Казалось бы, зомбиапокалипсис: эпидемия, миллионы смертей, миллионы ходячих мертвецов, ПТСР (о котором я рассказала тут: https://litsovet.ru/blogs/7137-ptsr-u-glavnyh-geroev-berega-mertvyh-kak-napisat-zhivogo-cheloveka), постоянные угрозы быть искусанным зомбаками, искалеченным или убитым конкурентами за ресурсы, риск умереть от голода, простуды, банальной травмы или аппендицита. Какой, к зиркам гирганейским, может быть в такой ситуации юмор?!
Отвечаю: обычный, человеческий! Еще подростком удивлялась фильмам, в которых с героями не случалось буквально ни-че-го забавного даже на элементарном бытовом уровне. А смех, воткнутый как правило флешбеками, нес лишь надрывную подложку драмы. Видишь смеющуюся девушку? Знай - через пять секунд ее собьет поезд, растопчет слон, унесет инфлюэнца, и все оставшееся время герой будет ежесекундно и невыносимо страдать. Но ведь в реальной жизни мы так не живем? Наша психика буквально защищается смехом в тяжелых, пугающих жизненных ситуациях. И место юмору находится и в больничных палатах, и в окопах, и за решеткой, и даже, прости господи, на похоронах, если покойник имел счастье прожить долгую и веселую жизнь (надо будет как-нибудь рассказать вам историю про кладбище, бабку и... ( * )( * ) ).
Наверное, поэтому я так люблю "Они сражались за Родину": за "умственную болезнь" рядового Некрасова, за подбитый Лопахинский глаз, за "злодейски добытую" капустку к борщу. В этих штрихах не просто бытовой реализм - в нем огромная надежда на будущее, на нашу победу: так жизнь берет верх над злобой, мраком и смертью.
Конечно, было бы большой наглостью с нашей с Janny стороны ставить себя в один ряд с такими великими мастерами слова, как Шолохов. Не настолько глубоко и тонко мы это исполняем. И все-таки смешному в "Береге мёртвых" место есть, и его немало. Да что там, у нас даже специальные комичные (без всяких траги-) персонажи для этого имеются: напрочь лишенная каких-либо комплексов миссис Ди, ее забавный и маленько прибабахнутый бойфренд мистер Иствуд, очень стихийно и по-своему воспитывающий осиротевшего внучка, бычок Гарфилд, огромная, но очень добродушная Большая Берта, а так же целая (запрещенная РКН к упоминанию в позитивном ключе) коммуна на маленьком островке с говорящим названием "Голубая лагуна". И даже нелепый, болтливый Снук кажется таким персонажем почти до самого финала книги. Но... не будем в спойлеры ))
Как все эти люди выжили в горниле апокалипсиса - не очень понятно даже нам )) Видимо, за счет дичайшего везения, и в реальной жизни сопровождающего подобных типов. Зато когда они появляются на сцене между напряженными, драматическими главами с участием основных персонажей - читатель знает, что ничего плохого не случится, можно расслабиться и немного посмеяться. Потому что кормить читателя голимым стеклом в больших и супер-больших формах просто нельзя. Ни одна нормальная психика этого не вывезет.
Разумеется, и главные герои временами попадают в смешные, нелепые ситуации, подтрунивают над собой и товарищами, смеются и расслабляются, а не только сражаются, выживают и теряют близких. А уж как хороша тактика прикидываться недалеким клоуном, когда имеешь дело не с зомбированным противником, а вполне себе хорошо соображающим! Снук эту маску практически не снимает, и почти всю дорогу благополучно выкручивается из самых серьезных ситуаций. Да и Йен ее охотно носит, только с уклоном в беззаботное очарование. А за этой маской - серьезная работа на подполье, разгромленные плантации и освобожденные из рабства люди.
И тон у этого юмора такой же разный, как и транслирующие его герои: пошловатый, беззастенчивый стиль миссис Ди, язвительные подначки пирата Тьяго, околосексуальный треп Снука, ироничные, с уклоном в сарказм, замечания Лориты, короткие шпильки Блу, которые она вгоняет в неприятелей недрогнувшей рукою, а в любимых - с нежностью (и бесконечная самоирония обеих ГГ, конечно), искрометный стиль Конфетки - продолжать можно бесконечно, персонажей у нас предостаточно. Да, порою юмор героев чернее ночи на экваторе, на грани фола... но такова окружающая их реальность, весьма далекая от викторианской чопорности. А какие времена - таки и шутки.
И, знаете, приятно видеть в отзывах, что над одними моментами читатели плачут, где-то злятся, порой не понимают поступков героев и их мотивов, часто - сопереживают, а над какими-то смеются от души. Значит, мы, как творцы, затрагиваем все доступные нам струны человеческих душ. Однако, невзирая на этот эмоциональный баланс, к концу работы темная ее сторона нас с соавтором так вымотала, что мы отдыхали душой, создавая потом комичный "На рыдване по галактикам".
Вот такие пироги, котятки. А ваши герои любят-умеют в юмор?
ЛитСовет
Только что
Комментарии отсутствуют
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!