Почему мы добровольно читаем то, что нас пугает? Почему нам нравится, когда у героя лезут кишки, а дом скрипит ночью? В этой статье я попробую ответить на эти вопросы.
1. Эмоции. Официально, ужастики нужны, чтобы напугать, но их проблема в том, что читатель в безопасности, а потому хоррор-книгам приходится использовать спектр чувств.
- Тревога — ощущение, что угроза рядом и вот-вот нападёт.
- Любопытство — жажда узнать, что за ужас тут творится.
- Катарсис — то самое облегчение, когда герой победил.
Однако читатель, находясь у себя дома, не испытает эмоции просто так. Для этого нужно мясо — персонажи, за которых он будет держать кулаки.
2. Персонажи
Персонажи бывают разные. В хорроре можно выделить 3 основных типа:
- Протагонист. Он является аватаром читателя в мире книги и в конечном счёте именно привязанность к нему и беспокойство за его судьбы и вызывает вышеназванные эмоции.
- Антагонист. Он является либо угрозой протагониста, призванной вызвать у читателю тревогу, либо же объектом мести протагониста. Но об этом позже...
- Остальные. Это фон — друзья, семья, случайные свидетели. Одни «функциональны»: дурак, который полез в тёмный подвал, или скептик-коп. Их действия двигают сюжет. Другие — просто статисты, оживляющие мир. Без них вселенная будет пустой, но глубокой личностной драмы от них не жди.
3. Протагонист
Он — наша линза. И от её качества зависит всё.
- Обычный человек — человек с самыми близкими читателю проблемами и жизнью. Тот, с кем читатель может себя ассоциировать. Страх в этом случае работает, потому что вызывает вопросы: «А я бы выжил? А я бы поступил иначе?»
- Грешник с тайной — человек с какой-то тайной, грехом, что материализовался и теперь догоняет. Страх здесь двойной: от внешней угрозы и от ожидания, когда же кошмар из прошлого настигнет. Читатель становится соучастником, зная, что герой заслужил расплату, но продолжая за него держать кулаки.
- Мститель — человек, переживший по вине другого некоторое дерьмо и теперь желающий восстановить справедливость. Его мотивы могут быть даже справедливы, но методы отвращают. Читатель не ассоциирует себя с ним напрямую, а наблюдает. Это игра на тёмной стороне: мы боимся его, но где-то в глубине души понимаем.
4. Антагонист
Если злодей — просто тварь с клыками, это скучно. Работающий антагонист — это концепция.
- Монстр — тот самый тип зла (чаще всего мистического происхождения), который нельзя убить, с которым нельзя договориться. Они — воплощение рока, судьбы, от которой не убежишь. Это работает, потому что ломает главную надежду человека — на спасение через действие.
- Преступник — чаще всего, человек, преследующий свои корыстные цели, где герой — жертва обстоятельств, попавшая под горячую руку. Иногда такой злодей — мститель, желающий наказать героя за его грехи. В обоих случаях страх появляется из-за того, что читатель может понять таких персонажей, а то и представить, что где-то в реальном мире есть похожий на него маньяк.
5. Конфликт
Всё просто. Герой хочет выжить. Зло хочет его убить/поглотить/сломать. Вся история — это бегство, сопротивление или охота. Без этого стержня любой хоррор рассыпается в пыль.
6. Структура сюжета
Классика работает безотказно.
- Завязка. Показываем обычный мир, который вот-вот рухнет.
- Предзнаменование. Первые признаки угрозы. Герой не верит, но читатель уже чует, куда дует ветер.
- Первое столкновение. Зло проявляет себя открыто, а правила игры поменялись.
- Нарастание. Герой ищет ответы, пытается бороться, а угроза крепчает.
- Кульминация. Решающая схватка. Физическая или моральная. Точка максимального напряжения.
- Развязка. Последствия произошедшего кошмара.
7. Атмосфера
Атмосфера в ужастиках — это не только декорации. Это чувство, что мир прогнил насквозь. Она достигается через детали (звук, запах, внешний вид), недосказанность (мы не видим полной картины, но мозг дорисовывает её за нас) и ритм (автор подгадывает момент, чтобы затем резко показать страшное).
8. Хоррор-моменты
Прыжок из-за угла — дешёвый приём. Надолго его не хватит. Сильные моменты строятся иначе.
- Нарушение правил. Мы только что поняли, как работает угроза, и тут она меняет поведение. Это ломает шаблон и вызывает панику.
- Осознание ужаса. Момент, когда герой (и читатель) понимает весь масштаб происходящего... И понимает, что выхода нет.
- Контраст. Абсолютный покой, сцена уюта, за которой следует провал в кошмар.
9. Концовки
Финал определяет, что ты вынесешь из книги.
- Победа. Катарсис есть, но часто он горький. Цена слишком высока.
- Поражение. Зло побеждает. Оставляет чувство безнадёжности и опустошения.
- Неоднозначный финал. Угроза не побеждена, а отступила. Финал оставляет тебя с тревогой и вопросом «а что дальше?». Это самый живучий страх.
10. Так и зачем мы читаем ужастики?
В первую очередь по двум причинам:
- Чтобы столкнуться с собственными страхами и побороть их.
- Чтобы осознать, что наша реальная жизнь ещё не такая ужасная.
На этом — всё. Если было и интересно, и полезно — дайте знать в комментариях. В следующий раз разберу собственные ошибки в письме (и не только) и попробую найти пути их решения — возможно, именно так сформируется мой стиль и авторский голос. До связи!
ЛитСовет
Только что
Комментарии отсутствуют
К сожалению, пока ещё никто не написал ни одного комментария. Будьте первым!