это вылечится полностью? Конечно, нет. 

Если сломанная кость годами ноет на погоду, то покалеченная психика тоже дает свои плоды, даже когда все кажется давно пережитым. Подавленные воспоминания возвращаются в виде ночных кошмаров, после очередного серьезного стресса. Голова в тумбочке - без лица, чья-то дорогая ей, но обезличенная, и вспомнить, кому она принадлежит, Блу не может. 

Разрешается история с амнезией спустя два года, когда жизнь Блу устаканивается: она обретает надежное убежище, подобие новой семьи, бойфренда. Ощущение защищенности взламывает психологический барьер и она абсолютно все вспоминает, чтобы пережить по-настоящему, оплакать и двигаться дальше. Кошмары при этом не уходят, так как настоящей терапии не было, они просто снятся реже - на волне очередного стресса, и начинают включать в себя новые события и персонажей (например, акульего бога). Но жить все это Блу не мешает, она выучивается легко отбрасывать ненужные, травмирующие воспоминания уже сознательно. Схема-то рабочая.

У Лориты такого механизма защиты психики не включилось, и ее ПТСР, который она получает восемь месяцев спустя после начала ЗА (после разгрома ее лагеря и гибели новых друзей и возлюбленного), реализуется по гипервозбудимому типу: ее психика все время находится в фазе острого горевания, гиперответственности, чувства вины и в фазе "беги". Что она и делает, практически полтора года путешествуя сначала в одиночку, а потом в компании кошки (та же терапия, что и у Блу) по Зомбоштатам. Ее травмирующий опыт бесконечно прокручивается в памяти, усугубляясь одиночеством - Лори даже поговорить не с кем. После на него наслаиваются новые скверные события (разгром гидростанции, гибель части общины, в которую она только влилась). Ее ПТСР закрепляется. И разрешить эту травму ей помогает только Снук - очень долгой терапией, проводимой исподволь. Поэтому в "Береге мёртвых" так много ее рефлексии. 

И все это базируется на детстве и врожденных чертах характеров героинь. Блу - любимая дочь, единственная девочка среди кучи братьев, симбиоз принцессы и своего пацана, уверенная в себе и напрочь лишенная женской хитрости: ее кокетство - это подколки. Лорита - сирота, выращенная злобной теткой, ни к кому не привязанная, но отлично умеющая в манипуляции, кокетство и флирт. Она любить-то учится посреди апокалипсиса, чтобы почти сразу лишиться всего: любимого, друзей, только-только обретенной "семьи". Все это накладывает отпечаток на их мотивацию, поступки и взаимоотношения с окружающими. 

При этом мы как авторы не забываем, что практически все окружение ГГ - такие же травмированные (в той или иной степени) люди со своими страхами, чувством вины и горем. ГГ еще повезло - им не пришлось видеть гибель своих родителей или детей, или упокаивать их собственными руками. И девушки хорошо это понимают, не утопая в соплях и саможалении. Даже у законченных злодеев и беспринципных бандитов в загашнике может отыскаться трагическая история, причинившая им глубокую боль. Ну, за исключением совсем уж махровых психопатин, которым просто на всех плевать.

Занятный факт, что при создании образов, характеров и личной истории героинь в психологию (а тем паче психиатрию) мы особо не углублялись - писали многое интуитивно. А потом уж стали интересоваться, на какой такой базе все это покоится? Впрочем, опыт и хорошее образование не пропьешь )) 

Такие пироги, котятки. 

P.S. Интересно, кто-нибудь догадается, почему любимое оружие ближнего боя Блу - нож? 

9
0
0

Комментарии (0)

Сортировать по

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Комментарии отсутствуют

К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!

Читайте ещё

Собрали для вас посты похожие на запись "ПТСР у главных героев "Берега мёртвых": как написать живого человека" , а также другие посты этого автора